Студопедия — ШКОЛА СТУДЕНТОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ШКОЛА СТУДЕНТОВ






 

(августсентябрь 1925 года)

В дополнение к прочим военным школам маршал от­крыл специальную школу студентов.

Этого требовало общественное мнение Китая, про­фессора, гоминьдан и само студенчество. В школу сту­дентов в течение августа съехалось до тысячи человек. Все это — горячая молодежь, полная энтузиазма, веры» в великое будущее своей страны и ненависти к иностран­цам. Среди них 180 гоминьдановцев, в большинстве ле­вых. Социальный состав школы был крайне пестрый: ув­леченные патриотическим порывом, волна которого захлестнула Китай после шанхайского расстрела, в воен­ную школу пошли дети богатых купцов, дети промыш­ленников, сыновья профессоров, крестьяне и дети квали- -фицированных рабочих, имевших возможность дать своим. сыновьям образование. Не менее пестрым был и пар­тийный состав школы: огромное большинство принадле­жало к беспартийным патриотам-националистам, кото­рые стремились уничтожить неравные договоры с ино­странцами, некоторая часть представляла сторонников японского лозунга «Азия для азиатов» и некоторая часть принадлежала к гоминьдану, представляя все его про­слойки от крайней правой до коммунистической левой.

Эта социальная и партийная пестрота увеличивалась тем, что студенты приехали из разных провинций и го­ворили на разных диалектах, зачастую настолько не по­нимая друг друга, что объясняться могли только на анг­лийском языке.

Китай имеет около восьми основных наречий, кото­рые так разнятся между собой, что являются почти разными языками. Во всяком случае если жители соседних провинций еще могут сговориться между собой, то жи­тели севера не понимают жителей Янцзы, а жители Янц­зы не понимают кантонцев. Точно так же жители при­морских провинций говорят на языке, отличном от язы­ка населения горных провинций Юго-Западного, Запад­ного и Северо-Западного Китая.

Правда, в последнее время группа молодых профес­соров Китая работает над созданием общекитайскога языка, но эта работа еще только развертывается, и не только китайское крестьянство и китайский пролетариат, но даже китайская интеллигенция общего для всей стра­ны языка не имеет. Это является одной из причин, по которой до сих пор в Китае держится иероглифическая грамотность: иероглифы обозначают понятия, а не слова, и поэтому хотя они произносятся по-разному в разных провинциях, но понимаются одинаково, и в тех случая, когда китайцы не могут сговориться меж собой, они объ­ясняются письменно.

Нужно отметить, что иероглифическая грамотность является одним из важнейших препятствий для развития точных наук и преподавания технических знаний, так как изучение нескольких десятков тысяч иероглифов, которые отличаются меж собой очень тонкими деталями рисунка, отнимает массу времени и чрезвычайно загро­мождает память.

Так как многие древние иероглифы обозначают по­нятия чрезвычайной философской важности и имеют раз­ное толкование, то все это вместе, естественно, наклады­вает на образование китайского студенчества отпечаток литературно-эстетического образования и лишает их точ­ных знаний, совершенно необходимых в наш машинный век высокого технического прогресса.

В старые времена в Китае вследствие жестокой диф­ференциации страны, лишенной хороших путей сообще­ния и расчлененной на отдельные области горными хреб­тами, в каждой области ученые изобретали свои собст­венные иероглифы. Этих иероглифов развелось великое множество, и они достигли цифры, близкой к сотне ты­сяч.

По повелению одного из императоров, которому на время удалось объединить главные провинции Китая и. одолеть плохие дороги и горные хребты, несколько сотен лет тому назад был создан комитет китайских уче­ных, которые получили приказание пересмотреть все ие­роглифы Китая и оставить только существенно необхо димые: привести их в систему.

После многих лет работы этого ученого комитета все иероглифы были сведены в систему, которая вклю­чила в себя несколько десятков тысяч иероглифов (око­ло 40 тысяч), и был издан декрет, что запрещается под -страхом смертной казни изобретать новые иероглифы.

Через некоторое время после опубликования декрета император, подписавший его, гулял в своем парке по берегу заросшего тростником ручья вместе с одним из ученых членов комитета.

С тростинки слетела стрекоза. Император спросил ученого:

— Каким иероглифом обозначается звук, который издает тростник, когда с него слетает стрекоза?

И ученый, подумав, ответил:

— Такого иероглифа нет, повелитель мира.
Император спросил:

— Можно ли исправить это упущение?

— Можно, — ответил ученый.

И так родился новый иероглиф, составленный из ос­новных элементов иероглифов, обозначающих понятие: тростник, звук, движение и стрекоза.

Этот иероглиф был опубликован специальным декре­том, которым было подтверждено, что больше иерогли­фов составлять нельзя и кто нарушит декрет, тому пуб­лично будет отрублена голова.

Этот старый анекдот рассказал мне маленький Ли, веселый, подвижной, как ртуть, южанин, член гоминьда­на и секретарь гоминьдановской ячейки школы.

После долгих колебаний Фэн Юй-сян разрешил иметь в школе легальную гоминьдановскую ячейку, и она на­считывала 180 гоминьдановцев.

Вначале относившийся к школе со сдержанным недо­верием и опасавшийся политических осложнений, Фэн Юй-сян решил подчинить школу своему влиянию и по­корить сердца студентов.

Он хорошо вооружил школу исправными винтовка­ми и хорошими пулеметами и сравнительно неплохо ус­троил ее в казармах, недалеко от своего штаба в Кал­гане.

Студенты жили в этой школе обычной жизнью китай­ских солдат: они вставали в 6 часов утра, упражнялись в беге и производили строевые занятия до поздней ночи, но их стол был несколько лучше общего солдатского сто­ла, и они изредка получали мясо и рыбу кроме обычной капусты и зелени.

Помещения студенческих казарм, составляющих це­лый городок в квартале возле Калганской крепости, бы­ли чисты, сухи, и каждый студент имел соломенные ци­новки, одеяло и вместо шинели носил за своими плечами широкий зонтик из промасленной бумаги на короткой деревянной ручке. В дождь колонна студентов, как и всех солдат Китая, имела несколько забавный вид: она была похожа на колонну больших грибов, пошедших войной и вооруженных магазинными винтовками.

Земляные стены казарм-были чисты, но всегда не­сколько сыроваты, и бумажные окна пропускали мало света, но все же жить и заниматься здесь можно было, а лекционные залы снабжены ученическими скамьями, классными досками и географическими картами.

Для того чтобы окончательно покорить сердца сту­дентов, Фзн Юй-сян раз в'неделю объявлял себя началь­ником их школы и либо вызывал их к себе в штаб на штабной плац, произносил речь и руководил учением, ли­бо приходил в казармы, проверял быт студентов, пробо­вал их обед и приказывал бить палками поваров, если обед был плох. Это поведение покорило студенческие сердца, так как китайский студент и весь китайский народ привык видеть своих генералов всегда за тройной охраной, на большом расстоянии и привык относиться к ним с чувством неприязни и страха.

Демократизм Фэн Юй-сяна и его внимательная за­ботливость разрушали это представление о китайском генерале, облеченном неограниченной властью (генерал-губернаторы имеют право жизни и смерти). Фэн Юй-сян проводил со школой почти весь рабочий день, иногда на глазах студентов отрываясь от работы с ними для приема какого-нибудь министра или важного сановника, и эта непосредственная близость к маршалу и предста­вителям государственной власти создавала у студентов чувство непосредственного участия в больших делах го­сударства, повышала их самоуважение и заставляла их гордиться своей ролью «избранного войска».

 

В основной своей массе — патриоты и националисты, студенты охотно занимались и сами следили за поддер­жанием дисциплины и порядка внутри школы.

К работе в школе студентов были привлечены почти все иностранные инструкторы, которые работали здесь вместе с китайскими офицерами.

Китайские офицеры с некоторой ревностью относи­лись к растущему влиянию иностранных инструкторов, но малокультурность и невежество кадровых офицеров давали повод для критики со стороны учеников, многие из которых были готовы к сдаче государственных экза­менов на получение ученой степени. Поэтому, естествен­но, случилось так, что самую трудную часть работы ки­тайские офицеры передали инструкторам, оставив для себя только административные функции.

Этот процесс сознательно был ускорен нажимом ин­структоров на программные вопросы в педагогическом совете, с тем чтобы добиться свободы действий и, следо­вательно, свободной воспитательной работы в духе го­миньдана.

Работа в аудиторных залах школы и на ежедневных полевых занятиях в горах чрезвычайно сблизила сту­дентов с инструкторами, и постепенно перед инструк­торами вставал живой Китай во всем разнообразии бы­та, верований и обрядностей:

крестьянский тихий Китай великой равнины, привык­ший к упорному труду и плохому вознаграждению за труд, чье главное орудие — лопата и мотыга, чьи интере­сы не идут дальше огорода; приморский Китай, буйный, полупиратский, выросший у волн прибоя, привыкший жить за счет моря, научив­шийся видеть и понимать морские чудеса и тайны, — Китай, выросший на морском черве и плавниках аку­лы, создавший мировую торговлю перламутром и жем­чугом, первый вкусивший от плодов великих цивилиза­ций Запада — спирта, миссионерских поучений и матрос­ского сифилиса; горный Китай, давший подвижных, энергичных, не­сколько суровых и полудиких героев китайских военных легенд; Китай дальнего запада, великих пустынь и песков, полукочевой и совсем дикий; Китай Северной Маньчжурии, богатой и суровой страны, строящей девятиэтажные пагоды и давший династию пышных и жестоких богдыханов, Китай, от которого равнины отгораживались Великой стеной, Китай дальнего юга, Китай джунглей Юньнани и горных громад Сычуани — родина опиума и зеленого чая, где леса перевиты лианами и остатки древних пле­мен мяо и лоло охотятся на больших обезьян.

Эти рассказы студентов о своих провинциях — рас­сказы, которые возникают в перерывах между занятия­ми и ведутся на плохом английском языке, — обычно кончаются шуткой и шутливой перебранкой между жи­телями разных провинций. Когда кто-нибудь всерьез разозлится из-за шуток и насмешек жителей других про­винций, в дело вмешивается маленький Ли, и, если шан-сийцы обижают шаньдунцев, он немедленно вставит какой-нибудь анекдот о шансийцах, чаще всего об их скупости.

Он усаживается на камень, поджав ноги, в позе ма­ленького будды, и, сверкая ослепительной улыбкой чу­десных белых зубов, начинает рассказ:

— Один шансиец пришел к реке во время разлива.Он привык ходить вброд и, увидав разлив, был очень огорчен явной необходимостью истратить десять тунзеров на переправу. Он начал торговаться с лодочником.

— Два тунзера! — сказал он.

— Десять тунзеров, — ответил лодочник и пригото­вился оттолкнуть лодку.

— Три тунзера, — сказал шансиец, входя в воду по колени.

— Десять, — ответил лодочник.

— Пять тунзеров! — завопил шансиец, когда вода до­шла до его груди.

— Десять, — показал пальцами лодочник.

— Девять тунзеров,—барахтаясь в воде, сказал шансиец.

— Десять, — сказал лодочник.

И шансиец предпочел утонуть, чем платить назначен­ную цену. Душа его попала в ад, и черти посадили его в го­рячий котел.

Шансиец не успел позавидовать богатствам ада, как его стали поджаривать, и из него потекло, он пустил сок. Котел лопнул от шансийского сока, и в аду образо­валась дыра.

— Беги, — шепнул ему младший черт.

— Да, как же, — ответил шансиец, — а кто будет торговать черепками от котла?! Чай, это моя посуда!

И вслед за дружным хохотом, который всех прими­ряет, следует команда:

— Становись!

И рабочий день продолжается.

Батальоны выстраиваются на изломанном спуске горы; их серо-синяя форма сливается с серыми камня­ми горных обрывов. Труба собирает офицеров. Им объ­яснена задача, и батальоны, получившие приказ занять горную вершину и изготовиться к обороне от наступаю­щего неприятеля, беглым шагом поднимаются в гору.

На вершине горы батальоны занимают позиции. Роты резерва устраиваются в лощинах, стараясь за­маскировать свое присутствие. Стрелки быстро окапы­ваются.

Когда позиция занята, инструкторы проверяют орга­низацию обороны, секторы обстрела, индивидуальное ис­пользование стрелками их мест. Выслушав указания, студенты записывают их в свои книжечки, и затем на­ступает их черед распоряжаться развитием решения за­дачи. Поочередно они выполняют функции офицеров и тренируются в командной работе. Из них выйдет отлич­ный офицерский состав: они очень живо соображают и отлично запоминают сказанное. Портит их только при­страстие к шаблону и отсутствие гибкости, но это, ве­роятно, потому, что они вообще мало знают военное дело. Впрочем, хороший шаблон лучше плохой импрови­зации.

Общий тон школы — веселая жизнерадостность. Она помогла изжить разгильдяйство, и в школе легко уста­новилась хорошая дисциплина, которой добивались са­ми студенты.

Очень охотно и быстро школа усвоила пулеметное дело: им всем очень нравятся эти машины, которые в наилучшей форме способны удовлетворить страсть ква­лифицированного бойца к личному участию в бою.

Несколько задержавшись на изучении взаимодействия частей, все студенты усвоили технику стрельбы и с ув­лечением занялись тактикой пулеметного дела. Победивпервичное стремление к башне и камню, свойственное всем городским юношам, они научились ценить окоп, вырытый в земле, маскирующий пулемет и дающий наи­лучший обстрел.

Офицеры явно начинают пасовать перед студентами по тактике: им мешает их консерватизм и старая такти­ка, на которой они воспитаны.

Из этой школы может выйти Вампу севера, если Фэн Юй-сян не использует ее по какому-либо другому назначению.

Но растущее влияние гоминьдановской ячейки замет­но начинает беспокоить штаб армии, и Фэн Юй-сян уже отчислил от школы нескольких студентов, которые ока­зались слишком левыми гоминьдановцами.

В связи с этим китайские офицеры школы подняли вопрос о том, чтобы закрыть и самую ячейку гоминьда­на, но вмешательство руководителя политического клуба при армии, д-ра Сюй Цяня, весьма авторитетного китай­ского ученого, члена Политбюро пекинского гоминьдана, сохранило ячейку, и оппозиция кадровых офицеров бы­ла сломлена.

Ячейка гоминьдана начала выпускать небольшую ру­кописную газету, несколько раз в неделю устраивает со­брания, и в сферу ее влияния втягиваются все новые и новые группы студентов. Правда, этому в немалой сте­пени помогает сама идейная бесформенность гоминьда­на, который дает вполне приемлемые лозунги и для на­ционалистов-патриотов— национализм, и для сыновей мелких буржуа — демократизм, и для рабочей группы студенчества — социализм.

Но все же даже эта недостаточно отчетливая про­грамма гоминьдана оформляет патриотические порывы и во всяком случае учит студенчество бороться за на­циональное освобождение Китая и за национально еди­ный демократический Китай.

 

«ГЭЛАОХОЙ»

(общество «Старых братьев»)

Прибывший из Фэнчжзнтина генерал Ван Чжэн-хуэй познакомил нас со своим другом, маленьким генералом Цзян.

Генерал Цзян, сухонький, пожилой человек, посту­пил к Фэн Юй-сяну на службу еще тогда, когда Фэн Юй-сян был командиром 16-й стрелковой бригады.

Сын очень бедного ремесленника, генерал Цзян во время службы в штабе Фэн Юй-сяна познакомился с одним немцем, который научил его приготовлять кон­сервы. Так как организовать производство китайских фруктовых консервов было патриотической задачей, то Фэн Юй-сян одолжил ему несколько тысяч долларов на первоначальное оборудование фабрики, и, числясь на службе в штабе бригады, генерал Цзян огранизовал Небольшую консервную фабрику, которая к сегодняшне­му дню выросла в крупное предприятие и своими консер­вами с маркой «Автомобиль» начинает вытеснять иност­ранные консервы с пекинского рынка.

Генерал Цзян — радикально мыслящий буржуа и очень милый человек. Если бы мне предложено было сделать выбор между генералом Цзян и генералом Ван Чжэн-хуэй, сыном чиновника, я -безусловно выбрал бы генерала Цзян, который во всяком случае будет защи­щать свою фабрику от сокрушительного действия нерав­ных договоров и в силу этого всегда останется хорошие патриотом.

Генерал Цзян сообщил мне биографию маршала.

Фэн Юй-сян происходит из провинции Аньхой и ро­дился в семье кровельщика. Его отец в 80-х годах ми­нувшего столетия работал у одного крупного помещика, дети которого готовились держать экзамен на зва­ние офицера в армии богдыхана.

Отец Фэн Юй-сяна помогал им в их занятиях по стрельбе из лука и ружья, по фехтованию одним и дву­мя мечами и по метанию копья. Когда они отправились держать экзамен, он получил приказ сопровождать их в этой поездке, и, когда оба барича провалились на эк­замене, он выдержал экзамен и променял ремесло кро­вельщика на чин офицера в армии императора.

Он умер в чине командира роты.

Фэн Юй-сян до 1900 года не вступал в армию и изу­чал ремесло своего отца, но в 1900 году он принял уча­стие в восстании «Большого кулака» (боксерском вос­стании) и после подавления восстания, в 1902 году, всту­пил на службу в армию богдыхана рядовым солдатом. Так как он был грамотен, то очень скоро был назначен ротным писарем, а к 1908 году дослужился до чина ко­мандира роты.

Когда отец Фэн Юй-сяна умер, последний похоронил его с подобающей пышностью и показал себя почтитель­ным сыном: на могиле своего отца он, как и надлежало по обряду, сжег сделанные из дерева и бумаги модели, изображающие имущество отца (модель его дома, его оружия и пр.), и в память о том, что отец был ротным командиром, на могиле была сожжена рота бумажных солдатиков.

Похоронив отца, Фэн Юй-сян продолжал военную службу и женился на китаянке родом из города Гирин.

В 1910 году Фэн Юй-сян получил назначение коман­довать батальоном в гарнизоне города Шанхайгуань (250 километров северо-восточнее Пекина).

В 1910 году гарнизон Шаньхайгуаня поднял восста­ние против императора и хотел провозгласить респуб­лику, но восстание было подавлено, многие участники казнены, а Фэн Юй-сян был приговорен к пожизненному заключению и посажен в тюрьму в городе Нанкин. Ре­волюция 1911 года освободила его из тюрьмы, и он был назначен командиром полка в гвардии поезидента.

Он долго командовал полком, но в 1917 году, когда он был уже командиром 16-й стрелковой бригады, он отказался выполнить приказ Дуань Ци-жуя идти усми­рять крестьян, поднявших в провинции Сычуань восста­ние, и за это был смещен с должности..

 

Он был в отставке, когда в Пекине произошла по­пытка монархического переворота, и Дуань Ци-жуй вы­нужден был бежать в Тяньцзинь. Тогда Фэн Юй-сян сам вернулся в свою 16-ю бригаду, вступил в командование, прогнавши командира бригады, занял станцию Лофан между Пекином и Тяньцзинем, разрушил железнодо­рожное полотно й остановил наступление монархистов, которые шли на Тяньцзинь.

Выступление Фэн Юй-еяна помогло разбить монар­хистов, и он был оставлен командиром 16-й бригады. Но скоро после этого он получил приказ идти на юг во­евать против доктора Сунь Ят-сена. Фэн Юй-сян ответил президенту, что Сунь Ят-сен сам знает, что ему нужно делать, и что он, Фэн Юй-сян, считает неправильным препятствовать великому революционеру выполнять его планы. В ответ на это Дуань Ци-жуй снова отстранил его от командования бригадой, но так как все офицеры в ответ на этот приказ подали в отставку, то он отменил свое распоряжение и ограничился тем, что отправил бри­гаду Фэн Юй-сяна на стоянку в город Чанша, на юг Китая.

Во время этой стоянки Фэн Юй-сян женился снова, так как его первая жена умерла, и познакомился с хри­стианами-миссионерами. Это знакомство устроила его жена, которая окончила миссионерскую школу и была ревностной христианкой. Фэн Юй-сян принял сам кре­щение, крестил всю свою бригаду в христианскую веру и начал вести ревностную пропаганду христианства. В его бригаде еженедельно совершались церковные слу­жения и каждый вечер солдаты пели псалмы. Опираясь на христианскую библию, Фэн Юй-сян запретил курение табака, употребление спиртных напитков и искоренил разврат в своей бригаде. За нарушение этих правил он строго наказывал палками и добился от солдат хоро­шей дисциплины.

Через некоторое время, когда д-р Сунь Ят-сен начал организовывать Северный поход, Фэн Юй-сян со своей бригадой ушел в провинцию Шэньси. Губернатор про­винции заболел -и умер, и губернатором сделался Фзн Юй-сян.

Во время стоянки в провинции Шэньси Фэн Юй-сян показал себя отличным администратором: он устроил в провинции хорошие дорога, разогнал шайки раабойников, и под его управлением провинция вела спокойную жизнь.

В провинции Шэньси Фэн Юй-сян организовал 11-ю дивизию, которая тоже приняла христианство и была воспитана в правилах строгой добродетели. Несколько германских инструкторов улучшили обучение этой диви­зии, и она считалась очень хорошей воинской частью к тому времени, когда возникла первая война между Чжан Цзо-лином и У Пэй-фу.

В разгар этой войны Фэн Юй-сян неожиданно вы­ступил на стороне У Пэй-фу против Чжан Цзо-лина. Одна из бригад его 11-й дивизии, под командой бывше­го в те дни генерал-майором нынешнего губернатора провинции Чахар, генерала Чжан Чжи-цзяна, удержи­вала войска Чжан Цзо-лина в провинции Хэнань в те­чение большого пятидневного сражения. Две другие бри­гады, под командой генерала Ли Мин-чжуна, нынешне­го губернатора провинции Суйюань, вышли в тыл вой­скам Чжан Цзо-лина возле города Баодин и помогли У Пэй-фу разбить эту армию. Войска Чжан Цзо-лина потеряли много артиллерии и отступили в Маньчжурию. Пекин был занят войсками У Пэй-фу, и власть пере­дана генералу Цао Куню. Генерал Дуань Ци-жуй бе­жал в Тяньцзинь и укрылся на японской концессии.

В награду за свою помощь генерал Фэн Юй-сян был назначен генерал-губернатором провинции Хэнань.

Вступив в эту должность, Фэн Юй-сян очень быстро начал формировать новые войска.

Так как он сформировал три бригады войск кроме 11-й дивизии, то У Пэй-фу стал бояться, что Фэн Юй-сян может с ним конкурировать. Для того чтобы Фэн Юй-сян не мог сформировать большую армию, У Пэй-фу прислал к нему своего друга на должность военного со­ветника и приказал контролировать работу Фэн Юй-сяна.

В тот же день, как этот человек приехал, Фэн Юй-сян велел его казнить и донес У Пэй-фу, что прислан­ный им человек оказался двоюродным братом одного купца, который имеет своего двоюродного брата офицером в армии Чжан Цзо-лина, и что поэтому он казнен как шпион Чжан Цзо-лина.

У Пэй-фу очень рассердился и для того, чтобы ли­шить Фэй Юй-сяна возможности формировать армию, приказал ему отправиться в Пекин и занять должность главного инспектора войск Китая. Для того чтобы Фэн Юй-сян не очень обижался, У Пэй-фу дал ему чин мар­шала, но разрешил взять в Пекин только 11-ю стрелко­вую дивизию.

Однако Фэн Юй-сян дал взятку военному министру и получил право расквартировать в Пекине 11-ю дивизию и три инженерных батальона.

Под видом инженерных батальонов в Пекин были приведены три бригады из войск, сформированных в провинции Хэнань, и, таким образом, Фэн Юй-сян толь­ко выиграл во всем этом деле: он получил чин маршала, стоянку в Пекине и сохранил свои войска.

В 1924 году возникла вторая война между У Пэй-фу и Чжан Цзо-лином. Во время этой войны Фэн Юй-сян выступил на фронт вместе с войсками У Пэй-фу и занял провинцию Жэхэ, но, когда разгорелась война, он от­крыл фронт и вернулся в Пекин. У Пэй-фу был разбит и с остатками своих войск бежал в провинцию Хубэй. Раз­гром У Пэй-фу был полный, и У Пэй-фу удалось спасти только 3 тысячи офицеров и часть вооружения, с кото­рыми он сел на корабль, отплыл из Тяньцзиня, по доро­ге взял контрибуцию с го'рода Чифу в размере 100 ты­сяч рублей и прибыл в провинцию Хубэй.

Фэн Юй-сян, который занял Пекин, выгнал из Пеки­на жившего там наследника богдыханского престола, лишил его пенсии, которую тот получал в размере б миллионов долларов, объявил народной собственно­стью все имущество императорской фамилии и разогнал вое монархические клубы. Так -как он знал, что монар­хист Чжан Цзо-лин будет очень сердит за эту оконча­тельную ликвидацию китайской монархии, он оставил в Пекине небольшой гарнизон и со своей армией ушел в Калган, где и сделался генерал-губернатором провин­ций Чахар и Суйюань.

В настоящее время при помощи генерала Ма, кото­рый поднял восстание в его пользу в провинции Ганьсу, он и эту провинцию присоединил к своему генерал-гу­бернаторству.

Трудно было судить о степени достоверности биогра­фии Фэн Юй-сяна, изложенной генералом Цзян, но об­щая схема биографии была подтверждена впоследствии генералом Ван Чжэн-хуэй и, вероятно, правдива.

В первый же год своего пребывания в этих провин­циях Фэн Юй-сяну пришлось столкнуться с работой и влиянием большого крестьянского тайного общества «Гэлаохой» («Старых братьев»).

Вероятно, еще в период боксерского восстания Фэн Юй-сян, который в нем участвовал, либо был членом ка­кого-нибудь тайного общества, либо был связан с об­ществом.

Общество «Гэлаохой», по словам одного из его ру­ководителей, м-ра Бао Тина, возникло почти сто лет то­му назад и получило большое развитие. В настоящее время оно имеет более полумиллиона членов и его ор­ганизации своей сетью покрывают весь Северный и Се­веро-Западный Китай. Общество имеет полумасонскую организацию. Во главе его стоит выборный начальник, который носит высокое звание «голова дракона». На­чальники провинциальных отделов общества именуются «голова лошади». Власть руководителей чрезвычайно велика, и им повинуются и члены общества и начальни­ки многих отдельных шаек «туфэев» (полуразбойничьи отряды), которые, по существу дела, не разбойничают, а выполняют задачи общества и часто сражаются с на­стоящими разбойниками.

Общество имело в истории Китая и имеет в настоя­щее время большое влияние на политическую жизнь страны, и все крупные провинциальные начальники ста­раются установить с обществом добрососедские отноше­ния. Крестьянское по преимуществу, общество «Гэлао­хой» ставит своей задачей борьбу с помещиками и ро­стовщиками за передачу земли в общинное владение тех, кто ее обрабатывает.

Этой цели оно намерено достигнуть путем организа­ции крестьянского восстания.

Цель восстания — организовать политическую власть, во главе которой должны стать наследники династии Мин и которая должна будет осуществить аграрную про­грамму общества.

Только в этом году на тайном съезде общества ре­шено было заменить программу восстановления импера­торской династии Мин программой организации респуб­ликанского правительства, способного осуществить аг­рарную программу общества.

В конкретной политике общество организует борьбу крестьян за уменьшение арендной платы и помогает крестьянам в каждом отдельном выступлении и кон­фликте с помещиками и милитаристами. Генерал-губер­наторство Фэн Юй-сяна в северо-западной области -на­чалось с конфликта со «Старыми братьями». Ли Мин-чжун, губернатор Суйюани, зимой 1925 года казнил од­ного из лидеров тайного общества, и в ответ на это по приказу общества крестьяне и отряды туфэев окружили и подвергли осаде его замок в городе Гуйхуачэн. Осада длилась три дня и была снята только тогда, когда Ли Мин-чжун обещал обществу в дальнейшем вести друже­любную политику и возместил ему расходы по осаде его замка, которые выразились в общей сумме 10 долларов на каждого участника осады.

Этот конфликт научил Фэн Юй-сяна и его генералов относиться с должным уважением к силе общества, осенний съезд происходил в 1925 году в Калгане, по раз­решению Фэн Юй-сяна и при участии его представителей.

Общество заключило с Фэн Юй-сяном договор и обе­щало помочь ему в борьбе против Чжан Цзо-лина.

В осуществление этого решения «Гэлаохой» выстави­ло конную бригаду, которая поступила на службу в ар­мию Фэн Юй-сяна. Бригада прибыла в город Баотоу вполне укомплектованная, снабженная лошадьми, экипи­рованная и вооруженная, за счет общества, пистоле­тами Маузера. Фэн Юй-сяну оставалось только дать ей карабины. Предполагалось, что бригада будет произво­дить конные атаки, стреляя из маузеров, а карабины ей паны были для того, чтобы она могла вести также и пе­ший бой.

Бригада состоит из хороших наездников, набранных из жителей селений, пограничных с пустыней Ордос и пустыней Гоби, полукочевников, бравых парней.

Командный состав бригады состоит из членов обще­ства, а командиром бригады назначен генерал Чжао.

Генерал Чжао, крестьянин, атлетически сложенный мужчина, любит хвастать своими бицепсами и закалом своего тела. Действительно, и то и другое у него в пре­восходном состоянии, и он обычно спит на воздухе в гер­манском офицерском спальном мешке, но других талан­тов онемеет иемного, несколько простоват, хотя и себе на уме. Храбрый Я деятельный, он вполне подходит к этим полудиким всадникам, которые повинуются своим тайным вождям и с их санкции выполняют боевые при­казы генерала Чжао.

Стоянка этой бригады назначена в городе Баотоу, ко­нечной станции Пекин-Суйюаньской железной дороги. Он расположен на берегу реки Хуанхэ. Баотоу, собст­венно, не город, а большая узловая станция кара'ванных путей. Весь окруженный высокой стеной, часто осажда­емый шайкой туфэев, он состоит из гостиниц, постоялых дворов, купеческого квартала и квартала публичных до­мов. В нем небольшое население, наполовину проезжее, огромное движение верблюжьих транспортов, каждый в несколько сотен верблюдов, и большой торг шкурами, шерстью и другими богатствами пустыни.

Долина Хуанхэ очень богата хлебными культурами. Она защищена с севера горным хребтом, входящим в систему западных гор, и поэтому не знает холодных вет­ров с близлежащей Гоби. Но бичом долины являются частые наводнения, уносящие сотни деревень, и песча­ные бури от близлежащего Ордоса, на границе которого в Эдженхоро покоится прах Чингисхана (в 150 километ­рах от Баотоу).

Вид на Баотоу и на долину Хуанхэ с вершины гор, поднимающихся пологими уступами за Баотоу, очень хорош: долина похожа на клетчатую юбочку шотландца, в которой все клетки зеленые с черно-желтым, и через них брошена серебряная лента Хуанхэ.

У стен города, в старой кумирне «Трех драконов», где под столетними деревьями из трех каменных пастей драконов бьют три холодные струи кристально чистой во­ды, расположилась бригада «Старых братьев». Этот превосходный обычай, введенный Фэн Юй-сяном, зани­мать под казармы старые кумирни и монастыри сэко­номил войсковой казне не одну сотню тысяч. И китай­ский народ, малорелигиозный вообще, не в обиде на Национальную армию за это разрушение святынь, и сол­даты Национальной армии имеют великолепные чертоги, не всегда, впрочем, удобные: боги любили пышность и были равнодушны к комфорту.

Под сенью старых деревьев члены общества «Гэлао­хой», ставшие солдатами Национальной армии, проходят военную подготовку, занимаются спортом, танцуют пре-.' восходныи танец «дао» и слушают доклады гоминьданов-ских лекторов, которых прислал в Баотоу т. Сюй Чэн.

Старые боги, с прекрасным равнодушием улыбающих­ся бронзовых лиц, наблюдают эту жизнь, и их руки под­няты в неизменном благословляющем жесте.

* *

Кроме общества «Старых братьев» в Китае сущест­вует еще добрый десяток тайных обществ разной силы и численности: общество «Красных пик», «Большого но­жа», «Малого ножа», «Большого кулака», «Длинново­лосых» и другие. Общая численность их членов, вероят­но, превосходит два миллиона. Почти все это крестьян­ские общества — в этот перечень я не включаю много­численные приморские полупиратские, полукупеческие тайные организации, действующие в дельтах Янцзы и Сицзяна.

Их программа в большинстве преследует очень ту­манные политические цели и направлена на осуществле­ние аграрной революции. Путаясь между «справедливой монархией» и «демократической республикой», они, од­нако, очень отчетливо знают, что нужно добиться «спра­ведливой арендной платы» — по одним уставам,и пере­дачи земли тем, кто ее обрабатывает, — по другим. Их основная цель — аграрная революция, их личный со­став— крестьяне, арендующие землю у богачей.

За последнее время деятельность тайных обществ за­метно оживилась. В Северо-Западном Китае она уси­лилась движением, возникшим среди монголов, населя­ющих Чахар и Внутреннюю Монголию. Барга, Шин-Барга, Жэхэ и северная часть Чахара установили связь с Монгольской республикой, с обществом «Гэлаохой», с гоминьданом и Фэн Юй-сяном. Эти провинции, гранича­щие с Маньчжурией и Чжили, являются по существу колониями Китая. Среди кочевников-монголов, населяю­щих эти провинции, под влиянием примера Монгольской республики возникло стремление освободиться от власти своих «гунов», «гыгенов» и прочих больших и малых феодальных владетелей. Монгольские хошуны — управ­ление кочевых общин — шлют своих делегатов в Ургу и Калган, хотя, кажется, Урга, ставшая теперь Улан-Ба­тором (новое название Урги, монгольской столицы — «Красный Богатырь»), больше привлекает их сердца.

Великие степи оживились, из уртона в уртон скачут гонцы с тайными грамотами, в глубине степей возникают союзы и заговоры, организуется движение монголь­ской бедноты — и Внутренняя Монголия предлагает сво­их всадников Фэн Юй-сяну для борьбы с Чжан Цзо-ли-иом, если он обязуется отстаивать автономию Внутрен­ней Монголии.

Организующим ядром этого движения является груп­па бурят, которые считаются передовым народом среди среднеазиатских монгольских племен. Работники этой группы учились в школах Москвы и Пекина.

Если Фэн Юй-сян согласится признать автономию Внутренней Монголии и даст кочевникам оружие, его пути сообщения будут в безопасности и Маньчжурия подвергнется набегам конных отрядов. Национальная армия может найти сильного союзника в молодом анти­феодальном движении монгольского народа.

Тайное общество «Красных пик» в Хэнани начало действовать. Его отряды нападают на армию Чжан Цзун-чана в провинции Шаньдун и на армию союзника Фэн Юй-сяна, вторую Национальную армию Юэ Вэй-цзюня.

Вторая Национальная армия собрала в Хэнани на­логи за пять лет вперед, и действия «Красных пик» — это крестьянское восстание против такой грабительской системы.

Юэ Вэй-цзюнь — ненадежный союзник и не гоминьда-новец. Его политика пока носит все типичные признаки обычной милитаристской политики.

Нужно думать, что в решительную минуту не толь­ко первая Национальная армия не сможет рассчитывать на его армию, но и он сам вряд ли может на нее рас­считывать.

Газеты полны известиями о восстании «Красных пик» и о поражениях, которые потерпели отдельные гарнизо­ны второй Национальной армии. Крестьянское восстание все время разрастается и охватывает все новые и но­вые уезды в провинции Хэнань.

Юэ Вэй-цзюнь принужден стягивать свои гарнизоны в большие центры и собирать войска в компактные мас­сы, для того чтобы они не были перебиты по частям.

Хотя гоминьдан пока еще и поддерживает Юэ Вэй-цзюня, но восстание крестьян, поднятое «Красными пиками», показывает, что. гоминьдан напрасно связал свое знамя со знаменем Юэ Вэй-цзюня.

Фэн Юй-сян в своих речах порицает образ действий Юэ Вэй-цзюня и рекомендует ему удовлетворить требо­вания крестьян и заключить союз с «Красными пиками».

Тайные общества — серьезная сила, с которой необ­ходимо считаться.








Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия