Студопедия — Социализация и воспитание. Механизмы социализации.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социализация и воспитание. Механизмы социализации.






Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.

С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

- принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

- принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

- принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

- принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

2. Механизмы социализации

Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим основные из них.

Одним из значимых механизмов социализации является подавление. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забывания человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными (Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925).

Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Однако в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения.

Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для человека. Изоляция наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые роли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и используется механизм изоляции.

 

Важную роль в процессах социализации играет механизм самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступление перед трудностями, ограничение своего "Я". Данный механизм действует на всем протяжении развития личности. Использование механизма самоограничения во многих жизненных ситуациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицательным последствиям в личностном развитии. Наблюдения показывают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных занятий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, которые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Первые попытки человека в любой области не могут быть совершенными. Нередко, не зная своего потенциала, после первых же неудач человек бросает дальнейшие попытки и выбирает дело попроще. Этому способствуют нетактичность, а иногда и явно издевательские замечания окружающих, особенно значимых людей (родителей, учителей и др.). Многие потенциально талантливые люди так и не смогли раскрыться в силу нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным пробам.

 

Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает человека от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подозрительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследованиями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Эта тенденция в большей степени присуща тем, кто имеет комплекс неполноценности или характеризуется авторитарностью (Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 254).

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на него.

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы "встраиваются" в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Следующий механизм социализации - эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.

В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, "включается" и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.).

 

Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. У детей фрустрации возникают в виде переживаемого "чувства крушения". Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных качеств личности (агрессивности, раздражительности и др.).

Рационализация может проявляться в нескольких видах. Наиболее изученными являются дискредитация цели, самодискредитация и самообман.

Дискредитация цели используется людьми непроизвольно в ситуациях, связанных с недостижимостью целей. Аргументация при этом такова: "То, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами".

Самодискредитация как способ рационализации имеет место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустраций, связанных с понижением его оценки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что переоценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Такая предвосхищающая рационализация предотвращает возможную критику со стороны других и новую фрустрацию.

Самообман чаще всего встречается в тех ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел подлинной возможности свободного выбора.

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действия. Обычно это повторяющиеся и ритуальные приемы, совершаемые в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои корни в детском возрасте. Например, то, что ребенок просит прощения и принимает наказание, означает, что его поступок как бы аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.

Сущность воспитания как педагогического воспитания: его закономерности и принципы. Закономерности выражают существенные, повторяющиеся, устойчивые связи между причиной и следствием. Из них вытекают принципы как основополагающие требования, которые определяют общее направление каких-либо процессов. В педагогическом процессе различают закономерности и принципы общие (для обучения и воспитания в единстве), присущие процессу обучения (дидактические принципы) и процессу воспитания. Сравнение их показывает, что они взаимосвязаны, хотя закономерности и принципы обучения и воспитания имеют свою специфику. Нам уже известны из лекций по теории обучения (дидактике) специфические дидактические принципы (научности, наглядности, доступности обучения и т.д.). Необходимо четко представить, изучить, осмыслить закономерности и принципы, отражающие специфику воспитательного процесса. Что же следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Выделение и знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитательной работы, придает ей глубокую содержательность и методическую осмысленность. Из закономерностей воспитания вытекают принципы как требования к организации данного процесса, с их учетом необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу в школе. Следует подчеркнуть, что успех воспитательного процесса во многом зависит от того, в какой мере удается педагогу реализовать всю совокупность закономерностей и принципов воспитания. Недочеты в реализации каких-то отдельных воспитательных закономерностей и принципов отрицатель В теории педагогики выделяются общие, присущие всему педагогическому процессу (и обучению, и воспитанию) закономерности. В лекциях о возникновении и развитии педагогики была выделена такая существенная педагогическая закономерность – характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями общества,но сказываются на результативности воспитания в целом. В педагогическом процессе должно соблюдаться единство целей, содержания и методов воспитания. Ещё одна важная закономерность – неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе. Названные выше закономерности определяют общие подходы к педагогическому процессу в целом (к обучению и воспитанию в их неразрывном единстве). Необходимо осмыслить те закономерности, реализация которых обусловливает успешную организацию непосредственно воспитательного процесса. К этим закономерностям относятся:1. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Мы уже знаем, что личностное развитие осуществляется как присвоение человеком общественного опыта в самых различных его проявлениях. Овладение данным опытом требует от развивающейся личности соответствующей деятельности.В связи с тем, что общей целью процесса воспитания является развитие и формирование всесторонне и гармонично развитой личности, учащихся необходимо вовлекать в разнообразные виды деятельности. К важнейшим, основным из них относятся:- учебно-познавательная и политехнически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи интеллектуального и политехнического развития школьников;- общественно-полезная, патриотическая и краеведческая деятельность, способствующая гражданскому воспитанию;- морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность,обеспечивающая знание и понимание морально-нравственных устоев общества, способствующая практическому применению знаний норм морали в жизни воспитанника;- художественно-эстетическая деятельность, в процессе которой происходит эстетическое развитие школьника, формируются эстетический вкус и идеалы красоты;- трудовая деятельность, направленная на развитие трудолюбия и понимания огромной значимости труда в жизни человека, ведь труд – жизненная основа каждого из нас;- физкультурно-оздоровительные занятия, физкультура и спорт, позволяющие сохранять здоровье, совершенствовать физическое состояние школьников, формировать привычки здорового образа жизни. Из закономерностей воспитания вытекают его принципы. Выявление закономерностей позволяет определить требования к организации конкретного процесса воспитания. В этом смысле можно говорить о том, что рассмотренные общие закономерности определяют характер практической воспитательной деятельности и выступают как ее принципы (основные положения, требования к ней).Необходимо подчеркнуть, что только совокупность принципов воспитания обеспечивает успешное решение воспитательных задач, выбор содержания воспитательной работы, ее форм и методов. Недопустимы гиперболизация или недооценка каких-то отдельных, пусть даже очень значимых принципов. Целостный воспитательный процесс должен строиться с учетом всех рассмотренных нами выше закономерностей и принципов.Нужно также осознать, что принципы – не готовые рецепты организации воспитательной работы и не какие-то застывшие вне времени и обстоятельств положения, они – не догма.Принципы не заменяют ни специальных знаний, умений и навыков педагога, ни опыта, ни энергии и таланта учителя. Знание и глубокое понимание закономерностей и принципов воспитания должны сочетаться с профессионально-педагогическим мастерством, которое всегда носит творческий характер. Процесс воспитания организовывается на основе специфических закономерностей и принципов. Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые, повторяющиеся связи в педагогическом процессе, выделение и учет которых обусловливает его результативность. Из закономерностей воспитания вытекают принципы – требования к организации воспитательного процесса. Следовательно, принципы отражают закономерности воспитания.Основными, важнейшими воспитательными закономерностями и принципами являются:1. Личность развивается и формируется только в процессе включения ребенка в разнообразную деятельность, в которой он овладевает общественным опытом.2.Стимулирование активности личности в организуемой воспитательной деятельности.3. Проявление гуманизма педагога по отношению к воспитанникам в процессе обучения и воспитания.4. Вера педагога в духовные и физические силы воспитанника, в его возможности и способности (принцип педагогического оптимизма).5.Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе воспитания.6. Воспитание учащихся осуществляется в коллективе и через коллектив.7. Единство и согласованность воспитательных требований и влияний семьи, школы и общественности.Результативность воспитания обусловливается учетом всех принципов в совокупности, высоким уровнем профессионализма педагога.Принцип проявления гуманизма педагога в процессе воспитания основывается на уважении учителя к личности воспитуемого в сочетании с разумной требовательностью к нему. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко сформулировал данный принцип очень емко и лаконично: «Как можно больше уважения к личности воспитанника и как можно больше требовательности к нему».Уважение к личностному достоинству ребенка предполагает опору на положительные качества растущего человека. Педагог обязан видеть и поддерживать то, что есть в воспитаннике хорошее, создавать в его жизнедеятельности ситуации успеха, которые могут стать точкой отсчета для его положительных изменений. В этом смысле гуманистическим принципом воспитания является принцип педагогического оптимизма. А.С. Макаренко утверждал, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».С принципами проявления гуманизма педагога в процессе воспитания тесно связан принцип индивидуального и возрастного подхода в воспитании. В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которые так или иначе сказываются на их личностном развитии, на поведении. Из лекций по теории педагогики мы уже знаем о возрастной периодизации школьников, в которой подробно рассматривались особенности личностного развития младших школьников, подростков и учащихся старшего школьного возраста. Процесс воспитания должен основываться на учете анатомо-физиологических, психологических особенностей, присущих ученикам того или иного возраста.Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, нравственного и физического развития учащихся, их индивидуальные реакции на внешние воздействия. В связи с этим педагог должен владеть методикой диагностики индивидуальности своих воспитанников, методиками адаптации выявленных индивидуальных особенностей учащихся к педагогическому процессу, их развития, а также коррекции негативных индивидуальных проявлений, которые не являются врожденными. Учащиеся с положительным, уравновешенным характером легче вовлекаются в воспитательную деятельность, с готовностью откликаются на воспитательные влияния, быстрее утверждают свое личное достоинство и интенсивнее развиваются как личности. Есть школьники с повышенной раздражительностью, недостаточно трудолюбивые и положительные (их иногда называют «трудными»), либо уже сформировавшие у себя асоциальные качества. Они нуждаются в повышенном внимании со стороны воспитателя и постоянном стимулировании общественно-положительной деятельности. Педагогу необходимо по отношению к таким детям быть особенно чутким и тактичным.Необходимо осмыслить важность такого принципа, как 6. Воспитание учащегося в коллективе и через коллектив. Данный принцип имеет психологическую основу, ведь индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Наилучшие условия для этого создает коллектив как высшая форма социальной организации. Именно коллектив обеспечивает богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полноценной реализации личностных качеств каждого.Значение этого принципа связано также с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог – воспитанник А.С. Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который обеспечивает не только свободу и защищенность личности, но и является источником развития значимых личностных качеств и свойств воспитанника (коллективизма, чувства долга и ответственности, доброты и т.д.).А.С. Макаренко, которому принадлежит авторство разработки методики формирования и воспитания коллектива, определил понятие «параллельное педагогическое воздействие», сущность которого заключается в том, что, воздействуя на коллектив в целом, воспитатель искусно использует коллектив как тонкий инструмент воспитания, индивидуального воздействия на отдельную личность с целью ее всестороннего развития и формирования (и наоборот). Это положение требует от воспитателя осознания важности такого метода воздействия коллектива на отдельного его участника, как общественное мнение, без которого не может существовать полноценный коллектив в качестве значимой среды воспитания личности. Общественное мнение выполняет регулирующую функцию в системе межличностных, коллективных отношений. Оно складывается под руководством воспитателя и развивается на основе осознания и учета в своей жизни каждым членом коллектива общественных, социальных ценностей.Учителю важно помнить и о таком принципе процесса воспитания, как единство, согласованность воспитательных требований семьи, школы и общественности. Наблюдения за реальным педагогическим процессом показывают, что рассогласование воспитательных воздействий родителей и школы, общественности оборачиваются не только снижением эффективности педагогического процесса, но иногда и личными жизненными трагедиями воспитанников и их родителей. В соответствии с данным принципом воспитания каждый педагог должен поддерживать тесные связи с семьями детей, с детскими организациями и объединениями, членами которых они являются. Необходимо систематически и глубоко изучать воспитательный потенциал семей, проводить работу по педагогическому просвещению родителей, заботиться о единстве выдвигаемых школой и семьей педагогических требований к воспитанникам.Таковы основные, общие закономерности процесса воспитания, если рассматривать его в широком значении, включая весь процесс формирования развивающейся личности (и обучение, и воспитание в узком смысле). 10.Роль иностранного языка и иноязычной культуры в современной системе обучения.

Cодержанием образования является культура. Поэтому резонно предположить, что содержание иноязычного образования значительно шире, богаче и важнее, чем это традиционно представляется. Попытаемся это обосновать.

Процесс иноязычного образования, являющийся одним из видов образования вообще, фактически включает в себя четыре аспекта:

1) познание, которое нацелено на овладение культуроведческим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, собственно факты культуры, но и язык как часть культуры);

2) развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры (способности, психические функции и т. д.);

3) воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры (нравственный, моральный, этический аспекты);

4) учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры, социальным в том смысле, что речевые умения усваиваются как средства общения в социуме, в обществе. Любой учащийся должен знать и уметь реализовывать те функции, которыми наделено каждое из речевых умений и общение в целом. Если и можно говорить о практическом предназначении иностранного языка, то не только в смысле осознания указанных функций и овладения ими, но и в смысле осознания практического результата, который сказывается на овладении речевыми умениями в зависимости от уровня овладения культуроведческим, психологическим и педагогическим аспектами содержания иноязычной культуры в процессе овладения этими аспектами, а не после.

Итак, иноязычная культура есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культуроведческом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах.

Обобщенно-схематическое представление иноязычной культуры как содержания иноязычного образования и средства достижения его цели недостаточно. Необходимо деление на более мелкие кванты, которые и станут объектами овладения. На каждом уроке, постепенно и системно, шаг за шагом происходит овладение именно теми квантами, которые целесообразны с методических позиций, с точки зрения технологии.

Одной из отличительных черт данной Концепции является то, что предлагается четко определить объекты овладения не только в учебном аспекте, но и в познавательном, развивающем и воспитательном, распределить их в системе образования и снабдить средствами овладения (упражнениями).

1. Познавательный аспект (культуроведческое содержание) иноязычной культуры (ИК)

Рассмотрение ИК начинается с данного аспекта не случайно. У познавательного аспекта положение особое, с него все начинается, от него (точнее, от фактов культуры) мы отталкиваемся в предлагаемой нами образовательной технологии. Культуроведческое содержание жизни того или иного народа, как известно, очень объемно. Вряд ли найдется человек, который станет утверждать, что он владеет всем культурным багажом своего родного народа. В то же время этот человек, безусловно, является носителем своей культуры, понимает ее и чувствует ее дух, обладает соответствующим менталитетом. Как достичь такого же понимания в иноязычном образовании? Исходная позиция такова.

Первая посылка: взаимопонимание в межкультурном диалоге достижимо лишь в том случае, если участники диалога знакомы с национальной культурой, признают ее самоценность.

Вторая посылка: менталитет (как бы его ни определяли) складывается только благодаря овладению культурой.

Третья посылка: всю культуру страны изучаемого иностранного языка в полном объеме в процессе иноязычного образования усвоить невозможно.

Четвертая посылка: усвоение разрозненных (пусть даже и многочисленных и интересных) фактов культуры не обязательно приведет к «вхождению» в чужой менталитет, ибо менталитет (как любое сложное явление) системен по своей природе.

Из этих посылок следует лишь один вывод: необходимо создание модели культуры того или иного народа, модели, которая могла бы в функциональном плане замещать реальную систему культуры. Главной задачей модели культуры должно быть не столько понимание другой культуры, сколько духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в ее диалоге с родной.

Овладение культурой есть постижение системы ценностей народа, которое осуществляется на трех уровнях: а) на уровне восприятия (познавательное значение знаний), б) на уровне социальном (прагматическое значение знаний) и в) на уровне личностного смысла (аксиологическое, или ценностное, значение знаний). Для первого уровня достаточно иметь представление о фактах культуры, для второго нужно владеть понятиями и уметь совершать какое-либо действие, для третьего уровня необходимы суждения, связанные с личностным эмоционально-ценностным отношением к факту чужой культуры, когда факт чужой культуры переживается как факт личной жизни.

Излишне подчеркивать, что для данной концепции ведущим является третий уровень овладения культурой.

Модель культуры следует усвоить обязательно, ибо без этой базы не сформируется менталитет.

Что входит в реализацию модели?

Реальная действительность, представленная предметно: на фотоснимках, иллюстрациях, плакатах, схемах, слайдах, в рисунках, символике, документальных диафильмах и кинофильмах, на компьютере и др.

Реальная действительность, представленная предметно-вербально: программы ТВ и радио, билеты (в театр, кино, на поезд и т. п.), этикетки товаров, анкеты, объявления и т. п.

Изобразительное искусство.

Художественная литература.

Справочно-энциклопедическая и научная литература, комментарии к фактам культуры (например, путеводители, карты, план города и т. д.).

Средства массовой информации.

Учебные разговорные тексты, т. е. аутентичные тексты-высказывания носителей языка о своей культуре.

Общение с учителем как ретранслятором и интерпретатором культуры другого народа.

Иностранный язык как неотъемлемый компонент культуры, ее аккумулятор, носитель и выразитель:

знания о строе (системе) языка, которые используются в процессе овладения им (точнее, речевыми умениями) в виде:

а) правил-инструкций;

б) пояснений;

в) структурных и функциональных обобщений;

г) сформулированных закономерностей;

знания о функциях языка (речевых умениях) как средства общения;

знания о нормах речевых отношений (об этике);

знания, называемые фоновыми (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров), которыми располагают все члены данной национально-культурной языковой общности и которые потенциально заложены в топонимике, именах собственных, пословицах, афоризмах, фразеологизмах, крылатых словах, девизах, лозунгах, безэквивалентной лексике, названиях предметов и явлений традиционного и нового быта (реалиях), понятиях, отражающих явления общественного характера, и т. п.;

знания о невербальных средствах общения;

знания о статусе, истории и развитии языка, его роли в мире, взаимоотношении с родным и другими языками.

2. Развивающий аспект (психологическое содержание) иноязычной культуры

Сущность развивающего аспекта ИК заключается в том, что он направлен на развитие в индивидуальности ученика таких ее свойств, которые играют наиболее важную роль для процессов познания.

Система иноязычного образования, нацеленная на развитие и саморазвитие человека может управлять процессом становления индивидуальности, моделируя желаемый результат.

Основываясь на цели развивающего аспекта (развивать то, что играет наиболее важную роль для процессов познания, воспитания и учения), а также на сущности процесса развития человека, логично будет считать, что объектами развития должны быть способности, которые позволили бы осуществить успешное функционирование познавательной, эмоционально-оценочной и деятельностно-преобразующей сфер деятельности учащегося. Почему способности? Потому что именно способности могут развиваться из имеющихся у индивида задатков, и развиваться они могут только в деятельности. Потому что развитие личности — это раскрытие и реализация способностей. Развитие способностей в образовательной деятельности благотворно скажется не только на ней самой, но и заложит основы для самообразования человека и его последующей жизнедеятельности в целом.

3. Воспитательный аспект (педагогическое содержание) иноязычной культуры

Будучи связанным с культурой, основанным на ней, воспитательный аспект перестает быть чем-то дополнительным, довеском обучения, вытекая из сущности самой коммуникативной технологии. Воспитание не может рассматриваться вне метода. Чтобы увидеть воспитательный потенциал коммуникативной технологии овладения иноязычной культурой, необходимо, во-первых, понять, что она основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединенных единой стратегической идеей: принципов речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы несут в атмосфере иноязычной культуры воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом.

Воспитательный потенциал образования зависит от культуроведческого содержания используемых материалов, от их потенциальных возможностей. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать все от него зависящее, чтобы сформулировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования — человеку духовному (homo moralis).

4. Учебный аспект (социальное содержание) иноязычной культуры

Содержание учебного аспекта составляют те речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения — говорение, аудирование, чтение, письмо (возможен и перевод), а также собственно умение общаться. Каждое из умений основано на определенных навыках и механизмах, обладает определенными качествами.

Процесс формирования речевых навыков и развития речевых умений понимается нами как процесс формирования целостного речевого механизма, а формирование речевого механизма — как процесс развития личности. Следствием этого является совершенно иной характер коммуникативной технологии.

Напомним, что учебный аспект составляет социальное содержание ИК, поскольку его результаты непосредственно направлены на социальные нужды человека — умение успешно общаться в другом социуме. В основе этого умения лежит целая система речевых средств, которой обычно владеет грамотный носитель языка.

Завершая рассмотрение содержания иноязычной культуры (или ИК) как содержания иноязычного образования, сделаем два замечания. Первое касается понятия «содержание». Дело в том, что перечисление «объектов овладения» может создать впечатление, что содержанием являются сами эти объекты как компоненты ИК. Однако с научной точки зрения подобное понимание содержания некорректно. Содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену.

Исходя из сказанного, можно сформулировать суть предлагаемой концепции иноязычного образования как концепции развития индивидуальности в диалоге культур. Для достижения поставленной цели и обеспечения предполагаемого содержания иноязычного образования необходимо создать определенные условия, которые служили бы основой и механизмом образовательного процесса. Таким условием является общение (см. след. статью).

Второе замечание касается названия нашего учебного предмета. Вполне очевидно, что название «иностранный язык» не отражает ни сути предмета, ни его цели. Так было с предметами «пение» и «рисование», ставшими соответственно уроками музыкальной культуры (Д. С. Кабалевский) и уроками художественной культуры (Б. М. Неменский). В этой связи считаем обоснованным и целесообразным назвать наш предмет «иноязычная культура», а учителя — «учитель иноязычной культуры».

12.Внеурочные формы организации текущей учебной работы. Наряду с уроком в общеобразовательн







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2891. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия