Студопедия — Пространство и время как формы организации материального и духовного бытия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пространство и время как формы организации материального и духовного бытия






Уже в древности люди обнаружили, что все вещи и явления обладают пространственными и временными свойствами, что всё в мире простирается и длится. Пространственные свойства мира люди характеризовали такими словами, как «дальше – ближе», «длиннее – короче», «выше – ниже», «больше – меньше», «правее – левее» и т.п. Временные характеристики мира люди выражали в словах «раньше – позже», «дольше – короче», «быстрее – медленнее» и т.п. Постепенно выработались понятия пространства и времени. Пространство – это форма организации бытия, характеризующая порядок взаимного расположения тел и явлений. Время – форма организации бытия, характеризующая порядок смены явлений или состояний тел.

Одно из свойств пространства – протяжённость. Она характеризует возможность увеличения или уменьшения размеров тел и расстояний между ними. Ещё одно свойство пространства – трёхмерность. Это означает, что положение точки может быть задано тремя координатами, имеется три независимых направления движения, а тела простираются в длину, ширину и высоту. Современная физика рассматривает пространство и время как единый пространственно-временной интервал, имеющий три измерения в пространстве и одно измерение во времени. Существует гипотеза, что материя в целом характеризуется десятимерным пространством-временем (9+1), а в нашей Метагалактике реализовалась размерность 3+1, остальные измерения характерны для других миров, которые могут содержать неизвестные нам материальные структуры. Высказано предположение, что иногда в силу ещё неизвестных причин открываются обычно закрытые переходы из нашего мира в миры других пространственных измерений, и тогда тела, техника, живые существа могут перемещаться из нашего мира в другие или наоборот. Предполагается, что эта гипотеза может использоваться в дискуссиях о появлении НЛО, снежного человека, диковинных животных, исчезновениях самолётов и кораблей в Бермудском треугольнике и т.п.

К свойствам времени относятся его длительность, аналогичная протяжённости пространства, а также одномерность. Для фиксации события во времени достаточно одной величины, поскольку время имеет одно направление – от настоящего к будущему. К свойствам времени относится его необратимость, которая, как предполагают, обусловлена необратимостью причинно-следственных связей и процесса развития. Это свойство времени всегда интриговало людей, недаром «машина времени» со времён Г.Уэллса – одна из излюбленных тем фантастов. Однако, несмотря на всю привлекательность этой идеи, она нереальна. В частности, допущение путешествия в прошлое приводит к следующему парадоксу: путешественник, находясь в прошлом, совершает такие преобразования, скажем, мешает встретиться своим будущим родителям, которые делают невозможным его собственное возникновение (он не должен родиться). Идея путешествия в прошлое приводит к ликвидации самого представления о времени: раз можно вернуться в прошлое, значит, времени нет.

Аналогично пространству, время бесконечно. В мире не было ни первого события, не будет и последнего. Цепь событий нигде не оборвана, звеньям её нет числа. Понятия начала и конца имеют смысл применительно не к миру в целом, а лишь к отдельным конкретным вещам и процессам. Бесконечное складывается из конечного. Каждая вещь или фаза развития произошла из другой, конечной, но их последовательность бесконечна. Мир в целом не обладает возрастом, им обладают только отдельные вещи и явления. С точки зрения христианской философии, вечным является только высшее духовное бытие – Бог, а материальный мир существует с момента его творения Богом.

С точки зрения материалистов, общим свойством пространства и времени служит объективность, т.е. существование вне и независимо от сознания людей. Это свойство признают и объективные идеалисты, но считают пространство и время наряду с материей порождениями мирового сознания, или Бога. Указанное свойство отрицали субъективные идеалисты Дж. Беркли и Э.Мах. Поскольку, по их мнению, вещи – это спроецированные вовне комбинации ощущений человека, то пространство и время есть порядок связи и следования ощущений. И.Кант, признавая объективное существование вещей, считал, что последние не обладают пространственно-временными свойствами, а человек приписывает миру эти свойства на основе врождённых ему форм пространства и времени, которые представлены в евклидовой геометрии. Эта идея Канта была опровергнута созданием неевклидовых геометрий.

По вопросу о характере существования пространства и времени среди философов, признававших их объективность, существовали две концепции: субстанциальная и реляционная. Первая из них рассматривала пространство и время как субстанции, существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся все вещи и развёртываются все процессы. Пространство – пустое вместилище тел, бесконечная пустая протяжённость; время – чистая длительность, пустое вместилище событий. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон. Его теорию называют ещё теорией абсолютного пространства и времени, поскольку он считал, что свойства пространства и времени везде одинаковы и ни от чего не зависят. Субстанциальный характер пространства-времени признавался как некоторыми материалистами, так и объективными идеалистами. Первые считали их несотворёнными субстанциями, а вторые – сотворёнными мировым духом. Только в отличие от материальной и духовной (божественной) субстанций, порождающих тела и явления, пространство и время считались непорождающими субстанциями, внешними условиями существования тел.

Согласно реляционной концепции, пространство и время – это не самодостаточные сущности, а порядок расположения тел и порядок смены явлений и вне их не существуют. Эту точку зрения с позиций идеализма развивал Г.Лейбниц, а с позиций материализма – Д.Дидро.

В XVII-XIX вв. преобладала субстанциальная концепция, именно она лежала в основе ньютоновской механики, служившей образцом точной науки. В XX в. с появлением теории относительности признанной стала материалистическая реляционная концепция. А.Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы пространство и время». Что же конкретно показала теория относительности?

Она показала, что свойства пространства и времени не абсолютны, а зависят, во-первых, от распределения гравитационных масс, и, во-вторых, от скорости движения материальных тел. Наличие полей тяготения обусловленных материальными массами, приводит к искривлению пространства и замедлению времени (общая теория относительности). В нашем мире искривление пространства небольшое, и пространственные отношения описываются геометрией Евклида. При наличии мощных полей тяготения искривление пространства значительное, и пространственные отношения описываются уже неевклидовыми геометриями, в которых через внешнюю точку или нельзя провести ни одной прямой, параллельной данной, или же можно провести бесконечно много таких параллельных прямых. Замедление времени вблизи массивного объекта можно проиллюстрировать таким образом. Улетая к чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз выше плотности атомного ядра, астронавт обязался каждую секунду посылать на Землю друзьям радиосигнал. Вначале они получают сигнал каждую секунду, затем с удивлением и страхом обнаруживают, что сигналы приходят уже раз в две секунды, раз в минуту, раз в сутки, раз в месяц, раз в год и т.д., а между тем астронавт по своим часам аккуратно раз в секунду посылает сигнал. Чем ближе астронавт к этой звезде, тем медленнее там течёт время.

Специальная теория относительности открыла, что чем больше скорость движения тела, тем больше его масса, меньше его размер в направлении движения и тем медленнее протекает в нём время (релятивистские эффекты увеличения массы, сокращения длинны и замедления времени). При скоростях современных космических кораблей (около 8 км/с) эти эффекты близки к нулю, а при скоростях, сравнимых со скоростью света (300 000 км/с), эти эффекты станут заметными. Принципиально возможен многократно обыгранный фантастами случай, когда по часам космического корабля проходит несколько лет, а на Земле – десятки, а то и сотни лет, и возвращающийся экипаж застаёт на Земле совсем новые поколения людей.

Относительность свойств пространства-времени нельзя трактовать как их субъективность. Все релятивистские эффекты не кажущиеся, а объективные и не связаны с особенностями субъекта-наблюдателя. Таким образом, теория относительности показала неразрывную связь материи, движения, пространства и времени.

Сложным является вопрос о связи духовного (идеального) бытия с пространством и временем. Христианские философы полагают, что к мировому сознанию, или Богу, понятия пространства и времени неприложимы, но в противоречии с этим утверждают, что Богу присущи такие атрибуты, как бесконечность и вечность, которые относятся к пространственно-временным свойствам.

По вопросу о времени существования индивидуальных сознаний, или душ, имеются две основные точки зрения. Согласно христианству, существование душ имеет начало во времени, но не имеет конца: после сотворения души Богом она бессмертна (ей присуща как бы полувечность). Современный материализм, опирающийся на физиологию и медицину, полагает, что душа человека возникает с его рождением (или немного раньше – во внутриутробном состоянии) и исчезает со смертью. В пользу идеи о существовании души вне тела или после разложения мозга строгих научных аргументов нет.

Что же касается пространственного размещения души, то по этому вопросу тоже имеются разные точки зрения. Со времён Р.Декарта широкое распространение получило мнение, будто духовная субстанция, т.е. идеальное, не обладает пространственными характеристиками. Последними, по мнению Декарта, да и некоторых современных авторов, обладает лишь телесная субстанция, т.е. материя. Другие философы отстаивали мысль о пространственной локализации души. Так, Демокрит и Эпикур считали, что животная часть души в виде особых атомов рассеяна по всему телу человека, а её разумная часть находится в грудной клетке. Аристотель полагал, что душа нематериальна и её разумная часть находится в сердце. Приблизительно в 500 г. до н.э. родоначальник анатомии греческий мыслитель Алкмеон в результате открытия глазных нервов впервые сделал верный вывод о том, что орган мышления – головной мозг, и, следовательно, душа находится в мозгу. В дальнейшем это положение развивали многие философы-материалисты, его разделяет и современная наука, выявляющая сейчас мозговую локализацию сознаваемых и несознаваемых психических функций.

В заключение затронем новый для современной науки вопрос о субъективном пространстве-времени. Пространство и время, присущие материальному миру, можно назвать объективным пространством-временем, его же переживание, отражение в сознании человека, является субъективным, или психическим, пространством-временем. В нормальных условиях субъективное пространство, т.е. пространственные характеристики восприятий, в большой степени совпадают с объективным пространством, и человек правильно ориентируется в среде. При иллюзиях, или ошибочных восприятиях, один предмет принимается за другой, например, халат в тёмной комнате принимается психически больным за злоумышленника.

При галлюцинациях, или мнимых восприятиях, у человека в мозгу без внешнего раздражения актуализируются чувственные образы; эти образы проецируются вовне и принимаются за объективно существующие предметы. При иллюзиях и особенно галлюцинациях субъективное пространство может значительно отличаться от объективного, что приводит к нарушению ориентировки в среде. При сновидениях, которые представляют собой связную систему галлюцинаций, человек имеет дело с целым причудливым субъективно реальным, но объективно нереальным пространственным миром.

Характеристиками субъективного времени служат ощущения скорости времени (время то «летит», то «ползёт») и длительности времени («больше» времени и «меньше» времени). Субъективное время может в определённой мере соответствовать объективному. Некоторые люди (военные, педагоги, полицейские), не глядя на часы, могут называть время суток с точностью до нескольких минут. Однако субъективное время зависит не только от отражения внешних событий, но и от внутреннего психического состояния. В частности, знак эмоций влияет на ощущение скорости времени: при положительных эмоциях кажется, что время течёт быстрее, а при отрицательных – наоборот (одно дело, когда мы наблюдаем какое-то захватывающее зрелище, и другое, когда слушаем скучную, нудную лекцию или, скажем, подвергаемся болезненной медицинской процедуре).

Ощущение длительности времени зависит от интенсивности, плотности психических переживаний. Эта особенность была замечена О.Бальзаком, который говорил, что «в одном часе любви целая жизнь». Непродолжительные объективно интервалы времени, но насыщенные глубокими и важными для человека переживаниями, субъективно могут представляться как значительные и богатые отрезки времени. По-видимому, со снижением с возрастом интенсивности переживаний связано ощущение ускорения времени. Поскольку с возрастом на уменьшающиеся отрезки внутреннего времени приходится прежнее количество внешних событий, то стареющему человеку кажется, что время течёт быстрее, и нередко его охватывает страх перед приближающимся концом жизни.

В аутогенном состоянии сознания человек способен почти полностью отключаться от внешних раздражителей, и тогда его субъективное время может определяться в основном внутренними переживаниями. В этом состоянии некоторые тренированные люди (йоги, буддисты) способны к визуальной сюжетной репродукции (видеть воображаемые сцены с закрытыми глазами, испытывать сновидения наяву). Всё это позволяет им за короткие промежутки объективного времени наглядно-образно переживать целые жизни. Талантливо такие способности описаны Дж.Лондоном в романе «Смирительная рубашка (Странник по звёздам)».

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия