БЕССОННАЯ НОЧЬ СВЯЩЕННИКОВ.
Старший священник от желчи, злобы и страха не мог уснуть и мучился более всего тем, что судья увел Меня с собой как почетного гостя. Он все время подсылал в гостиницу прислугу - подслушивать и докладывать ему, о чем мы говорили. Однако мы как раз ни о чем не говорили, но зато говорило и совещалось между собой духовенство, строя предположения и размышляя, какими вопросами могли бы они меня запутать и поставить в тупик. Только молодой левит, мечтавший впоследствии стать самостоятельным книжником и начальником синагоги, не постеснялся высказать угрюмому старику на основании обретенных им во время его миссионерских скитаний по свету познаний и опыта: "С этим Мальчиком никому из нас не совладать. Уже в Назарете я слышал чудеса о Его красноречии, и что ни один ученый не в силах возражать Ему. "Я говорю вам откровенно: речей этого Мальчика и необъяснимой Силы Воли Его друга достаточно, чтобы покорить весь мир. И с этим Мальчиком мы вогнали себе под ноготь основательную занозу, от которой нам безболезненно не избавиться! "И мое мнение, с которым вы вольны считаться или нет, таково: необходимо хотя бы для видимости оставить Его при Его убеждениях, и дать Ему понять, что мы не исключаем возможности, что тот Мальчик - обетованный Мессия, или что Он со временем им станет, потому что как-никак, но указанное пророками сходится на Нем и будто указывает на Него и на теперешнее время. "Противоречиями мы ничего не добьемся, а еще меньше -угрозами! Это только рассердит Его, ибо Он знает про все до самых мелочей; не чужды ему и самые сокровенные тайны храма. И было бы последним делом, если бы Он начал выкладывать известное Ему про тайны храма в присутствии Симона и римского судьи! "Вот почему самое главное для нас - быть мудрыми. Нужно оставить Его при Его убеждениях, и даже, в известной степени, поддержать их, а не настаивать, чтобы Он отступил от своей мысли. Ведь нам от этого вреда не будет, так что же нам с того? "Ведь все эти предания о Вере и о древних Писаниях нами давно уже преданы забвению, и, в сущности, нам безразлично: был ли Моисей или не было его! Наша главная задача - быть мудрыми и благодаря этому властвовать; а кроме того, жить за счет слепого человечества лучше, чем присваивать себе власть, которой мы, в конце концов, все-таки не имеем, и которая не влечет за собой ничего, кроме лишних забот и страхов. "Уже вчера мы произвели плохое впечатление на римлянина своей чрезмерной надменностью и высокомерием. И эта история с Захарией может вовлечь нас в крупные неприятности. Ведь с язычниками шутки плохи, и если завтра мы проявим некоторую строгость или неприязнь по отношению к этому Мальчику, мы очутимся в настоящем "римском котле"! "Вот почему мы должны быть хитрыми как лисы, и во что бы то ни стало загладить наши вчерашние промахи и ошибки, и я готов биться об заклад, что римлянин не коснется этой истории с Захарией, но в противном случае она послужит оружием против нас. "Как смотрите вы на этот совет?! Ответил ему старший священник, который все еще бодрствовал: "Да, да, я совершенно согласен с тобою. Так будет умнее. "Говорить и отвечать мы обязаны, потому что Он обладает дорого оплаченным правом. Этого нельзя упускать из вида, и было бы обидно возвращать уплаченную сумму. "Только я того мнения, что завтра нужно дать Ему другой состав заседателей, якобы более расположенных к Нему. Как смотрите вы на это предложение?" Молодой левит возразил на это: "Этого мнения я не разделяю, ибо новый состав должен будет начать все снова. И нам придется долго и пространно объяснять им все, пока они не поймут, с кем имеют дело в лице этого Мальчика. "Мы же уже знаем Его, знаем, чего Он добивается, и нам легче Ему отвечать. А меж тем новый состав заседателей станет перед Ним, как волы перед горой! И даже при наилучшей подготовке с нашей стороны они не будут в состоянии отвечать Ему. "Кроме того, надо учесть и следующее, весьма важное соображение: а вдруг Он заупрямится и будет настаивать на нашем присутствии? И тогда, по требованию Симона и римлянина, придется нам явиться и держать ответ этому до отчаяния хитрому Мальчику! Это, конечно, хорошего впечатления на римлянина не произведет, и подобным поведением мы только выдадим себя с головой, как бы признав себя побежденными в этой борьбе. "Конечно, я не могу навязывать своего мнения и требовать, чтобы оно рассматривалось как окончательное решение, однако, с другой стороны, не исключена возможность, что сказанное мною может сбыться. А это для нас крайне нежелательно!" Ответил ему старший священник: "Совершенно согласен с тобою, и твоему совету мы и последуем. Но, сын мой, скажи мне, так, между прочим, что ты думаешь об этом хитреце? Я хочу знать твое личное мнение об этом отчаянно умном Мальчике: Богов Он или дьяволов? "Мы, носители наивысшего сана в Иудее, пляшем под дудку какого-то галилейского свинопаса?! "Перед таким-то презренным червем подорожной пыли должны мы трепетать и ломать себе головы насчет того, как бы только избавиться от Него подобру-поздорову! Нет-нет! Не бывало еще на свете подобного! Скажи же: что ты думаешь?" Сказал левит: "Дорогой и наивысший после первосвященника повелитель и правитель! Подобные явления в Галилее весьма заурядны. Вся Галилея торгует. Все народности мира встречаются там, и поэтому там можно обогатиться какими угодно знаниями. В Галилее можно выучить какие угодно чужеземные наречия, там можно встретить не только греков, армян, египтян, римлян, но и представителей многих других народностей. Поэтому понятно, что зачастую встречаешь в городах, местечках и деревнях детей с проницательным умом, чему поражаются приезжие из Иерусалима. "Я, как вам известно, сам родился неподалеку от Назарета, и в 12 лет я больше разбирался в Писании, чем сейчас, когда я уже многое позабыл. И, кроме того, в то время я читал и другие книги и много знал. "Не таков ли и наш кудрявый Мальчик? Его умственное развитие меня отнюдь не поражает, хотя оно глубоко и разносторонне." Сказал старший священник: "В таком случае, не стоит удивляться столь раннему образованию одаренного Ребенка! Но вот откуда достают эти люди отписи Писаний, раз единственный подлинник их хранится во Святом Святых, никто не имеет к нему доступа, а читать его имеют право лишь первосвященник, старшие священники и книжники?" Сказал левит: "Наивысший повелитель! Так было раньше, но с тех пор, как римляне покорили наше царство, все обстоит иначе. "Ведь покорителям было показано все внутреннее устройство храма, все его помещения и все книги, в том числе и Писания. Одним словом, все, находившееся при храме, было выдано римлянам для рассмотрения и проверки, и в течение трех недель должны были быть сняты отписи со всех письменных источников храма: книг, рукописей и свитков. "В настоящее время среди греков и римлян распространено такое количество достоверных отписей с наших священных книг, переведенных к тому же и на другие языки, что любую отпись на любом языке можно приобрести за несколько серебренников. А если так, то нет ничего удивительного в том, что двенадцатилетний Мальчик выступает в качестве законченного богослова "поп plus ultra"!" Сказал старший священник: "И ты еще смеешь вставлять римские выражения в свою речь,.зная, что я - заклятый враг всего римского! Что же означает твое "поп plus ultra"?" Сказал левит: "Наивысший повелитель! Я, как галилеянин, кроме еврейского языка, владею греческим, а также сведущ в сирийском, халдейском, персидском, армянском и древнеарабском языках, как это и подобает миссионеру. Потому и случается, что иногда совершенно невольно в потоке речи перехожу я на другой язык! "Выражение "поп plus ultra" вошло в обиходную речь иудеев из-за своей краткости и меткости, заменив старое и скучное предложение на еврейском языке. Означает же оно, что в своем знании Писания этот Мальчик никем не может быть превзойден или не имеет себе равных." Сказал старший священник: "Хорошо, хорошо, не в этом суть дела. Ведь по весьма понятным причинам я не могу быть другом римлян, а следовательно, и их языка. Оставим это. Скажи мне теперь, что именно тебе известно об этом Мальчике из Назарета, отца и мать которого я знаю." Сказал левит: "Наивысший повелитель! Это довольно трудный вопрос. Мне кажется, что я Его видел года два тому назад, в обществе других детей, которые были как будто все на одно лицо - как двойники! "Мне указывали то на одного, то на другого ребенка и говорили: "Вот Он!" Но дети так быстро перебегали с места на место, перемешиваясь друг с другом, что мне было невозможно уследить за Ним; получается, что я Его видел и вместе с тем не видел! "Хотя я убежден, что этот Мальчик здесь, командующий нами, тоже был среди них, в сопровождении другого Мальчика, очень похожего на Него, и, как мне припоминается, с еще более серьезным лицом. "Тот Мальчик не прыгал и не резвился, как остальные. Казалось, будто эти двое были вожаки, а остальные им беспрекословно повиновались. "Однако, что представляла эта игра и в чем она заключалась -так и осталось для меня загадкой. Беспорядочной она, во всяком случае, не была, но в чем состоял ее порядок и суть - никто из присутствующих не мог объяснить, тем более, что никто из нас никогда подобной игры не видывал. "Мне говорили, что дети ежедневно и часами так забавляются, но никто не понимает, откуда взялась у них такая странная и неизвестная игра. Это все, что я видел сам, но чтобы передать все слышанное о Нем, мне не хватит и десяти дней. "Поэтому буду краток: этому Мальчику, или, вернее, тому Мальчику послушны все светила, начиная с солнца. Стоит Ему только подумать, как солнце и луна меркнут, а по Его слову: "Свети!" свет снова появляется. "По Его же слову слепорожденные прозревают и видят даже в темноте, как кошки! Одного мальчика, товарища по играм, который из озорства влез на крышу, упал и разбился насмерть, Он воскресил единым Словом и в присутствии многих свидетелей. И тот встал без единой царапины, невредим, будто с ним ничего и не случалось. Этому озорнику Мальчик сделал потом строгий выговор и предупредил его: впредь не озорничать, а слушаться, потому что более Он не поможет ему. "Вообще говорят, что Он небывалой нравственности, и что красноречие Его поражает своей премудростью. Однако странно, что этот Мальчик никогда никого ни о чем не просит; если же Ему что-нибудь дарят, Он принимает, но никогда не благодарит. "Его видят всегда серьезным. Чаще всего Его можно застать молящимся или плачущим, но никогда - смеющимся. "Я передал вам наиболее достопримечательное из всего, что слышал о Нем. Прочее мне не известно. "Судить и размышлять, какими средствами и как достигает Он подобных чудес, для меня непостижимо, так как это превосходит мои познания и мою довольно ограниченную мудрость. Разъяснить это явление могут лишь старейшины и мудрейшие представители храма. "Я кончил говорить." Сказал старший священник: "Какой же иной властью, как не властью самого Вельзевула? Ибо Господь не творит подобных чудес посредством детей и невоспитанных мальчишек, а творит их, хоть и очень редко, через благочестивых и набожных людей преклонного возраста, всецело преданных Ему, как, например, мы. "И раз в Назарете двенадцатилетний Мальчик занимается подобными делами, то ясно, что подобное происходит только при помощи Вельзевула. Таково мое мнение. Разделяющий его может встать и говорить." Тогда один из ученых, поднявшись, сказал: "По-моему, ты преувеличиваешь и переоцениваешь власть и силу Вельзевула! "Ибо, строго говоря, под Вельзевулом следует понимать аллегорическую личность, олицетворяющую понятие совокупности всего зла и порока, гнездящихся в извращенной человеческой воле. "Ибо такой злой дух подобен чумному воздуху и непрестанно отравляет людей, а множество людей, действующих против законов Добра, и создает так называемого "Вельзевула", который препятствует Добру проникать в людей, и это уже давно известно. "Этот злой дух, как чумная зараза, отравляет людей, склонных слушать его, и они уже не в состоянии исправиться. "Однако подобное положение вещей не является лишь результатом воздействия только этого злого духа, именуемого Вельзевулом, но вытекает и из неправильного воспитания детей с самого раннего возраста. "Таким людям никогда не истолковывалось понятие Всемогущего и Вездесущего Бога, также и в других познаниях и науках они далеко позади всего культурно-образованного мира. Вот почему они легко побеждаемы злым духом. "Если же мы примем во внимание глубокое образование упоминаемого Мальчика, а также набожность и мудрость Его родителей, которых мы знаем, если мы вникнем в сокровенный смысл Его благотворительности, - то мне, например, и в самом скверном сне не приснится утверждать, что подобный Ребенок находится в тесной связи с главарем всех бесов. "И разве возможно, согласно нашим понятиям, достигнуть чего-либо хорошего при помощи абсолютного зла? До сих пор мне это не встречалось в моей жизни. "И слышал ли кто-нибудь из вас, чтобы люди, злые в своем основании, делали нечто плодотворное и достойное похвалы? "Разве возможно достигнуть чего-нибудь хорошего превратными средствами и подлыми способами? "И если Мальчик-Чудотворец силою своей Воли, которая для нас загадка, творит исключительно одно добро с плодотворными, длящимися исходами, как же может Он прибегать ко злу и пользоваться им в виде средства? Прошу вас ответить мне по существу." Многие из старейшин и книжников согласились с оратором, упорствовали лишь приспешники старшего священника и он сам. И, встав, обратился он к защитнику Мальчика: "Из твоей речи я усматриваю, что ты отрицаешь личность Вельзевула как таковую, отрицаешь также и подвластных ему бесов? "Если же своею речью ты хотел защитить правду, в таком случае объясни нам: кто спорил три дня с архангелом Михаилом из-за тела Моисея на горе Хореб и в конце концов остался победителем?" "Кто был так смел, что отважился предстать перед престолом Господним и требовать разрешения на испытание верности Иова? Кто - Змий Евы? "Кто злой дух Саула, покидавший его лишь когда Давид играл на арфе? И много еще цитат в Писании, где говорится о нем. "В частности, у Даниила есть упоминание о "драконе", о "блуднице Вавилонской" и т.п. "Как же поясняешь ты, ученый, все вышесказанное?" Сказал старейшина, который был и богословом: "Это было бы легко для меня, если бы твой ум был достаточно гибок, чтобы это понять. "Но твоя "умственная ночь" не воспринимает световых образов, поэтому получится, что я буду проповедовать глухому и слепому. "Те, которые желали и могли, давно поняли меня, Но обращаться к упорствующей воле равносильно опусканию камня в воду, дабы размяк. "Читал ли ты Большую Каббалу, труд одного великого Духа? В ней дается пространное объяснение соответствованиям между образами в речи, в письменах и действительностью, которую они представляют." Сказал старший священник: "Малую я читал, но не Большую." Богослов ответил: "В таком случае нам немыслимо разговаривать. Малая Каббала составлена другим человеком, и ее нельзя считать даже плохой выпиской из большой Каббалы. "Для Бога нет ни Сатаны, ни бесов, ни "абсолютного зла", ибо Ему подчинены и повинуются все силы и все могущества, и ничто в мире не может перейти положенного им предела. "Вот, например, огонь. Не есть ли он элемент силы? И не полн ли он зла и уничтожения? Однако разве он поэтому детище сатаны? И если он уничтожает целые города и превращает их в мертвый пепел, не вина ли это самих людей, давших свободу огню по злой воле или по небрежности? "Или, быть может, Сатана обретается в воде, которая убивает людей и животных, если они в нее падают? Может, Сатана в камнях, в горных высотах или в ядовитых животных и растениях? Одним словом, он во всем, что несет смерть людям, если они неразумно употребляют нечто? "Видишь? Все на земле может быть полно благословения и в то же самое время - проклятия, смотря по тому, как с этим обращается человек: мудро или немудро. "Что же, в сущности, означает знаменитая борьба Сатаны с архангелом Михаилом? "Набожная часть иудейского народа, почитавшая Моисея чуть ли не за Бога, считала, что Моисей не умрет телом. Ибо в Писании сказано: "Соблюдающий законы Господни не узрит смерти, но жить будет вечно, и червь не подточит тела его." "Однако Моисей состарился и умер, как все люди. И вот, в народе было двое: один врач, а другой мудрец. "И сказал мудрец: "Понесем тело Моисея на высокую гору, где веют чистые оживляющие ветры. Они вернут его к жизни, дабы повел он народ свой в обетованную землю." "Но врач возразил: 'Тело, оставленное душою, не живет вечно." "На это сказал мудрец: "Если Моисей через три дня не вернется к жизни на горе, ты выйдешь победителем надо мной и моими убеждениями, и я буду твоим рабом до смерти." "Сказал ему врач: "Я знаю наперед, что останусь победителем, и не следует тебе для этого отдавать себя в рабство. Останемся оба тем, что мы есть, и поймем, что князь смерти не отдает обратно своей жертвы." "И с большой торжественностью понесли тело Моисея, и весь народ провожал его. Когда же с великими трудностями донесли тело до вершины горы, то положили его там на открытое место и всеми возможными материальными и духовными силами старались вернуть его к жизни в течение трех дней, однако все было напрасно, и очи великого пророка не открылись на свет этого мира. "На четвертый день мудрец вышел к народу и с возмущением воскликнул: "Гляди, народ Господень, на власть Сатаны: три дня боролся Михаил (власть Небес) с Сатаною (власть Тьмы) за тело пророка, и Сатана победил его. Но сказал ему Михаил: "Осудит тебя за то Господь!" "Итак, правда народу была сказана образно, но в этом образе лежала скрытая великая Истина в подлинном ее смысле. "А когда врач и мудрец остались наедине, врач напомнил мудрецу, что тот оказался неправ, и мудрец ответил ему: "К сожалению, ты был прав; однако грустно для человечества, что даже для своих пророков Иегова не делает исключения, умервщляя всякого, будто он не человек, а животное. "И все же Он мог бы сохранить Моисея и тем показать народу, что Сатана не имеет власти над человеком, преисполненным всецело Духа Его." "На это врач сказал: "Твой спор с Иеговой несправедлив! Ибо Им намечены пути плоти и пути духа. Пути плоти - осуждены, дабы пути Духа сделались свободными навеки." "И в то время как они так рассуждали, явился Дух Моисея, встал между ними и рек: "Мир вам! Закон (порядок) Господень -неизменим, и творимое Им - добро есть. "Отмирает тело, но Дух не умирает. "Соблюдайте Законы и не спорьте из-за тела моего, ибо я, Моисей, буду жить вечно, даже если бы мое бренное тело умерло тысячу раз." После чего Дух исчез, и оба помирились. "Итак, дорогой брат мой в Аврааме, Исааке и Иакове, что скажешь ты на это? Где тут "личность Сатаны"? Переданное мною только что есть всего лишь историческая правда. "А в Писании даются лишь образы, как и в повествованиях, изложенных в рифмованной форме. "Их можно понять только при основательном знании науки о соответствованиях, которая одна позволяет понять естественную сторону вещей. "Что скажешь ты мне на это, сам будучи книжником?" Сказал старший священник "Да, да! Конечно, сказанное тобою говорит в твою пользу, и слушать это было очень интересно. Однако все твои доводы основаны на вере и не могут служить существенным доказательством. "Возможно, что сокрыта в них доля правды, но, если что-нибудь всецело покоится только на вере, то не все ли равно, верю я в это или нет? А поверить в естественное легче, чем в сверхъестественное. "Поэтому оставим этот разговор. К тому же ночь уже прошла, и нас, вероятно, уже ожидают в зале." Сказал молодой левит: "Любопытно, какой оборот примет дело сегодня? Но я все-таки прошу вас об одном: ввиду присутствия римлян, ради нашего общего блага не отвергайте моего совета быть мудрыми! "Ведь нет ничего особенного в том, что мы только для видимости согласимся признать то, чего Мальчик от нас добивается! "Иначе мы восстановим римлян против себя еще больше, чем они и без того восстановлены!" Сказал старший священник: "Не тревожься, сын мой! Все, что только будет возможно, мы сделаем, ибо сегодня мы знаем наши взгляды и положение вещей лучше, чем вчера!"
|