Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 34 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 34 страница






3) Ограничения правоспособности. Доказательством того, что общественные условия в древнейшее время влияли на правоспособность не меньше, а гораздо больше, чем в последнее время, служат ограничения правоспособности иностранцев, изгоев и явление рабства.

а) Иноземцы и чужестранцы

Иноземцами в Древней Руси назывались жители других русских земель, чужеземцами (теперешние иностранцы) - жители стран нерусских. Права иноземцев уясняются в памятниках новгородского права. Ст. 22-я Новгородской судной грамоты не допускает их к свидетельству на суде, а ст. 19 Договора новгородцев с Казимиром запрещает им владеть недвижимой собственностью на новгородской территории. Других ограничений в памятниках не встречается. Что касается прав чужеземцев, или иностранцев, то надо сказать, что в новой Европе вообще они не терпят столь больших ограничений в правах, как у восточных и классических народов. По греческому, например, понятию об эллинизме, между греками и негреками, именуемыми общим названием "варвары", должна существовать постоянная война до полного истребления варваров. Впрочем, у греков отношения к иностранцам были несколько мягче, нежели у восточных народов, где всякий иностранец, попавший на чужую территорию, являлся бесправной вещью. У греков же иностранцы только не могли приобретать недвижимой собственности на их территории и должны были иметь опекуна из граждан. Римское право тоже только путем длинных постепенных уступок провинциалам и иностранцам переродилось из узкого строго-национального jus civile в jus gentium, допустив последних к полному участию в правах. Из новейших европейских народов немцы обнаружили наибольшую строгость по отношению к иностранцам: до XVI в. у них удерживались следующие постановления, касающиеся иностранцев: 1) Wild=fangiatus, т.е., право каждого гражданина охотиться за иностранцем и в случае поимки обращать его в рабство; 2) право берегового владельца на вещи и личность иностранца, потерпевшего у его владений кораблекрушение; 3) droit d'aubain - право государства наследовать имущество после иностранца. Славянское право в своих отношениях к иностранцам несравненно мягче. Оно не только наделяет их некоторыми гражданскими правами, но даже иногда дает им привилегии. Все иностранцы делились у нас на иностранцев - временных гостей и иностранцев оседлых. Гости, по общему праву всех первобытных народов, временно входят в семью, принявшую их. Способы такого усвоения были различны; самым же обыкновенным и вместе с тем простым способом было прикосновение гостя к семейному очагу, после чего он становился священным членом семьи и под кровом ее считался неприкосновенным. Таким образом, в основании отношений к иностранцам лежала временная натурализация в семье. У древних же славян, по свидетельству императора Маврикия, гости получали такое временное признание прав не только в семье, но и в целом племени: "Если чужеземец подвергается несчастию по вине того, кто должен охранять его (домохозяина), то соседи идут войною на этого последнего, вменяя себе в благочестие отомстить за иностранца". Однако, даже и в историческое время такая натурализация была недостаточна. 8-я ст. Договора Олега с греками показывает, что до заключения этого договора иностранец, потерпевший кораблекрушение у берегов, населенных славянами, подвергался возможности "убиену" или, по крайней мере, "биену быти". Упомянутой 8-й ст. договора эта возможность для греков уничтожена. Кроме этого "берегового права", другие немецкие постановления, такие как Wild-fangia-tus или droit d'aubain, в славянском праве не имели места. После принятия христианства иностранцы ("сторонники") отдаются под опеку церкви, и "гостиницы" и "странноприимницы" считаются церковными учреждениями. С течением времени права, предоставляющиеся иностранцам посредством временной натурализации, становятся недостаточными. Договорами им была предоставлена большая сумма прав, но не вся полнота их: взамен того за ними были укреплены их отечественные права. В договоре с немцами 1229 (ст. 16) читаем: "Если латинские гости бьются между собою мечем или деревянным орудием, то князю (русскому) до того дела нет: они судятся сами между собою". О правах их приобретать недвижимое имущество нет и не может быть и речи, но ст. 30-й того же договора немцам предоставлено право приобретать движимое имущество; они могут также вступать в обязательственные отношения с гражданами и в таких отношениях пользуются значительными привилегиями. Ст. 69-я Русской Правды Кар. постановляет, чтобы при конкурсном взыскании с должника из его имущества был выплачен сперва долг кредитору-гостю, если таковой, конечно, существует, и потом уже оставшееся имущество делится между "домашними" кредиторами: "отдать прежде всего долг гостю, а домашним, что останется". Такими же привилегиями пользовались немцы и при переходе имущества должников по наследству или в фиск: получавший "статок" (наследство) должен был выплатить долги немцу, если они были на этом наследстве; при конфискации имущества (за преступления) выплачивались долги иностранцам (дог. 1229 г., ст. 12). Впрочем, все эти права и привилегии весьма естественно обусловливаются экономической пассивностью Древней Руси, получавшей необходимые товары из других стран при посредстве гостей-купцов.

Переходную ступень между гостями и оседлыми иностранцами составляют гостиные дворы или фактории. Это были отдельные замкнутые общины, которые иностранцы создавали для того, чтобы, при невозможности пользоваться лично, в отдельности, полными правами гражданства, пользоваться ими в совокупности - коллективно. Такие дворы во множестве были рассеяны в Древней Руси. Южная Русь вела торговлю преимущественно с Южной Германией, и потому в Киеве был двор регенсбургских купцов. В Северной Руси - Смоленске, Полоцке, Пскове и особенно в Новгороде - торговали с весьма раннего времени купцы скандинавские и преимущественно из Северной Германии. Немецкий двор в Новгороде упоминается в XII в., но несомненно, существовал и прежде. Собственно в Новгороде было два двора - немецкий и готский, но юридически они составляли одно учреждение. Население двора менялось два раза в год между зимними и летними гостями. Тем не менее гостиный двор, как юридическое лицо, обладал своими постоянными правами по отношению к государству, которыми гости отдельно вне его не пользовались. Важнейшим из таких прав было право владения недвижимым имуществом, и притом не только внутри его (домами, лавками, церковью), но даже и за его пределами, как, например, лугами. Внутренние права и вообще устройство двора были основаны на принципе полной экстерриториальности; это было как бы государство внутри другого.

Кроме иностранцев, живших в факториях, с древних времен известно и частное оседлое население городов из иностранцев. Названия "ворота лядские", "ворота жидовские" в Киеве указывают на части города, населенные иностранцами этих наций. Особенно силен был наплыв западноевропейцев в земли Галицкую и Волынскую в ХIII в., после нашествия татар: "Идяху день в день (в новоотстроенный город Холм) мастеревсяци бежаху от татар, седельницы или лучници и тульници и кузкеци..." Они поселялись в особых частях города и соединялись в отдельные общины с внутренним устройством по отечественному образцу, но были подчинены общей системе податей и повинностей. Сначала они пользовались, только в высшей степени, такими же правами и привилегиями, как и гости, но уже в 1-й период за ними было признано право приобретать недвижимую собственность. Впоследствии, достигнув мало-помалу всех гражданских прав и удержав в то же время прежние привилегии, они положили основание особому классу привилегированных горожан в Литовско-Русском государстве и таким образом возникло немецкое (магдебургское и др.) право в местечках и городах всей Литвы.

Права иностранцев в Московском государстве первоначально ничем не отличаются от прав их в 1-м периоде: иноземные выходцы-дворяне принимаемы были охотно и получали права на службе тотчас же без всяких условий индигената (см. ч. I). Иностранцев-художников и ремесленников вызывало само правительство со времени Иоанна III. Вообще оседлые иностранцы тотчас же становились подданными государства и, следовательно, переставали быть иностранцами и пользовались всеми личными и имущественными правами. Некоторая нетерпимость к иностранцам-иноверцам замечается лишь с середины XVI в., а права их определяются законом лишь в XVII в. В частности, права иностранцев - городских жителей определены указом 9 марта 1643 г. (ук. кн. зем. прик., ст. XXXIV) по инициативе православного духовенства, которое жаловалось, что немцы ставят СБОИ кирхи ("ропаты") близко к церквам, принимают к себе на службу русских людей и скупают дворы у русских. Законодатель установил тогда, что немцы не могут вновь приобретать дворы у русских в Москве: в Китай-городе, Белом городе и за городом (приобретенные остаются за ними); "ропаты", стоящие близ церквей, велено сломать. Вопрос о праве иноверцев держать русскую прислугу оставлен без ответа; указом патриарха Филарета 1628 г. было запрещено держать русских людей только некрещеным иноземцам. Уложение царя Алекс. Мих. (XIX, 40) дополнило закон 1643 г. постановлением, что кирхи вообще не могут существовать внутри Москвы, а лишь за Земляным городом. Немцы-иноверцы сосредоточились в особой слободе за Москвой (П. С. 3., N 386). Точно так же права иноземцев служилых равнялись правам русских дворян и детей боярских и терпели некоторые ограничения лишь права иноверцев: в XVII в., а именно в 1653 г. (П. С. 3., N 103). вотчины и поместья неправославных немцев были отписаны на государя, "за утеснение крестьян в нашей православной христианской вере" ("многие без отцов духовных без покаяния помирали, и в великий пост... всякой скором с ними немцы ели..."). Права иностранцев в собственном смысле, т.е. не русских подданных, а торговых приезжих людей, опирались на привилегии, дарованные англичанам в XVI в. (со времен Грозного, т.е. с открытия морского пути из Архангельска); по правам, утвержденным за ними при Михаиле Федоровиче, они пользовались беспошлинной торговлей по всему государству, а для ведения ее приобретали оседлость во всех городах и в самой Москве. Эти привилегии были существенно ограничены лишь в 1649 г. (П. С. 3,, N 9), вследствие злоупотреблений со стороны самих англичан: они тайно ввозили табак и другие запрещенные товары, а также товары из других стран, прикрывая их своим флагом, закупали и вывозили из Московского государства товары, прибывшие сюда с востока, наконец, завладели и внутренней торговлей (покупая и продавая товары русским внутри государства). В числе проступков англичан было выставлено и то, что они "всею землею учинили большое злое дело - государя своего Карлуса короля убили до смерти". Англичане были лишены права жительства в Москве, и им позволено торговать только в Архангельске. Торговые права иностранцев установлены окончательно Новоторговым уставом 1667 г. (П. С. 3., N 408).

В период империи уничтожаются и те немногие ограничения, которым подлежали иностранцы (иноверцы) в Московском государстве; наоборот, со времен Петра Вел. иностранцев привлекали на территорию государства особыми льготами, которые усилились во времена Екатерины II в отношении к колонистам; привилегии этих последних во многом превышали права граждан. В период империи в первый раз определены условия принятия подданства.

Принятие подданства иностранцем может или тотчас же сообщить ему все права гражданства, или иногда (для некоторых категорий лиц) дать лишь ограниченную правоспособность. К последней категории относятся права евреев. Изгнанные в XIII, XIV и XV вв. из многих государств Западной Европы (Англии, Франции, Испании) и преследуемые в Германии, евреи постепенно подвигались к востоку и проникали в Польшу и русские земли. После возникновения Литовско-Русского государства они нашли здесь особое покровительство со времен Витовта (при полной свободе вероисповедания они пользовались всеми гражданскими правами с некоторыми привилегиями шлехетства). В Московском и Новгородском государствах до XVI в. они пользовались правом въезда; так, в Новгороде известный Схария сделался "ересеначальником жидовствующих". Но с XVI в. в Московское государство въезд евреям был воспрещен; Иовий пишет о москвитянах: "они не впускают их (евреев) в свои пределы". В 1550 г. Иоанн Грозный дал такой ответ польско-литовскому королю: "Жидам ездити в Россию не пригоже". Московские бояре, составляя известную избирательную грамоту для королевича Владислава, включили в нее следующий пункт: "Жидам в Российское государство с торгом никоторыми делы не ездити" (см. также П. С. 3., N 730). По присоединении Малороссии евреям запрещен въезд в нее; отмена этого запрещения, последовавшая в 1729 г., удержалась недолго (П. С. 3., N 5324, п. 14, 5852, 6610, 6614, 6898, 7869 и 8169). В 1743 г. сенат представил императрице Елизавете о дозволении евреям въезда в пограничные места (Малороссию и Остзейский край), но императрица дала следующую резолюцию: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли" (П. С. 3., N 8840). Екатерина II, по присоединении части Литовско-Русского государства со значительным процентом еврейского населения, объявила в указе 1786 г., что позволяет новым подданным пользоваться правами "без различия закона (веры) и народа" (П. С. 3., N 16391); сообразно с этим она в 1791 и 1794 г. г. позволила евреям селиться в Малороссии (в Черниговской и Новгород-Северской губерниях) и Новороссии (П. С. 3., N 17006,17224 и 17605). Император Александр I (в положении 1804 г.) распространил район дозволенной для евреев оседлости на Астраханскую и Кавказскую губернии и разрешил им приезд во внутренние губернии по торговым делам. В то же царствование (в 1813 г.) состоялось узаконение о воспрещении евреям владения населенными имениями (что, как известно, предоставлено было только одним дворянам), а в 1819 г. воспрещено для них право аренды таких имений (П. С. 3., N 28240, 29501,30543). Затем с 20-х гг. XIX в. начинается поворот к сокращению района оседлости евреев: сначала они лишены права жительства в Киеве, Николаеве и Севастополе, а также в селах; по положению 1835 г, потеряли право жительства в Астраханской и Кавказской губерниях. При Александре II права евреев расширены в некоторых отношениях (ук. 27 ноября 1861 г.). Наряду с этим законодательство стремится приурочить главную массу еврейского населения к сельскому состоянию, обращая их деятельность на земледельческий труд (полож. 1804 г., п. 14-18; ук. 1829 г. о еврейских колониях в Новороссии, и общее полож. 1844 г.); при этом колонистам были даны многие льготы (относительно отвода земли, путевых издержек по переселению, постройке домов и льготы от податей и рекрутства); но зато были приняты весьма решительные меры к тому, чтобы удержать их в состоянии землевладельцев: выход из состояния колонистов до 1837 г. был вовсе воспрещен, а потом разрешен с ограничениями. Эти меры, однако, не увенчались успехом.

б) Изгои

Взгляд нашей литературы на происхождение изгоев двоякий. Калачев на основании филологического происхождения слова "изгои" (из и гоитъ - жить) признает, что изгоем назывался тот, кто вышел из родового союза. Общинники же утверждают, что изгоем становился вышедший из общинной связи, ибо возможность существования родовых мстителей за убийство изгоя (Рус. Пр. ст. 1) указывает на возможность связи его с родом. Чтобы решить, какой из этих взглядов и насколько верен, обратимся к памятникам. Русская Правда ставит изгоев рядом с младшими членами княжеской дружины и ограждает их жизнь вирой, равной вире за голову свободного человека. Устав о мостовых разумеет под изгоями людей епископских. Уставная грамота Всеволода о церковных судах называет их людьми церковными и указывает троякий источник изгойства: безграмотность для детей священника, банкротство для купцов и освобождение от рабства для холопов. К этим видам изгойства сам князь прибавляет четвертый источник его - сиротство для князей. Ясно, что условием изгойства был выход вообще из своего прежнего состояния, ибо вполне понятно, что безграмотный сын священника, обанкротившийся купец или вольноотпущенный холоп - уже не могли оставаться в нем. Сиротство как источник изгойства для князей имеет более тесный смысл - лишение наследования в уделах русской земли. На основании приведенных узаконений можно заключить, что изгои или примыкали к княжескому двору, или принимались под опеку церковью. Что касается прав изгоев, то они, несомненно, ниже прав свободных лиц. Уравнение вир за голову изгоя и за голову свободного человека еще не доказывает равенства всех прочих прав. Члены младшей дружины князя (к числу которых принадлежали и некоторые изгои) были в уголовном отношении сравнены со свободными лицами, а между тем они были большей частью лица несвободные.

Все прочие изгои, не входившие в состав младшей дружины князя, составляли обыкновенно крепостное население сел. Ростислав Смоленский своей грамотой 1150 г. передает церкви "села с изгои и землей". Это происходило оттого, что главным (и типичным) источником изгойства был либертинат. На это указывает "изгойство-имание", т.е. увеличение уплаты за детей холопа при освобождении отца, против чего вооружалось духовенство в своих поучениях. Вольноотпущенные так же, как и в римском праве, не становились в силу своего отпущения вполне свободными, а оставались в некоторых как бы зависимых, обязательственных отношениях к прежнему господину. Весьма часто случалось, что вольноотпущенный, не имея средств к жизни, селился на земле своего господина и мало-помалу делался его крепостным. Изгои, попадавшие под опеку церкви, поступали или в крепостное состояние на церковных землях, или в состояние городских обязанных церкви ремесленников.

в) Холопы

Состояние холопства есть только наибольшее ограничение прав, но не окончательное лишение их; холопы обладали некоторыми правами, почему и речь о них должна быть отнесена к учению о субъектах, а не к учению о вещах (объектах). Даже строжайшее (вообще и в частности по отношению к институту рабства) из прав - право римское - не вполне низводит рабов на степень вещи; славянское же, отличающееся мягкостью своих основных положений, - тем более.

Происхождение холопства. Факты языка указывают, что древнейший первоисточник рабства находится в связи с семейным правом. Слово "семия" (по словарю Востокова) означает "рабы", домочадцы. Вместо термина "холоп" с древнейших времен употреблялось слово "сирота": так, епископ Лука (ок. 1036 г.) учил: "и своим сиротам милостиви будете". В Московском государстве служилые люди в отношении к государю именовались холопами, а тяглые - сиротами. Термины "челядь" (чадъ, чадо), "раб" (робя, робенец, ребенок), "холоп" (в малорос. хлопец = мальчик, сын) одинаково применяются как к лицам, подчиненным отеческой власти, так и к рабам. Вследствие такой связи института рабства с семейным правом и самый характер его обусловливается характером последнего. У народов с суровыми семейными отношениями и институт рабства получает строгий характер; напротив, у народов таких, у которых отеческая власть менее сурова, и рабы почти приравниваются к подчиненным членам семьи. К таким народам принадлежат и славяне.

Источники холопства. Переходя к уяснению юридических источников холопства, находим, что оно могло возникать из отношений международных (т. е, отношений к иностранцам), семейных, обязательственных (в сущности, экономических) и уголовных (лишение права за преступления). К этим основным источникам потом присоединяются производные.

Отношения к иностранцам в древние времена могли доставлять рабов и независимо от войны, т.е. можно было овладеть личностью иностранца и не в виде военной добычи. У русских только в отношении к азиатским народам это сохранялось довольно долго, но в отношении к европейским народам было предотвращено международными трактатами еще с X в. С того времени источником рабства для иностранцев остается только плен, который в то время имел совсем иной характер, чем теперь. Целью войны тогда было обогащение различным имуществом и челядью, и, следовательно, попавший в плен иностранец (воин или мирный житель - безразлично) поступал в рабство. Такому понятию о плене как об источнике рабства, по-видимому, противоречит известие о славянах императора Маврикия, который говорит, что "пленники у них остаются не в вечном рабстве, как у других народов, но назначается им определенное время, по прошествии которого предоставляется их произволу или остаться у них в качестве свободных, или возвратиться к своим, заплатив выкуп". Это можно объяснить тем предположением, что приведенное известие относится к пастушескому быту славян, когда личность пленника не имела экономической ценности для них в силу отсутствия спроса на рабочую силу. При захвате в плен иностранца победители рассчитывали не на труд его, а на выкуп, который они могли получить за его освобождение; поэтому, при неосуществлении их расчетов, выгодней было просто выпустить пленника на свободу. Доказательством такого отношения к пленникам может служить русское сказание о половчине, долго сидевшем в оковах у своего господина и потом отпущенном последним под честным словом, что он принесет выкуп. Содержание пленных в заключении и даже убиение их случалось и в более позднюю, христианскую эпоху в XII, XIII и даже XIV в. (в 1322 г. множество пленных немцев было повешено новгородцами у Выборга), но это были исключения. Вообще же мягкость славянского права имела место и здесь (освобожденного пленника, например, не бросали на произвол судьбы: он получал права гражданства и очень часто определялся на службу к князю).

Вообще плен как источник рабства известен с X в. Но в этом веке пленные поступали в рабство не к частным лицам, а к предводителям на войне, т.е. князьям, которые и делили их между своими сподвижниками в смысле дара: "Ольга (пленных древлян) овых изби, а других работе предаст мужем своим". С XI в. и частные воины получают непосредственно право на плененных ими как на военную добычу ("пленил боярин - боярина, гражданин - гражданина, смерд - смерда"). Тем не менее значительная часть пленников и тогда отделялась в пользу князя (в Московском государстве эта часть называлась пленниками "в государеве имени") и обращалась в служилых людей (см. "Обзор" ч. 1, об иноземцах - служилых людях).

В вечное ли рабство поступали пленные, или же только во временное, кабальное? По договорам русских с более цивилизованными народами (особенно греками), пленные должны были быть возвращены или в обмен, или же за выкуп, для чего выкупная цена пленных была таксирована (20 зол. по дог. Ол., ст. 9; и от 10 т. зол. до 5 зол., смотря по возрасту и качеству, по дог. Игоря, ст. 7). В случае несостоятельности пленного и, следовательно, невыкупа его, можно думать, применялось на Руси правило Закона судного, по которому такие пленники остаются в рабстве до отработки цены выкупа. Этому предположению, на первый взгляд, может показаться противоречащим существование в этот же период права продавать пленных. Но это кажущееся противоречие разрешается тем же Законом судным: по его постановлениям, пленник продается не в вечное рабство, а только до окончания отработки выкупа; продается право на остающуюся отработку выкупа, причем отработанная часть его засчитывается и покупщиком. Применением в земский период правила Закона судного можно объяснить возникновение в Московском государстве постановления о том, что пленный поступает не в вечное, а пожизненное, кабальное холопство (его дети свободны; см. Указн. книгу вед. казначеев, ст. V, 17). Удержался ли этот закон в последующее время? Полагают*, что нет: "В Уложении от этого указа (говорит проф. Сергеевич) не осталось ни малейшего следа". Действительно, Уложение (XX, 61) постановляет, что предметами сделок (приданой, купчих, завещаний и дарственных) могут быть холопы полные, докладные, купленные и полоняники (но не кабальные). Однако след указа 1556 г., и след довольно яркий, есть и в Уложении, а именно: если литовские пленники, женившиеся на русских крепостных или старинных рабах в боярских дворах, а также пленницы литовские, вышедшие замуж за холопов, заявят, что не хотят ни возвращаться в Литву, ни оставаться "у своих бояр", то могут жить "на воле, где кто похочет", даже со своими супругами, но при этом прибавляется: "а которые литовские полонянники были у записки перед бояры, и по-хотели жить у тех же, у кого прежде того жили, - и те отданы тем людям, кто у кого живет" (XX, 69). Эта последняя прибавка, думаем, составляет ключ к пониманию предыдущего узаконения (ст. 71), т.е. пленники в XVII в. вообще не остаются в холопстве, если сами добровольно не вступят в него, и тогда становятся уже полными холопами. По общему же правилу, при заключении мира пленники могут возвратиться в свое отечество или остаться жить в своем новом отечестве в качестве свободных граждан (ср. ст. 37). Впрочем, следует иметь в виду, что Уложение говорит о литовских пленниках и тем дает право предполагать, что не всякие пленники пользовались такой льготой, что к пленникам из восточных народов едва ли применялись те же правила (см. XX, 99), хотя и с такими племенами уже заключались международные трактаты об освобождении, выкупе или размене пленных (см. дог. 1670 г. в П. С. 3., N 479). Зато правило, применяемое к литовским пленникам, не могло не применяться к пленникам из других европейских государств, как это и постановлялось в трактатах со Швециею, например, 19 октября 1649 г. (П. С. 3,, N 19). Впрочем, в действительности большая часть пленных, попадавшая в руки частных лиц, получала от своих владельцев земли и обращалась в крепостных крестьян (как и обыкновенные вольноотпущенные) или оставалась в качестве дворовых слуг. Остальные же пленные, поступая на службу к князю, получали привилегированное значение в государстве.

_____________________

* В.И. Сергеевич: Рус. юрид. древн., I. стр. 133.

_____________________

Вообще плен как источник рабства все более и более сокращается уже в XIII, XIV и XV вв. Причины этого в том, что прежний частный интерес войны постепенно переходит в политический, т.е. война превращается в средство достижения интересов исключительно государственных (приобретение части территории и т.д.). Этот переход ознаменовался запрещением захватывать в плен мирных жителей и их имущество (в первый раз по договору с ляхами, в 1229 г.).

Семейные отношения. Оба рода семейных отношений, как супружеские, так и отношения родителей и детей, могли служить источником рабства (впрочем, собственно производным источником, когда уже существовало рабство как институт, отдельный от семьи).

Супружеские отношения. В древнейшее время брак с несвободным лицом влек для свободного потерю свободы. Но в Русской Правде это правило было существенно ограничено (Кар., ст. 120). Только женившийся на рабе без договора с ее господином лишался свободы и поступал в рабство к ее господину, договором же такое последствие можно было устранить. Выход в замужество за холопа, по-видимому, всегда вел для свободной женщины потерю свободы (хотя памятники об этом не говорят). В московском праве разбираемое влияние брака между рабом и свободным на правоспособность последнего было определено весьма строго и безусловно: "по робе - холоп, по холопу - роба" (Суд. цар., ст. 76; Уложение XIX, 37 и XX, 31). Из этого можно бы заключить, что институт рабства идет к усилению; на самом же деле это было не так. В XVII в. упомянутое постановление имело небольшую возможность применения. В это время население всех классов строго прикрепляется к своим занятиям, службе или земле. Поэтому служилый муж, женившись на рабе, не выходит из своего состояния и не обращается в раба, а, напротив, влечет свою жену в свободное же состояние (уплатив "вывод" за рабу 50 руб. по таксе). Равным образом посадская женщина, вступив в бегах в брак с холопом, могла не только сама возвратиться в посад, но и мужа ввести в городскую общину, без всякого возмездия его господину (ибо последний, дав согласие на брак, конечно, в силу желания обратить посадскую женщину в свою рабу, становился как бы нарушителем интересов государства, желавшего увеличить численность посадского населения). Точно так же и крестьянка, вышедшая замуж за холопа своего помещика, освобождала его (см. Улож., XIX, 38 и XI, 17,18). Таким образом, и этот источник, благодаря отсутствию поддержки со стороны государства, мало-помалу иссякал. Что касается отношений родителей и детей, то здесь имело место то общее правило, что рожденный от холопа - холоп. Русская правда рассматривает "от челяди плод" (Кар., 111) как естественное приращение имущества господина. Но в первоначальную эпоху христианства на Руси, когда рядом с законносупружескими отношениями допускалось и наложничество, возможно было, что отец свободный давал жизнь сыну или дочери от наложницы; в таком случае становилось неясным, в какое состояние дожжен поступить рожденный. Русская Правда разрешила этот вопрос (ст. 110 Кар.) так: дети от рабыни до смерти отца не считаются свободными, но после смерти его, хотя наследства не получают, но становятся свободными вместе с матерью. Это подтверждается историческими фактами: Владимир Св. был сын рабыни-ключницы, а между тем в своих правах ничем не отличается от братьев, хотя в общественном мнении такое происхождение представляло неисправимый порок (как это видно из приема, оказанного Владимиру Рогнедой). Наконец о детях, рожденных до поступления их родителей в рабство, в памятниках земского периода никаких постановлений нет. В Судебнике же определяется, что дети, родившиеся до поступления их родителей в рабство, остаются свободными; но несовершеннолетние могли быть записаны отцом при поступлении его в рабство в общую кабалу (Суд. цар., ст. 76).







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 316. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия