Щения, она передается из поколения в поколение или вКрайнем случае ближайшим родственникам. В то время Как наука основывается на понимании естественных сил, Магия возникает из идеи об определенной мистической Безличной силе, в которую верит большинство первобыт- Ных людей. Эта сила, называемая мана у некоторых Меланезийцев, арунгквията у некоторых австралийских Племен, вакан, аренда, маниту у различных племен Американских индейцев, а где-то и вовсе безымянная, Становится чуть ли не всеобщей идеей, обнаруживаемой Б. Малиновский. Магия, наука и религия Везде, где процветает магия. Согласно только что упомя- Нутым авторам, мы можем найти у большинства перво- Бытных народов и у всех дикарей веру в сверхъесте- Ственную безличную силу, которая приводит в действие Все, что имеет отношение к их жизни и является причи- Ной наиболее важных событий в сфере сакрального. Та- Ким образом, мана, а не анимизм, является сущностью "преанимистической религии", а также магии, которая Радикально отличается от науки. Тем не менее остается вопрос, что такое мана, эта Безличная магическая сила, которая, как предполагают, доминирует во всех формах ранних верований? Являет- Ся ли она основополагающей идеей, врожденной катего- Рией первобытного разума, либо ее можно объяснить с Помощью еще более простых и фундаментальных эле- Ментов человеческой психологии или окружающей пер- вобытного человека действительности? Наиболее ориги- Нальный и существенный вклад в решение этих проблем За последнее время сделан профессором Дюркгеймом, Который также затронул другой вопрос, поднятый сэром Джеймсом Фрэзером,- вопрос о тотемизме и социологи- Ческом аспекте религии. Тотемизм, согласно классическому определению Фрэ- зера, "представляет собой таинственную связь, которая, Как полагают, существует между группой кровных род- Ственников, с одной стороны, и определенным видом Естественных или искусственных объектов, называемых тотемами этой группы людей - с другой". Тотемизм, таким образом, имеет две стороны: это форма социально- Го объединения, а также религиозная система верований И практических действий. Как религия, он выражает Интерес первобытного человека к окружающему его Миру, желание обнаружить сходство и установить кон- Троль над наиболее важными объектами, прежде всего Над видами животных или растений, реже - над ис- Пользуемыми неживыми объектами и совсем редко - Над вещами, сделанными самим человеком. Как правило, Видам животных и растений, употребляемым в пищу, Или, во всяком случае, съедобным, полезным или домаш- ним животным придается особая форма "тотемного по- читания", они табуируются для членов клана, который Связывается с этими видами животных, совершая время Малиновский. Магия, наука и религия От времени обряды и ритуалы для их размножения. Социальный аспект тотемизма заключается в разделе- Нии племен на малые союзы, называемые в антропологии кланами, родами, сиб'ами или фратриями. Следовательно, в тотемизме мы видим не результат Ранних размышлений человека о таинственных явлени- Ях, а смесь утилитарной заботы о самых необходимых Объектах окружающей его действительности с некото- Рым пристрастием к тому, что поражает воображение человека и приковывает его внимание, как-то: прекрас- Ные птицы, рептилии и опасные животные. Наши знания О том, что могло бы быть названо тотемистическим обра- Зом мышления, позволяют представить первобытную ре- Лигию гораздо более близкой к действительности и к Непосредственным практическим жизненным интересам Дикаря, чем это проявляется в ее анимистическом аспек- Те, подчеркиваемом Тайлором и предшествующими ему Антропологами. Своей, на первый взгляд, странной связью с пробле- Матичной формой социального разделения я имею в Виду систему кланов, тотемизм преподносит антрополо- гии еще один урок: он вскрывает важность социологи- Ческого аспекта во всех ранних формах культа. Дикарь Зависит от группы, с которой он находится в непосред-
|