Обратная сторона ВозрожденияВеликий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердиться в реальной жизни. Возрождение «прославилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей. Эра вольных городских коммун была кратковременной: их сменили тирании. Разбогатевшие предприниматели – банкиры и купцы – превращаются в новую аристократию. На родине Возрождения в эпоху ее расцвета рождаются новые династии, основателями которых часто становятся обыкновенные кондотьеры, т. е. предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам[48]. В век гуманизма, в век расцвета науки, поэзии, искусства, яд и кинжал часто определяют судьбу властителей и их приближенных. Даже Лоренцо Медичи, великий покровитель искусств и наук, прибегал к подобным средствам в борьбе с противниками. Парадокс эпохи заключался в том, что «абсолютные злодеи», славящиеся своими зверствами, убийствами, различного рода извращениями, такие как Цезарь Борджиа или Сигизмундо Малатеста, в то же время были большими любителями и знатоками наук, искусства, людьми всесторонне образованными, разумными политиками. Так, Макиавелли восхищался волей Цезаря и видел в нем образец идеального государя. Разгул страстей коснулся и самих гуманистов. Скандалы, потасовки, интриги и даже убийства из-за взаимного ущемления тщеславия были обычными явлениями и в среде видных деятелей Ренессанса. Известный художник Мазаччо, по свидетельству очевидцев, был отравлен своими соперниками. Скульптор Пьеро Торриджини в молодости в пылу ссоры обезобразил лицо Микеланджело[49]. Сам Микеланджело обладал таким неукротимым нравом, что внушал страх окружающим, Противоречие эпохи заключалось в том, что возможности человека, возможности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, расправы с неугодными – все это давало возможность усомниться в Божественной природе человека. Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким образом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учреждена в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г. Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и преступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была «сама же изолированно чувствовавшая себя личность»[50]. Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступником вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма. Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и открытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления[51]. Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее эпоха Ренессанса способствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарождению мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жизни.
Литература
1. Брагина Л.М. Альберти – гуманист //Леон Баттист Альберти. М., 1997. 2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. 3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелем и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992. 4. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992. 5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. 6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 7. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976. 8. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
|