Студопедия — Частные методики в культурно-досуговой деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Частные методики в культурно-досуговой деятельности






К частным методикам культурно-досуговой деятельности относится
методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия.
Деятельность учреждений культуры осуществляется различными фор'-'
мами. В этих формах работы учреждения__.кулыуры имеют дело с об-.
ширной аудиторией, которая, как правило, не является однородной по
евоёиухоставу." Смешанная аудитория представляет собой массу лю­
дей с пестрым спектром разнообразных личностных характеристик,
разным уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных осо­
бенностей, системы взглядов и убеждении. Следовательно, профессио­
налу необходимо обладать знаниями специфики работы со смешанной
массовой аудиторией. _______^

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов учреждений культуры, по­зволяет проверить правильность технологического процесса, ибо _мас-совые формы культурно-досуговой деятельности являются, пожалуй, самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.

Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности определяется сложностью, многослойностью, зависимостью от мно­жества внешних объективных и субъективных факторов: перемен в об­щественной, социальной, экономической жизни и психологии людей. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный

преобразовательный харак тер, выступают как необходимая предпосыл­ка общественного, социального и художественного творчества людей.

Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма куль­турно-досуговой деятельности. Здесь следует помнить, что массовые формы культурно-досуговой деятельности являются эффективным спо­собом формирования общественного мнения.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности включает в себя систему знаний: о формирова­нии содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в сочетании общей, типовой и частной методик. Здесь можно выделить два критерия: содержание и художественность. Если в массовых фор­мах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художествен­ной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том слу­чае, если в ней нет выразительности в передаче содержания. "Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход в содержа-ние^и_дэорма есть не что иное, как переход содержания в форму.

В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности име-
/ются четыре основных компонента методики: содержание; композиция,
набор средств художественного воздействия, аудитория и ее располо­
жение в пространстве. ______—-—"

Среди массовых форм наиболее популярными являются лраздни-

С

ки, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштаб­ных формах, таких, например, как праздники, поднимаются темы истин­но народные. В силу этого в них используются свои, присущие только им средства, способы и методы сценической выразительности. ^ „ Согласно действующему законодательству в настоящее время в России отмечается восемь праздников: 1 и 2 января - Новый Год, 7 ян­варя - Рождество Христово, 8 Марта - международный женский день, 1 -2 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы, 12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ, 7 ноября -День национального согласия и примирения, 12 декабря - День Консти­туции РФ.

Данные праздники связаны с массовостью, большим количеством людей.] В основе этих крупномасштабных форм присутствует торже­ственная, патетическая тема, действие протекает в воображаемых про­странственных и временных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональ­ность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направлять. ^4ГпрЪ~цесс"общения является исходной предпосылкой построения "технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление соци­альной активности людей вызывается к жизни всей совокупностью че­ловеческих связей.

Общение людей с различными интересами - сложный и многогран­
ный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и вза­
имопониманию людей. Общение является важнейшим инструментом
создания условий, которые позволяют в массовых формах культурно-
досуговой деятельности наращивать эмоциональные переживания и
сопереживания, влиять на настроения и чувства людей. Процесс обще­
ния следует программировать в сценарии массовой формы культурно-
досуговой программы, с учетом художественных и материальных-воз­
можностей. ^\)

Подготовительная организационно-методическая работа включает:
определение формы будущей массовой культурно-досуговой програм­
мы (театрализованное представление, зрелища, тематический вечер,
обряд и т.п.) с ориентацией на определенную аудиторию; специфику
режиссуры. Следующий шаг: написание режиссерского сценария,
утверждение и уточнение программы на художественном совете и рас­
пределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой
организации технологического процесса подготовки и проведения про­
граммы в учреждении культуры. —--------------

Не следует забывать о смет-расходов на подготовку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы, которая контролиру­ется членами совета учреждения культуры.

Успех программы во многом зависит от того, насколько точно в тех­
нологическом процессе учитываются социально-психологические меха­
низмы работы с людьми, эмоциональный и деловой настрой ее органи­
заторов.. ^-*™*—.—-—----------- ■""■ —-------------------- —----------

Все более важную роль в методике подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности стала играть группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето-

вое оформление, транспортное обеспечение, и группа материально-хозяйственного снабжения, которая организует питание, торговое об­служивание, охрану порядка и мед обслуживание.

Р с

Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифици­руются по двум признакам: содержанию и драматургической организа­ции материала. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что(1наШблее популярными и дей­твенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, кинове-^ер, выпускной вечор", вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, му­зыкальный вечер, /вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов: "Что нового, госаодин директор?", "Что дали нам реформы?", "Формула рабочего дня" и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчи­тывается свыше тридцати.

Q£ каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения.^ Если понятие "вечер" употребляется в привычном, бук­вальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина - "митинг", "смотр", "отчет" и т.п. Это, по сути де­ла, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.

Для частной методики подготовки и проведения тематических ве­черов, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг мо­жет быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения тематического вечера ре­
шающим образом сказывается на его качестве. На практике, как прави­
ло, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в
свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая
концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует ка­
чества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных при­
емов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии
содержания_____________.

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ <лючает:

- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

- анализ вида, типа и жанра массовой формы;

- создание организационно-педагогических условий для осущест­
вления сценарного и режиссерского замыслов программы;

- определение содержания, соответствующего цели программы;

- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечи­
вающих единый познавательный, ценностно- ориентационный, комму­
никативный процесс;

- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории,
для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности
зрителей, слушателей. *------- —----- ^-—

К групповым формам культурно-досуговых программ любительские "объединения, клубы по интересам, коллективы художе­ственного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно от­нести деятельность учреждения культуры, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, лите ратурный салон, деловше цп5ы7 ау кци о н ы и т.д., что создает свою особую доверительную и ком­фортную обстановку для межличностного общения.

- Следовательно, ^методика подготовки групповых форм культурно-
досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непри­
нужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффек­
тивности культурно-досуговой программы. '

При определении замысла культурно-досуговой программы следу­ет стремиться к тому, чтобы в его обсуждении участвовали активисты учреждения культуры.

При сост авлении плана необходимо предусмотреть и такие вопро­сы, как подготовка помещения и интерьера по тематике проводимой программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспече­ние, транспортное обслуживание, питание.

- При подготовке намеченной программы важно добиться соответ­ствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличия материальных средств для приглашения лекторов, "артистов, спортсменов, наличие кинофиль­мов, печатание рекламных и информационных материалов и т.д. Ответ­ственные за проведение программы регулярно информируют админи­страцию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от ко­торого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки рабо­ты и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах. Содер­жание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмуще­ния, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса вос­приятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной на

правленности; коллективное переживание оказывает сильное воздей­ствие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем яв­лениям, которые он наблюдает. Восприятие в данном случае - это от­ражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предме­тов, оказывающих свое влияние на органы чувств человека.

Методика подготовки групповых форм кульГурно-досуговых про­грамм предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их дея­тельности в рамках учреждения культуры. Процесс этот сложный, мно-гоплано^ь7й;-п^6т11воречивь1йг который можно раскрыть лишь при соче­тании общей, типовой и частной методик. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический про­цесс, специфику которого составляет целевая установка на объедине­ние всех видов деятельности участников: познавательной, преобразо­вательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, творческой. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.

Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способ­ствует воспитанию участников коллективов; позволяет обеспечить об­щую направленность содержания деятельности участников коллектива художественного творчества, любительских объединений и неформаль­ных групп, а также разовых и цикловых программ.

Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, -кохдалзьиглубоко осознает социальную ценность своей 1еЯ1ельдосш. Через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате общения у челове­ка формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. Мнения отдельных личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение груп-

")бщее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы,

- Групповые аудитории, как правило, возникают на основе профес­сиональных или возрастных интересов людей./Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе.\Поэтому при орга­низации работы в таких аудиториях' прежде всего учитываются их на­циональные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Учет этих

особенностей позволяет специалистам вносить коррективы как в со­
держание, так и в форму подачи материала, в характер общения ауди­
тории.....__._____ I --«■

.-В*~коллективах художественного творчества и любительских обт»
единениях участники реализовывают свои творческие возможности.,*^
рез совместную творческую и общественно полезную деятельности: пу­
бличные отчёты о результатах своего труда и возможность хщетл его
зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в таких коллек­
тивах чрезвычайно широк. Сочетание учебных, творческих и социаль­
ных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы
в коллективе.... ——^^^

Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей самодеятельного искусства. Наибо­лее распространенными формами их участия стали вечера-концерты (концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг), концер-

 

ты рок-групп, деятельность которых выражает не только музыкальную,
но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молоде­
жи.------------------ '--------------------------------------- ш~тт """■"■—~— -^

Анализ деятельности любительских объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, су­щественна и роль участников данного коллектива как субъектов техно­логического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловле­но уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладе­нии знаниями и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделирование, дель-топланы, спортяхты, музыкальное исполнительство, танцевальные, те­атральные навыки и т.д.).

Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимулирования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что,[посетителей плат­ных любительских объединений и клубов по интересам можно вовлечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской активности. Как правило, этого мож­но добиться организационными мерами, то есть путем привлечения их к проведению культурно-досуговых программ, посвященных знамена­тельным датам или праздникам.

В любительских объединениях механизм процесса жизнедеятель­
ности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями,
навыками всех участников. В любительских объединениях осу­
ществляется непосредственное общение и самовыражение их участни­
ков в различных видах предметной деятельности. Это способствует
широкому развитию общественных функций и связей любительского
объед!шения_со_^м!!зве£^ — - "'

г^Внутриколлективная работа складывается из подготовки и прове­дения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: об-/щие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпохо­ды, встречи с людьми интересных судеб и т.п. Здесь закладываются на­выки овладения методами самоуправления (индивидуальные де­журства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, само­стоятельное решение текущих вопросов и т.п.). Это позволяет вырабо­тать ключ к освоению технологии самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности в лю­бительских объединениях и клубах по интересам строится на: планиро­вании и прогнозировании деятельности участников, развитии их позна­вательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навы­ков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программу'

Методика групповых форм-культурно-досуговой деятельности су-

/ щественно обогащается фольклорными играми. Среди них наиболее

\ популярны женские конкурсы кулинаров, молодых хозяек, песенные и

профессиональные конкурсы, мужские состязания в силе, ловкости и

сноровке. Украшают "посиделки" и народные орнаментальные игры: хо-

I роводы, "путаницы", "змейки". Фольклорная игра - непременный атрибут

традиционных народных гуляний: "Проводы русской зимы", "Русская

березка", а также национальные праздники народов нашей страны.

Например, организуемые клубом женщин Челябинского Дворца
культуры железнодорожников "Уральские посиделки" в комнатах отдыха
домоуправлений и общежитий собирают женщин, которые по семейным
и другим обстоятельствам не могут посещать Дворец культуры. Жен­
щины не только рукодельничают, они слушают лекции и беседы на раз­
личные темы. Члены этого клуба встречаются с художниками, дизайне­
рами, модельерами, врачами-косметологами, парикмахерами, кулина­
рами. t/U) bjJ&pwJ>A

Отметим, что даже в небольшом учреждении культуры можно соз­дать любительские объединения, что не потребует больших затрат, а

вместе с тем они значительно обогатят, разнообразят деятельность уч­реждения культуры.

Однако в целом деятельность любительских объединений еще не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую объединения ра­ботают непланомерно, плохо организованы. Одни свои программы ор­ганизуют только своими силами, другие - при помощи штатных работни­ков учреждений культуры.

Деятельность любительских объединений и клубов по интересам показывает, что в их работе в центр внимания следует поставить акту­альные, интересующие людей вопросы, чтобы была возможность от­крыть простор для обмена мнениями, для выражения своих суждений. ч

Итак, устная методика групповых форм культурно-досуговой дея­тельности 'значительно отличается от массовой, ибо она пересекается с предметной деятельностью коллективов художественного творчества, любительских объединений, клубов по интересам и осуществляет под; готовку специфических культурно-досуговых программ.

Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговой деятельности связана с объективными тенденциями истори­ческого развития страны, затрагивающими коренные основы бытия каждого человека. Переход к новым экономическим отношениям вовле­кает индивид в круговорот разнообразных процессов, связей, отноше­ний, ломая сложившиеся стереотипы жизнедеятельности.

В этих условиях со всей остротой встают вопросы о соотношении общественного и индивидуального в сознании личности, о роли индиви­дуального начала в функционировании и развитии общества, его раз­личных институтов воспитания. Здесь следует напомнить, что индиви­дуальность связана с целостным представлением о личности, взятом в единстве всех его свойств и признаков.

Это очень важное положение для методики индивидуального воз­
действия в учреждениях культуры, которая предполагает сознательное
и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскры­
тия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и ин­
тересов. Отсюда, при воздействии на сознание личности необходим г
обязательный учет социальных и национальных особенностей, психо- |
логических и эмоциональных черт, возрастных и демографических дан- \
ных, образовательных и профессиональных качеств личности. -—-J

Методика индивидуального воздействия на сознание личности при­носит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап^этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не за-

девая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.

Методика индивидуального воздействия в учреждениях культуры очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на ра­боту с детьми и подростками, как примерными, так и с "трудными", не­благополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и ма­териальной поддержке.

М е то д и ка__инд и в идуа льного. воздействия в учреждениях культуры во многом "определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные увлечения, жилищные усло­вия, отношение к труду, выполнение родительского долга, взаимоотно­шения в семье, товарищеские связи, участие в общественной жизни коллектива. Поэтому специалисты учреждений культуры изучают все стороны жизни людей, с которыми им предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумывают свои действия.

Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда должен найти в учреждении культуры то, что ему требуется: свежие газеты и журналы, любимые музыкаль­ные произведения, интересные программы по телевидению, консульта­ции и ответы по интересующим вопросам, общении со знакомыми и но­выми людьми.

Особенно._важен индивидуальный подход к неблагополучным се­мьям, знание психологии каждого конкретного члена семьи, его культур­ного уровня, возраста, профессии, быта, условий его трудовой дея­тельности и того, как он проводит свой досуг. Установив первые контак­ты, можно начать индивидуальные беседы в непринужденной обстанов­ке. При этом следует проявить тактичность, не бояться того, что первые беседы не могут дать ожидаемых результатов. Успех приходит только после длительной и систематической работы.

Одной из форм проведения индивидуальной работы является соз­дание справочного или юридического стола, за работу которого отвеча­ет один из работников учреждения культуры. В его обязанности входит составление графика работы, подбор дежурных консультантов-юристов, оформление журнала учета поступающих вопросов и организация отве­тов на них. Для населения дается реклама об оказываемых столом справок.

Лучших результатов в индивидуальной работе достигают, как пра­вило, те специалисты, кто сумел пробудить интерес у человека к полез­ным делам, к каким-то видам занятий. Даже небольшое выполненное поручение, получившее одобрение окружающих, может стать поворот­ным событием в приобщении к активной работе, что очень важно осо­бенно для неблагополучной семьи или "трудного" подростка.

Сегодня многие люди стали нуждаться в помощи по оформлению документов для получения пособий и льгот, по оформлению договоров, заявлений, связанных с разрешением семейно-бытовых конфликтов, приватизации и т. д.

Проводя обследования условий жизни инвалидов и участников Ве­ликой Отечественной воины, инвалидов и ветеранов труда, престаре­лых и одиноких людей, работники учреждений культуры, особенно на селе, выясняют их жилищные условия, потребность в оказании матери­альной помощи, в доставке топлива, проведении ремонта, в выделении кормов для скота, оказании помощи в ведении домашнего хозяйства.

Кроме юристов, в качестве консультантов приглашаются врачи: ра­ботники санэпидстанций, работники государственных органов (военкоматов, отделов социального обеспечения, милиции, прокурату­ры), специалисты в областях науки, техники, промышленного и сельско­хозяйственного производства, учителя и другие специалисты.

Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их об­щественной и трудовой активности, организаторских способностей, формировании определенных интересов играют индивидуальные зака­зы на выполнение тех или иных видов работы. Так, подростков, бес­цельно проводящих досуг, можно уговорить за умеренную плату при­нять участие в текущем ремонте, изготовлении оформления, декораций, реквизита, в благоустройстве территории, подготовке помещений к про­граммам, в организации детских кинотеатров, в работе по поддержанию

порядка и т.д.

Значительное место в методике культурно-досуговой деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех кол­лективах художественного творчества в целях совершенствования ис­полнительского мастерства, помощь местным народным умельцам в пропаганде их творчества (резьба, плетение, чеканка, вышивание, вя­зание и т.п.), организуются встречи с известными мастерами, подби­рается специальная литература, оформляются выставки изделий на­родных умельцев, проводятся консультации.

- Главная причина недостаточного использования индивидуальной методики в работе учреждений культуры состоит в том, что в отличие от


[1] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. - М., 1980.-С. 380-381

[2] Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской ис­тории. - СПб., 1872. -С. 33.

 

[3] Соловьев С. История России с древнейших времен. - М., 1959. Кн. 1. Т. 1. - С.
247.

 

[4] Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. - С. 23-28, 92-104.

[5] Тихомиров М.Н. Русская культура.-М., 1968.-С. 160. Прим.: «невегласами» в Древней Руси называли людей, не знающих грамоты

 

[6] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. Материалы к курсу 'Культура Древней Руси": Пособие для студентов высших учебных заведений. -м-: А.О. Аспект Пресс, 1994.-С. 31.

 

[7] Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало XX века. - Искусство. Лен. отд. 1988. - С. 42-46.

[8] Милюков П. Очерки из истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2. - Ч. I.-С. 289.

 

[9] Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХУ1-ХУИ вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М\: Тип. А.И. Мамонтова, 1895. - С. 372-375.

 

[10] Герберштейн С. Записки о Московии. - СПб., 1866. - С. 194.

[11] Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV-
XVII столетиях. - СПб., 1860. - С. 129-130.

 

[12] Забелин И.Е. Там же.

 

[13] Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тасканскому Козьме Тре­тьему о Московии. -М., 1905.-С. 105.

 

[14] Мейерберг А. Путешествие в Московию. - М., 1874. - С. 111.

[15] В России "хороводом" называли весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми.

 

[16] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Столица, 1990. - С. 109-110.

 

[17] Устав собрания приказчиков при фабрике Товарищества Измайловской ма­нуфактуры. -Л., 1894.-С. 4.

 

[19] Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 22.

 

[20] Там же. - С. 34-35.

 

[21] Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 120-132.

 

[22] Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях
немецко-фашистских захватчиков. - м\, 1946. - С. 445, 447, 449.

 

[23] Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический кжегодник, - М.: Финансы и статистика, 1987. - С. 561, 564, 567, 569.

[24] Народное хозяйство СССР... - С, 568.

 

[25] Художественная культура и развитие личности. - м\, 1987. - С. 7. 64

 

[26] Кризис культуры // Советская культура. - 1989. - 16 декабря. - С; 4-5.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 2402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия