Колоннада Аполлона.
Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном единстве с окружающим парком. Камерон находит для этого самые различные примеры. Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла 1. Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна. Расширяя и перестраивая дворец, он предаёт ему черты парадности и торжественности. Фасады флигеля щедро украшаются лепными изображениями шлемов, знамён, мечей и других атрибутов военной славы. Во дворце создаются новые помещения – Тронный, Кавалерийский, Картинные залы, церковь и другие. И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней, во многих случаях меняется характер отделки. Тонкую изысканность камероновских интерьеров сменила тяжеловесная пышность, которую предал им Бренна, применивший высокорельефную лепку и позолоту. Вместо шаловливых амуров и изящных граций на стенах появились мечи, пучки стрел, суровые маски львов, отсеченные головы змееволосых горгон. Большой пожар в 1803 году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н. Воронихин. Воссоздавая повреждённые залы, архитектор стремился придать им первоначальный облик. В некоторых случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров, но не изменяя, а как бы развивая замысел Камерона. Даже и в кабинете –“фонарике”, созданном целиком по проекту Воронихина, явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже дворца. Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и соединяется с остальной частью помещения аркой, украшенной кариатидами работы В. И. Демут-Малиновского. Легкими почти воздушными кажутся лепные женские фигуры на фоне пейзажа, который открывается за прозрачной стеклянной стеной. Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада, находящиеся почти на одном уровне с полом. Всё это делает кабинет -“фонарик” похожим на легкий парковый павильон. В1822 году по проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки. Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей, возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго. Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными полуциркульными окнами. В плане он повторяет мягкий изгиб галереи. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны галереи, образуя на фасаде единый графический рисунок. А лепной декор и мраморная скульптура, размещенная в глубине галереи, как бы сливаются с широкими аркадами, нарядными лестницами и колоннадами, написанными Гонзаго на плоскости стены. Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля. И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во внешнем облике и в размерах, он не утратил стилевого единства и представляет большой интерес как памятник русского классицизма.
|