Студопедия — Кучкин В.А.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кучкин В.А.

Кучкин В.А.

Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (ХШ - первая четверть ХIV в.)

Поздней осенью 1237 г. на Рязанское княжество, представлявшее собой юго-восточную окраину русских земель, обрушились полчища монголо-татар. Для Руси они уже не были "языци незнаеми, их же добре никто же не весть", которые в 1223 г. на р.Калке нанесли страшное поражение соединенным русско-половецким силам. В 30-ые гг. древнерусские люди уже знали о монголо-татарах, знали об их агрессивности, беспощадности и жестокости и с беспокойством следили за военными успехами чингизидов в Восточной Европе.

Неслучайно во владимирском летописании отмечались разгром ими саксинов и половцев, а также сторожевых отрядов волжских булгар у р.Яика в 1229 г., зимовка войск Батыя перед походом на столицу Волжской Булгарии Великий город в 1232 г., наконец, завоевание Булгарского государства в 1236 г. До 20-х гг. ХШ в. сведения о взаимоотношениях волжских булгар со своими восточными и южными соседями не попадали на страницы русских летописей. Включение таких известий в древнерусские исторические сочинения после Калкской битвы 1223 г. свидетельствует не только о том, что на Руси следили за приближением монголо-татарской грозы, но и косвенно о том, что русские князья готовились к отпору завоевателям. Это, видимо, учитывали и сами монголо-татары. На поход против Руси они отважились лишь год спустя после покорения ими Волжской Булгарии.

Высокое умение сражаться, подавление превосходящими силами вооруженного сопротивления, поразительная жестокость к побежденным, редкое коварство при дипломатических переговорах позволили монголо-татарам в течение 1237-1240 гг. подчинить себе большинство древнерусских княжеств. Над Русью на долгие времена опустилась ночь чужеземного господства. Оно выражалось в политическом верховенстве сначала каракорумских, а позднее сарайских ханов, утверждавших особыми ярлыками русских князей на их столах, существовании на Руси в течение нескольких десятилетий ХШ в. монголо-татарской администрации (баскаков), в систематическом взимании с населения завоеванных русских княжеств "выхода" (хараджа), называвшегося также ордынской данью и составлявшего сумму в несколько тысяч рублей ежегодно - сумму громадную по тем временам, в военной повинности русского на селения, вынуждавшегося участвовать в милитаристских акциях Орды. Оно выражалось также в частых "ратях" монголо-татарских феодалов против подвластных им русских земель, сопровождавшихся убийством или угоном в рабство населения, ограблением оставшихся в живых, разрушениями и пожарами городов и сел. "Монгольские татары, - писал К. Маркс, - установили режим систематического террора, разорение и массовые убийства стали обычным явлением".

Во многих памятниках русской литературы, публицистики, средневековой историографии показ взаимоотношений с завоевателями, характеристика и оценка ига на долгий период стали самыми жгучими, самыми актуальными темами.

Основное место среди рассказов о монголо-татарах в галицкой части Ипатьевской летописи занимает описание нашествия Батыя. Нашествие рисуется как тяжелое бедствие для всей Русской земли. Где силой, а где и обманом ("на льсти") захватывали монголо-татары русские города, безжалостно избивали население, не щадили даже детей "отъ отрочатъ до сосоущих млеко". Монголо-татары в этом описании названы "безбожными измаилтянами", "безбожными агарянами", "нечестивыми"", "безбожными", монгольский полководец Бурундай - "безаконьнымъ", а сам "нечестивый" хан Батый сравнивался со свирепым зверем.

Борьба с нашествием рисовалась в Галицкой летописи как праведное дело, освященное христианской религией. Жителям г.Козельска, решившим не сдаваться Батыю и до смерти стоять за своего князя, приписана следующая фраза: "и еде славоу сего свьта приимше, и тамъ небесныя венца от Христа бога приимемь". Иными словами, гибель при сопротивлении захватчикам расценивалась летописцем как христианский подвиг. Приведенный материал показывает, что рассказ о нашествии Батыя в Галицкой летописи был проникнут явными антитатарскими настроениями.

Остались нераскрытыми в галицком летописании и основные цели татарской политики на Руси. Лишь в статье 6758 года мелькает замечание о том, что монголо-татары, подвергая унижениям Даниила Галицкого, желали получить дань с его земли. Но если мотивы политики монголо-татар галицкий летописец отразил еще в слабой степени, то прямые следствия иноземного ига он видел достаточно ясно. По словам, приписанным в летописи Даниилу Галицкому, "рать татарьская не престаеть, зле живоущи с нами", т.е. иго сопровождалось постоянными военными действиями со стороны монголо-татар. В горестных размышлениях о тяжких невзгодах, выпавших на долю русских людей, гибели многих князей и бояр в ханской ставке (статья 6758 года Ипатьевской летописи) чувствуется широкий кругозор летописца, вникавшего в дела не только Южной, но и Северо-Восточной Руси. На редкость образна в Галицкой летописи картина глубокого унижения, испытанного Даниилом Галицким при дворе Батыя. Галицкий летописец еще не улавливал, что в подобных действиях монголо-татары руководствовались определенными политическими соображениями, а потому не писал о них. Поступки завоевателей летописец объяснял их особыми качествами - злобой и коварством, а также их религиозной нетерпимостью. Летописец Даниила Романовича не обнаружил глубокого проникновения в сущность событий, связанных с завоеванием монголо-татарами Руси и с последующим проявлением их господства.

В целом, отношение к монголо-татарам в Юго-Западной Руси, насколько об этом можно судить по Ипатьевской летописи, было глубоко отрицательным. Антиордынская направленность галицко-волынского летописания выражалась прежде всего в ярких картинах монголо-татарских насилий и погромов, в далеко нелестных эпитетах, которыми награждались завоеватели и, что особенно любопытно и даже несколько неожиданно, их ханы, считавшиеся повелителями Руси. Но объяснение причин того, почему монголо-татары смогли покорить Русь, а затем держать в подчинении русских князей, и в Галицкой, и в Волынской летописях было довольно неопределенным. Оно сводилось к теософской формуле наказания свыше "за наши грехи". Остались нераскрытыми и основные мотивы татарской политики на Руси, хотя о следствиях такой политики - постоянных военных набегах, грабежах населения, убийствах русских князей и бояр - писали и галицкий, и волынский летописцы.

Более сдержанным было отношение к монголо-татарам в расположенном далеко к северу от Галича и Владимира Волынского Новгороде Великом. Из новгородских историко-литературных памятников второй трети ХШ - первых десятилетий ХIV века тема о монголо-татарском иге затронута только в Новгородской I летописи, где упоминания о завоевателях довольно многочисленны. Наибольшее внимание новгородский летописец уделил событиям нашествия. Рассказ о Батыевых походах составлен в Новгородской I летописи по двум источникам: рязанскому и особому источнику, который следует признать новгородским по содержавшимся в нем известиям о Торжке и Новгородской земле. Задумываясь над причинами быстрых побед монголо-татар, новгородский летописец объяснял их слабостью, смятением, трепетом и страхом русских людей перед иноплеменниками: "такоже и прежде сихъ отья господь у насъ силу, а недоумение, и грозу, и страхь, и трепетъ вложи в нас за грехы наша" (с.75), новоторжцам из Новгорода "не бы помо чи, но уже кто же собе стале в недоумении и страхе" (с.76). Испуг перед жестоким и сильным врагом сквозит и в некоторых местах описания: "Тогда же ганяшася оканьнии безбожници от Торжку Серегерьскымъ путемь оли и до Игнача креста, а все люди секиде акы траву, за 100 верстъ до Новагорода" (с.76)

Как и в других летописях, рассказ о нашествии монголо-татар в Новгородской I летописи старшего извода написан выразительно, с большим чувством, причем сводчик не скрывал своих антипатий к завоевателям. Последние названы погаными иноплеменниками, безбожными и погаными, беззаконными измаильтянами. окаянными, кровопролитцами христиансксй крови(с. 75-76). Подобные характеристики довольно определенно свидетельствуют об антитатарских настроениях новгородцев. Но в дальнейшем нелестные эпитеты в Новгородской I летописи прилагаются к монголо-татарам только тогда, когда речь идет об их действиях, затрагивавших интересы Новгородской республики. Особенно негодует новгородский летописец по поводу Беркая и Касачика, приехавших в 1257 году из ставки великого хана в Каракоруме устанавливать в Новгороде "число". Летописец называет их сыроядцами и неоднократно окаянными (с.82-83). Окаянным назван и ордынский посол Таитемер, отряд которого вместе с войсками Михаила Ярославича Тверского участвовал во взятии и разграблении Торжка в 1315 году (с.94).

О политике ордынских ханов на Руси в Новгородской I летописи говорится очень мало. Но одна место Новгородской I летописи показывает, что новгородцы в ХШ веке понимали основной смысл политики монголо-татар. Когда в 1270 году новгородское вече лишило новгородского стола великого князя Ярослава Дрославича и Новгород разделился на две партии, сторонник великого князя новгородский тысяцкий Ратибор отправился в Орду, чтобы просить ханской помощи в борьбе с политическими противниками.На Русь уже назначены были войска. Как выяснилось, Ратибор обманул хана. Новгородский тысяцкий, выпрашивая рать у Менгу-Тимура, ссылался на то, что "новгородци тебе не слушать: мы дани прощали тобь, и они нас выгнали..." (о.89). Основание очень характерное. Стоило упомянуть о дани, которую новгородцы будто бы не хотели давать монголо-татарам, и Орда быстро организовала военную экспедицию. В словах и действиях Ратибора ясно сказывается понимание им движущих мотивов ордынской политики.

Следует заметить, что в литературе соседнего с Новгородом, но еще более удаленного от Орды Пскова в указанное время вообще отсутствовала тема о монголо-татарах.

Иноземное иго не пресекло развития литературы Ростова Великого, одного из старейших городов Северо-Восточной Руси. После разгрома монголо-татарами Владимира Ростов сделался на несколько десятилетий религиозным центром северо-восточных русских княжеств. Во второй половине 13 века в Ростове был написан целый ряд литературных и публицистических памятников. В Ростове было создано древнейшее, по мнению ряда исследователей, произведение о гибели в Орде черниговского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора. Лейтмотивом ростовской редакции Повести о Михаиле и Федоре Черниговских является четко проведенная мысль о религиозной нетерпимости монголо-татар. Казнь Михаила и Федора, совершенная Батыем по причинам политическим, в Повести представлена как мученичество за христианскую веру. Чтобы оттенить неправомерные действия монголо-татар и подчеркнуть стойкость убеждений Михаила и Федора, а тем самым усилить впечатление от рассказа, автор ростовской редакции не только выразительно описывает жестокости завоевателей, но и при бегает к искажению фактов. В Повести сообщается, что монголо-татары будто бы насильно заставляли русских князей поклоняться своим языческим идолам. В действительности же монголо-татары в первые десятилетия своего господства над Русью, до того, как ислам стал государственной религией Золотой Орды, отличались большой терпимостью к инаковерующим и не заставляли их менять свои религиозные убеждения… Во-вторых, отношения ростовских князей с Ордой, начиная с конца 50-х годов 13 века и вплоть до начала XIV столетия были дружественными, многие из ростовских князей даже породнились с чужеземцами. В частности, на знатной татарке был женат Глеб Василькович. Естественно, что в сочинении о гибели Михаила и Федора, написанном по заказу Бориса и Глеба Васильковичей, о политике монголо-татар в русских землях сказано мало и очень осторожно, а объяснение причин завоевания дано в самой общей форме.

Как и в других летописных памятниках, наибольшее внимание в Лаврентьевской летописи уделено описанию нашествия монголо-татар. Та часть статьи 6745 года, в которой повестуется о мучениях и гибели от рук завоевателей княжившего в Ростове Василька Константиновича и которая явно ростовского происхождения, наполнена резкими обличениями монголо-гатар. Захватив в плен ростовского князя, "нудита и много проклят; безбожнии татарове обычаю поганьскому быти въ их воли и воевати с ними, но никако же не покоришася ихъ безаконью и много сваряше я, глаголя: "О глухое цесарьство оскверньное, никако же мене не отведете хрестьяньское веры, аще и велми в велиць беде есмъ..." Они же въскрежташа зубы на нь, желающе насытитися крове его". Василько "абье безъ милости убьенъ бысть". Сходные отзывы о монголо-татарах есть и в других местах статьи 6745 года, по своему происхож дению уже не ростовских, а владимирских: «безбожнии татарове оканнии ти кровопиици». Однако ростовская часть более эмоциональна, отрицательная характеристика монголо-татар в ней оказывается сильнее, чем во владимирской части статьи 6745 года, указано и конкретное следствие подпадения под чужеземную власть русских князей - обязанность "воевати с ними", т.е. участвовать в военных акциях завоевателей. Не скрывая жестокостей и грабежей монголо-татар, ростовский летописец описал Неврюеву рать, а упомянув о смерти хана Берке, заметил, что после того "бысть ослаба Руси отъ насилие бесерменъ". В статье 6745 года летописец косвенно осудил Батыя, который послал к Михаилу Черниговскому, "веля ему поклонитися огневи и болваном их". Русский князь "не повинуся вельнью их, но укори и (т.е. самого Батыя - В.К.) и глуше его кумиры, и тако без милости от нечестивых заколен бысть". Батый здесь представлен в таком же невыгодном свете, как и в редакции Повести о Михаиле Черниговском отца Андрея. Следует заметить, что это единственное место во всей Лаврентьевской летописи, где осуждался, пусть и не прямо, ордынский хан. Антипатия ростовца к чужеземцам, установившим власть над Русью, особенно ярко проявилась в рассказе о восстании против монголо-татар вРостове в 1262 году. Летописец с облегчением пишет о том, что "избави Бог лютаго томления бесурменьскаго люди Ростовьския земля: вложи ярость въ сердца крестьяномъ, не терпяще насилья поганыхъ, изволиша вече, и выгнаша из городовъ. В ростовскомисточнике точно указывалось, в чем проявлялось "лютое томленье": "ти окаяньнии бесурмане" откупали дани и за долги продавали в рабство русских людей. Одну из основных целей монголо-татарской политики в Суздальской земле (стремление к увеличению дани) летописец определил точно. Ростовец указал на реальные последствия монголо-татарского господства, последствия, которые и вызвали антитатарское восстание в Ростове и других городах. В той же статье ростовский летописец с негодованием писал о поддержке монголо-татарами последователей ислама, боровшихся против христианской церкви. "Поспехомъ" Титяма, посла великого хана Кутлубия (Хубилая) "оканныи лишеник" бывший русский монах Изосима "творяше хрестьяном велику досаду, кресту и святым церквам поругался"

Наряду с этим, в ростовском материале Лаврентьевской летописи не раз упоминалось о чести, которую оказывали князьям Северо-Восточной Руси монголо-татарские ханы: сын хана Батыя Сартак "почтивъ князя Бориса, отпусти я в свояси". О ростовских, ярославских и других князьях, участвовавших в походе хана Менгу-Тимура на ясский город Тютяков, сказано, что "царь же почтивъ добрекнязей русскыхъ и по-хваливь велик и одаривъ, отпусти въ свояси съ многою честью, кождо въ свою отчину". Из приведенного материала видно, что летописец признавал власть ханов, высоко ценил их милость. В глазах летописца хан являлся также высшей инстанцией, утверждавшей русских князей в их правах. В ростовской части Лаврентьевской летописи, за исключением статьи 6754 года, нельзя найти какой-либо критики, колких замечаний в адрес великих или ордынских ханов. Такие особенности ростовской литературы объясняются, конечно, позицией ростовских феодалов, в первую очередь, ростовских князей. Значение последних в политическом развитии Северо-Восточной Руси постепенно сходило на нет (потомки ростовского князя Дмитрия Борисовича даже продали Сретенскую половику Ростова Ивану Калите), ростовские князья не ставили перед собой больших общерусских политических задач. Они слабели в жестокой междоусобной борьбе и были вынуждены искать союза и покровительства более сильных князей, в первую очередь великого князя Владимирского. Подобными обстоятельствами вывивались также союзные и родственные отношения ростовских князей о монголо-татарами, ведущие свое начало со времен князей Бориса и Глеба Басильковичей. Эти отношения с течением времени укреплялись все более и более. Ростовская литература в своей оценке иноземного ига и отразила этот процесс политического упадка Ростова и роста его связей с Ордой.

По-иному освещалось монголо-татарское иго в литературе соседнего с Ростовом Владимира. Одним из самых ранних памятников владимирской литературы рассматриваемого периода является Житие Александра Невского. Житие написано современником знаменитого князя, "самовидцем" "вьзраста его". Вопросу о взаимоотношениях с монголо-татарами в этом памятнике отведено совсем немного места, хотя из летописей известно, что Александр Ярославич неоднократно бывал в Орде, а после гибели своего отца вынужден был предпринять далекое путешествие в Каракорум к великому хану. Сложная политика Александра по отношению к монголе татарам, лавирование между ордынскими л великими ханами не получили достаточного освещения в его жизнеописании. Но признание ханской власти имеется в памятнике. Так, Батый титулуется здесь царем, которому "богъ похорилъ языки многи от въстока даже и до запада". Карательная экспедиция монголо-татар против брата Александра Андрея в 1252 г. описана в очень сдержанных тонах: "По сем же разгньваи: царь Батий, на брата его меншаго Андрея, и посла воеводу своего Неврюя во воевати землю Суждальскую. По пленении же Неврюве князь великий Александр, церкви въздвигну, градъ испольни, люди расоухеныа събра в домы своя". Убийства, грабежи и насилия монголо-татар, преследовавших князя Андрея Ярославича, о которых говорилось в Лаврентьевской летописи, в Житии Александра Невского были обойдены молчанием. Можно только догадываться по действиям Александра после Неврюевой рати, во что обошлась Суздальской земле карательная экспедиция из Сарая. Лишь в одном месте Жития прорывается отрицательное отношение его автора к иноземному игу: "Беже тогда нужда велика отъ иноплеменник, и гоняхут христиан, веляще с собою воиньствовати". Речь шла о наборе русских в монгольские войска по приказу из Сарая, и автор Жития отнесся к этому явно отрицательно.

Пожалуй, нигде в русской литературе 40-х гг. ХIII - первых десятилетий ХIV века монголо-татарское иго не обрисовано с такой силой, экспрессией и выразительностью, как в проповедях Серапиона Владимирского. Серапион рассматривал господство монголо-татар как великое зло, которое рано иди поздно должно кончиться. ЕСЛИ русские люди избавятся от грехов, то "гневь божий престанеть,...мы же в радости поживем в земли нашей". Говоря о нашествии монголо-татар, Серапион не только развертывал перед слушателя ми картину страшного погрома, когда "кровь и отець и братья немея аки вода многа, землю напои", но и указывал на некоторые причины слабого военного отпора завоевателям со стороны русских дружин: "князии наших воеводъ крепость вцеэе, храбрей ваши, страха наполъньшеся, бЬжаша". В словах Серпиона чувствуется боле за всю Русь, он горько переживал утрату былого величия своей страны: "величьство ваше омерися... в поношение быхомь живущиимь въскраи земля нашея, в посмехъ быхом врагомъ нашнмъ".Серапион был не только тем сравнительно редким писателем, который прямо говорил о таких последствиях иноземного завоевания, как угон людей в рабство, тяжелая дань, взимаемая монголо-татареми о русского населения, но он единственный среди русских публицистов ХIII века назвал "горькую работу" на иноплеменников. Серапион верно оценил результаты монголо-татарского господства над Русью, Обогащение ва счет покоренных неролов со ставляло конечный смысл политики монголо-татарских ханов в завоеванных землях.

О владимирском летописании второй трети ХШ - начала Х1У века, где широко отразилась тема монголо-татарского ига, можно судить по Лаврентьевской летописи. Как известно, оригиналом для Лаврентия, переписавшего летопись в 1377 г., послужил летописный свод 1305 года великого князя Михаила Ярославича Тверского. В своде 1305 года отразился владимир ский велжкокняжеский свод 1239 года Юрия Всеволодовича, а таяяе свод, построенный на ростовском летописном материале и проредактированный во Владимире около 1281 года. Следовательно, владимирская точка зрения на события монголо-татарского нашествня и их последующего господства над Русью нашла свое отражение в статьях 1237 и 1239 годов, некоторых статьях 1240-I28I годов и статьях последующих лет.

 

В статье 1237 (6745) года, ее владимирской части, как показано было выше, имеется несколько резких выпадов против завоевателей. Нашествие иноплеменников летописцем расценено как страшное бедствие для Северо-Восточной Руси: "створися велико зло в Суздальской земли, яко же зло не было ни от крещенья, яко же бысть ныне". Кроме того, во владимирской части статьи 6745 года есть ряд мест общего эмоционального и философского характера, где описываются грабежи и убийства монголо-татарами русского населения и дается объяснение завоевания, как наказания за "грехи наши". Трудно назвать исследователя, писавшего о Батыевом нашествии, который не приводил бы этих мест, как ярких свидетельств современника. Между тем все такие места статьи 6745 года оказываются литературными цитатами. Когда эти цитаты были включены в текст летописи, сказать трудно. Возможно, что в статье 6745 года нашествие Батыя первоначально еще никак не объяснялось и цитаты с указаниями на божий гнев добавлены позднее, но во всяком случае такое добавление имело место до 1305 года. В цитатах, вероятно, получила свое отражение точка зрения владимирского сводчика, расценивавшего монголо-татарское иго как тяжелое наказание" ниспосланное свыше за согрешения Руси. Та же мысль выражена я в некрологе Юрию Всеволодовичу: "се же все сдеяся грех ради наших". По смертная характеристика Юрия принадлежала, несомненно, владимирцу. Здесь же есть и резко-отрицательные определения монголо-татар: "злии ты кровопийца", "си бо безбожной, со лживым миром живуще, велику пакость землян творять, еже и зд многа зла створиша" монголо-татары названы безбож ными и погаными.

В дальнейшем антитатарский тон владимирского летописания несколько снижается. Летописец довольно часто пишет о чести, оказанной ханами русским князьям: "Батый же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему: "Ярославе, буди ты старьи всьм князем в Русском языце. Ярослав же въэвратися в свою землю с великою честью", "иде Олександръ князь Новгородьскый Ярославич в Татары и отпустиша и с честью великою, давше ему стареишиньство во всей братьи его". Здесь отношение владимирского летописца к ханской власти полностью совпадало с позицией ростовского летописца. Оба ставили власть хана выше власти русских князей, оба специально отмечали ханские милости, стремились подчеркнуть благоволение ханов к тому или иному русскому князю, оба целиком признавали право ханов утверждать столы за русскими князьями, а владимирский летописец и назначать князей на стол великого княжения Владимирского. Как показано было выше, другим было отношение к ханской "чести" у летописателей Юго-Западной Руси.

 

Но в статьях последующих - 6778, 6783 и 6789 годов владимирский сводчик вновь с гневом и болью пишет о мучительных пытках, которым подвергли в Орде в 1270 г. рязанского князя Романа Ольговича, о грабежах захватчиков, убийстве ими мирного населения в различных русских княжествах. Весьма показательными являются повествования о событиях в Курском княжении - статья 6783 6791- 6792 годов, принадлежавшие, как показано было выше, перу сводчика.1305 г, в первой из них расскаэывалось как монголо-татары; вместе с русскими князьями выступивши в поход против Литвы, ограбили русское население союзных княжеств, "а около Курска к кострове днянии въ руках потерли, и всюды и все дворы, кто чего отбежалъ, то вое пограбиша поганые творящеся на по мощь, пришедши, обретош ана пакость, "Се же написахъ- замечает летописец, - памяти для ползи ради", Рассказав о совместном походе на Литву, кстати сказать, закончившемся безрезультатно, приведен летописцем как назидание русским князьям, искавшим союза с монголо-татарами, а в итоге стродавшим от такого союза. Владимирский сводчик внушал мысль что даже союзные отношения с Ордой чреваты тяжелыми последствиями для русских земель. Этот вывод и являлся той "пользой", ради которой сводчик поместил рассказ о событиях а Курской земле в северо-восточную летопись.

Выразителен рассказ о баскаке Ахмате во Владимирском своде 1305 года. По словам летописца, Ахмат "бесерменин злохитр и велми золъ.,, держаше баскачьство Курьскаго княжениа, откупаша у татаръ дани всякие и темя даньни велику досаду творяше княэемъ и черкимъ людмъ в Курскомъ княжении. еще же кь тому наряди две слободе въ отчинь Ольга князя Рылскаго и Ворголскаго,,. Олег вместе со свода родственником князем Святославом Липовичскям по приказу хана Телебуги разогнал слобода Ахмата. Тогда Ахмат, являвшийся ставленником соперничавшего с Телебугой хана Ногая, собрав значительну" рать, совершенно опустошил Рыльскоеи Липовичокое княжества. Население было перебито или уведено в рабство. Захваченных в плен Бояр Олега и Святослава татары казнили, причем для устрашения Ахмат "трупья бояръ твхъ повель по древью развьшати, отъимая у всякого голову да правую руку". Отрезанные руки монголо-татары погрузи ли на сани и отправили по селам для устрашения оставшихся жителей. Неслыханные жестокости карательной экспедиции Ахмата в Курском княжении превзошли все известное до сих пор. "И бяше видети дело стыдно и велми страшно, и хлебъ во уста не идяшеть от страха", - писал летописец, пораженный зверствами монголо-татар. После ухода Ахмата Олег обвинил Святослава в нарушении крестного целования. Святослав "безъ Олговы думы" подстерег двух татар, шедших с отрядом из од ной слободы в другую, и разгромил их. Разбой Святослава привел к его разрыву с Олегом. По приказу хана, очевидно, Телебуги, Олег казнил Святослава. В отметку за это брат Святослава Александр убил Олега и его сына Давида.

Князь, занимавший владимирский великокняжеский стол, являлся сюзереном по отношению ко всем остальным князьям Северо-Восточной Руси, "отцом и старшим братом", если употребить русскую терминологию того времени. Великий князь Владимирский выступая официальным представителем русских князей в международных делах, в частности, в сношениях с монголо-татарами. Успех ордынской политики на Руси зачастую зависел от позиции великого князя, почему монголо-татары и старались проводить своих кандидатов на владимирский великокняжеский стол. Уже в силу своего положения великий князь Владимирский должен был защищать общерусские интересы, а постоянные сношения с монголо-татарами давали велико княжеской власти возможность глубже понять и оценить их политику.

Проанализированный материал, показывающий отношение русских книжников 40-х гг. ХIII - первой четверти XIV в. к монголо-татарскому игу, позволяет сделать несколько выводов общего характера. Несмотря на значительное разнообразие в показе ига, характеристиках различных его сторон, в памятниках указанного времени, относящихся к разным княжествам землям Руси, оценки чужеземной власти имеют некоторые общие черты. Прежде всего, как крупное бедствие расценивалось само завоевание Руси монголо-татарами. Отношение русских книжников к установившемуся вслед за завоеванием иноземному господству, как правило, было отрицательным и как редкое исключение - нейтральным (у новгородского летописца при описании событий после 1238 г., происходивших вне территории Новгородской республики; в поздних па мятниках Ростова Великого; по-видимому, в материалах владимирского великокняжеского летописания 40-60-х годов XIII в.). Положительной характеристики ига нельзя встретить ни в одном памятнике той поры. Первоначально иго воспринималось главным образом эмоционально, в ярких красках описывалась монголо-татарские погромы, зверства, жестокости и грабежи завоевателей, причем для описания иногда привлекались выдержки из текстов, характеризовавших событий отдаленной домонгольской поры. Сами монголо-татары награждались нелестными эпитетами. Потребовалось известное время, ноше факты, накопление исторического опыта, чтобы верно осмыслить происшедшее, уловить главные черты монголо-татарокой политики в покоренных русских землях. С течением времени яснее становилась суть политики завоевателей, направленной на получение дани с русских земель, распространение военной повинности покоренного населения, организацию "работ" на себя, угон людей з рабстве, вымогательство крупных сумм с князей за предоставление одному из них великокняжеского ярлыка. О данях говорят все рассмотренные выше памятники, причем если ростовское и владимирское летописание специально останавливалось на атом, как Серапион Владимирский и отрочский игумен Александр, то галицкий и новгородский летописцы писали о данях мимоходом, другие про явления монголо-татарского господства нашли отражение во владимирской и тверской литературе. Описывая ужасы чужеземного господства, книжники 40-х гг. ХIII - первой четверти XIV в. резко критиковали действия представителей ханской власти, но сравнительно редко - самих ханов, олицетворявших власть иноземцев.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет числа теоретических тарелок колонны | 

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия