Студопедия — БЫЛИ ЛИ РУССКИЕ «НАЦИЕЙ РАБОВ»?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БЫЛИ ЛИ РУССКИЕ «НАЦИЕЙ РАБОВ»?






Если в Речи Посполитой существовал колоссальный разрыв между людьми и «быдлом» (то есть одна часть населения пользовалась всеми правами, а другая — никакими), то в Московском государстве эти полюса были сведены: права всех были усреднены. В фор­мировании подобных традиций известную роль сыгра­ла малая плотность населения. Когда не хватало лю­дей для организации обороны от внешних врагов, бе­зусловно не приходилось считаться с интересами кон­кретной личности: хочет он выходить «сторожить крымского царя», чтобы он, не приведи Господь, Оку не «перелез», или нет — надо, больше некому... В противном случае крымские захватчики быстренько разорят «всю землю», как тогда говорили, в том числе и поместья несогласного индивидуума. Вследствие этого наши сословия различались в основном не по своим правам, а, как отметил В. О. Ключевский, «по обя­занностям»: кто сколько должен государству. Дворя­нин обязан служить «конно, людно и оружно» (а если не выходит, допустим, на «береговую службу» к Оке или на царский смотр, «сказывается в нетях», то прозывается «нетчиком», лишается поместий и подвергается прочим репрессиям). Крестьянин должен был кормить дворянина, чтобы тот мог служить госу­дарю, а в случае необходимости и сам обязан помогать войску разрабатывать колонные пути для движения, строить мосты — иначе говоря, служить в так называе­мой «посохе» (нечто вроде «трудовых мобилизаций» XX века).

Помимо обязанностей по отношению к государству тогдашний русский человек имел немало возможнос­тей проявить себя в жизни общества. Традиция местнoгo общественного самоуправления возникла в Московском гocyдapcтвe в 30-50-х годах XVI века. Речь идет о губных и земских старостах и целовальниках — выборных лицах, которые вершили суд, занимались поимкой разбойников (в то время государство еще не могло взять на себя борьбу с «организованной пре­ступностью»), сбором и раскладкой налогов. Другое дело, что непосредственной причиной появления самоуправления на Руси явилась неразвитость госу­дарственного аппарата. Наверняка государство само, причем не без удовольствия, решало бы эти проблемы, но не могло — пришлось свалить все это на плечи общества. Многие категории русских людей — дворянину черносошный крестьянин Севера, горожанин — могли реализовать свою социальную актив­ность на выборах в органы местного самоуправления, могли и сами быть туда выбраны. А затем зародилась традиция Земских соборов. Даже если мы возьмем самое что ни на есть «рабское» время — царствование Михаила Федоровича Романова (1613—1645), то в этот период Земские соборы следовали один за другим и случались чуть ли не каждый год. Это была самая настоящая парламентарная монархия. Земские собо­ры утверждали государственный бюджет, введение новых налогов и решали другие важнейшие задачи, стоявшие перед страной. Если на Руси не было учреждения, которое бы так и называлось — «парла­мент», то это не значит, что у нас напрочь отсутство­вали демократические традиции, опыт участия общес­тва в делах управления. Иными словами, не только государство «княжило и володело», но и определен­ной части общества «давали порулить». Другое дело, что русские люди никогда не кичились, не выставляли напоказ свои права, не противопоставляли себя госу­дарству. Например, они расценивали свое участие в самоуправлении, в работе Земских соборов как «госу­дареву службу».

Человек, сознающий свой долг перед соотечествен­никами, государством и его олицетворением — государем, отнюдь не «серый раб». Ведь в противном случае такая вот «рабская покорность» должна была заставить русских подчиниться «государю Владиславу Жигимонтовичу» и ничтоже сумняшеся жить под по­ляками. А они шли в ополчения 1611 и 1612 годов!

Отметим, что Земские соборы не были пустой говорильней, а худо-бедно, но решали общегосударствен­ные задачи. Исключение составил разве что Собор 1642 года, представлявший собой некое подобие памятных съездов народных депутатов: бесконечные самоотчеты, разговоры о собственных нуждах оттеснили на задний план то, ради чего созывался собор, — принимать или нет в русское подданство Азов.

В интервью журналу «Родина» известный историк А. Л. Хорошкевич утверждает, что «великокняжеская власть не ставила перед собой никаких задач общего­сударственного значения». Дорог великие князья дей­ствительно не строили, но о лесах все же заботились. Например, еще в 1485 году Иван III запретил бескон­трольную рубку леса в угодьях Троице-Сергиева монастыря. Анало­гичную меру в отноше­нии мурманских лесов, принадлежавших Печенгскому монастырю, предпринял в 1556 году Иван IV. Все леса, ле­жащие на границе со степью, объявлялись заповедными и подле­жали строгой охране: щит против татарской конницы!

Верховная власть воз­лагала на себя и мероп­риятия гораздо боль­шего масштаба — вспомним хотя бы о грандиозном крепост­ном строительстве XVI века. Это ли не «задача общегосударственного значения»? Или вели­кие князья возводили крепости для самих себя? Нет, соорудив ка­менные кремли в Ниж­нем Новгороде, Колом­не, Туле, Василий III значительно облегчил оборону Оки — главного рубе­жа, прикрывающего Замосковный край от набегов крымских татар. А при Иване IV к югу от главного по­явился грандиозный по протяженности новый рубеж — Передовая засечная черта. На сотни верст — от Алатыря до Путивля — протянулась цепь засек, валов, рвов, час­токолов, острожков и крепостей. «Кровопийцы» воз­вели Васильсурск, Свияжск, Ивангород — мощные плацдармы для действий против Казанского ханства и Ливонского ордена.

А разве создание постоянных войск не имело «общегосударственного» значения? Известно, что в 1550 году Иван Грозный создал трехтысячный корпус стрельцов, но еще в 1510-м его отец располагал как минимум тысячью «казенных пищальников». Так не­ужели государственная система, деятельно укреплявщая оборону государства, оберегавшая жизнь и имущество русских людей от «нашествия иноплеменных», «глу­боко и демонстративно безнравственна»?

Теперь самое время поговорить о якобы присущей русским людям XV—XVII веков ненависти к другим народам. «Ксенофобия» — словечко весьма скользкое, обозначающее довольно расплывчатое понятие, не под­дающееся количественным оценкам. Вообще говоря, ни один народ не обязан почитать своих соседей «всем сер­дцем и душой». Любить чужую нацию как свою совер­шенно неестественно, что бы там ни говорили пропо­ведники интернационализма. При этом, по моему мне­нию, ксенофобия не есть ненависть к другим народам, это просто здоровое недоверие, известная отстранен­ность от чужих, проис­текающая из различий в характе­ре. Это явление нор­мальное, присущее лю­бой нации. А русским своих соседей любить было и вовсе не за что. Поговорки типа «незва­ный гость хуже татари­на» и бытовавшие в на­роде вплоть до XIX века песни про «татарский полон» никто ведь спе­циально не насаждал, не культивировал с це­лью фальсификации прошлого. И по отно­шению к тем же казан­ским татарам у русских не было никаких пово­дов преодолевать в себе эту самую «ксенофо­бию» — перед ними был враг, пусть не та­кой злобный и агрес­сивный, как в Крыму, но традиционный: с ним пришлось иметь дело на протяжении ста лет — от Василия Тем­ного (40-е годы XV века) до 1552 года (а восстания ка­занцев случались вплоть до начала XVIIстолетия). Име­лись все основания для установления в покоренном хан­стве достаточно жесткого режима, но были осуществле­ны лишь самые необходимые меры по обеспечению бе­зопасности. В итоге казанские татары сохранили свою культуру, свое национальное самосознание и успешно развивались как нация. Никаких поводов возводить ксе­нофобию (то есть нормальное отчуждение от иных пле­мен) в ранг основного фактора, определившего разви­тие Русского государства, нет.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 466. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия