Умер 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене.
4. Основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова (1795-1829) Александр Сергеевич Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз. Комедия принесла ему славу блестящего комедиографа. В произведении парадоксально сочетались идеи граждаенского течения русского романтизма (представления о высокой предназначенности литературы, утверждение общественной ценности личности, провозглашение принципов народности и национально-самобытного развития) с просветительскими взглядами и со старой, но обновленной и преобразованной формой классицистической комедии. В «Горе от ума»нашли выражение и русская жизнь и литературно-эстетическая программа автора. Жизнь Родился 4 января 1795 года в Москве в обеспеченной родовитой семье. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил в университет на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение. Зимой, во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург, где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким. 1815 – го начала творческого пути Грибоедова. Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“» В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien». Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы — переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность»(совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине — в Грузию. В Тифлисе он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума». С февраля 1822 года Грибоедов — секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшим русскими войсками в Тифлисе. В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «Е-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» — журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности. Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют врут! и переводят — врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»). В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности. В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу В сентябре 1826 года вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель. Во время визита в Тегеран Грибоедов погиб: 30 января 1829 года толпа из тысяч взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Мальцова. Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено там. Творчество По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин. Творческий путь можно разделить на до Горя от ума, собственно ГОУ, после ГОУ. Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); задуманное после «Горя от ума» — либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь». 1-й период 1815 – 1818 Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» — произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816). 1817: был одним из авторов бытовой комедии характеров «Своя семья»(или «Замужняя невеста»). (вместе Шаховской и Хмельницкий). Известно, какую часть писал Грибоедов, поставлено в СПб. Написана к бенефису актрисы Волберховой. Частые перевоплощения. Здесь показано искусство создания комических образов - т.е. те навыки, которые потом использовались в «ГОУ». В том же году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Она не была поставлена – носит литературно-полемический характер. Она была направлена против младших карамзинистов (Жук, Бат, АСП др.), особенно достается Батюшкову (нет простоты и ясности). Особенности творчества младших карамзинистов оказываются высмеяны и пародированы путем неуместного цитирования их сочинения, прямого столкновения их стихотворений с бытовой реальностью. Эти комедия и интересна для современников. Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения — носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого. В творчестве Грибоедова есть темы, интересные для людей любой эпохи - тема новаторов и консерваторов, револючионеров и конформистов, личности и общества, тема любви. 2-й период - «Горе от ума» Текст ГОУ сложился к 1824, слух о комедии разнесся. При жизни Грибоедова не ставилась на профессиональных сценах, только на домашних. (итоговый вариант датирован 1914). Успех комедии был связан с правдивым изображением эпохи (новые и привычные принципы жизни). Большую роль сыграли декабристы, находившие в тексте много «важного» - массовое убеждение в том, что в ГОУ представлены портреты известных людей. «Ум» воспринимали как механическое воспроизведение умных мыслей других людей. Под глупостью же понимается отсутствие верного чувства действительности. В комедии: Молчалин – лицемер; Чацкий – резонер, «докучливый влюбленный», его монологи выражают идею автора; московский мир – консервативный, мир, где правят женщины. Жанровая природа комедии: высокая, это комедия положений, бытовая комедия. Черты НЕ романтизма в поэме: мотив бегства (не раскрыт, одно упоминание), сумасшествия (но Чацкий не сошел с ума в традиционном смысле) – это все по Карпову, но если он хочет слышать наши мысли, решайте сами, говорить ли это. В комедии раскрывается тема ума, Г. Показывает галерею глупцов, есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции в разработке этой темы. 1. Соблюдено правило трех единств – в этом Гриб верен традиции. 2. Нарушает принцип изображения героев (одна основная черта героя) Новизна: 1. развитие интриги - жизнь не попадает под литературные схемы 2. нарушение чистоты жанра 3. Связь «Гоу» с реализмом, романтизмом 3-й период – после «ГОУ» Тема Востока: особые южные люди, переживающие все по-своему «Хищники на Чегеме» - стихотворение: Это попытка воссоздания иной психологии, иного хар-ра. Этот х-р предстает в своей двузначности. Это свободные люди и вместе с тем это хищники. Носители и свободы и зла. «Там, где вьется Алазань» - стихотворение: Экзотика южной природы. «Грузинская ночь»- трагедия. До нас дошел отрывок и пересказ оставшегося текста, принадлежащий Булгарину. Насыщена динамичными сценами, эффектными эпизодами. Речь идет о невинных героях, ставших жертвой преступлений своих предков. Есть грузинский князь, у князя есть дочь, у дочери есть кормилица, у кормилицы есть сын. Князь меняет сына кормилицы на коня, кормилица задумала месть – обращается к духам Али и в доме князя появляется демонический русский офицер, дочь князя в него влюбляется и с ним бежит. Князь их преследует, хочет убить офицера, убивает дочь. Кормилице мало, хочет убить князя, убивает сына.
|