Студопедия — Начало выступления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Начало выступления






Виды внимания аудитории

Вниманием считают направленность познавательных психических процессов на какой-то объект

действительности с одновременным отвлечением от других объектов. Если слушатели внимательны к сло­вам оратора, их мышление и память работают в на­правлении сказанного. При этом они даже могут не ус­лышать того, что говорит сосед. В коре головного мозга возникает очаг возбуждения, где активно протекают познавательные психические процессы.

В том случае, когда очаг возбуждения, а следова­тельно, и внимание возникают независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

Глава б

Секреты успешного выступления

Непроизвольное, или неволевое, внимание возни­кает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, не­ожиданным;

2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практичес­ким интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсив­ность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или про­цессе сознательно, усилием воли, слушатели органи­зуют произвольное внимание.

Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной ра­боты. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной ус­тойчивостью. Если говорить о слушании, произволь­ное внимание зависит от сложности вопроса и фи­зического состояния слушающих.

Если внимание возникло как сознательное, воле­вое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлени­ем, это проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и мо­жет длиться весьма долго (пример — ораторы древ­ности, которых слушали по 5-6 часов).

«Секрет» успешных вариантов начала выступле­ния состоит как раз в том, что они вызывают не­произвольное внимание слушателей. Неожиданный вопрос, необычный факт, интересная цифра, пример или зарисовка «из жизни», завораживающая инто­нация — все это способно сразу же захватить внима­ние аудитории. Но непроизвольное внимание неус­тойчиво. Для того чтобы вызвать волевое внимание, которое только и обеспечивает активную работу ауди­тории, необходимо, чтобы слушатели поняли, почему им нужно слушать это выступление. Этой цели слу­жит введение в тему.

Начало выступления

Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить напол­ненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомо­гательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для того, чтобы оценить состояние слушате­лей и решить, нужно ли использовать какой-либо спо­соб установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информа­цию и будут вполне удовлетворены доброжелатель­ной интонацией.

В любом случае, уверенной походкой выйдя к ме­сту выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляды слушателей и слу­жит как бы приглашением к разговору.

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встре­че с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отра­зится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет... тог­да ему лучше вообще не брать слово.

После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторон­

Глава 6

Секреты успешного выступления

ний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным то­ном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Все убегут от такого гостя. А что делают в таком слу­чае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или на­ходят себе какое-нибудь занятие. Поэтому «первые слова лектора, — говорил выдающийся судебный ора­тор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)». Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоот­ношений положено!

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют за­чином.

Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крюч­ков» вступлений, существует множество: «...что-ни­будь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожидан­ный и неглупый вопрос и т.п.»2

Зачином может служить обращение к непосред­ственным интересам слушателей, привлечение вни­мания к рекламному названию выступления, ориги­нальная цитата, интригующее описание, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос или даже цепоч­ка вопросов, ссылка на газетный материал или книгу (например, «в одном из последних номеров газеты «Аргументы и факты» был напечатан...»), прием сопе­реживания (например, «недавно я стал свидетелем такого разговора...»), комплимент собравшимся, шут­ка или остроумное замечание и прочее, можно также использовать предмет или наглядное пособие.

Выбор варианта зачина — увлекательная творчес­кая задача. Он должен быть занимательным, соотно­ситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те ка­чества, которые М.Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышле­ния. Обычно контакт устанавливается, если высту­пающему удается заговорить о том, что людей волну­ет, и затем искусно перейти к теме своего выступле­ния. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызыва­ет внимание, но здесь важно чувствовать меру.

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оце­нивает себя и своё выступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело — объявлять во всеуслышание о своей несостоятельно­сти. Беда в том, что, чего доброго, это удастся дока­зать», — цитирует П. Сопер юмориста Дж. Эди.

Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в

Секреты успешного выступления

котором сообщается о плане предстоящего выступ ления — вступление к популярной лекции профес­сора М.А. Мензбира «История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитате­лями», которую он прочитал 13 декабря 1884 г. и Политехническом музее:

«Представьте себя путником, который впервые подъезжает к Средиземному морю, впервые видит синеву его волн, окутанные дымкой далекие берего­вые скалы, пышную зеленую растительность, и по­звольте дать вам краткую характеристику современ­ного нам средиземного побережья, начавши с его гео графического очерка».

Такое же искусство начала выступления проявил академик Б.В. Гнеденко в лекции «Научно-техничес­кий прогресс и математика», прочитанной для рабо­чих завода имени Лихачева:

«Товарищи! Для меня большая радость встретить ся с рабочими всемирно известного завода имени Лихачева. Ваша продукция пользуется большим ус­пехом не только в нашей стране, но и во многих стра­нах мира. И хотелось бы, чтобы моя лекция была не хуже той продукции, которую производите вы.

Передо мной стоит очень сложная задача: в не­скольких словах, без доски рассказать о значении математики в наши дни, в период ускорения науч­но-технического прогресса». Здесь зачин — компли­мент собравшимся, а введение в тему — сообщение о задаче выступления.

Итак, в общем случае вступление состоит из двух частей: зачина и введения в тему. Задачи вступле­ния — вызвать интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимо­понимание и завоевать доверие слушателей, подго­товить их к восприятию темы. Как писал Г.А. Апре­сян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно — своеобразный камертон, настраиваю­щий аудиторию на слушание того, что затем после­дует в речи. Оно — программа, нередко предвещаю­щая нечто интересное и весьма важное. Оно — и свое­образная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи.

Способы Вступление способно захватить

удержания слушателей. Но как же сохранить внимания и поддержать их внимание в те­чение всего выступления, чтобы «...избежать ситуа­ции, когда четверть слушателей занята «переварива­нием» содержания выступления, а три четверти бо­рются со сном»?

Прежде всего сохранению внимания способству­ет логическая организация речи (последователь­ность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слу­шателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или после­дующего Изложения. Поддержанию внимания ауди­тории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом ма­териале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно

Глава 6

Секреты успешного выступления

только остается без внимания, но и вызывает у слу­шателей ощущение досады и раздражения, Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выс­туплению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригиналь­ная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во мно­гом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступле­ние понятным и доходчивым помогает использова­ние примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретичес­ких положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразитель­ность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные срав­нения, меткие выражения. Сопоставим, к примеру, два высказывания: «Лектор должен учитывать настро­ение, характер внимания и уровень понимания каж­дого слушателя, стараясь корректировать по ходу изложения материал своего выступления, не отходя от замысла в целом» и, об этом же, А.П. Чехов: «Хо­роший дирижер, передавая мысль композитора, де­лает сразу двадцать дел: читает ноты, машет па­лочкой, следит за певцом, делает движение в сторо­ну то барабана, то скрипки... То же самое и я, когда выступаю. Передо мной полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное пред­ставление о степени ее внимания и о силе разуме­ния, то она в моей власти... Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать самое важное и нуж­ное и также быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступ­на разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли переда­вались не по мере их накопления, а в известном порядке...»

Кроме того, поддерживают внимание разнообраз­ные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они произносятся с разной интонацией, и это тоже ожив­ляет речь. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффектив­ны, что способны спасти положение, когда аудито­рия начинает засыпать.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение отно­сящихся к теме событий. Этот прием использовал Древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о Золотом венке: «...Представьте себе: стены рушатся, град падает, до-мы в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте вен­ка губителю Греции...»2.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней при­ходят к конструктивным выводам.

Глава б

Секреты успешного выступления

Поддерживает внимание сопереживание, возни­кающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушны слушатели и к довери­тельности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размыш­лениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естествен­ной, непринужденной манерой изложения, кото­рая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера из­ложения проявляется в позе, жестикуляции, выраже­нии лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от серд­ца», усиливают эффект речи, делают ее более выра­зительной, помогают убедить слушателей.

Наконец, очень важны убежденность и эмоцио­нальность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на про­блеме, но позволяют ему заразить собравшихся сво­им отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сер­дце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей орато­ра, усваивать сказанное, записывать, если есть необ­ходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Оратору, обладающему чувством юмора, не при­ходится прибегать к специальным приемам для под­держания внимания. Юмористическая окраска эпи­зодов, остроумные замечания в процессе содержа­тельного выступления позволяют слушать такого оратора как угодно долго. Однако чувство юмора — природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Говорят, что юмор — как ходьба по канату. Никогда не знаешь, чем это закончится.

Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки — парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анек­доты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказы­вать. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Например, характери­зуя особенности фатического (формального) общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, боль­шого любителя подшутить. Как-то раз писатель сильно опоздал на званый ужин. Извинился перед присут­ствующими и виноватым тоном продолжал: «Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее». Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: «Ну, ничего, не стоит так оправдываться».

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вни­манием. «Глаза не только «слушают» — они и «отвечают», — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если же оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.

Говорить и смотреть нетрудно. При условии, что вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы этот, и этот, и вон тот человек поняли вас и вам пове­рили. Если контакт установлен с какой-то частью зала

Глава 6

Секреты успешного выступления

по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. По­этому из всех перечисленных компонентов хорошего выступления, пожалуй, именно этот больше всего «держит» аудиторию. «Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли дол­жны достичь слушателей, ваши глаза должны соеди­ниться с глазами слушателей, как твердое рукопожа­тие друзей», — советует Ф. Снелл.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый ар­сенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории сле­дует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу зву­ка. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непос­редственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называе­мые «освежающие отступлениям звучат неожидан­но и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внима­ние слушателей, это мобилизует его, оно как бы полу­чает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один воп­рос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, лю­бая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды вни­мания.

В некоторых случаях помогает прямое указание

на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т.п. Этот прием стиму­лирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Как завершать Опытные лекторы считают, что выступление лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают под­бородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысив­шего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену. Если выступле­ние подходит к концу, и слушатели проявляют при­знаки утомления, лучше не «взбадривать» их различ­ными Приемами, а подумать о завершении выступле­ния. Пауза, слова: «итак», «заканчивая выступление» и т.п. переключают внимание, оно получает допол­нительный импульс и в зале обычно устанавливает­ся тишина. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости», — писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, ора­тор так увлекается, что доводит слушателей до изне­можения или бурного протеста. Тут уж не до заклю­чения, как бы удалиться поприличнее! Некоторые вы­ступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально и гасит впечатление от всего выступле­ния. Ведь известно, что последнее впечатление са­мое сильное и если заключения нет или оно не связа­

Глава 6

Секреты успешного выступления

но с темой выступления — суть выступления усколь­зает от слушателей.

Достаточно типично для информационных речей заключение, в котором подводится итог сказанному. А вот как закончила свое выступление на съезде пред­принимателей директор одной крупной фирмы: «Я думаю, что приведенных мной примеров достаточ­но, и вы, уважаемые члены правительства, поняли, что я хочу сказать: «Для того, чтобы мы были законо­послушными, законы должны быть предельно конк­ретны и не иметь обратной силы». Это пример заклю­чения-вывода. Краткое повторение сказанного ис­пользуется обычно в обучающих выступлениях.

В агитационных речах заключение несет большую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только ос­мыслили, но и эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеждающих речах в заключении может еще раз прозвучать основная идея выступления — то, в чем оратор убеждал аудиторию, — но в яркой форме. В речах, побуждающих к действию, заключе­ние обычно представляет собой постановку конкрет­ных задач, как в выступлении на Съезде народных депутатов СССР Д.С. Лихачева: «Должна быть долго­срочная программа развития культуры в нашей стра­не... Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится пре­ступность...»

В агитационных речах особенно тщательно про-думывается концовка — последние слова выступле­ния. Оратор старается сформулировать главную идею своего выступления так кратко и выразительно, чтобы это надолго осталось в памяти, запало в душу, побу­дило к действиям. Концовкой обычно служит яркое афористичное высказывание, призыв или пожелание. Завершение лекции для первокурсников академика А.А. Ухтомского «О знаниях»: «Итак, в добрый час! Огорчения и преграды пусть забываются ради радо­сти знать, знать все больше и глубже!»

Подготовить заключение, как мы уже говорили, надо заранее, но так как ни одно выступление не происходит точно так, как предполагалось, ведь ре­акцию аудитории в точности предсказать невозмож­но, то заключение может отличаться от заготовлен­ного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и, быть может, ограничиться вы­водами и пожеланием аудитории.

Главное — заключение должно быть непосред­ственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудито­рией, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Пример неудачного окончания выступления — неожиданное заявление: «Ну, у меня все!», а также извинения за то, что задержал, плохо подготовился, не знал, кто придет слушать и т.п. Заключение долж­но быть подарком слушателям.

Хорошо воспринимаются выступления, конец ко­торых перекликается с началом. Если такое заклю­чение «ложится» на настроение аудитории, оно вы­зывает эстетическое ощущение высокого искусства слова. Вот как закончил упоминавшуюся лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: «...Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер се­рого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию».

Глава 6

Секреты успешного выступления

Реакция «В 90-е годы XX века, когда все

слушателей привыкли с легкостью изменять на выступление ходсобытий одним нажатием на кнопку дистанционного управления телевизором, ни­чего не может быть хуже для оратора, чем мелькнув­шая в голове у слушателя мысль: «Как скучно. Ничего не происходит. Пойду-ка я отсюда». Такой оратор без­надежно устарел!»1

У слушателей естественны и такие мысли:

— Стоило ли мне сюда приходить?

— Скажет ли он хоть что-то, чего я не знаю?

— Интересно, что он вообще за человек?

— Искренен ли он или говорит потому, что так надо?

— А может быть, ему просто выгодно это говорить?

— Что думают обо всем этом другие?

— Стоит ли мне записывать?

— Интересно, что они строчат (или почему они не пишут)?

— А пригодится ли мне это?

— Я действительно его понимаю, или мне это толь­ко кажется?

— Сколько еще времени это будет тянуться?

— А не вздремнуть ли мне?

— Кажется, что-то интересное пропустил... Что он сказал?

— А в общем-то он ничего.

— Во дает! Точно...

Эти мысли внимательный оратор читает во взгля­де и позах слушателей. Язык телодвижений называ­ют подсказкой для оратора. (О том, как его читать, см. главу 9.) В зависимости от того, удалось ли орато­ру убедить аудиторию в справедливости своей точки зрения, различают положительную и негативную ре­акции слушателей.

К положительной реакции относятся:

1) одобрение позиции оратора;

2) переход на его позицию;

3) открытое выражение несогласия — конфликт­ная реакция, которая тоже желательна, так как дает возможность переубедить слушателя-оппонента.

Важно различать и негативные реакции. Это про­явление недоброжелательного отношения к оратору и соглашательская реакция — формальное согласие, когда вас вроде бы и слушают, но ни интереса, ни протеста не проявляют. В этом случае информация усваивается пассивно, а точка зрения самого челове­ка не меняется.

Существуют способы классификации реакции слу­шателей и по другим основаниям, например: по от­ношению к воспринимаемой информации; по уме­нию понять смысл сообщения.

Наконец, возможно отсутствие всякой реакции на слова выступающего. Например, из-за состояния здоровья слушателя или потому, что он попал на вы­ступление случайно. Направлять всю силу воздей­ствия на таких слушателей не имеет смысла.

Об искусстве оратора судят по тому, сумел ли он «соглашателей» превратить в оппонентов, а оппонен­тов — в союзников. Последнее можно сделать, обра­тившись к слушателям с вопросом, побуждающим их высказать свое мнение. Иногда для выявления скры­той позиции провоцируют тайного оппонента на спор. Конечно, такой прием надо применять осторожно,

Глава б

Секреты успешного выступления

лишь прекрасно владея искусством полемики, имея в запасе убедительные аргументы и будучи уверен­ным в том, что у собеседника спокойный характер.

В большой аудитории обычно наблюдаются все виды реакции, так как всегда есть вероятность того, что на выступление попал человек, которого эта тема вообще не интересует. Поэтому, если кто-то открыл книгу, или усиленно что-то пишет, хотя вы ничего, что следовало бы записать, не говорите, или погру­жен в свои мысли, не удивляйтесь и не корите себя. Выступление можно считать неуспешным, лишь если значительная часть собравшихся равнодушно молчит или откровенно мешает оратору. Представим себе и такую ситуацию: подавляющее большинство слуша­телей согласно кивают. Может быть, им все это хоро­шо известно? Зачем тогда было выступать?!

Ответы на вопросы

Об эффективности выступления свидетельствует количество вопросов и их содержание. Обычно вопросы зада­ют после выступления. Но позволительно это делать и в ходе его.

Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

Уяснив вопрос, не спешите отвечать на него, не пытайтесь сообщить слушателям все, что вам извест­но по данному поводу. Нельзя превращать свой от­вет в дополнительную лекцию! Ответ на вопрос дол­жен быть предельно кратким.

Прежде всего определите, почему возник тот или иной вопрос.

Уточняющие вопросы задают любознательные слуша­тели с целью соотнести имеющиеся знания с новыми.

Разъяснительные вопросы возникают из-за не­точности изложения или непонятливости слушателей.

Дополнительные вопросы выходят за рамки темы. Они свидетельствуют о том, что у слушателей появился интерес к проблеме.

Полемические вопросы обнаруживают несогласие с позицией выступающего. Они ценны тем, что по­зволяют изменить мнение одной из сторон.

Наконец, под видом вопросов некоторые слуша­тели высказывают свою точку зрения по какому-ни­будь поводу.

Чтобы правильно реагировать на поставленный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформули­руйте его и повторите вслух, предварительно уточ­нив: «Вы хотите узнать...» Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех.

Уточняющие вопросы всегда приятны.

На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Конечно, недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или, что еще хуже: «Как же вы не поняли!»

На дополнительные вопросы ответить желатель­но. По крайней мере подскажите, где можно найти информацию.

Ответ на полемический вопрос иногда переходит в дискуссию. Если у оппонента есть единомышлен­ники, дискутируйте в аудитории. В противном слу­чае можно поспорить наедине. Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вы­зов и связаны с желанием проверить позицию орато­ра. Ответ обязателен! Только сохраняйте выдержку и чувство юмора!

Если слушатель воспользовался правом задать воп­рос для того, чтобы высказаться, нужно, спокойно

Глава 6

Секреты успешного выступления

выслушав его, сказать примерно следующее: «Спаси­бо за ценное дополнение».

Любые вопросы свидетельствуют о том, что выс­тупление слушали. А это уже хорошо!

• Что мне следует делать, чтобы следующее выс­тупление было еще лучше.

Любопытно читать свой дневник через некоторое время. Он дышит жизнью! Он учит жить, то есть со­вершенствовать себя.

 







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия