ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕЗИСОВ СОЧИНЕНИЯФормулирование тезисов может осуществляться двумя путями: они могут осмысляться в процессе разработки темы и отбора и систематизации материала для сочинения (первый путь), либо напрямую соотноситься с идеей сочинения (второй путь). В первом случае ученик, подбирая материал, выписывает наиболеезначимые мысли из трудов критиков, литературоведов. Высказываний соврменников и т. д. недостаток этого процесса – неуправляемость. Во втором случае тезисы формулируются на основе темы . 1. Достоевский «еще первым произведением своим резко отделился от всей толпы писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером <...> своего таланта». 2. У Н.В.Гоголя «ум и способности маленького человека придавлены жизнью. Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысловой акцент, делая ударение не на видовой («бедные»), а на родовой («люди») его части. 3. У Гоголя читатель должен был проникнуться к его героям участием и состраданием. У Достоевского читатель должен был увидеть бедных людей равными себе («Быть человеком не хуже других» — как в собственных глазах, так и в глазах любого представителя общества — вот чего более всего желают у Достоевского Девушкин, Варенька Доброселова и близкие им персонажи «Бедных людей»). 4. У Гоголя Башмачкин и не помышляет о своих правах, у Достоевского «быть равным другим» для Девушкина значит право защитить свое человеческое достоинство, право на личность, право на признание в нем личности со стороны всех членов общества и всего человечества, право на амбиции. 5. И он имеет на это право. В отличие от гоголевского Башмач-кина он отдает свой досуг не переписыванию, а письмам к любезной Вареньке Доброселовой. А это ведь говорит о способности Девушкина к самосознанию и даже к большой любви. 6. У Гоголя Башмачкин растворился в себе подобных, у Достоевского нет для Девушкина ничего более мучительного, чем ощущение, что он вот-вот превратится в глазах окружающих из явления неповторимого, самобытного в некий символ, эмблему бедности и нищеты. 7. Нищета, конечно же, подтачивает человека, но у Гоголя она разрушает его, а у Достоевского сознательно усугубляет амбиции в поведении и самосознании Девушкина. Амбиции эти не подвластны нищете и не ею порождаются. Вот Девушкин пришел к ростовщику, который отказал ему в ссуде. Однако уязвляет Макара Алексеевича Девушкина не самый отказ, а непочтительность заимодавца к особе просителя. Значит: амбиции, пафос личности, — вот главная и основная причина поведения бедняка Девушкина. 8. У Гоголя Башмачкин не осознает даже, что утрата личного достоинства смерти подобна, у Достоевского герой не только осознает это, но и борется против обезличивания, а не против бедности. 9. Право на свое лицо, на неповторимую, самой бедностью не заслоняемую индивидуальность — вот определяющий мотив и нерв поведения и самосознания Девушкина. Вот почему герой «Бедных людей» в равной мере бунтует против любого намерения очертить границы его личности, поставить ей предел, откуда бы это намерение не исходило: из антропологической, социалистической или очерково-«физиологической» концепции маленького человека. 10. Пафос личности определяет и лицо других героев «Бедных людей» — чиновника Горшкова, Вареньки Доброселовой и др.
|