Студопедия — Религия в Древнем Шумере
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия в Древнем Шумере






Религия шумеров отнюдь не проста, ибо включает в себя развитую мифологию. Для совершения наиболее важных религиозных обрядов в Шумере строятся ступенчатые храмы – зиккураты (от вавилонского слова sigguratuвершина, в том числе вершина горы). Шумеры считали, что храм нисходит с неба. Зиккураты строились на небольшой платформе, но через 50 или 100 лет разрушались, увеличивая основание для нового зиккурата. Чем больше проходило времени, тем выше становилась платформа, укреплявшаяся за счёт разрушения прежних зиккуратов. Каждый новый зиккурат был выше предыдущего и символизировал духовное возвышение народа. Прежде чем закладывать зиккурат, на месте его основания вбивался кол, символизировавший то, что это земное место оплодотворено богом. Внешне зиккурат выглядел, как ступенчатая пирамида, на верхней террасе которой находилось помещение для совершения культа. Иногда зиккурат был округлой формы, а чтобы подняться на его вершину, нужно было пройти по спиралевидной лестнице, как бы обвивающей само сооружение.

Религиозные обряды были весьма сложны. В них подчас имели место и жертвоприношения. На жертвенном алтаре шумеры могли убить даже почитаемого ими быка, хотя жрец, исполнявший роль бога и убивавший животное, после совершения ритуала говорил: «Боги совершили это, а не я». Божественная воля трактовалась звездочётами, которые на основе религиозных мотивов достигли впечатляющих успехов в астрономии и математике. Звездочёты считали, что самым несчастным днём является суббота – поэтому в этот день следует воздержаться от работы и много молиться. Также несчастным было число 13, поэтому год в Шумере был поделён на 12 частей, хотя 365 дней было бы удобнее поделить на 13.

В общем, молитвы для шумеров играли очень важную роль, охватывая не только время, проведённое в храме, но и повседневную жизнь. Существовали предписания (своеобразные инструкции) к молитве. В одной из них предписывалось: «Установить перед ликом Иштар курильницу с благовонным кипарисом, излить жертвенное пиво и трижды совершить поднятие рук». В одном из эпических текстов говорится: «Без Энлиля, Могучего Утёса, не выстроен город, не заложен посёлок, не выстроен хлев, не заложен загон, вождь не возвышен, жрец не рождён, не избран оракулом служитель храма, нет в отрядах начальника войска. Потоки воды не отводят каналы, мол хвостом не врезается в море, море насыпи не рождает…». Даже если человек отправлялся в поход или с торговым караваном, он ставил свою статую около храма, чтобы она, как бы замещая своего хозяина, вместо него и за него молилась. Такую статую хоронили вместе с умершим хозяином. Приведём пример молитвы, которую произносили древние шумеры.

 

Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!

Видеть тебя благо, воля твоя – светоч!

Помилуй меня, Иштар, надели долей!

Ласково взгляни, прими молитвы!

Выбери путь, укажи дорогу!

Лики твои я познал – озари благодатью!

Ярмо твоё я влачил – заслужил ли отдых?

Велений твоих жду – будь милосердна!

Блеск твой охранял – обласкай и помилуй!

Сиянья искал – жду для себя просветления!

Всесилью молюсь твоему – да пребуду я в мире!

Да будет со мною Шеду благой, что стоит пред тобою!

Милость Ламассу, что за тобою, да будет со мною!

Да прибавится мне богатства, что хранишь ты справа,

Добро, что держишь ты слева, да получу от тебя я!

Прикажи лишь, и меня услышат!

И что сказал я, так как сказал я, пусть и свершится!

И здоровье плоти, и веселье сердца веди меня ежедневно!

Продли дни мои, прибавь мне жизни!

Да буду жив я, да буду здрав я, твою божественность да восславлю!

Да достигну я моих желаний!

Тебе да воздадутся небеса, с тобой да возликует Бездна!

Благословенна будь богами вселенной!

Великие боги сердце твоё успокоят!

 

Ряд ритуалов сопровождался омовением или окроплением, что связано с представлениями о чистом и нечистом. Понятия греха у шумеров не было, грех мыслился как нечистота.

Тем не менее со временем у шумеров стало развиваться идолопоклонничество, то есть подмена духовного образа бога предметом, который становится не просто вещью, символизирующей божество, а самим объектом поклонения – воплощением бога. В результате совокупность обрядов, выполнявшихся из рода в род без их глубокого интеллектуального осмысления, привела к материалистическому миропониманию. Например, обряд оживления предполагал изготовление или реставрацию статуи бога. При помощи определённых манипуляций статуя наделялась особыми силами, ей отверзали уши, нос, очи, что обеспечивало непосредственное, физическое присутствие божества в храме.

Многие бытовые действия также синтезировались с религиозными представлениями. Например, маслобойня являлась символом сотворения мира, при котором сливки и жидкость сбивались в твердь – кусок масла.

Из поколения в поколение чувственность религиозных представлений шумеров привела к вырождению духовной составляющей религии, спровоцировавшему впоследствии такие низменные явления шумерской культуры, как храмовую проституцию, или обычай, по которому некоторые женщины хотя бы раз в жизни шли в храм какой-либо богини и там отдавались любому мужчине. Таким образом они хотели выразить своё служение богине Иштар, хотя в действительности они подчиняли себя родовым, животным стихиям. Кстати, не без причины в момент своего падения Вавилон стал символом разврата и всякой нечистоты.

Шумеры верили во многих богов, что частично объясняется тем, что в Междуречье существовало множество культур, объединённых Шумерским государством. Существуют упоминания о том, что вначале было первичное бесконечное море, в котором зародилась вселенная. Слово вселенная шумеры обозначали при помощи двух слов ан и киан-ки (небо-земля). Ан – это мужское начало, а ки – женское. Слово Ан в Шумере также обозначало бога. Ему соответствовала его супруга – богиня Анату, от имени которой произошли другие имена богинь, такие как Анта, Анат, Аната, Анахита. То, что имя богини происходит не от слова ки, а от слова ан, которое одновременно есть имя бога мужского пола, указывает на распространённость патриархата. Тем не менее супруг и супруга обладали общей природой и выражали единую идею. Соответственно, в тех городах, где главной богиней была женщина, верховным вождём был мужчина. Если в городе почитался верховным божеством бог мужского рода, то жреческую иерархию возглавляла женщина.

Шумеры имели представления о мэ – некой таинственной силе, образующей сущность каждой вещи. Многие исследователи считают, что мэ – это совокупность божественных правил мироздания. Хранителем мэ считался бог Энки – владыка земных и подземных вод. Энки отличается добрым отношением к людям; именно Энки создал для людей зерно и скот, дал людям мотыгу, плуг и формы для изготовления кирпичей. В принципе Энки не был идеальным. Легенда говорит, что он не отличался опрятностью, а, сотворив людей, напился вина и начал бессмысленно творить бесполых уродливых существ.

Надо отметить то, что доброе отношение богов к людям было для шумеров скорее исключением, а в целом люди не верили в то, что боги могут быть к ним милосердны. Более того, с высшими богами человек мог общаться только через своего бога-покровителя, дарующего удачу, и богини-покровительницы, определяющую судьбу. Однако и эти низшие боги далеко не всегда благоволили к людям, а главное – они сами подчинялись высшим богам. В целом шумерской религии была присуща трагичность, неверие в конечное человеческое счастье и упадничество, что особенно проявилось в аккадской религии. Религиозный пессимизм привёл к тому, что люди начали всецело уповать на жрецов, которые, по их поверьям, могли защитить простых верующих от гнева богов. Вскоре у шумеров стали распространяться суеверия, магические ритуалы, суть которых мало кто понимал. Жрецы же становятся замкнутой корпорацией со значительными властными функциями.

Цари в Шумере носили титул лугаль, что дословно обозначает большой человек. Словом лу изначально обозначали мужчину, ведущего своё хозяйство, потом человека и людей вообще. Лугаль же есть самый могущественный человек в общине. Дошедшие до нашего времени изображения лугалей или знатных людей, отображают сущностный их свойства – милосердие, доброта, благочестие. Впоследствии эти качества сменились суровостью, твёрдостью, хотя благочестие и в последующие времена подчёркивалось в образе царя. Здесь учитывалось то, что только благочестивый человек достоин представлять свой народ перед лицом бога или богов и заслуживать его или их милость. Лугаль был наделён вещами, которые символизировали его связь с богами и его могущественность. Так, скипетр понимается как источник пастырской власти; штандарт означает власть над общиной; стела – власть над покорёнными народами и некий гарант сохранения посмертной памяти о царе; особое одеяние означает защищённость лугаля от злых демонических сил; закладной колышек правителя указывает на его стремление к созидательной деятельности. Также для лугаля свойственно занимать особое место – трон. Некоторое время лугаль занимал именно трон, однако постепенно вместо трона, как одного из символов царской власти, появляется престол, что указывает на то, что царь стал наделяться божественными силами. Здесь важно понимать то, что трон помещается в зале по решению людей, которые могут его вынести и в другое место, а престол есть центральная часть зиккурата, которую занимает божество. Цари отличались также тем, что инициировали строительство храмов, как правило, собственноручно принося на место строительства первую корзину с глиной. Считалось, что этим поступком царь уподоблял себя богам. Однако стремление уподобиться богам приводило к централизации власти, тем более, что при данных обстоятельствах ослаблялась роль иных жрецов, в первую очередь эну – жрецов, которые при выполнении религиозных обрядов исполняли роль богов. Отход лиц, наделённых властными полномочиями от религиозных дел, привёл к нравственному регрессу общества, что заставило царей ввести законодательство, которое частично решало вопросы морали.

Начальная история Шумерского государства схожа с египетской. В XXI или XXII веке до н.э. в городе Ура был создан первый сборник законов. С 2300 года до н.э. шумерские города были объединены царём Саргоном. Имя Саргон означает с аккадского «законный царь». В действительности, он не был из царского рода, а его отец работал садовником. Саргон вооружил свою армию дальнобойными луками, что стало для шумеров новшеством. Этот царь не принял ни одного уже утвердившегося титула, не выбрал ни один из шумерских городов в качестве столицы. Он стал называть себя царём Шумера и Аккада и построил столицу – город Аккад. Единое Шумеро-Аккадское царство просуществовало примерно одно столетие. В 2200 г. до н.э. оно распалось под ударами кочевников гутиев, которые правили 125 лет и быстро ассимилировались. После частичного восстановления Шумеро-Аккадского царства были предприняты попытки его усиления. Для этого правители составили летопись истории Шумерского государства – «Царские списки». Согласно им, в Южном Междуречье правило 8 династий «допотопных царей», сменивших 5 столиц. Их правление продолжалось 241200 лет. В «Царских списках» отражена идея, согласно которой Шумерское государство изначально было единым и что состояние обособленности номов неестественно.

В 2000 г. до н.э. на шумеров напали аморейские кочевые племена, и государство окончательно распалось. На руинах Шумеро-Аккадского царства возникли два небольших государства – Исин и Ларса, а вскоре возникает Вавилонское царство.

В Вавилонском царстве, во многом на основе шумерских законов, вырабатывается крупный сборник законов – законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Несмотря на то, что меру наказания в законах Хаммурапи определяло государство, а не частное лицо, всё же этот законодательный сборник с трудом можно назвать правовым, ибо сама власть Хаммурапи не была свободной от родовых предубеждений. Сборник законов Хаммурапи состоит из 282 статей, но полностью сохранились 247. Остальные оказались стёртыми, хотя некоторые из стёртых статей удалось восстановить по документам ассирийского царя Ашурбанипала.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия