Студопедия — Экономическая мысль в России во второй половине XIX в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономическая мысль в России во второй половине XIX в.






Одним из ведущих направлений общественно-политической мысли в России в 70-е г. XIX в. было народничество. Применительно к этому периоду его обозначают как «рево­люционное». Народники критиковали капитализм как общественную систему, которая не отвечает потребностям человека. Наиболее приемлемым для человека строем они счи­тали социализм, зародышем которого была крестьянская община. По их мнению, Россия - страна особая и поэтому развивается по своему собственному пути, не похожему на тот путь, по которому идут страны Западной Европы. Эта уникальность исторического раз­вития России позволяет ей прийти к социализму, минуя капитализм - через крестьян­скую общину.

Наиболее яркими представителями народничества в России в 60-70-е гг. XIX в. бы­ли П. Л. Лавров (1823-1900 гг.), М. А. Бакунин (1814-1876 гг.), П. Н. Ткачев (1844-1885 гг.).

После убийства народовольцами в 1881 г. императора Александра II характер об­щественно-экономических взглядов революционных народников изменился.

Ведущими представителями народников в 80-90-е гг. были Н. Ф. Даниельсон (1844-1918 гг.), В. П. Воронцов (1847-1918 гг.),которые вошли в историю общественно-экономической мысли как либеральные народники. Их интересовали вопросы организации крестьянского землевладения, развития аренды, налогообложения, страхо­вания крестьянских посевов от неурожаев. Важнейшим оставался вопрос о русской об­щине, ее происхождении, современном состоянии, перспективах развития.

Либеральные народники так же, как их предшественники, критиковали капита­лизм, считая его тупиковым для России. В отличие от революционных народников они признавали сам факт развития капитализма в России, хотя и в начальной стадии.

Вывод, который был сделан либеральными народниками, заключался в следую­щем: целесообразно всячески стремиться к тому, чтобы предотвратить рост капиталисти­ческой экономики в России и задержать процесс расслоения крестьянской общины. Средством для этого могло и должно было стать всемерное развитие мелкого крестьян­ского хозяйства и народных промыслов, а также объединение земледелия и обрабаты­вающей промышленности в крупные общественные предприятия.

Становление марксизма как течения в русской экономической мысли было связа­но с переводом на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

Первым переводчиком «Капитала» (первого тома) на русский язык был Г. А. Лопатин (1845-1918 гг.), сыгравший большую роль в изучении марксистской литературы в России.

Значительный вклад в распространение идей марксизма в России внес также Н. И. Зибер (1844-1888 гг.), изложив основные положения второго тома «Капитала» в цик­ле статей «Экономическая теория Маркса».

Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов (1856-1918 гг.). В конце 70-х нача­ле 80-х гг. он разделял взгляды народников и, следовательно, пытался доказать, что Рос­сия в силу своей историко-экономической специфики может миновать стадию капита­лизма. Плеханов разделял народническую точку зрения по вопросу о происхождении крестьянской общины в России. Он противопоставлял общинную и коллективистскую по своему духу Россию индивидуалистическому Западу.

Степень промышленного развития России он оценивал тогда как минимальную. Как и другие народники, Г. В. Плеханов полагал, что в стране нет достаточного рынка для полной реализации производимой в стране продукции, поэтому нет необходимых условий для развития капитализма.

В 80-90-х гг. XIX в. во взглядах Плеханова произошел перелом. Он отходит от идео­логии народничества и становится на позиции марксизма. Плеханов пришел к заключе­нию, что в стране уже развивается капитализм, что реален факт разрушения общины, и надежды народников на общину как на средство избежать капитализма, таким образом, несостоятельны. Он полагал, что внутренняя причина разрушения общины – развитие товарного хозяйства. Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в то­варное, показал процесс возникновения классов капиталистического общества - капита­листов и наемных рабочих; выступил против распространенной тогда теории бесклассо­вости русского общества; показал, что пролетариат представляет собой самую могучую силу в историческом развитии страны.

В начале XX в. экономические воззрения Плеханова опять в значительной степени изменились. С 1903 г. он оказался в рядах меньшевиков. Для его взглядов в этот период характерно подчеркивание роли буржуазии в русской буржуазно-демократической ре­волюции, как ее руководящей силы, и отрицание гегемонии рабочего класса, игнорирова­ние роли крестьянства в революции как союзника рабочего класса, отрицание возможно­стей перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, отказ от борьбы за пролетарскую революцию. Отрицание в начале XX в. Плехановым руководящей роли рабочего класса в русской буржуазной революции находится в связи с недо­оценкой степени развития капитализма в России.

В конце XIX в. возникает течение в отечественной экономической мысли, которое становится влиятельным - так называемый «легальный марксизм». Хотя представители это­го течения и стояли на позициях марксизма, публиковать свои произведения в российской печати они могли свободно, так как не касались его революционного содержания, а рассмат­ривали новую трактовку стоимости и цен, капитала и добавочной ценности. В результате возник «экономизм». Его крупнейшими представителями были П. Б. Струве (1870-1944 гг.), М. И. Туган-Барановский (1865-1919 гг.), С.Н. Булгаков (1871-1944 гг.).

Они считали, что Россия вписывается в общие для всех стран закономерности эво­люции. Само развитие капитализма в России свершившийся факт. Они в целом положи­тельно оценивали капиталистическую экономическую систему, подчеркивали высокую способность капитализма к развитию производительных сил, возможность быстрого по­вышения уровня производительности труда - необходимого условия поступательного экономического роста.

Легальные марксисты изучали и противоречия капиталистического общества. Важнейшим из них они считали диспропорции в капиталистическом производстве.

По многим вопросам взгляды легальных и революционных марксистов не сов­падали. Они не соглашались с теорией трудовой стоимости и утверждали, что стои­мость - категория абстрактная, существующая только в воображении человека. В дей­ствительности же, говорили они, существует просто цена, которая может быть двух видов: свободная рыночная, формирующаяся под влиянием спроса и предложения; и фиксированная. Легальные марксисты, таким образом, восприняли теорию предель­ной полезности.

В конце XIX в. в русской экономической мысли существовало еще одно направле­ние и, возможно, самое интересное - математическое. Его представляли Л. Винярский, П. Г. Георгиевский, Л. 3. Слонимский, В. К. Дмитриев, Ю. Г. Жуковский. Их внимание было обращено не только на собственно экономические проблемы, но и на то, каким об­разом исследователи решали эти проблемы. Эти ученые подчеркивали важность матема­тики при разработке проблем экономики.

Ю. Г. Жуковский (1833-1907 гг.) первым в истории отечественной экономиче­ской мысли попытался дать математический анализ теории ценности, прибыли и рен­ты Рикардо. Он также выступал как активный противник и критик целого ряда положе­ний теории К. Маркса. Так, он считал, что источником стоимости может быть не только труд, но и все, что в принципе обладает способностью создавать новые потребительные стоимости, которые могут стать меновыми стоимостями.

Жуковский утверждал, что в создании прибавочной стоимости главная роль при­надлежит естественным силам природы, а именно плодородию почвы, продуктивности скота и пр., а не эксплуатации человека человеком, как утверждали К. Маркс и его после­дователи.

Л. 3. Слонимский (1850-1918 гг.) исходил из идеи о принципиальной необходимо­сти абстрактного анализа при изучении экономической реальности и настаивал на ис­пользовании самого объективного элемента абстрактного анализа - математики.

Л. Винярский в работе «Математический метод в политической экономии» (1897) изложил суть теории Джевонса, немало сделавшего для того, чтобы математика стала объективным методом исследования экономических процессов и явлений.

 

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия