Тема 1. Неформальная молодежная субкультура как социально-философское понятие. Неформальные молодежные объединения.· Рабочие и исполнительные движения, посредством которых осуществляется воздействие на орган управления; · Гностические движения, связанные с познанием объекта и условий труда (обязательные, ощупывающие, измерительные и т.п.); · Приспособительные движения: установочные, уравновешивающие. Пространственно-скоростная характеристика быстроты движений
Минимальное время человек тратит на движение пальцами. Функциональное напряжение – целесообразная реакция организма и психики человека, адекватная степени рабочей нагрузки и проявляющаяся в активации, мобилизации функций энергетического и информационного обеспечения деятельности. Функциональная напряжённость – чрезмерная, неадекватная реакция организма психики человека на рабочую нагрузку, возникающая при сниженном несоответствии уровня функциональных возможностей организма и психики требованиям деятельности. Человек-оператор – это человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационной модели и органов управления. Эргатическая система (Э.с.) – сложная целеустремлённая систем, которая включает в себя: человека или группу людей, устройство техническое- как средство деятельности, объект деятельности, среду, в которой находится человек-оператор. С учётом предписанных функций различают Э.с. детерминированную (действующую по жёсткому алгоритму) и Э.с. недерминированную (где деятельность имеет вероятностный алгоритм, обусловленный появлением тех или иных обстоятельств). Эргономика: (греческ. «эрго»- труд, «номус» - учение, «учение о труде»). Эргономика – общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в производственной деятельности и оптимизацией средств и условий труда. Эргономика включает в себя многие научные и технические дисциплины: Инженерная психология; Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология; Конструирование; Гигиена и охрана труда, научная организация труда; Антропология, антропометрия; Медицина, анатомия и физиология человека; Теория проектирования; Теория управления. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере данных наук, но опирается на них и дополняет их. Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и возможности его совершенствования Эргономическое качество оборудования (Э.к.о.) – совокупность свойств оборудования, соответствующая свойствам человека, проявляющимся в процессе трудовой деятельности. Под оборудованием понимается техническая часть СЧМС, предназначенная для взаимодействия с человеком-оператором: рабочее место, средства отображения информации (СОИ), органы управления (ОУ). Показатели Э.к.о. классифицируются по свойствам человека: антропометрическим., биомеханическим, психофизиологическим, психологическим.
Тема 1. Неформальная молодежная субкультура как социально-философское понятие. Неформальные молодежные объединения.
Понятие социума. Понятие социальной системы. Целостность и системность социума. Философский смысл социального порядка. Понятие социальной общности. Социальные общности и объединения. Формальные и неформальные объединения. Социальная структура общества. Проблема субъекта и объекта в социуме. Индивид, личность, общность, объединение. Индивид, личность, индивидуальность. Личность и общество. Проблема единства социальной и человеческой реальности. Феномен социальной общности. Общность и общественное движение. Проблема иерархии в отношениях общностей: господствующие и подчиненные общности. Маргиналы и маргинальные общности. Возрастные общности: дети, молодежь, средний (зрелый) возраст, пожилой возраст (старики). Соотношение понятий: «общество» – «культура», «общность» – «субкультура», «неформальное молодежное объединение» – «молодежная субкультура».
Тема 2. Социокультурные смыслы и содержание феномена неформальной молодежной субкультуры (неформального молодежного объединения). Понятие «культура». Структура культуры. Ценностное ядро и периферийные слои. Понятие «субкультура». Дифференциация культуры на субкультуры. Типология культуры на основе этапов жизненного цикла: культура периодов детства, молодости, среднего и пожилого возраста. Несоответствие социально-исторического понятия «молодежная субкультура» социально-биологическому понятию «культура периода молодости». Традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Предпосылки, социокультурный контекст и философский смысл возникновения феномена неформальной молодежной субкультуры. Генезис неформальной молодежной субкультуры. Устойчивость и изменчивость традиции и новации в культуре. Стремительное, перманентное ускорение и обновление – ведущие характеристики жизни индустриально развитых обществ и обществ, начавших переход к постиндустриальной стадии. О. Тоффлер о скоротечности и эфемерности как новых качествах жизни современных индустриально-развитых обществ. Молодежь как социально-философская категория периода индустриально-развитой и постиндустриальной стадий развития общества. Феномен социального детства. Неформальная молодежная субкультура как феномен техногенной цивилизации. Механизмы преемственности и трансляции культуры. Понятия «социализация» и «инкультурация». Содержание и своеобразие этих процессов в условиях техногенной цивилизации. Историческое несоответствие старшего поколения быстро меняющейся социокультурной реальности индустриальных обществ. М. Мид о кофигуративной и префигуративной культуре. Противоречие и преемственность поколений. Противоречие поколений как один из механизмов трансформации ценностного ядра культуры. К. Манхейм о конфликтном сознании молодежи. Изменение социализирующей функции семьи в условиях техногенной цивилизации и феномен неформальной молодежной субкультуры как одно из следствий этого изменения. Варианты социализации и инкультурации молодого человека: традиционный, посредством неформальной молодежной субкультуры, смешанный (когда неформальная молодежная субкультура не является целью жизни для молодого человека). Антагонизм социальных ориентаций семьи и вторичных общественных структур. Конфликт поколений (проблема «отцов» и «детей»). Неформальные молодежные субкультуры как следствие «сбоя» привычной, «нормальной» социализации молодых людей. Основные инстанции «поставляющие» молодых людей в неформальные молодежные субкультуры: семья; формальная группа (организация, учебное заведение); так называемые «локальные войны», в результате которых молодой человек приобретает необычный для мирного течения жизни опыт (страха, боли, убийства, крови, разрушения, потери товарищей и т.п.), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение е окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в ту мирную жизнь, в которую он возвращается (даже если он не получил физических увечий); безработные или временно/частично занятые работой молодые люди; несоответствие реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека, его желаемому (воображаемому) статусу. Онтогенетический аспект неформальной молодежной субкультуры – фаза развития, через которую должна пройти часть молодых людей. Философский, социокультурный смыслы феномена неформальной молодежной субкультуры: механизм адаптации к миру взрослых, поиска социального статуса, «тренировка» в исполнении социальных ролей, опыт самостоятельного культурного творчества. Досуг как наиболее доступная форма самореализации, самоидентификации молодежи. Внутреннее единообразие неформальных молодежных субкультур и их внешний протест против общепринятых установлений. Эксцентричность, нонконформизм и инфантилизм как характеристики неформальной молодежной субкультуры. Маргинальный характер неформальных молодежных субкультур. Положение молодых людей: между «потерянной» семьей и еще не обретенным обществом. Элементы социальной дезорганизации, потенциальное тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению, характерные для юношеского возраста. Проблема возрастной самоидентификации и феномен инфантилизма. Конформизм и нонконформизм. «Неформальная молодежная субкультура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых». Массовая культура как феномен индустриально-развитых обществ и ее нацеленность на молодежь. Понятия «молодежная культура» и «молодежная субкультура», «неформальное молодежное объединение», «неформальная молодежная субкультура».
|