Общество возможностейОбщество возможностей — общество информационное, расширяющее границы восприятия социального времени и пространства, открывающее перед человеком целый спектр позитивных и негативных перспектив — возможность заимствовать другой образ жизни, следовать иным императивам, возможность защищаться от иных, неизвестных ранее угроз. Возможности являются не просто скрытыми потенциями, но наглядными вариантами развития событий, различающимися содержательно и эмоционально. Среда масс-медиа умножает картинки и определения действительности, предоставляя слово множеству субъектов, разворачивая в плоскости экрана мозаику культурного разнообразия, вникая в многочисленные подробности повседневного существования. Информационное общество делает современную аудиторию более искушенной (ее сложно чем-то удивить), но означает ли это и более осведомленной, знающей? Парадоксально, но именно в обществе возможностей наблюдается постоянная потребность в информации и информационный дефицит. Каждый день мир раскрывается как на ладони, но это не делает его более понятным и предсказуемым. Информационный опыт не спасает от неизвестности, но учит, что за пределами наших знаний может быть все, что угодно. Более того, на уровне среды масс-медиа переживания возможного и действительного становятся взаимозаменяемыми: гипотетическим предположениям зачастую приписывается статус действительности, а информацию о реальных событиях могут воспринимать как очередную интерпретацию. Динамика информации, ее противоречивость, приращение и тиражирование мешают сделать выбор в пользу наиболее правдоподобного сюжета, а актуально присутствующая множественность затрудняет беззаветную приверженность той или иной интерпретации, которая может оказаться ложной, неполной, прямо противоположной происходящему в действительности. В условиях социального ускорения возникает вопрос о понимании возможностей, существующих в форме информационных сообщений, на уровне массового сознания. Любое понимание, помимо соответствующих знаний, предполагает соотнесение нового с предыдущим опытом, процесс постижения неизвестного на основе известного, творческую адаптацию к элементам нового. Всякая неизвестность потенциально является возможностью, но возможностью неосвоенной, не вписанной в привычный круг мышления. «Критическая масса» неизвестного, которое окружает человека, создает атмосферу растерянности, стресса, выбивает из привычной жизненной колеи, заставляет подпадать под гипнотическое действие «преходящих» сенсаций. Вместе с тем эта критическая масса открытий, откровений, потенциальных изменений может и не прерывать налаженный ритм повседневных взаимодействий. В изобилии информационных возможностей исчезает восприятие возможного как такового: личностное потрясение, озадаченность, удивление, чувство нового, еще не бывшего. Невосприимчивость к контрастам на уровне обыденного сознания не является феноменом только нашего времени, хотя эпоха постмодерна безусловно открывает новые масштабы этой невосприимчивости, информационной «всеядности», способности знакомиться со всем происходящим, не допуская его в свой мир, не теряя психологического равновесия. Такое равнодушие, помимо осуждения, получает и практическое оправдание как защита от психологических перегрузок, неотъемлемый компонент жизнестойкости и здравого смысла: какие бы удивительные картинки не возникали в СМИ, жизнь должна продолжаться. Современное общество позиционируется как общество избытка и многообразия, общество, в котором производство новых идей неотделимо от производства новых вещей и услуг. Экономическая необходимость, т. е. необходимость следовать ограниченному ролевому репертуару, трудиться ради выживания, жить в окружении одних и тех же вещей (передающихся из поколения в поколение, существующих благодаря бесконечным ремонтам или доживающим свой век «в любом состоянии» за неимением лучшего), превращается в «рассказ» из прошлого. В современном обществе вещи приходят и уходят, их существование мимолетно, они рассчитаны на принцип «использовал — выбросил»[6] Выбор вещей поддерживает в человеке чувство присутствия в мире — присутствия не абстрактного, но индивидуально-конкретного, обогащенного надеждами, мечтаниями, размышлениями о собственном Я. Вещи не заполняют социальное пространство исходя из общих распределительных схем или стандартов, но включаются в индивидуальные жизненные стили, становятся составляющими неповторимых дизайнов. Массовое производство, ориентированное на стандартного потребителя, который хочет быть таким же, как все, не отставать от остальных, уступает место экономике, нацеленной на индивидуальные запросы человека, стремящегося выразить свои неповторимые вкусы и пристрастия, найти себя, высказаться, определиться. Выбор вещей — это и подтверждение неизменности одного жизненного стиля, непрерывности своих привычек, и сфера, в которой возможны революции, кардинальные изменения, капризы, эксперименты со своей жизненной средой, обстановкой, обиходом. Приобретение вещей приравнивается к событийному потоку жизни, в котором все возможно и который требует от человека быть смелым, дерзким, не стесняться своих желаний, завоевывать новые сферы жизненного опыта. Выбор вещей в современном обществе — одновременно и выбор функций, и выбор смысловых, эстетических нюансов. Это включение в соответствующие драматические истории, в атмосфере которых существуют сегодня предметы потребления. Язык рекламы во многом превращает пространство вещей в пространство приключения, где царствует фортуна, в пространство сказки, где возможны исполнения самых заветных желаний, чудесные метаморфозы. Современное общество стимулирует индивида приобретать вещи, нагруженные возможностями, или возможности, открывающие доступ к вещам, а также «потреблять», получать в неограниченном количестве эффекты налаженного быта, в котором можно не считаться с экономической необходимостью или с сопротивлением материальной, природной среды. Человек обретает легкость — экономическую и техническую. Возможность нового — своеобразный выход из рутины повседневности, из круга типизаций и повторения одного и того же. Возможностями исполнена жизнь искателей приключений, свободных художников, первопроходцев — всех тех, для кого потребности выживания, материального достатка становятся вторичными перед потребностями выйти за границы известного, исследовать области, недоступные простым обывателям, всех тех, кто неудовлетворен раз и навсегда данным местом в обществе, ограничен определенным кругом функциональных обязанностей. Современное общество (и плюралистическая социальность) в большей степени благоприятствует развитию индивидуальности, невозможному ни в традиционном обществе, где опыт прошлых поколений является схемой для будущего развития, ни в индустриальном обществе, где давление общего приобретает вид жесткого расписания контор и фабрик. Общество в лице образовательных, экономических, культурных институтов призывает индивида «быть собой», быть непохожим на остальных, не быть инертным и пассивным, участвовать в собственной жизни, выбирать профессии и жизненные стили. В этом обществе много позитивных моментов, связанных с активизацией человеческого фактора, с поощрением творческой деятельности и различных видов социальной мобильности. В нем создается атмосфера лучшей жизни не благодаря навязыванию той или иной идеологии, не благодаря разрешению всех социальных проблем, но в связи с преодолением механистического мировоззрения и механистической среды, в которой цели, средства, социальное окружение человека оказываются предопределенными безличными социальными структурами. Общество возможностей можно определить как «практопию» (Э. Тоффлер), в которой множество возможностей подчинено одной — возможности быть автором своей жизни, делать осознанный выбор, отказываться от тех или иных социальных благ, искать, творить, подключая все имеющиеся информационные и технические ресурсы, созданные культурой. Современное общество, не отменяя специализацию, предлагает индивиду больше свободы в проведении досуга, в использовании свободного времени. Это касается и выбора жизненных стилей, субкультур, идентичностей (в том числе в виртуальной реальности), и возможности меняться, раскрывая свои личностные качества в разнообразных социальных группах, овладевать искусствами и другими видами деятельности дополнительно к основной профессии. Такое общество «дает больше возможности создавать собственные ниши, чем все существовавшие общества, вместе взятые»[7]. Идея «конца эры природы и вещей» изначально содержит веру в человека, «преодолевающего сопротивление материи, инерцию природных стихий, гравитационную силу экономической необходимости, вещный характер жизни, ориентированной на реализацию стратегий выживания в условиях жесткой стратификации и недостатка социальных благ. Конец эры природы и вещей — конец эры человека-исполнителя и начало эры человека-автора, для которого учеба, работа, отдых — сферы самореализации, где возможны открытия, свершения, а также борьба за желаемое, удивление перед неизвестным, напряженность поиска — вся гамма человеческих умонастроений, характерных для свободных художников, отказывающихся от повторения привычных схем и моделей практической или интеллектуальной деятельности. Общество возможностей создает условия для того, чтобы менять вещи, социальное окружение, места проживания, жизненные стили, профессии. У человека появляется время, чтобы заниматься собой, изменяться, привлекать в свою жизнь благоприятные факторы и устранять отрицательные посредством разработанных психологических методик, медицинских и образовательных технологий. Вместе с тем результат этих технологий достаточно предсказуем и не выходит из-под социального контроля. Желание измениться часто оборачивается стремлением приблизиться к ожидаемой модели — счастливого, жизнерадостного, коммуникабельного, конкурентноспособного, удачливого, привлекательного, здорового человека. Если в прошлом для того чтобы измениться, необходимо было дистанцироваться от существующих социальных институтов, то теперь социальные институты, организации и учреждения спешат помочь человеку реализовать его возможности: духовные, психические, физические, гендерные, познавательные и др. Изобилие благоприятных возможностей заставляет человека выбирать из существующего меню, ненавязчиво останавливает сознание на том, что есть. Возможности более не открывают, они открываются сами, предоставляют себя в общее пользование, что, с одной стороны, сберегает энергию индивида, которому не нужно бороться с зачастую абсурдными преградами за право осуществлять альтернативные способы существования, а с другой — атрофирует у человека чувство принципиально иного, показывая, что все лучшее уже найдено, превращает человека в пользователя, который привык иметь все возможности под рукой, жить в окружении возможностей, артикулированных другими и поддерживающих чувство свободы извне. Общество возможностей активно содействует формированию самосознания человека как самостоятельного существа, способного критиковать, сомневаться, отстаивать свою свободу, продуцировать новое. Чувство свободы человека отчасти застраховано слаженной работой многих организаций, «индустрией возможного», но в целом оно находится в зависимости от бесперебойного функционирования социальной системы, в том числе технических средств и средств коммуникации, позволяющих отвлекаться, переключать внимание, настраиваться на новые интересы, эмоции, ощущения. Это свобода не думать и забывать. Так, погружение в виртуальную реальность освобождает от физического присутствия нежелательных обстоятельств, проистекающих из межличностного или профессионального общения. Возможность смены виртуальных собеседников, партнеров по коммуникации освобождает человека от необходимости отстаивать свои принципы, идеалы, идти на конфронтацию, заниматься проблемами других. В случае с виртуальной реальностью происходит смешение внешнего и внутреннего, субъективно спонтанного и объективно одобренного, неожиданного и сконструированного. Виртуальная реальность входит в комплекс «индустрии ощущений», о развитии которой пишет Э. Тоффлер[8], и представляет собой не только сдвиг в сторону антропоцентризма, но и небывалую «агрессивность» социоцентризма, размах влияния общества на внутренний мир человека. Общество предоставляет возможность «быть другим», но в пределах установленных программ. Общество возможностей создает среду, которая вселяет в человека веру в свои силы и развивает любознательность, помогает развиваться и осваивать новые пласты социального опыта. Благодаря услугам, предоставляемым обществом, индивид получает возможность искать себя, быть собой и быть другим. Вместе с тем возможностная среда приводит к новым формам отчуждения, связанным с потерей чувства времени, с гипнотическим воздействием картинок действительности, превращающим человека в зрителя, наблюдающего за вереницей возможностей, проходящих перед его глазами и мимо него, не затрагивающих его собственную жизнь, возможностей-призраков. Общество возможностей открыто новым интерпретациям и предположениям, и вместе с тем это общество, которое приучает людей представлять больше, чем воплощать. Общество возможностей — общество допущений, количество которых «снимает» конфликт между повторением и новизной, переводя часть динамики социальных процессов в сферу воображаемого, в которой только и возможно абсолютное чувство безопасности наряду с постоянным продуцированием фантастических и реалистических, прекрасных и ужасных, сбывающихся и несбыточных догадок о действительности.
|