Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в. Амвросий, архиепископ Московский (Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) — архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени. Рано лишившись отца, остался на попечении дяди по матери, старца Киево-Печерской лавры Владимира Каменского, фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. По окончании в ней курса отправлен для усовершенствования в Львовскую духовную академию; в 1739 г. пострижен в монахи, был учителем в Александро-Невской духовной семинарии, в 1742 г. назначен префектом этой семинарии, а в 1748 г. архимандритом подмосковного ставропигиального монастыря "Новый Иерусалим";, ознаменовал свою деятельность в этом монастыре рядом построек. В 1753 г, назначен епископом Переяславским и Дмитровским, в 1764 г. возведен в сан архиепископа Крутицкого, в 1768 г. императрица Екатерина II назначила его архиепископом Московским и поручила ему возобновление трех московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. Погиб трагической смертью, растерзанный толпою 16 сент. 1771 г. при возмущении черни во время чумы, свирепствовавшей в Москве, жертвою самоотвержения, с каким он боролся с эпидемией, в числе немногих властей не покидая зачумленного города. Амвросий много переводил с латинского и греческого языков, но важнейшим из его переводных трудов считается перевод с еврейского подлинника "Псалтыри"; из его оригинальных произведений сохранилось только одно, "Служба св. митрополиту Дмитрию Ростовскому". Погребен в Донском монастыре в Москве (где и сделался жертвою черни). Тихон Задонский, св. — знаменитый иерарх и духовный писатель (1724 –1783) сын бедного дьячка. Учился в Новгородской семинарии и оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова м-ря, потом переведен в Отроч м-рь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Т. возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского викария Новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже написал учение "О седми св. тайнах " и ряд других. Чтобы побудить священников к проповеданию слова Божия, Т. предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина. В уездные города разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству дано наставление, в котором разъяснены обязанности священника. В своих судебных решениях Т. являлся пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей. По прибытии в Воронеж Т. нашел там одну школу; другая была в гор. Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы. Устроил в Воронеже полную семинарию. Пораженный дурным состоянием воронежских м-рей, Т. усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Правил Воронежскою епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 вер. от Воронежа), а с марта 1769 г. — в Задонском монастыре. Здесь Т. своею жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4—5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, занимался тяжелыми работами. Строгий к себе, был снисходителен к слабостям других. Келья сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия Платон, митрополит (Левшин) — митрополит Московский (1737—1812), сын сельского причетника, обучался в московской славяно-греко-латинской акад. и восполнил школьное образование чтением книг, особенно исторических. Свободно говорил на латинском, греческом и французском. Будучи учителем риторики в Троицкой семинарии, получил известность как проповедник. Приняв монашество, П. был назначен в 1761 г. ректором Троицкой семинарии. В 1763 г., когда Екатерина II посетила Троицко-Сергиеву лавру, избран в законоучители к наследнику престола. Искусно и твердо отстаивая свои религиозные убеждения среди придворных вольтерьянцев, П. умел ладить с окружающими, обнаруживая много такта и находчивости. В 1766 г. П. назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом синода, в 1770 г. — архиепископом тверским с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. С бракосочетанием наследника окончились его законоучительские обязанности, и он уехал в Тверь. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет. Его "Инструкция благочинным" надолго вошла в общее употребление. Когда в 1778 г. последовал указ синода о присылке летописей и других достопримечательностей из всех монастырей, исполнение этого дела поручено было П., и затем под его наблюдением изданы списки летописей Архенгелогородский, Новгородский и Типографский. По его распоряжению был сохранен и приведен в порядок архив старой московской консистории. Составленные им инструкции для московских академии и семинарии, для вифанской семинарии, для толкователей Св. Писания, для преподавателя истории, для преподавателя каноники, для "старших" над учениками обнаруживают в П. выдающегося педагога. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. При желании митрополит мог бы приобрести большое влияние на управление Церковью, но это было чуждо его натуре. Для рассмотрения «Наказа» и определения мнения духовенства Екатерина учредила комиссию из Псковского епископа Иннокентия Нечаева, Тверского епископа Гавриила Петрова и архимандрита Платона Левшина. Комиссия пришла в полный восторг и, рискнув сделать лишь несколько стилистических поправок, докладывала императрице. В 1762 г. императрица Екатерина II в своей инструкции Комиссии по церковным имениям подвергла духовные школы резкой критике. Составлением «университетских законов», т. е. проекта реформы духовных школ, занялась комиссия, в которую вошли епископ Тверской Гавриил Петров, епископ Псковский Иннокентий Нечаев и иеромонах Платон Левшин. Задуман был проект очень широко. Московскую Академию намечено преобразовать в Духовный университет с учебным планом высшего уровня, Киевская же Академия сохранялась в прежнем своем виде. Семинарии предполагалось подразделить на две категории: высшие — в Петербурге, Новгороде, Казани и Ярославле и низшие, к которым относились бы все остальные, причем последние предназначались для образования будущих священников. Этим различиям в категории семинарий соответствовали и различные учебные планы. В высших дополнительно преподавались современные иностранные языки, геометрия, метафизика (логика входила в курс низших семинарий) и теоретическая физика. В качестве совершенно новых предметов в учебный план включались апологетика (полемическое богословие) и экзегетика. Кроме того, в каждой епархии предусматривалось создание 3–4 гимназий. Они должны были числиться при монастырях, готовя детей духовенства к поступлению в низшие семинарии, а детей прочих сословий — к государственной службе. Учебными предметами здесь были: чтение, письмо, пение, основы арифметики, а также латинская и греческая грамматики. Для повышения уровня образования и улучшения материального положения учителей и учеников во всех школах планировались постоянные штаты. Наконец, при благочиниях предполагалось создать начальные школы для обучения чтению и письму на средства церковных приходов. Здесь впервые была сформулирована идея церковноприходских школ, осуществленная правительством гораздо позднее, в XIX в., и при совершенно других обстоятельствах. Проект не был утвержден императрицей, но число семинарий возросло. Идея разделения семинарий на высшие и низшие была в известном смысле реализована митрополитом Петербургским Гавриилом Петровым. Благодаря его стараниям Александро-Невская семинария получила название Петербургской главной семинарии. Сюда должны были направляться лучшие ученики епархиальных училищ, чтобы готовиться к преподаванию в семинариях и духовных школах[19]. Невзирая на возражения иерархов (митрополитов Гавриила Петрова и Платона), Павел награждал епископов орденами. Любимца своей матери, митрополита Новгородского и Петербургского Гавриила Петрова, Павел не выносил; он оставил за ним в 1799 г. только Новгородскую кафедру, с которой Гавриил уже в следующем году ушел на покой. Немногие выдающиеся представители церковной иерархии, такие, как Гавриил Петров, Платон Левшин, Ростовский архиепископ Арсений Верещагин, Рязанский архиепископ Симон Лагов и Тамбовский епископ Феофил Раев, пытались улучшить управление и облегчить положение духовенства. Сколь сильно иерархи в самом деле были подвержены влиянию «духа времени», показывает критика Иннокентием Нечаевым, Гавриилом Петровым и Платоном Левшиным «Наказа» Екатерины II, а именно высказанного императрицей мнения, что религиозные проступки не должны быть наказуемы светским судом. Церковные же иерархи настаивали на необходимости светских наказаний в дополнение к церковным Многое для монастырей и приходского духовенства сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799). Архиепископ Арсений (до пострижения Василий Иванович Верещагин; 27 января 1736(17360127), Кашин — 23 декабря 1799, Санкт-Петербург) — епископ Православной российской церкви, с 1783 года на Ростовской кафедре, с 1785 года в сане архиепископа.Будучи знатоком греческого языка, преосвященный Арсений исправил и издал в1772 году, в двух частях, славянский перевод бесед Златоустовых о покаянии и на некоторые господские праздники, сделанный игуменом Софронием (Младеновичем). Из речей его, часто им произносимых, напечатаны: «Слово о истинной славе в день тезоименитства Императрицы Екатерины II» (М., 1779); «Слово при начатии выборов в новые должности, на основании высочайших учреждений» (Тверь, 1781). Публиковал свои речи и проповеди в ярославском журнале «Уединенный пошехонец» — первом русском провинциальном ежемесячном издании; был его цензором. Сохранились его автобиографические записки. Архиепископ Тверской Савва издал в 1893 году «Сборник писем духовных лиц XVIII века к преосвященному Арсению Верещагину».Не будучи сам поэтом, Арсений любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся музами. От его времени осталось множество стихотворных произведений не только учеников, но и церковнослужителей, положенных иногда и на ноты. Часть сочинений учителей и учеников Ярославской семинарии на средства Арсения отпечатана небольшою книжкою в Ярославле в 1791 году, и носит заглавие «Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле».Обладал личной библиотекой из нескольких тысяч томов, изданных исключительно на иностранных языках в Европе и России. Ныне большая её часть находится в Ярославском и Ростовском музеях-заповедниках. Благодаря Верещагину его хороший знакомый А. И. Мусин-Пушкин стал владельцем рукописи «Слова о полку Игореве». Симон (Симеон) Лагов (Лаговский) - замечательный церковный деятель, сверстник и друг святого Тихона Задонского, вместе с которым учился в новгородской семинарии. В 1758 г. принял монашество; скоро получил сан архимандрита и сделан был членом Синода. В 1769 г. С. посвящен в епископа костромского, а в 1778 г. переведен в Рязань. Будучи архиереем, он был вместе с тем и ректором семинарии и сам преподавал некоторые предметы. Это был один из ученейших архипастырей русской церкви во 2-й половине XVIII века. Первым делом его было составить для своей паствы краткий катехизис, помещавшийся на одном листе; он велел списать с него по два экземпляра для каждой церкви епархии: один назначался для чтения священником с амвона, другой прибивался на дверях церкви и читался желающими. Второй его главной заботой была борьба с расколом: он составил и разослал по всем церквам своей епархии наставление, которое должно было прочитываться священниками. Симон едва ли не первый из русских архиереев установил обязательное произнесение всеми священниками по одной проповеди своего сочинения в городском соборе. С целью приобретения священниками навыка к этому делу он учредил методическое толкование катехизиса. Послания к духовенству или ко всей пастве были любимой формой учительства преосвещенного Симона. Замечая не раз, что даже во время архиерейского богослужения присутствующие в храме разговаривают о постороннем и нюхают табак, он составил книжку: "Поучение, как подобает стоять в храме во время священной службы", велел консистории сделать свод правил и узаконений касательно неприлично ведущих себя в храме и сбор штрафов за нарушение порядка в храме поручил монашествующим. Его "Наставление правильно состязаться с раскольниками" до 1858 года выдержало восемь изданий; с ним тесно связано послание 1798 года к пастве против раскольников Еп. Феофил был выдающимся администратором как по управлению епархией, так и по его воззрениям на многие стороны церковной жизни Тамбовского края, которую он сумел оживить и высоко поднять. Памятен еп. Феофил и своей благотворительностью. В 1808 году он пожертвовал 1000 руб. на пять учреждений: на обучающихся в Киевской академии бедных сирот, в Саровскую пустынь, в Темниковский Санаксарский и Шацкий Чернеев монастыри и на вдов и сирот служителей архиерейского дома. феофил (Раев) (+ 1811), епископ Тамбовский и Шацкий. Происходил из Малороссии, родился в Глуховском повете Черниговской губернии. Лишившись родителей еще в раннем детстве, получил образование сначала в семинарии (до 18 лет), а потом в Киевской духовной академии. Имя еп. Феофила, как основателя духовных училищ, упоминается вместе с именем Г.Р. Державина, основателя городских училищ. Они положили начало грамотности в Тамбове. Тамбовский край был настолько беден учеными силами, что при открытии семинарии в Тамбовской епархии не оказалось лиц, могущих занять в ней учительские должности, ни среди черного, ни среди белого духовенства. Тогда еп. Феофил вызвал ректора из Владимирской епархии, а троих преподавателей - из Рязани. Так было положено начало Тамбовской семинарии.
|