Студопедия — Глава третья. Итак, прежде всего надо рассмотреть движение1
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья. Итак, прежде всего надо рассмотреть движение1






 

Итак, прежде всего надо рассмотреть движение1. Ведь, быть может, не только неправильно считать сущность души такой, как о ней говорят признающие ее за ша самодвижущее [начало], или за то, что способно приводить в движение, но приписывать ей движение есть нечто невозможное, В самом деле, уж раньше было сказано, что вовсе нет необходимости движущему [началу] самому двигаться. Всякое [тело] движется двояким способом (или при посредстве другого или самостоятельно; мы называем [перемещающимся] при s посредстве другого всё, что передвигается, поскольку оно находится на движущемся, таковы, например, корабельщики; ведь [последние] не так движутся, как судно; оно движется само по себе, те же — поскольку они находятся на движущемся. Это ясно на частях [тела]; ведь свойственное ногам движение есть ходьба, она-то и присуща людям, но этого движения нет у корабельщиков при указанных выше обстоятельствах). Поскольку движение понимается двояко, мы сейчас ю рассмотрим относительно души, движется ли она сама по себе и причастна ли она движению. Так как имеется четыре рода движений2: пространственное движение, качественное изменение, уменьшение и увеличение, то душа должна была бы иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. [1] Если душа движется не случайно, ей по природе должно быть присуще дви- is жение; а если движение, то и пространство ей [было бы свойственно], ведь все упомянутые движения [происходят] в пространстве. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом, как, например, белизне или размеру, равному трем локтям; ведь и свойства перемещаются, но в зависимости [от другого], [по себе же] движется то самое тело, которому зо присущи эти [свойства]; поэтому пространство им не свойственно, душе же оно будет свойственно, если душа по природе причастна движению. [2] Далее, если душа движется в силу своей природы, то она пришла бы в движение и [под воздействием] посторонней силы, а если насильственно, то она [способна была бы двигаться] и в силу природы.3 Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда по своей природе предмет стремится, там же он по природе находится в покое. Подобным образом, куда под воздействием посторонней силы предмет движется, там же он насильственно находит себе покой. Какие это будут насильственные движения души и вынужденные [моменты] покоя, нелегко объяснить даже тем, кто довольствуется догадками. [3] Далее, если движение будет распространяться вверх, то это будет огонь, если вниз — то земля; таковы движения, свойственные этим телам. То же рассуждение [можно применить] и к промежуточным элементам4. [4] Кроме того, так как ясно, что [душа] движет тело, то правдоподобно, что она движет теми же движениями, которыми и сама движется. Если так, то правильно сказать и обратное,— что каким движением движется тело, таким и сама [душа1. Тело же движется в пространстве. Таким образом, душа подвергалась бы [пространственным] переменам в отношении тела, или целиком или частично изменяясь. Если это допустимо, то, выйдя, она снова могла бы вернуться. Из этого бы вытекало, что живые существа, умерев, [могли бы] ожить5. [5] [Можно было бы аргументировать и так, что помимо самостоятельного своего движения душа может испытывать] привходящие движения, если бы она двигалась под воздействием посторонней [силы1, ведь [так1 животное могло бы подвергнуться насильственному толчку. [На это можно возразить:] за исключением [движений] случайных, нет необходимости тому, в сущности чего заключено самостоятельное движение, двигаться под воздействием посторонней [силы], подобно тому, как благое само по себе или через самое себя не есть нечто, что определяется чем-то посторонним, что существует ради другого. Кто-нибудь мог бы сказать, что скорее всего душа движется под воздействием чувственных качеств в тех случаях, когда она находится в движении, [Всё же это движение случайное] [6]. Но, если действительно душа движет самое себя, то приходила бы в движение также самая [сущность души], так что, если всякое движение есть сдвигание с места движущегося, поскольку оно движется, также душа смещалась бы со своей сущности, если [только] она не движет себя случайно, но движение свойственно ее сущности само по себе.

Некоторые утверждают, что душа движет тело, в котором она находится, тем, что она сама движется, так, например, Демокрит, говоря нечто напоминающее [олова1 Филиппа, составителя комедий6, Именно он рассказывает, что Дедал сделал подвижным деревянное [изваяние] Афродиты, влив [в него] ртуть.

Подобное утверждает и Демокрит. В самом деле, он говорит, что шарообразные атомы, по своей природе и никогда не оставаясь в спокойном состоянии, двигаясь, влекут за собою и приводят в движение все тело. Мы спросим: а может ли все это вызвать покой? Трудно, пожалуй, даже невозможно сказать, как это может произойти. Вообще, надо думать, душа движет живое существо не так, но помощью известного выбора и мысли.

Подобным же образом и Тимей7 объясняет,8 как душа движет тело. Благодаря тесной связи с телом, душа собственным движением и приводит в движение тело. Именно, составив ее из элементов и разделив в соответствии с гармоническими числами, чтобы она имела ощущение, проникнутое гармонией, и чтобы все носилось в стройных движениях, Тимей прямое направление согнул в круг. При этом разделив один круг на два круга9, соприкасающиеся в двух [точкахъ, он снова одно целое разбил на семь кругов, словно небесные движения являются [также] движениями души.

Прежде всего неправильно считать душу величиной. В самом деле, ясно, что Платону желательно, чтобы душа всего [мира]10 была такой, каким действительно является хотя бы так называемый ум, но не такой, какова, например, чувствующая или нежелательная душа. Ибо у последних движение не круговое. Ум же един и непрерывен11, подобно мышлению; мышление же состоит из мыслей, а это составляет рядоположное единство12 наподобие числа, но не в виде величины13. Поэтому и ум непрерывен не наподобие [величины], но он либо неделим, либо непрерывен не в виде некоей величины. В самом деле, каким образом, будучи величиной, ум будет мыслить какой-нибудь из своих частей? Частей, понимаемых как величины, или как точки, если следует и точку называть частью? [1] Если в смысле точки, то их бесчисленное множество, и ясно, что [ум] никогда не дойдет до конца. [2] Если в смысле величины, то ум часто или бесконечное число раз будет мыслить одно и то же.

Между тем, очевидно, что можно разом [понять что-нибудь]. Если достаточно коснуться одной какой-нибудь частью, зачем нужно круговое движение или вообще для чего обладать величиной? [3] Если неизбежно мыслить, прикасаясь всем кругом, то какое будет иметь значение это прикосновение [отдельными] частями? [4] Кроме того, каким образом ум будет мыслить делимое при помощи неделимого или неделимое делимым? Необходимо, однако, чтобы ум был таким кругом14. Движение ума есть мысль, а круга — круговращение. Если, таким образом, мышление есть круговращение, то умом оказался бы круг, а это его круговращение — мышлением15. Тогда [ум] будет вечно мыслить что-нибудь? Ведь это необходимо, если круговое обращение бесконечно. У практических мыслей есть граница (ведь они все существуют ради чего-то другого); подобным же образом границы теоретических положений определяются размышлением. Всякое и размышление есть определение или доказательство. Именно доказательство и [отправляется! от [извест-ного1 начала и находит некое завершение в виде вывода или заключения. Если же доказательства и не доходят до конца, но [по крайней мере1 не поворачивают снова назад к началу, то, всегда включая еще средний и крайний термины, они идут прямой дорогой. Между тем круговое движение снова поворачивает зо к началу. Что касается определений, то они все даются в завершенном виде. Кроме того, если то же круговое движение [будет происходитьъ несколько раз, то придется многократно мыслить то же самое. [5ъ Далее, мысль [скорееъ напоминает спокойствие и остановку, нежели движение. Подобным же образом и вывод. [6ъ Между тем, конечно, то, что трудно, вынуждено — блаженства не доставляет. Если же движение не является сущностью души, то душа двигалась бы вопреки [своей] природе. [7] Также мучительно [для души] быть связанной с телом и не быть в состоянии освободиться, мало того, [от такого положения] ей следовало бы бежать, так как уму лучше не быть связанным с телом, как ато обычно утверждают и как с этим многие соглашаются16. Неясна также причина, зачем небу носиться круговым движением. Именно сущность души не [может быть] причиной того, чтобы двигаться круговым обращением, но так [душа] движется случайно, также тело не является причиной этого, но скорее душа оказывается причиной [движения тела]. С другой стороны, [это движение] не приписывается [душе в силу того], что оно лучше17. А между тем следовало бы, чтобы бог именно поэтому наделял душу круговым движением, поскольку ей лучше двигаться, чем покоиться, и двигаться именно так, а не иначе.

Так как это рассуждение более свойственно другого [рода] исследованиям18, мы теперь его опускаем. Вот что кажется нелепым и в этом рассуждении и в большинстве высказываний о душе: в самом деле, эти исследовтели связывают и помещают душу в тело, причем сверх этого они не объясняют, почему [нужна эта связь] и в каком положении находится тело, однако [объяснение] это, повидимому, необходимо. Именно, в силу общности одно действует, другое испытывает воздействие, одно приводится в движение, другое — движет, а такие взаимоотношения не свойственны [предметам], случайно [объединившимся] друг с другом. [Исследователи] стараются только указать, какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они больше не дают никаких объяснений, словно возможно любой душе облечься в любое тело, как [говорится] в пифагорейских мифах. Между тем, повидимому, у каждого [предмета] имеется свойственный ему облик и форма. Эти же люди говорят, подобно тому, как если бы кто заявил, что архитектура может проникать в духовые инструменты; ведь необходимо, чтобы искусство пользовалось своими орудиями, а душа — [своим] телом.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия