Студопедия — Этеокл - характеристика литературного героя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этеокл - характеристика литературного героя

ЭТЕОКЛ — герой трагедии Эсхила «Семеро против Фив» (467 до н.э.), трагедии Еврипида «Финикиянки» (409 до н.э.), трагедии Сенеки «Финикиянки» (ок. 60 н.э.; сохранилась не полностью), поэмы Стация «Фиваида» (начата в 80 н.э.). Образ Э. восходит к древнегреческим мифам фиванского цикла, обработанным в недошедших до нас эпических поэмах. Э., как и его брат Полиник,— сыновья Эдипа от кровосмесительного брака с собственной матерью Иокастой. Проклятые отцом, Э. и Полиник боролись за царскую власть в Фивах, оставленных Эдипом. В трагедии Эсхила Э. изображен самоотверженным защитником Фив от осадивших город чужеземных полчищ, которые привел под стены города его брат. Э. осознает тяжесть отцовского проклятия и принимает решение вступить в единоборство с братом, не страшась не только верной смерти, но и риска осквернить себя братоубийством. Уговоры хора не останавливают Э. Братья убивают друг друга, но Фивы оказываются спасенными. В трагедии «Финикиянки» Еврипид изображает Э. с меньшей симпатией. Трагедия рассказывает о том, как Э. вместе с Полиииком заточили ослепившего себя отца в темницу, а затем Э. нарушил соглашение с Полиииком о том, что они будут царствовать в Фивах по очереди, и по истечении отведенного ему года не уступил власть брату. Когда Полиник пришел с войском, Э. не внял увещеваниям матери Иокасты, пытавшейся примирить братьев, и вступил с Полиником в перебранку, а затем дал распоряжение лишить Полиника погребения, если он будет убит. В смертельный поединок с братом Э. вступает уже после того, как фиванцы отразили натиск врага; гибель братьев толкает на самоубийство их мать Иокасту. Сенека изображает Э. циничным властолюбцем, а Стаций приписывает Э. еще и трусость, так что вырисовывается отчетливая тенденция постепенного снижения образа Э.

Лит.: Fritz K.V. Antike und modeme Tragodie. Berlin, 1962. S. 193-226; Thalmann W.G. Dramatic art in Aeschylus «Seven against Thebes». New Haven, 1978.

 

http://kobriniq.ru/obshie/sochineniya-po-proizvedeniyam-eschil

 

Если говорить об аттической трагедии как воспитательной силе, то имена Софокла и Эсхила нужно произносить на одном дыхании. Софокл осознанно принял эстафету от старшего поэта, и суждение современников, для которых Эсхил всегда был и оставался почитаемым героем и сильным духом мастером афинской сцены, признало за Софоклом место рядом с ним1

 

ХИЛ, СОФОКЛ И ЕВРИПИД — ОСНОВОПОЛОЖНИКИ АНТИЧНОЙ

ТРАГЕДИИ

Наиболее значительными представителями жанра древ-

негреческой трагедии являются Эсхил, Софокл и Еврипид,

жившие в V в. до н. э, Каждое из этих имен — целая эпоха

развития жанра.

Эсхил был основоположником античной трагедии. Имен-

но он заложил основы этого великолепного, очищающего душу

и возвышающего ум действа.

О жизни Эсхила известно крайне мало. Он родился в 525 г.

до н. э. в Элевсине в семье знатных земледельцев. Будущий

трагик принимал участие в Саламийской битве, продемонст-

рировав чудеса храбрости. Исход войны (она закончилась

победой греков) убедил Эсхила в превосходстве афинской

демократии над неограниченной монархией Персии. Этой точки

зрения он придерживался всю жизнь. В конце жизни у Эсхила

возникли серьезные разногласия с афинянами, и он был вы-

нужден свои последние годы провести на чужбине, Таковы

сведения о биографии Эсхила.

Популярность трагедий этого автора нельзя сравнить ни

с каким другим. Афинские зрители требовали все новых и

новых драматических произведений. Часто трагедии испол-

нялись на сцене лишь один раз, чтобы затем быть навсегда

забытыми. А вот некоторые трагедии Эсхила удостоились не-

слыханной чести: их ставили по нескольку раз, причем на пра-

вах новых, уже спустя много лет после смерти поэта.

 

http://te.zavantag.com/docs/440/index-11903.html

 

Основная проблематика драматургии Эсхила составля-

ется из соотношения между сознательным поведением чело-

века и божественным влиянием на него, вопроса правды и спра-

ведливости, торжествующих над «чрезмерностью» во всех ее

проявлениях.

 

Главный герой трагедии — Этеокл, последыш; потомок царя

Лая, над которым тяготеет родовое проклятие. Такая анало-

гия выглядит довольно отдаленной, но Этеокл чем-то напо-

минает шекспировских героев, в частности Макбета — кав-

дорского тана, ставшего путем кровавого преступления коро-

лем. Как и Макбет, Этеокл чувствует свое трагическое одино-

чество и испытывает смертельную ненависть к врагу. При этом

потомок Лая горячо любит родину, он хороший организатор,

талантливый вождь, так что его нельзя считать сугубо отрица-

тельным героем. Этеокл понимает свою обреченность, отправ-

ляясь на поединок с братом — законным владельцем Фив. Он

молит богов пощадить город: о собственной судьбе ему изве-

стно все. И боги действительно щадят город. Но род прокля-

того царя Лая прерывается — братья Этеокл i Полиник уби-

вают друг друга в поединке. Таков финал трагедии.

«Семеро против Фив» — первая из дошедших до нас

древнегреческих трагедий, где партия актера значительно пре-

обладает над партией хора.

 

Софокл (около 495—406 гг. до н. э.).

Почему Софокл занимает срединное положение в трех-

.звсздии афинских трагиков? Это связано не только с его воз-

растом (он младше Эгхнла, но старше Еврипида), но и с неко-

торыми чертами его биографии. Согласно античной легенде,

биографии трех великих трагиков соотносятся со значитель-

ным историческим сибытием — битвой при Саламине в 480 г.

до н. 5., в которой греки разгромили персидский флот Так

вот, зрелый муж Эсхил принимал участие в этом сражении,

мальчик Софокл приветствовал возвращение победителей в

составе праздничного хора, Еврипид же родился в год Сала-

минской битвы.

Софокл родился в Колоне, предместье Афин. Его отец

был владельцем оружейной мастерской. Софокл получил до-

статочное по тем временам образование. Позднее он неодно-

кратно занимал выборные должности, но ничем не выделялся

среди прочих «честных афинян», имевших определенный вес

и авторитет в обществе. Интересно, что Софокл не избегнул

своеобразного античного мистицизма: он верил предсказани-

ям оракулов, в вещие сны и даже некоторое время был жре-

цом одного из местных мистических культов, проповедовав-

ших чудесные исцеления. Софокл был любимцем афинян:

после смерти он был причислен к миру героев. К его могиле на

протяжении долгих лет приносились ритуальные жертвы.

Творческое наследие Софокла огромно: за 60 лет он на-

писал 123 пьесы. 24 раза он получал на состязаниях авторов-

трагиков призы и ни разу в более чем ста соревнованиях не

занимал последнего места. Этот результат?ie удалось превзойти

никому из античных трагиков. До нашего времени дошло лишь

7 полных трагедий Софокла и ряд отрывков. Среди сохра-

нившихся трагедий следует назвать такие.произведения, как

«Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра», «Фи-

локтет». Все они отмечены печатью замечательного драмати-

ческого мастерства.

Герой Софокла выглядит более самостоятельным, чем

герой Эсхила. Он в большинстве случаев сам (или почти сам)

решает, как ему действовать. Софокл редко выводит на сцену

богов, а действие высших сил проявляется в оправдании или

осуждении избранной героем линии поведения. Автор счита-

ет, что покорность воле богов — лучший способ жизни для

смертного. Однако человеку свойственно неведение (у Со-

фокла неведение — философская категория), ведущее к стра-

данию. Но лишь в страдании, согласно мнению великого тра-

гика, обнаруживаются лучшие черты человеческой натуры. И

еще одна особенность, характеризующая драматургию Софок-

ла: в центре его трагедий кризис человеческой индивидуаль-

ности, а не рода. Софокл отказался от принципа трилогии,

присущего Эсхилу, сделав каждую трагедию сюжетно закон-

ченной. Кроме того, он вывел на сцену третьего актера, разно-

образя действие участием второстепенных персонажей (тре-

тий актер исполнял несколько ролей поочередно).

 

Софокл излагает сюжет мифа по-своему. Фиванский царь

Лай получил предсказание, согласно которому ему грозит

смерть от руки собственного сына. Устрашенный Лай прика-

зал проколоть ноги новорожденному сьшу и бросить его на

горе Киферон. Но мальчик не погиб: его нашли слуги коринф-

ского царя.Полиба. Царь усыновил младенца и дал ему имя

Эдип. Став взрослым, Эдип случайно услышал, как один пья-

ный коринфянин назвал его мнимым сыном Полиба. За разъяс-

нением Эдип обратился к дельфийскому оракулу, тот не дал

прямого ответа, но сообщил, что спрашивающему суждено

убить родного отца и жениться на собственной матери. Испу-

ганный Эдип решил не возвращаться в Коринф и направился

36 Литература

в Фивы — на свою настоящую родину. По дороге ему по-

встречался старик (им был Лай — отец Эдипа). Завязалась

ссора, и Эдип убил старика. Затем он освободил Фивы от

наводившего ужас на горожан чудовища — Сфинкса. Благо-

дарные фиванцы сделали Эдипа царем, ведь престол был сво-

боден после смерти Лая, о причине которой горожане не дога-

дывались. Эдип женился на Иокасте — вдове Лая (и собствен-

ной матери), имел от нее детей и в течение многих лет успешно

правил Фивами.

Итак, убегая от собственной судьбы, Эдип, наоборот, при-

ближался к осуществлению пророчества. Обратим внимание

на то, как древнегреческие зрители воспринимали эту траге-

дию (и, к слову говоря, большинство трагедий). Они знали

сюжет мифа в подробностях, от начала до конца, и поэтому

весь интерес зрителей сосредоточивался на саморазоблачении

Эдипа, на том, как невольный преступник сам раскрывает соб-

ственные злодеяния.

Фивы поражает кара свыше: в городе свирепствует мо-

ровая язва. Дельфийский оракул дает недвусмысленный от-

вет: в городе пребывает убийца царя Лая — и это причина

эпидемии. Эдип предпринимает самое настоящее расследова-

ние, ведь он остается в неведении относительно личности ста-

рика, убитого им давным-давно. Прорицатель Тиресий хочет

пощадить царя, но все же вынужден сказать, что убийца Лая —

Эдип. В итоге ужасная истина становится явной: Иокаста с

рыданиями покидает сцену. Пораженный горем Эдип выка-

лывает себе глаза и требует для себя изгнания. Хор подводит

итог жизни царя, причем слова, исполняемые хором, полны

глубокого участия к Эдипу. По содержанию трагедии даль-

нейшая судьба преступного царя остается неясной. Хор про-

славляет дельфийского оракула и скорбит об ослаблении древ-

него благочестия, падении веры.

 

Обращает на себя внимание высокое искусство характе-

ристики героя, которым в полной мере обладает Софокл. Со-

зданные им образы и сегодня вызовут немалый интерес у те-

атрального зрителя. Герои Софокла более человечны, а их

внутренняя жизнь богаче, чем у героев Эсхила. Большое вни-

мание трагик уделял разработке женских образов, чего не най-

дешь у того же Эсхила.

 

Третьим великим трагиком Древней Греции по праву счи-

тается Еврипид. Он жил и творил почти одновременно с Со-

фоклом, и Даты его жизни (около 480—406 г. до н. э.) проти-

воречат красивой биографической легенде, где фигурирует

Саламинская битва.

Еврипид был самым видным соперником Софокла на

афинской сцене, но несмотря на это драматургические новше-

ства Еврипида с трудом воспринимались современниками. Лишь

пять призов он получил на театральных состязаниях, причем

последний приз был вручен посмертно. Но спустя несколько

десятилетий Еврипид стал любимым драматургом Древней

Греции. Интересно, что из 92 драм, созданных им, сохранилось

19, то есть больше, чем произведений Эсхила и Софокла вме-

сте взятых. Дошло до нашего времени и большое количество

фрагментов.

Античные авторы сообщают, что Еврипид был мыслите-

лем-отшельником, владельцем большой библиотеки, что по

тем временам было редкостью. В часы творчества он удалял-

ся в уединенную пещеру на острове Саламин. В политической

жизни Афин Еврипид не принимал сколько-нибудь деятель-

ного участия. Такой образ, нетипичный для Афин, нередко

вызывал насмешки. Недобросовестные биографы собирали

сплетни и выдумки об Еврипиде, создав жизнеописание неко-

его «женоненавистника», калеки, растерзанного собаками, ра-

зумеется, весьма далекое от действительности. Более вдумчи-

вые биографы именуют Еврипида «философом на сцене», и

такая характеристика представляется гораздо более правди-

вой. Любопытны политические убеждения этого драматурга.

Он считал афинскую демократию достаточно справедливым

способом правления. Однако одним из первых Еврипид заго-

ворил о тяжелом положении рабов, число которых в Афинах

в несколько раз превышало число свободных граждан. В ряде

трагедий Еврипид утверждает, что по своим моральным каче-

ствам раб может стоять даже выше, чем свободный гражда-

нин. Он создал образ «благородного раба», получивший по-

пулярность в более позднее время.

Немало внимания Еврипид уделял вопросам семьи и бра-

ка. Его герои с философской отстраненностью рассуждают о

том, нужно ли вообще вступать в брак и иметь детей. А героини

трагедий Еврипида не раз восстают (пусть на словах) против

угнетенного положения древнегреческой женщин >1, практически

лишенной права на общение, образование, развод и т. д.

Еще одна особенность драматургии Еврипида — крити-

ческое отношение к господствующей религии. Он критически

относится к жреческому сословию, нередко подчеркивает низ-

менные поступки богов, их жестокость по отношению к лю-

дям. Разумеется, все это — лишь в виде намеков. Прямое от-

рицание традиционных религиозных верований могло повлечь

за собой изгнание, а то и казнь (вспомним смерть философа

Сократа). Но ставя проблему, Еврипида почти никогда не на-

ходит способа ее решения.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МУЦАЛАУЛ - 2014г. | НП: Люди приходят к вам на прием из-за травмы, полученной на тренинге, или из-за того, что их уровень осознанности стал гораздо выше?

Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия