Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Краткая история христианского богослужения




Вопрос Варианты ответов Правильный ответ
1. Юридическая норма и наличие состава правонарушения – это _______ юридической ответственности А) функции Б) цели В) основания Г) принципы  
2. Действие (бездействие), причинение вреда и причинно-следственная связь в своей совокупности образуют _________ правонарушения А) состав Б) объективную сторону В) объект Г) субъективную сторону Д) субъект  
3. В какой отрасли права не применяется ни аналогия права, ни аналогия закона? А) гражданское право Б) уголовное право В) трудовое право Г) семейное право  
4. _____ - это основанные на существующих у лица потребностях и интересах факторы, которые обуславливают выбор лицом преступного варианта поведения и конкретную линию поведения в момент совершения преступления.   А) Мотив преступления Б) Цель преступления В) Средства преступления Г) Обстановка преступления    
5. При ______ виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.   А) преступной небрежности Б) преступном легкомыслии В) неосторожности Г) халатности    
6. При каком умысле виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае? А) косвенном Б) прямом В) производном Г) формальном  
7. При каком умысле лицо сознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент)? А) косвенном Б) прямом В) производном Г) формальном    
8. В составе правонарушения такие элементы, как вина, цель, мотив образуют   А)объект Б) субъект В)объективную сторону Г)субъективную сторону  
9. Общественную опасность, вредность имеют   А) только преступления Б) только деликты В) только проступки административные и дисциплинарные Г) все правонарушения  
10. Общественная опасность правонарушения состоит   А) в нарушении норм права Б) в причинении вреда интересам личности, общества и государства В) в том, что правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности Г) в нарушении обычного порядка вещей Д) в поведении, основанном на страхе перед применением мер государственного принуждения  
11. Уголовная ответственность в российском праве установлена с … А) 16 лет, Б) 18 лет, В) 20 лет, Г) 14 лет, Д) 12 лет  
12. Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере -...   А) правотворчество Б) правовая культура В) юридическая практика Г) система права Д) система законодательства  
13. Негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку - это ...   А) правовой нигилизм Б) аморальность В) политический инфантилизм Г) оппозиция Д)транспозиция    
14. Совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе, образует А) правовую идеологию Б) правосознание В) правовую культуру Г) правовую доктрину  
15. Для этой концепции справедливости характерно следующие утверждение: «справедливым является решение, соответствующее закону»   А) алегалистической концепции Б) легалистической концепции В) нелегалистической концепции Г) аксиологической концепции  
16. Неравномерное распределение благ и тягот с учетом каких-либо качеств субъектов допускает ...   А) уравнивающая справедливость Б) распределяющая справедливость В) поощряющая справедливость Г) социальная справедливость  
17. Правосознание, будучи формой общественного сознания, может выступать в виде правосознания   А) индивидуального и группового Б) индивидуального, группового, обыденного и профессионального В) индивидуального и обыденного Г) индивидуального и профессионального, общего и специального  
18. В России представителями правового нигилизма были   А) К.С. Аксаков, Л.Н. Толстой, А.И. Солженицын Б) А.Н. Радищев В) Л.И. Петражицкий, А. Росс Г) Л. Гумплович, К.Каутский  
19. К признакам правопорядка НЕ относится   А) определённость Б) системность В)единство Г) организованность Д) общеобязательность  
20. _________ - состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм.   А) законность Б) общественный порядок В) правопорядок Г) верховенство права  
21. На работника, в случае нарушения им трудовой дисциплины, возлагается   А) уголовная ответственность Б) административная ответственность В) гражданско-правовая ответственность Г) дисциплинарная ответственность Д) материальная ответственность    
22. На работника, в случае причинения предприятию или учреждению ущерба при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, возлагается   А) уголовная ответственность Б) административная ответственность В) гражданско-правовая ответственность Г) дисциплинарная ответственность Д) материальная ответственность    
23. Какая функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом?   А) познавательно-преобразовательная функция Б) праворегулятивная функция В) ценностно-нормативная функция Г) правосоциализаторская функция Д) прогностическая функция  
24. Какая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, нх социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы?   А) познавательно-преобразовательная функция Б) праворегулятивная функция В) ценностно-нормативная функция Г) правосоциализаторская функция Д) прогностическая функция  
25. Какая функция правовой культуры направлена на обеспечение общения граждан в юридической сфере, существует через это общение и влияет на него? А) познавательно-преобразовательная функция Б) праворегулятивная функция В) ценностно-нормативная функция Г) правосоциализаторская функция Д) коммуникативная функция  
26. Правосознание – это элемент А) правового государства Б) социального государства В) системы права Г) правовой системы общества Д) системы законодательства  
27. В зависимости от характера обязанностей правоотношения подразделяются. А) на активные и пассивные; Б) на охранительные и регулятивные; В) на относительные и абсолютные; Г) на материальные и процессуальные.  
28. Под правовой культурой в широком смысле понимается. А) уровень знания права каждого человека и уважительное отношение к праву, высокий престиж права; Б) все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика; В) уровень знания права каждого человека и уровень профессионального знания специалиста в соответствующей области; Г) правовое образование и правовое воспитание.  
29. Какое понятие соответствует следующему определению: «совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе, образует». А) правовую идеологию; Б) правовую культуру; В) правосознание; Г) правовую доктрину.  
30. Что является антиподом правового нигилизма. А) правовой идеализм; Б) правовой романтизм; В) правовой оптимизм; Г) правовой историзм.  
Кол-во правильных ответов Оценка Баллы
26-30 отлично 8 баллов
21-25 хорошо 5 баллов
15-20 удовлетворительно 3 балла
0-14 не удовлетворительно 0 баллов

 

 

Краткая история христианского богослужения

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, началось с первых дней существования человека на земле. Служение наших прародителей Адама и Евы Богу выражалось в личном общении с Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли.

После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.). Уже в 4-й главе книги Бы­тия (в истории о Каине и Авеле) мы встречаем упоминание о древнейших богослужениях, которые состояли из принесе­ния жертв.

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов и богослужение было частным, т.е. жертвоприношения приносились отдельными представителями рода, обычно главой рода (Ав­раам, Исаак, Иаков). Богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной — там, где он вышел из ковчега, а Авраам — на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божиими. Таковыми были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12, 6); Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу (Быт. 28, 19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Гарарским (Быт. 21, 30-33), и другие. Фото 1, 2

Только в XIII веке до Р.Х. в Израиле при Моисее появилось общественное (храмовое) богослужение, в котором участ­вовал весь народ, а также было учреждено священство которое могло совершать богослужение. Также были подробно расписаны обряды, кото­рые необходимо было исполнять при совершении служб.

Бог повелел Моисею устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. Фото 3

При царях Давиде и Соломоне учреждается богослужебное пение (в основном пелись псалмы), а в 959 году до Р.Х. по образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был освящен Иеру­салимский храм, построенный на горе Мориа.

Таким образом, до 586 года до Р.Х. в храме со­вершались жертвоприношения при пении псалмов.

В начале VI века до Р.Х. при нашествии Навуходоносора берет отсчет более чем полувеко­вой период вавилонского плена[1], в результате которого Иерусалимский храм был разрушен. боль­шая часть народа была переселена в Месопотамию.

А так как иудеям было запрещено приносить жертвы Богу вне Иерусалима (о единстве места для поклонения Господу говорится в книге Второзакония, 12-я глава) (этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить), то начинают появляться синагоги. В синагогах евреи собирались по субботам, здесь читались отрывки из Священного Писания (из Закона и из Пророков), затем предлагалось толкование библейского тек­ста, пелись псалмы. Важно отметить, что апостолы также посещали синагоги, в том числе и во время своих миссионерских путешествий. Потому вполне естественно, что раннее христианское богослужение совершалось во многом по образцу именно синагогального иудейского богослужения.

В 538 году евреям по указу персидского фото 4 царя Кира Вели­кого при первосвященнике Ездре было разрешено вернуться в Палестину, где они в 520 го­ду приступили к строительству Второго храма, который был закончен и освящен в 515 году. фото 5,6 С этого времени возрождается храмовое богослужение, в Иерусалимском храме вновь орга­низуются череды священников и левитов, которые приносят жертвы и поют псалмы. При этом практика посещения евреями синагог сохранилась и в послепленный период, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение — праздник Кущей)..

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

фото 7 При царе Ироде Великом (37-4 гг. до Р.Х.) храм в Иеру­салиме расширяется: строятся особые дворы для женщин и язычников, многочисленные подсобные помещения, так что храм превращается в целый комплекс зданий.

фото 8 После иудейского восстания и разрушения Иерусалима Титом в 70 году по Р.Х. происходит окончательный разрыв между синагогой и христианами.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, повелевший апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14, 15) фото 9. Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относиться к храму с благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев "по домам" (Деян. 2:46). Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. В них для целей богослужения устраивались места для епископов и пресвитеров, для чтения Священного Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах,[2] которые назывались церквами, или собраниями верующих.

Бого­служение в основном состоит из пения псалмов и библейских песней, а главным моментом является Евхаристия, которая переносится с вечернего времени на утро и постепенно отде­ляется от агапы — праздничной трапезы.

В послании св. апостола Павла (Ефес. 5.19: Колос. 3,16) говорится о песнопениях современной ему Церкви:

1) псалмах Давида, ставших впоследствии основой стихир,

2) гимнов и

3) духовных песней, составлявшихся самими христианами по вдохновению свыше.

Термин «гимн» в отношении христианского богослужения применяют почти ко всем видам новозаветных духовных песнопений, где их авторов называют гимнографами.

В отличие от псалма, гимн имел много разновидностей. В богослужебной практике гимны утвердились вместе с псалмами.

Среди первых известных гимнов — малое и великое славословие, песнопения на литургии св. апостола Иакова.

По составу поющих пение первых трех веков церкви различается: священническое, клиросное и общенародное, а по способам исполнения: пение одиночное, совокупное и попеременное или антифонное. Все пение было принципиально без сопровождения музыкальных инструментов.

В Западной Церкви в 666 году Римский Папа Виталиан фото 10 своим декретом ввёл в литургический обиход орган. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века.

Клиросное пение, до установления должности клириков и певцов, представлялось всякому присутствующему при богослужении, по его желанию и умению, и исполнялось мирянами поодиночно и посреди церкви. По Тертуллиану фото 11, на вечерях христиан, „Когда умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на средину и пропеть что либо во славу Божию из священного ли писания, или что может от себя".

Общенародное пение, исполняемое всеми присутствующими в храме, было просто, но торжественно и громогласно, оно состояло или в ответных восклицаниях на возглашения священнослужителей, или же в припевах к пению одиноких певцов.

Антифонное или попеременное пение, установленное первоначально в Антиохийской церкви епископом св. Игнатием Богоносцем (+107 г.), фото 12 состояло в переменном исполнении одного и того же песнопения по частям (стихам или строфам), двумя клиросами или вообще двумя поющими сторонами.

В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Фото 13, 14, 15 Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. В них делались большие помещения "крипты", которые представляли собой храмы, где христиане во времена гонений совершали свои богослужения. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить престолом[3] фото 16 (отсюда и ведет свое начало обычай полагать в храме св. мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия).

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века.[4]

В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 году в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и т.д.

В IV веке после Миланского эдикта императора Констан­тина Великого (313 г.) фото 17 христианская религия приобретает статус дозволенной при этом начинается строительство величественных храмов, как отдельных зданий. Самой употребительной в те времена формой церквей была форма базилики.[5] В форме базилики были построены имперские здания для официальных церемоний (называемые базилики) Фото 18 Возникают новые архитектурные стили в христианском храмостроительстве – на Востоке - византийский стиль. фото 19, на Западе романский стиль. Фото 20, которые в дальнейшем имели свое развитие (Готический стиль"стрельчатый", фото 21Стиль ренессанс"возрождения", Фото 22 Бароккофото 23.

В конце IV века при Феодосии Великом христианство становится официальным вероисповеданием империи.

В IV-V веках формируются в своих главных чертах основные виды литургии, а также появляются последования вечерни и утрени, которые, однако, существен­но отличались от современных. Ветхозаветные псалмы: 140 „Господи воззвах», 129 «Из глубины воззвах»; а также и псалмы хвалитны дополняются новозаветными стихирами, ветхозаветные гимны и песни заменяются новозаветными песнями канонов. Появляется также новая группа христианских песнопений под названием тропарей, которая впоследствии дополнена кондаками и икосами.

Период VI-VIII веков является решающим в истории богослужения. В это время образуются монастырские уста­вы, появляются первые типики. В частности, в обители пре­подобного Саввы Освященного фото 24 появляются всенощные бдения.

Таким образом, в значительной степени кристаллизуются службы суточного круга. Кроме того, появляется пение на 8 гласов.

В период пышного расцвета византийской гимнографии (VI—XII вв.) выдвинулась целая плеяда прославленных гимнографов: Роман Сладкопевец, Ефрем Сирин, Андрей Критский (автор Великого канона); Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин, патриарх Софроний, императоры Юстиниан, Симеон Новый Богослов...

В процессе развития гимнографии прочно укореняются в богослужебной практике такие гимны, как гимн св. Амросия Медиоланского „Тебе Бога хвалим" (кон. IV в.)

«Трисвятое» (440 г., составлено при патриархе Прокле для подчеркивания догмата о Троице),

«Единородный Сыне» (составлен в 535 г, императором Юстинианом в опровержение несторианской ереси),

«Иже херувимы» (573 г.), и вместо нее в Великий четверток „Вечери Твоея тайныя", приняты в состав литургии в 573 г. при патр. Иоанне Схоластике и императоре Юстиниапе младшем.

Символ веры 318-ти отцов, установленный петь (а не читать) в восточных церквах на каждой литургии при Константинопольском патриархе Тимофее (510—517 г.), а на Западе—на соборах Толедском в 589 г. и Франкфуртском в 794 г.

«Свете тихий» (635г., написан Софронием, патриархом Иерусалимским),

Песнопения же „Ныне силы небесные" и „Да исполнятся уста наша» начали петь на литургии в 612 — 620 г. при царе Ираклии и Константинопольском патриархе Сергии;

«Взбранной воеводе» (составлен в Константинополе в VII в. после отражения нападений персов и аваров),

Акафистное пение Богоматери, составленное Георгием Писидийским (в первой половине VIII в.,

«Достойно есть» (возникла в Афонском монастыре около 980г.).

В итоге к XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совер­шаются и теперь.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 301. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2018 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия