Согиял РинпочеСогиял Ринпоче - это известный учитель и автор Tlie Tibetan Book of Living and Dying (Тибетской книги живых и мертвых). Он завоевал репутацию "смеющегося Ринпоче", потому что искрился добротой и юмором. В 1984 году я познакомилась с Согиялом в его доме в Париже. Я много читала о Тибетских учителях и горела желанием узнать, что соответствовало истине, а что нет. Например, я читала, что многие Тибетские мастера преодолели законы времени и пространства и что некоторые из них могут левитировать и бегать со скоростью сорок миль в час. Я также читала, что, когда просишь Учителя рассказать о его силе, он обычно рассказывает не о себе, а о каком-нибудь другом великом муже. На пути в резиденцию Согияла меня терзало любопытство по поводу меню предстоящего обеда. Поскольку я не имела ни малейшего представления о тибетских церемониях, в голову приходили совершенно нелепые вещи - например, придется ли мне медитировать несколько часов, прежде чем мы сядем за стол? Оказалось, что Согиял заказал еду в китайской закусочной и мы ели ее прямо из картонок, сидя на полу его офиса. Как только атмосфера стала располагающей к серьезной беседе, я спросила его: "Правда ли, что вы умеете левитировать?" Он рассмеялся истерически, могу заметить, и затем сказал: "О нет, только не я. Но мой Учитель мог это делать". Потом я спросила: "Правда ли, что в результате ваших медитативных практик вы можете развивать скорость сорок миль в час?" И снова мой вопрос был встречен взрывом смеха, и снова он ответил: "О нет, только не я. Но мой Учитель мог это делать". Его ответы подтверждали прочитанное мною: Тибетцы предпочитают говорить о других, когда их спрашиваешь о них самих. Вдруг меня озарило: а что если Согиял читал мои мысли и знал в точности, какими книгами я пользовалась и какие вопросы собиралась задавать. Поэтому я сказала: - У меня больше нет вопросов. Что бы вы хотели рассказать мне? - Я хотел бы рассказать вам о своем Учителе - о том, как он умирал. Он созвал своих астрологов и попросил составить его карту, отметив на ней подходящее для его духа время оторваться от энергий земли. Дух его был чрезвычайно силен, и он хотел уйти, не вызвав никаких нежелательных энергетических последствий. Может быть, вы не знаете об этом, но все энергетическое поле меняется, когда любой дух покидает землю. В случае, когда ее покидает могущественный дух, поле меняется значительно. Итак, его астрологи определили день и время, в совершенстве подходящие для его физической смерти. Затем он объявил своим ученикам, что покинет их в такой-то день и в такой-то час. И он это сделал. Он медитировал с ними в этот день, потом благословил их, закрыл глаза и освободил дух из тела. Я спросила Согияла, не была ли болезнь причиной его решения выбрать смерть. И снова мой вопрос привел его в состояние почти неконтролируемого веселья. Он спросил: "Болезнь? А причем тут болезнь? Все мы рождаемся в подходящие для этого моменты, и точно так же мы умираем в подходящие для этого моменты. Мой учитель не был болен. Он был целостным. Мы не должны обязательно покидать этот мир в болях, изнуренными болезнями. Осознанный разум способен освободить дух, не подвергаясь мукам разложения физического тела. Этот выбор доступен каждому". Согиял описал духовное мастерство как достижение уровня осознанности, который "не ведает, что такое конфликт с Высшими силами", и на этом уровне предпочтения человека оказываются предпочтениями Божественного. По словам Согияла, его Учитель постоянно пребывал в состоянии осознанности, в котором проблемы выбора, основанные на вере, что один выбор лучше другого - не существуют. Каждый выбор - верный, когда находишься в том состоянии. Согиял сказал, что его Учитель был образцом живущего и умирающего просветленного разума.
|