Студопедия — Третье письмо направлено с фронта № 37576 Е.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Третье письмо направлено с фронта № 37576 Е.






После участия в боях за Эстонию 123 - стрелковая дивизия направлена

на переформирование и вошла в состав 67-й армии, которая принимала участие в боях за Ригу.

Именно 4 сентябрем датируется третье письмо:

 

«Приветы всем кто живет в родных краях …если вы спросите как мои дела, я жив здоров, воюю в Латвии. Вы, я думаю, также живы, здоровы, как я вас запомнил перед отъездом».

Письмо написано в период активных боев советской армии «Сестра, я был во многих боях, оттуда вышел живым, оставил там много своих молодых товарищей».

Смерть ходит совсем рядом, к ней привыкают, каждый бой для кого-то становится последним. Товарищ, с которым ты бок о бок проводил подготовку, остался на поле сражения. И каждый момент ты понимаешь, что сам был на волоске от смерти. «Благодаря молитвам папы и мамы, и богу я жив. Выйдя с поля боя, я обнаружил, что моя гимнастерка в 10 местах пробита пулями. Бог сохранил, тело не задело». Эта опасность обостряет переживания за близких, друзей, боль потерь переживаешь труднее, чем боль собственную, физическую. «Сестра от Абдулы нет писем, не знаю где он. От Шамиля и Низама тоже нет писем ….»

В это время в Ставке разрабатывался план по уничтожению войск противника и освобождению Риги.

Последнее письмо было написано 8 сентября. Оно ясно показывает напряженную обстановку, которая складывается накануне крупных сражений: «Сестра, мы пока сидим на одном месте, сторожим фрица. Наверное, снова скоро их погоним. Снова начнутся ожесточенные бои. Сестра, я этому только радуюсь».

Радость, впервую очередь, от того, что советская армия гонит неприятеля с родной земли и каждый день приближает победу и надежду на скорое возвращение домой. А как на чужбине все не похоже на родные края... Советский солдат оказался путешественником поневоле, не по собственному желанию он прошел тысячи верст.

«Когда мы были в Эстонии, чувствовали неудобства, все время провели в воде, в грязи

А переехав сюда, здесь очень удобно. Сухие поля, урожай, все что нужно, все есть

Здесь леса…А в Эстонии грязь и леса, ни одного поля. А сейчас будто в родные края приехал. Здесь поля, луга - все похоже на наши».

Идут солдаты по чужой земле, измеряя шагами и жизнями расстояния между городами.

«Здесь между городами нет населенных пунктов. Пока добираешься из одного города в другой можно увидеть дома в виде хуторов. Здесь один дом, там три - так протягивается на 100 километров.

Нет ни одного пустого места, везде дома - очень интересно. Скотины много».

 

Письмо заканчивалось обычными словами, потому что в 19 лет не думаешь о смерти, даже если видишь ее ежеминутно. «Ладно. Будьте здоровы. Больше писать нечего. Остаюсь ждать письма. Привет из Латвии».

Капризно осеннее небо в Прибалтике. С утра наползут со стороны моря мрачноватые, низкие тучи, а к вечеру, глядишь, прояснится, в полнеба расплескается чистый закат, и кажется, что погода будет ясной, устойчивой. Но нет, завтра опять сыплет нудный дождь, и не видно ему ни конца, ни края. Одежда не просыхает. Под ногами чавкающая грязь. По разбитым лесным дорогам, утопая в вязкой жиже, тащатся колонны пехоты, артиллерия. Замаскированные свежесрубленными ветками, орудия и тягачи походят на движущиеся кусты. Дергаясь и подпрыгивая на ухабах, машины иногда прочно садятся в какую-нибудь заполненную водой яму. Тогда в них упирается с десяток рук и раздается молодецкое: «Взяли! Еще раз...» Колеса бешено крутятся, из-под них летят черные брызги, какие-то ошметки. Натужно ревет мотор, стреляя сизым дымком. Когда машина, наконец, выбирается на твердь, солдаты быстро залезают в кузов. Войска фронта идут на запад. Идут медленно, трудно. Иссякли боевые запасы, поредели ряды бойцов. Как воздух нужны пополнения.

Обе стороны готовились: одна — к обороне, другая — к наступлению.

В группу фашистской армий «Север», входили 16, 18, 3-я танковая армии и оперативная группа «Нарва». Всего во всех этих объединениях насчитывалось 42 пехотные, 5 танковых и 2 моторизованные дивизии, а также 10 бригад: 7 пехотных и 3 моторизованные. Самолетов у них было около четырехсот.

У Балтийского побережья действовал немецкий военный флот. Противник усиленно пополнялся людьми, оружием, техникой, боеприпасами и горючим. Прибалтика была для Германии богатой продовольственной базой и связывала ее со Скандинавскими странами — поставщиками стратегического сырья. На подступах к Риге гитлеровцы подготовили четыре оборонительных рубежа.

 

 

Освобождение Прибалтики.

 

1 сентября Прибалтийские фронты получили распоряжение Ставки подготовиться к наступлению на Ригу. Оно должно было начаться 14 сентября.

Операция сводилась к следующему. По указанию Ставки наносится главный удар на Ригу из района Мадоны. Командующий решил, что оборона противника должна быть прорвана на двух участках: северо-восточное и юго-восточнее Эргли. На правом крыле — силами шести, на левом— пяти стрелковых дивизий в первом эшелоне. Ближайшая задача — выйти на рубеж Нитауре—Мадлиена— Скривери. Перед началом атаки предусматривается [62] часовая артиллерийская подготовка из 150—200 стволов на километр фронта.

 

Сентябрь,14. Началась Прибалтийская стратегическая наступательная операция войск Ленинградского, 3-го, 2-го и 1-го Прибалтийских, 3-го Белорусского фронтов и сил Балтийского флота, продолжавшаяся до 24 ноября. Цель операции — разгром немецко-фашистких войск в Прибалтике (18-я и 16-я армии оперативной группы «Нарва» группы армий «Север»; командующий— Генерал-полковник Ф.Шёрнер; рубеж обороны от Нарвского залива до Добеле; 3-я танковая армия группы армий «Центр», с 21 сентября—группы армий «Север», 56 дивизий, в т.ч. 5 танковых и 2 моторизованные, 3 моторизованные бригады; рубеж обороны от Добеле до р.Неман; поддерживались авиацией 1-го и 6-го воздушных флотов), завершение освобождения советских Прибалтийских республик. Включала Рижскую, Таллиннскую, Моондзунскую десантную и Мемельскую операции. Действия фронтов координировал начальник Генштаба Маршал Советского Союза А.М Василевский.

 

Началась Рижская наступательная операция войск 3-го (67-ая, 1-я Ударная, 54 и 61-я армии, 14-воздушная армия), 2-го (10-я гвардейская, 42-я, 3-я Ударная и 22-я армии, 15-я воздушная армия) и 1-го (4-я Ударная, 43-я, 51, 6 и 2-я гвардейская армии, 5-я гвардейская танковая армия, 3-я воздушная армия) Прибалтийских фронтов (с рубежа оз.Выстсъярв, восточнее Валги, Леясциемс, восточнее Эргли, рек Виесите и Мемеле, Бауска, городов Елгава, Добеле, восточнее Ауце, западнее Шауляя, восточнее Кельме) во взаимодествии с Балтийским флотом, продолжавшаяся до 22 октября. Цель операции— разгромить рижскую группировку противника (18-я и 16-я армии группы армий «Север», часть сил 3-й танковой армии группы армий «Центр»; позиционная оборона включала 4 оборонительных рубежа). Одновременно началась наступление всех Прибалтийских фронтов. К исходу дня войска 1-го Прибалтийского фронта прорвали оборону противника в районе Бауски на 25-километровом участке и продвинулись в глубину до 14 км.

Войска 2-го Прибалтийского фронта подошли к Видземской возвышенности.(67-ая дивизия вошла в состав 2- го Прибалтийского фронта.) Обращенные крутые склоны ее, достигавшие иногда трехсотметровой высоты, были очень удобны для обороны. Текущие в низинах между холмами ручейки, речушки, серебристо поблескивающие озера ограничивали возможности маневра. Немцы умело использовали характер местности. Отрыли окопы и траншеи, соорудили доты и дзоты, расположили на всех командных точках бронеколпаки, заминировали подступы к своему переднему краю.

Хорошо еще, что к этому времени установилась сухая солнечная погода, которая в Прибалтике держится в сентябре иногда подолгу. К полудню солнце светило совсем по-летнему. Дороги окончательно просохли, и соединения спешили этим воспользоваться. Подтягивалось все — отставшие подразделения, боеприпасы, горючее, продовольствие. С заводов перебрасывались машины, пушки.

 

Утром 14 сентября двинулся вперед весь фронт. После часовой артиллерийской подготовки стрелковые дивизии пошли в атаку. Главный удар наносили 10-я гвардейская, 42-я и 67 -я ударная армии в направлении Риги. Ближайшей задачей фронта был выход на рубеж Нитауре — Мадлиена — Скривери. Неприятель оказал упорное сопротивление. 7-й и 19-й гвардейские стрелковые корпуса к концу дня сумели захватить лишь две траншеи, вклинившись во вражескую оборону на 2—3 километра. [70]

Зато 43-я армия 1-го Прибалтийского фронта с частью сил 4-й ударной к концу 14 сентября овладела первой, а на узком участке севернее Бауски и второй полосой вражеской обороны. За трое суток они расширили прорыв до 80 километров. Передовые части 43-й армии уже вели бои в 25 километрах юго-восточнее Риги.

 

15 и 16 сентября войска продолжали атаковать противника на прежних участках. Продвигались очень медленно. За три дня дошли только до третьей позиции первой полосы и лишь на отдельных участках преодолели ее.

 

Но вот 17 сентября произошли события, которые существенно поправили положение советской армии. В этот день 22-я и 3-я Ударные армии совместно с 5-м танковым корпусом прорвали оборонительный рубеж противника между поселком Эргли и городом Плявиняс, продвинувшись вперед на 20 километров.

На главном же направлении войска продолжали топтаться на месте. Однако общая обстановка в Прибалтике для противника была тяжелой. Чтобы ликвидировать угрозу Риге с юга, немецкое командование решило нанести два контрудара: первый — силами 3-й танковой армии в направлении Елгава, второй — двумя танковыми и четырьмя пехотными [72] дивизиями из района Балдоне по наступающей нашей 43-й армии. C 17 сентября на этих участках начались особенно ожесточенные бои. Некоторые позиции переходили из рук в руки по нескольку раз. К гитлеровцам подходили все новые подкрепления. Часть сил немцы перебросили туда с нашего фронта.

Наконец из Ставки пришло официальное разрешение на перегруппировку. Правда, с оговоркой: «В процессе наступления». Основные силы фронта командующий стал сосредоточивать к северу от железной дороги Эргли — Рига. Это было разумно. В узкой полосе собранные в кулак артиллерия и авиация могли подавить огневые средства противника во всей глубине его обороны. Танки и самоходные орудия также были в состоянии эффективно поддержать пехоту.

 

22 сентября после перестановки сил ударная группировка протаранила оборонительную полосу «Цесис» и с ходу форсировала реку Огре.

 

23, 24 и 25 сентября три армии фронта продолжали продвигаться к Риге. В центре темп был невысокий: 5—7 километров в сутки, на флангах — по 6—12. За это время они прорвали два промежуточных оборонительных рубежа.

Неприятель отходил перекатами. Пока одни его части удерживали занимаемые позиции, отошедшие в тыл, оборудовали новые. И каждый раз нам приходилось снова пробивать вражескую оборону. И без того скудные запасы снарядов таяли на глазах. Армии вынуждены были взламывать укрепления на узких участках — шириной 3—5 километров. Дивизии проделывали еще меньшие щели, и в них тотчас вводили вторые эшелоны. Они-то уже и расширяли фронт прорыва. В последние сутки бои велись и днем и ночью.

За четыре дня советские войска освободили свыше 600 населенных пунктов, в том числе Кокнесе, Скривери и Мадлиену.

 

Здесь под Мадлиеном 6 октября 1944 года близ села Марцуни погиб Шигабутдинов Имам Киямович. Он не имел наград, он был один из миллиона солдат, погибших в борьбе с фашизмом.

 

22 октября завершилась Рижская операция: советские войска нанесли поражение главным силам армии «Север», почти полностью освободили территорию Латвии.

С изгнанием врага из Рижского оборонительного района рухнули планы гитлеровского руководства. Но сколько жизней молодых ребят осталось лежать на Латвийской земле.

Вечная им память!

 

Заключение.

Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…

 

 

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир - обязанность всех живущих на земле. Очень скоро будет отмечаться День Победы.

9 Мая прозвучал победный салют и громкий крик на всю Землю: “Победа!” Война длилась четыре года, а раны не зарубцевались на земле Родины и в душах тех, кто прошел войну. И множество других боев за каждый метр Родины, а на каждом этом метре оставались лежать молодые парни, русские солдаты. У них могла быть веселая молодость с первой любовью, со множеством друзей, а потом семья и дети. Но вместо этого они увидели ужас войны, их души застыли от смертей товарищей, а всегда сияющие глаза и смеющиеся губы забыли о том, что такое улыбка и чистое голубое небо. Их увозили от родных и матерей, многим из них не суждено было вернуться назад. В нашей стране погиб каждый четвертый…

И чтобы мы, будущее поколение, не забыли о том, что пришлось пережить поколению наших бабушек и дедушек, благодарные им, спасенные их дети создали памятники, фильмы, книги.

Я тоже посчитала нужным не оставлять пылиться письма, о которых мог бы никто и не узнать. Я рассказала о них людям, и я надеюсь, что каждый из нас хоть на секунду задумается о том, как это трагично. Исследуя письма, слушая рассказы своей бабушки, я представляла себе молодого широкоплечего, еще с детским внутренним миром, парня. Находясь в том же возрасте, что и он, я много раз пыталась представить себя на его месте, и каждый раз меня охватывал ужас.

Во время исследования я столкнулась с очень трагическими событиями. Я пыталась осознать то, что чувствовал этот молодой русский солдат.

По окончанию работы, учитель предложила мне прочитать ее перед своими одноклассниками. Нужно сказать, что слушали ее в начале, как очередной реферат, и тогда, я положила свой материал и стала просто рассказывать. Я очень удивилась, когда в классе наступила тишина. Рассказ о реальных событиях и людях затрагивает душу. Некоторые из моих одноклассников заинтересовались. Многие стали вспоминать своих родственников - участников войны. Это уже, можно считать положительным результатом моей работы, так как цель моя, была не только восстановить страницы семейной истории, но и заинтересовать других этими исследованиями. Конечно, может быть, у меня не все получилось, но я попыталась сохранить то, что могло быть навсегда утерянным.

События Великой Отечественной войны ожили, превратились в реальную трагедию близких людей.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Мы поколение, которое знает войну по параграфам учебника, фильмам и литературным произведениям.

Считается, что новой войны не будет, пока люди хранят память о событиях войны прошедшей. Но память человека избирательна и спасительна. Самое страшное она упрятывает в «глухие» уголки на долгие - долгие годы. Есть события, над которыми время не имеет власти. Великая Отечественная война - испытание, которое перенес наш народ. А человек, переживший такое испытание и победивший, будет потом всегда черпать силы в этой победе. Мы потомки этих людей, а значит, для нас их победа должна быть примером.

Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом.

 

...Прошло много лет, мы привыкли к слову “война” и, когда слышим его, часто пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Или потому что, зная все о войне, мы не знаем только одного - что это такое? Нельзя забывать, что война - это, прежде всего люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого, как я!

 

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 512. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия