ГлаваХ. ЗАКЛЮЧЕНИЕНаше беглое рассмотрение церемониальных циклов, через которые проходит человек при всех важных обстоятельствах своей жизни, закончено. Это лишь набросок к огромному полотну, каждую деталь которого следовало бы тщательно изучить. Мы видели человека либо в определенный момент его жизни, либо последовательно причисляемого к различным общностям (группам). Чтобы перейти из одного состояния в другое, из одной группы в другую, объединиться с людьми этой группы, человек вынужден со дня рождения до дня смерти четко следовать церемониям, часто различным по форме, но сходным по механизму действия. В одних ситуациях человек как индивид противопоставлялся всем группам, в других он, будучи членом определенной группы, отделялся от прочих сообществ. Первоначально было два больших подразделения в сообществе: одно — основанное на признаке пола (мужчины и женщины); другое — на магически-религиозном признаке (светское, с одной стороны, и сакральное — с другой). Эти два подразделения есть во всех обществах, во всем мире и были всегда в истории человечества. На следующем уровне развития мы видим новые формы разделения: религиозные общины, тотемические группы, фратрии, касты, профессиональные классы, отличающиеся характерными признаками. Затем внутри каждого такого сообщества появляется разделение на возрастные классы, семьи, политически-административные и ограниченные географические единицы (провинции, коммуны). Наряду с этим сложным миром живых существует мир, предшествующий жизни, и тот, который будет после смерти. Это постоянные величины, с которыми мы соотносим частные и временные события: беременность, болезни, опасности, путешествия и т.д. И всегда одна и та же цель определяет ту же форму деятельности. Для групп людей, как и для одного человека, жить — это значит беспрестанно разъединяться и воссоединяться, менять состояние и форму, умирать и возрождаться. Это значит действовать, затем останавливаться, ждать и отдыхать, чтобы вновь начать дейст-
воватъ, но по-другому. И всегда необходимо преодолевать новые пороги: пороги лета или зимы, сезона или года, месяца или ночи; пороги рождения, вступления в отрочество или зрелость; порог старости, порог смерти; порог потусторонней жизни (для тех, кто в нее верит). Конечно, я не первый, кто был поражен сходством (и в целом, и в деталях) многих элементов церемоний, рассмотренных на этих страницах. Так, Э.С.Хартланд1 обратил внимание на сходство некоторых обрядов инициации и некоторых свадебных обрядов; Дж.Дж.Фрэзер2 провел аналогию между некоторыми обрядами, связанными с половым созреванием и похоронами; Чишевский3 сопоставил обряды крещения, побратимства, усыновления и свадебные; Дилс4, а, вслед за ним А. Дитерих5 и Р.Герц6 сравнили родильные, свадебные и похоронные церемонии, церемонии по поводу инициации. Герц добавил церемонии по поводу закладки нового дома (но без доказательства)7 и жертвоприношения; Г. д'Альвиелла8 сопоставил церемонии крещения и инициации; Г.Вебстер — обряды посвящения в тайные общества и посвящения в шаманы9 и т.д. Среди названных авторов исключение составляет Герц. Он интересовался последовательностью похоронных обрядов и выявил аналогию между «переходным состоянием» в периоде от свадьбы до рождения первого ребенка10 и «переходным состоянием» умерших (в Индонезии, особенно на о-ве Борнео). Все остальные перечисленные выше ученые, а также и Э.Кроули отмечали только сходство в деталях11. Так, например, совместная трапеза (которую Роб.Смит интерпретировал как ритуальную тотемическую трапезу-жертвоприношение), единение через кровь и множество других обрядов приобщения послужили для Э.С.Хартланда материалом для многих интересных глав. Также некоторые обряды отделения, такие, как 1 Hartland E.-S. The Legend of Perseus. T. II. L, 1895, с. 335, 355, 398-399 и др. 2 Frazer J.-G. The Golden Bough. 2-е изд., с. 204-207, 209, 210, 418 и др. 3 Ciszewski S. Künstliche Verwandschaft bei den Südslaven. Lpz, 1897, c. 1-4, 31, 36, 53, 54, 107-111, 114 и др. 4 Diels. Sibyllinische Blätter, c. 48. 5 Dieterich A. Mutter Erde. Lpz., 1905, c. 56-57. 6 Hertz. R Contribution à l'étude sur la représentation collective de la mort — Année Sociologique. T. X (1907), c. 117, 126-127. 7 Там же, с. 104. 8 d'Alvîella G. De quelques problèmes relatifs aux Mystères d'Eleusis. — RHR. T. II, 1902, c. 340. 9 Webster H. Primitive Secret Societies. N.Y, 1908, c. 176, примеч. 2. 10 Hertz. R, c. 130, примеч. 5. 11 Crawley E. The Mystic Rose. L, 1905. На с 369 автор подчеркивает формальное сходство свадебных и похоронных обрядов, на с. 326 — свадьбы и инициации; по по следнему поводу еще ср: Reinach S. Cultes, Mythes et Religions. T. I. P, 1905, c. 309. временное заточение, пищевые и половые табу, были обнаружены Фрэзером и Кроули во множестве церемониальных циклов. Дилс, Дитерих и все, кто специально занимались классическими религиями, показали важность для них обрядов, называемых очистительными (миропомазание, люстрация и др.) Отдельные обряды (например, обмен кровью), рассмотренные всесторонне, демонстрируют сходство в широком контексте. Целая армия этнографов и фольклористов показала, что в разного рода церемониях у большей части народов встречаются идентичные обряды, подчиненные одной идее. Так, вначале благодаря Бас-тиану, затем Тэйлору и Андре были опровергнуты многие односторонние теории. Ныне интерес к этому направлению поддерживается возможностью с течением времени определить культурные круги и ареалы цивилизации. Цель настоящей книги совсем иная. Во-первых, нас интересовали не обряды в деталях и подробностях, а скорее их истинное значение и относительное расположение в церемониальных комплексах, их последовательность. Отсюда некоторые несколько растянутые описания, призванные показать, как обряды отделения, промежуточные и включения (предварительные и окончательные) располагаются по отношению друг к другу ради достижения определенной цели. Их место может варьироваться в зависимости от того, идет ли речь о рождении или смерти, об инициации или свадьбе и т.д. Их целенаправленное расположение всегда одно и то же, и при множестве форм выявляется выраженная либо осознанно, либо в потенции типовая последовательность — схема обрядов перехода. Во-вторых, момент, который следует подчеркнуть и в котором никто, по-видимому, не разглядел общее положение, — это существование промежуточных обрядов. Иногда они приобретают некую самостоятельность, например испытательный период, обручение. Эта интерпретация позволяет легко ориентироваться в сложностях обрядов, предшествующих свадьбе, и понять обоснованность их последовательности. В-третьих, момент, который мне кажется важным, — это отождествление перехода через различные социальные ситуации с материализованным переходом (вхождением в деревню или дом, с переходом из одной комнаты в другую, переходом через улицу, площадь). Вот почему переход из одной возрастной группы в другую, из одного общественного класса в другой так часто ритуально выражается проходом под портиком1 или через «дверь». Лишь из- 1 Трамбалл даже отметил, что китайцы, греки, евреи и другие народы отождествляют женщину и дверь (Trtaribuu C2.-H. The Threshold Covenant, с. 252—257). редка речь здесь идет о «символе»; для полуцивилизованных народов сама идея перехода обозначалась материализованным переходом. У полуцивилизованных народов согласно общей социальной организации имеется реальное разделение на особые группы. Дети до определенного возраста живут с женщинами; молодые люди и девушки живут отдельно от женатых и замужних, иногда в особом доме или в особом квартале или краале; вступая в брак, один из супругов либо оба меняют место жительства; воины не общаются с кузнецами; иногда каждый профессиональный класс имеет свое, предназначенное ему жилище. В средние века евреи расселялись в гетто; христиане первых веков жили в удаленных кварталах; реальным было разделение кланов, также очень четкое1 (например, при передвижении у австралийских аборигенов каждая группа размещалась лагерем в определенном месте2). Итак, изменение социального статуса влечет за собой изменение места жительства — событие, которое отмечается различными формами обрядов перехода. Я далек от мысли (и об этом неоднократно говорил), что все родильные обряды, обряды инициации и проч. являются лишь обрядами перехода и что все народы выработали по случаю рождения, инициации и проч. характерные ритуалы перехода. Так, в частности, похоронные церемонии (в зависимости от сугубо местных представлений о судьбе после смерти) могут содержать лишь немногие элементы типовой схемы. Они состоят по большей части из обрядов защиты от души умершего или из профилактических обрядов против трупного заражения. Кроме того, следует внимательно относиться к материалу: так, например, в кратком описании похоронных церемоний у одного конкретного народа схема не выявляется, но при подробном описании она различается отчетливо. Также часто бывает, что женщина во время беременности не считается нечистой, каждый может присутствовать при родах, которые в этом случае являются лишь обычным актом, болезненным, но нормальным. Однако в этом случае схема перемещается на обряды детства, а иногда включается в церемонии обручения и свадьбы. Действительно, отступления от схемы у некоторых народов не соответствуют отступлениям, принятым у нас или у большей части народов, которым посвящены главы этой книги. Например, у народности тода от времени отрочества будущих родителей до рождения их первого ребенка проводился полный цикл церемоний: отделение 1 См. о размещении кланов в деревнях пуэбло; ср. Mindeleff С. Localization of Tusayan Clans. — XIX Ann. Rep. Bur. Ethnol. T. II. Wash., 1900, c. 635-653. 2 Среди прочего ср. Howitt A. W. The Native Tribes of South-East Australia. L, 1904, c. 773-777 (Camping rules). через церемонии, предваряющие половое созревание, церемонии при достижении половой зрелости, церемонии свадьбы, беременности, родов, рождения ребенка, по-видимому, произвольно прерывало предыдущее состояние. Это «перешагивание» встречается в традиции многих других племен и народностей. Если в отдельных случаях кажется, что схема обрядов перехода выглядит как-то иначе, она все равно присутствует и четко разработана. Позволю себе привести еще одно общее соображение. Из сказанного выше следует: социальные составляющие варьируются, но и степень их отличия также неодинакова — от воображаемой тонкой линии до широкой промежуточной области. Для каждого народа это можно представить в виде диаграммы, где верхние величины зигзигообразной линии суть периоды, а нижние — промежуточные этапы. В одном случае эти величины — отдельные вершины зигзага, а в другом они образуют более или менее длинные линии. Так, например, считается, что у некоторых народов якобы отсутствуют обряды обручения, если не считать коллективную трапезу в момент заключения предварительного соглашения, а свадебные церемонии начинаются тотчас после него. У других народов, наоборот, начиная с обручения в раннем возрасте до вступления в совместную жизнь молодых супругов проходит целая серия этапов, каждый из которых относительно самостоятелен. Как бы ни усложнялась схема (от рождения до смерти), чаще всего она прямолинейна. Однако у некоторых народов, как, например, у лушеи, она представляет круг: люди бесконечно проходят через ту же серию состояний и переходов от жизни к смерти и от смерти к жизни. Эта крайняя, циклическая форма схемы нашла этическое и философское обоснование в буддизме, а в теории Ницше о вечном возвращении приобрела психологическое значение. И наконец, схема переходов в человеческом обществе связывается у некоторых народов с серией космических переходов, вращением планет, фазами Луны. Это грандиозно — связать этапы человеческой жизни с этапами жизни животных и растений и далее (как выражение своего рода донаучного предвидения) с великими ритмами вселенной. Указатель этнических названий* австралийцы (аборигены, племена) 8, 36, 41, 73, 74, 81, 87, 101, 140, 157, 174 айны 36, 53, 54, 129 албанцы 156 америна (антимерина, хова) 45 аннамиты 157 антаиморо 157 аньянга 150 арабы 27, 65, 71, 128 аранда см. арунта арапахо 84 арунта (аранда) 54, 147, 157 аюэто 102 бадага 141 бакаири 102 бамбара 69 банту 60-61, 63, 87 баса-комо 122 башкиры 108, 111—112 берберы 65 бецилео 136 богос 65 болгары 46 бонток-игорот 49 бушмены 157 бхотия 108, 113—114 вабемба 49 вазарамо (зарамо) 34, 53, 131 ваи 106, 127 ваньямвези 65 варамунга 54 варунди 102 ваяо 54, 83—84 вогулы 13, 16, 138, 146; см. также манси волоф 62, 65 вотяки 40, 131, 148—149; см. также удмурты галла (оромо) 120, 131 гереро 129 горонтало 69 готтентоты 68 греки 89, 102, 140, 174 даяки 54, 140 делавары 41 джабала 69 джага (ваджага) 125 дуккала 69, 71 евреи 27, 42, 71, 130, 132, 153, 156, 167, 174 египтяне 84, 140, 169 зуньи 63, 75 индейцы 34, 39, 41, 45, 63, 81, 84, 87, 89, 112, 150, 166 индийцы 141 индонезийцы 102 ишого 48 кабилы 36 кайтиш 54, 74 камчадалы 26 караибы 102, 136 квакиютль 74 кельты 140 кимбунду 41 китайцы 56, 68, 174 колы 122—123, 138—139 конго 78 коряки 156 * Составители Ю.В.Иванова, Л.В.Покровская.
кота 47, 96 курнаи 73 кхонд (кхонды, куй, локаи) 116, 118 лекугнен 95 лиллуэт 68 лоби 62, 107 лопари 124, 141 луисеньо 142 лушеи 50, 128, 147, 175 мавры 62, 69 макасар 69 малайцы 69 малинке 69, 107 мальгаш 45 мандан 148 мандинго 62 манси 131 марийцы 124 масаи 34, 81-83 меланезийцы 102, 155 мерина см. антимерина монголы 111, 128 мордва 131, 148 моту 81 мускоги 46, 142, 166 мунда 122 навахо 76 нарриньери 52 ненцы 117 оджибве 59, 74—75 омаха 74 онейда 41 ораиби 45, 52, 63 остяки 119, 137-138, 146, 148; см. также ханты пауни 62 пёль см. фульбе полинезийцы 140 пуэбло 46, 63, 74, 84-86, 90, 157, 174 • рехамна 51, 69, 152 сабии (сабийцы, субба) 77,100,128,140 сакалава 160 самоеды 117, 137; см. также ненцы селиш 34 серер 62, 69, 107 сиена (сенуфо) 126 синайские арабы 115 славяне 32, 40, 46-47, 90, 111, 141 сомалийцы 65 сонинке 107 суахили 34, 65, 131 субба см. сабии тарахумара 17, 63 татары 148 тода 44, 49, 68, 84,108, 11З, 137,160, 175 томпсон 67 тукулор 62, 107 тусаян 74 тускарора 41 тюрки 111, 128 удио 105 удмурты 40 урало-алтайские народы 101, 111 филиппинцы 159 фульбе (пёль) 62, 69, 107 хабе 103, 105, 130, 135 хайда 142—143, 146 ха-ни (хо-ми) 124 ханты 119 хасонке 69, 107 хова см. америна хопи 74 хуичоли 17 цыгане 92 чви 54 черемисы 124, 131, 146, 148; см. также марийцы чуваши 131 шаммар 35, 153 элема 68 эскимосы 32, 102, 130, 163 юпа 132 яванцы 69 яунде 79 Указатель географических названий* Абиссиния 69 Австралия 21, 33, 40, 59, 70-71, 77, 85-86,107,122,147,155,168 Центральная 13, 31, 37, 54, 73, 164-165 Юго-Восточная 73 Южная 73 Азия 110, 146 Малая 91 Северная 101 Центральная 91 Алжир 36, 65, 69, 120 Аливалиа (Aliwalia) 92 Альпы 25 Америка 77-78, 85 Северная 77, 87, 103 Северо-Западная 101 Южная 59 Англия 11—12 Анды 25 Аоба (о-в Прокаженных) 81 Аравия 69, 168 Аризона 45, 52, 75 Ассам 25, 50, 147 Асьют 23 Афины 86—87 Африка 24, 38, 65, 86, 110, 114, 149, 164, 168 Восточная 53—54 Западная 122 Северная 38, 117, 120, 130 Южная 46, 70 Багдад 100, 128 Бакаранг (Bakarang) 54 Балканы 32 Банкс 79, 81 Баразана (plaine du Barasana) 105 Белари (Bellary) 95 Бельгия 11 Бенгалия 122 Бисмарка Архипелаг 79, 107 Блида 60 Борнео 39, 42, 165, 172 Британская Новая Гвинея 157 Вавилон 42 Вануату 81 Вятка 146 Габон 62 Газелл (presqu'île de la Gazelle) 80 Гвинейский залив (о-ва) 54, 79 Гвинея 87 Германия 10, 12 Голландия 10 Греция 24, 141,170 Далмация 157 Дальний Восток 24, 58 Европа 21, 65, 96, 101, 110, 162 Египет 25, 42, 65, 69, 103, 104, 134, 140, 143, 151, 164, 169 Зальцбург 100 Иерусалим 42 Индия 39, 40, 44, 51, 54, 55, 91—92, 95-97,118,130, 131,138,140, 170 Индокитай 162 Индонезия 38, 135, 137, 172 Испания 92 Кавказ 91 Каир 92 Калахари 157 Калифорния 142 Камерун 79, 160 Камчатка 26 Карпаты 163 Китай 20,25, 33, 39, 51, 59,130,136,162 Коимбатур 94 Колумбия Британская 68, 74, 81, 95 Конго 21, 48-49, 77-78, 158 Константина 120 * Составители Ю.В.Иванова, Л.В.Покровская.
Кос 156 Кот-д'Ивуар 21 Либерия 106, 158 Лоанго (Loango) 20-21, 41, 65 Мабуяг (Mabuiag) 118 Мадагаскар 37, 39, 136, 157, 165 Марокко 25, 36, 51, 69, 92, 131, 152 Медина 167 Мезоамерика 63 Мекка 167 Мексика 17 Меланезия 79, 81, 107 Могадор 38, 69 Монголия 25 Немецкая Восточная Африка 102, 125 Нигер 69, 103 Нигерийское плато 105, 130, 135 Нилгири (Nilghiri Hills) 47, 96 Новая Гвинея 21, 155, 158 Новые Гебриды 79, 81 Нубия 69 Обь 138 Океания 110, 168 Палестина 22, 123, 131 Папуа 68 Париж 66 Патна 92 Пекин 23, 25, 56, 161 Пенджаб 52, 55 Полинезия 38, 80 Рим 22, 40, 65—66 Россия 11, 32, 65 Савойя 163 Самоа 52 Северный Ледовитый океан 138 Северо-Западная Сибирь 137 Сенегал 69 Сикким 113 Сирия 27 Скарпанто (Карпатос) 124 Соединенные Штаты (Америки) 11—12, 97 Соломоновы о-ва 79 Сомали 69 Спарта 22 Суринам 21 Таити 80 Танжер 69 Тибет 25, ИЗ Тироль 100, 163 Тлемсен 120 Токио 65 Торресова пролива о-ва 118 Тунис 153 Турция 131 Уаргла 129, 159 Уньоро (Unyoro) 131 Фес 69 Феццан 65 Фиджи 29, 79 Филиппины 49 Франция 10, 12, 27, 65 Французская Западная Африка 107 Фучжоу 23, 39, 56 Швейцария 12, 163 Элевсин 85, 87 Эфиопия 104 Южная Юньнань 124 Ява 131 Япония 24-25, 96
|