Студопедия — Ученый секретарь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ученый секретарь

ПИСКАРЕВ Владимир Александрович

А.Блок и европейское средневековье

Специальность 10.01.01 - русская литература
10.01.03 - литература народов стран зарубежья
(европейская и американская литература)

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

 

Иваново – 2007

 

Работа выполнена во Владимирском государственном педагогическом университете

 

 

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Приходько Ирина Степановна

 

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Горбунов Андрей Николаевич

кандидат филологических наук

Ставровская Ирина Викторовна

 

 

Ведущая организация: Великоновгородский государственный университет

 

Защита состоится 25 мая 2007 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, Иваново, ул. Ермака, д.39, ауд. 459.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

 

Автореферат разослан «____» _______________ 2007 года

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.М. Тюленева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Несмотря на заметный в последние десятилетия крен литературоведческой науки в сторону постсимволистских направлений, русский символизм по-прежнему остается в поле зрения современных ученых (А.В. Лавров, Н.А. Богомолов, К.М. Азадовский, Д.М. Магомедова, О.А. Клинг, И.С. Приходько, А. Пайман, А. Ханзен-Лёве и др.). Круг исследовательских интересов внутри символизма неизменно расширяется. В световое пространство науки введены не только ведущие деятели символистской эпохи (В. Брюсов, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, Ф. Сологуб, М. Кузмин), но и их менее заметные, но не менее интересные и значимые современники (Н. Минский, И. Коневской, С. Соловьев, Ю. Балтрушайтис, Ю. Верховский, Эллис и др.). Тщательному изучению подвергается историко-литературный контекст символизма, в частности, символистская журналистика. Внимание ученых привлекают культурные связи и истоки символизма. Филологи изучают символистский словарь.

Блок по-прежнему остается в эпицентре научных интересов современных исследователей. Продвигается работа по подготовке полного академического собрания сочинений поэта, переиздаются «классические» труды ученых-блоковедов (З.Г. Минц), с регулярностью выходят в свет «Исследования и материалы» (Пушкинский дом) и «Шахматовский вестник». Продолжает выходить тартуский «Блоковский сборник», основанный Ю.М. Лотманом и З.Г. Минц в 1960-е годы. Среди новых научных работ особого внимания заслуживают труды Н.Ю. Грякаловой, Д. М. Магомедовой, И. С. Приходько, Т.В. Игошевой, С.Д. Титаренко и др.

Актуальность данного исследования не исчерпывается только углублением историко-литературного содержания большой и важной темы: Блок и средневековье. В настоящее время в гуманитарных науках активно исследуется проблема диалога культур, диалога творческих сознаний. В этом свете предложенная тема приобретает особое значение. Ее разработка, т.е. изучение воздействия, проникновения и адаптации культуры далекого прошлого в новом культурном контексте, позволяет приблизиться к осознанию природы этого явления. «Наблюдение жизни людей иных эпох вместе с тем предполагает в какой-то мере и самонаблюдение… Мы задаем людям иных эпох, обществ и цивилизаций наши вопросы, но ожидаем получить их ответы, ибо лишь в подобном случае возможен диалог» (А.Я. Гуревич).

Степень изученности темы. О связи русского символизма с культурой средневековья начали говорить давно. Уже русские философы рубежа веков поставили вопрос типологической взаимосвязи западной средневековой культуры и культуры русского символизма. Н. А. Бердяев характеризовал свое время как начало «Нового средневековья» (именно так и называлась его работа 1924 года). Но еще за двадцать лет до Бердяева о «Новом средневековье» говорил сам Блок в письме к С. М. Соловьеву от 20 декабря 1903 года: «Скоро для поэзии наступят средние века. Поэты будут прекрасны и горды, вернутся к самому обаятельному источнику чистой поэзии… Мне кажется возможным такое возрождение стиха, что все старые жанры от народного до придворного, от фабричной песни до серенады – воскреснут. Но при этом повторится и кочевая жизнь с оружием в руках и под руками, стилеты под бархатными плащиками, целая жизнь пажа, или трубадура, или крестового рыцаря, или дуэньи, или «дамы сердца» – всех в целости и индивидуальности – на всю жизнь…» <курсив Блока>.

Советское литературоведение старалось не замечать мрачных средневековых мотивов, демонизма и эсхатологических настроений, мистики и оккультизма в сознании символистов и этим в большой степени обеднило изучение символизма. Исследователи русского символизма практически не обращались к вопросам медиевистики, между тем, элементы западной средневековой культуры, воспринятые и переработанные символистами, во многом определили тематику, образный и поэтический строй их произведений.

Изучение средневековых тем, образов и мотивов в творчестве художников русского символизма имело эпизодический характер, интересующие нас проблемы затрагивались в рамках частных исследований, посвященных творчеству отдельных символистов или отдельных их текстов, и только с позиций истории литературы. Например, в классической работе В. М. Жирмунского «Драма А. Блока «Роза и Крест». Литературные источники» выявлены (во многом по подготовительным материалам самого Блока) и подробно рассмотрены средневековые литературные памятники, использованные А. Блоком в его драме. В работах последних десятилетий взгляд на значение европейского средневековья для литературы символизма стал более широким, установлены типологически сходные парадигмы этих эпох и культур, принято во внимание и изучается отношение к средневековью самих символистов, и, в частности, Блока. Особое внимание ученых привлечено к восприятию символистами религиозно-философских, в том числе еретических, воззрений эпохи средневековья. Тему «Блок и гностики» и связанную с ней традицию средневековья ввели в научный оборот в конце 1980 – начале 1990-х гг. Ю.К. Герасимов, Д.М. Магомедова и И.С. Приходько. В соотношении с дуализмом гностиков и средневековыми ересями рассматривается творчество символистов в книгах С. Л. Слободнюка «Русская литература начала ХХ века и традиции гностицизма» и «Дьяволы серебряного века (Древний гностицизм и русская литература 1890-1930)» (1998). О. Е. Любимова прослеживает линию дуалистических ересей средних веков, ставших религиозно-философской основой драмы «Роза и Крест» (А. Блок. Исследования и материалы. СПб., 1998). Влияние оккультных наук на В. Брюсова, А. Блока, А. Белого анализирует Н. А. Богомолов в монографии «Русская культура начала ХХ века и оккультизм» (2000). И. С. Приходько в своих многочисленных статьях рассматривает средневековье как один из источников «мифотворчества» символистов и через обращение к восходящим к средневековью мифологемам вскрывает новые смыслы в их произведениях. Дантовской традиции у Блока и других символистов посвящены работы А.А. Асояна. М. Мурьянов исследует истоки возникновения в поэзии Блока символа Розы и с этой целью анализирует и средневековые источники (Вопросы литературы, 1999, №6). В культурологическом плане рассматривает в своей кандидатской диссертации взаимосвязь русского символизма и европейского средневековья О. А. Карпачева (М., 2000).

Научная новизна. Принимая главное положение предшественников о типологическом сходстве культур европейского средневековья и русского символизма, мы в данной работе делаем попытку выявить общефилософские предпосылки и следствия характерного для них символического мышления и, таким образом, вывести главные черты культуры «символического» типа. Сходство культурного мира средневековья и символизма исследуется как результат сходства их «модели мира» (А. Я. Гуревич), включающей в себя такие общие элементы как символизм мышления, идеалистическое мировоззрение, ритуалы и таинства, «нравственный» дуализм, аскеза, а также религиозный акт и гнозис как основные средства постижения метафизического. В нашей работе сделан особый акцент на исследовании традиции гностического христианства, повлиявшего как на культуру Средних веков, так и на русский символизм. Под гностическим христианством автор понимает мистическое христианство, испытавшее на себе сильнейшее влияние платонизма и неоплатонизма и обретшее некоторые черты сходства с гностицизмом, что привело к взаимному сближению и влиянию друг на друга этих религиозных течений. Впервые в прямом отношении к творческому сознанию и поэтическим текстам Блока рассматриваются идеи и образы носителей традиции «гностического христианства» (Ориген, Св. Бернард, Данте и Дж. Рюдель). В свете этих связей предпринимаются попытки «прочесть» некоторые «темные» места в наиболее зависимых от средневековых источников произведениях поэта («Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Действо о Теофиле» (1907), «Роза и Крест» (1912)).

Цель и задачи исследования. Цель диссертации – исходя из признания типологического сходства культур русского символизма и европейского средневековья, определить характер и степень восприятия средневековой культуры А. Блоком, раскрыть элементы культуры средневековой Европы в его «тексте искусства». Реализация поставленной цели требует решения ряда конкретных задач:

- выявить черты сходства в представлениях символистов о мире с мировоззренческими установками носителей европейской средневековой культуры;

- определить природу восприятия культуры средневековья символизмом в целом и в творчестве А. Блока, в частности;

- выявить конкретные источники мировоззренческих и этических установок, а также отдельных тем и мотивов в творчестве Блока, восходящих к культуре средневековья.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Средневековая культура и культура русского символизма обладают типологическим сходством и относятся к особой категории культур, общим определяющим признаком которых служит символическое мышление.

- Символическое мышление в сочетании с определенными философскими взглядами и этическими установками приводит к формированию особого типа культуры, отличительными признаками которой являются идеалистическое мировоззрение, ритуалы и таинства, «нравственный» дуализм, аскеза, а также религиозный акт и гнозис как основные средства постижения метафизического.

- Символизм воспринял средневековье не только как комплекс мотивов и образов, как культурную стилизацию, но прежде всего как типологически сходное мировосприятие.

- Александр Блок, ярчайший представитель русского символизма, раскрыл в своем творчестве черты, которые позволяют говорить о его «средневековом» мировидении.

- Интерес поэта к средневековью проявился прежде всего в целостной системе образов и мотивов «Стихов о Прекрасной Даме», драмы «Роза и Крест», а также в переводе поэмы Рютбефа «Действо о Теофиле».

Объект исследования – теоретическое, философско-эстетическое, литературно-художественное, эпистолярное наследие А. Блока и его современников, пометы Блока на принадлежащих ему книгах, а также памятники средневековой культуры.

Предмет исследования и источниковедческая база. Предметом исследования является прямое и опосредованное восприятие А. Блоком средневековой культуры. В сферу анализа вошли его лирические произведения, письма, драмы, статьи, автобиографические заметки, записи в записных книжках, пометы на принадлежавших ему книгах, а также воспоминания и свидетельства современников (А. Белого, О. Гзовской) и статьи из литературных журналов начала века. К анализу привлекаются труды В. С. Соловьева и тексты средневековых авторов (Абеляра, Дж. Рюделя, Св. Бернарда, Данте и др.)

Методология исследования. Методологической основой работы являются труды ведущих отечественных и зарубежных историков, филологов, культурологов. Автор опирается на труды медиевистов, как современников Блока (Л. П. Карсавина, В. Виндельбанда, Ф. Ф. Зелинского, В. Ф. Шишмарева), так и ученых более позднего времени (А. Я. Гуревича, М. Л. Гаспарова, И. Н. Голенищева-Кутузова, М. Б. Мейлаха, Б. И. Пуришева, и др.), на исследования специалистов в области русского символизма (Л. К. Долгополова, В. М. Жирмунского, Д.Е. Максимова, З. Г. Минц, А.В. Лаврова, Д.М. Магомедовой, И. С. Приходько, и др.). Общетеоретической базой диссертационного сочинения являются работы Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, Е. Г. Эткинда. В работе использован системно-культурологический, типологический, историко-генетический, историко-сравнительный и историко-функциональный метод исследования, принятые современной наукой о культуре.

Научное и практическое значение работы. В результате проведенного исследования выявлены типологические признаки культуры «символического» типа, прояснен характер восприятия средневековой культуры символизмом, исследовано проявление «символического» сознания в его зависимости от средневековья в творчестве Блока. Результаты данного исследования могут служить отправной точкой для дальнейших изысканий и теоретических умозаключений. Материалы диссертации могут также быть использованы при подготовке научного комментария к рассматриваемым текстам, в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русского символизма и творчеству А. Блока.

Апробация. Диссертация обсуждена на кафедре русской литературы Владимирского государственного педагогического университета. По теме диссертации опубликованы статьи общим объемом 1 п.л. По материалам диссертации были прочитаны доклады: «Лирика Франческо Петрарки и куртуазная культура средневековья» на конференции, посвященной 700-летию Петрарки (МГУ, октябрь 2004), «Александр Блок и Джауфре Рюдель» на VII международной научной конференции «Художественный текст и культура» (ВГПУ, Владимир, 6-7 октября 2005), «Образ Прекрасной Дамы в поэзии Прованса и Италии XII-XIII вв.» на IV международной литературоведческой конференции «Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи» (ПГУ, Новополоцк, Беларусь, 7-9 апреля 2005), «Святой Бернард и становление куртуазной культуры Прованса XII – XIII вв.» на IV-ой Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (МГОПУ им. М.А. Шолохова, март 2005), ««Кто-то Сильный, Знающий, может быть, Влюбленный…» А. Блок и мистическая Троица средневековья» на конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А.Блока (Шахматово, 28-30 ноября 2005).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение определяет предмет исследования, устанавливает актуальность поднятой проблемы, а также раскрывает, в какой степени она изучена и представлена в современной научной литературе. О связи русского символизма с культурой средневековья начали говорить еще русские философы рубежа веков. Н. А. Бердяев писал: «Нам суждено жить в историческое время смены эпох… Эпоху нашу я условно обозначаю как конец новой истории и начало нового средневековья… Рациональный день нашей истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи… Мы живем в час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены». За двадцать лет до Бердяева о «Новом средневековье» говорил и Блок в письме к С. М. Соловьеву от 20 декабря 1903 года. «Средневековым схоластом» называл себя А. Белый.

Проблематику данной работы связана в известном смысле с диссертационным исследованием О.А. Карпачевой, где был поставлен вопрос о типологическом сходстве культур европейского средневековья и русского символизма и предложено типологическое определение культур по признаку «символическая – не символическая». Нами предпринимается попытка выявить общефилософские предпосылки и следствия символического мышления и таким образом вывести главные черты культуры «символического» типа. Сходство культуры средневековья и русского символизма исследуется как результат сходства их типа сознания и представлений о мире, что включает в себя такие общие составляющие как символизм мышления, идеалистическое мировоззрение, ритуалы и таинства, «нравственный» дуализм, аскеза, а также религиозный акт и гнозис как основные средства постижения метафизического.

Введение завершается формулировкой цели и задач диссертации, перечнем положений, выносимых на защиту.

Первая главаКультура русского символизма и культура средневековья как культуры «символического» типа, – посвящённая общетеоретическим основаниям работы, состоит из двух параграфов. В первом – Типологическое сходство культур «символического» типа и его предпосылки – рассматривается вопрос об основании такого сходства, которым, по нашему мнению, является символизм мышления и порожденная им модель мира. А. Я. Гуревич, в своем изучении средневековья сделавший это понятие основным, определяет его как ««сетку координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании...». «Эти универсальные понятия [время, пространство, изменение, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение частей к целому] в каждой культуре связаны между собой, образуя… «модель мира»1.

Символизм мышления проистекает из идеалистических представлений о мире. Таким образом, сама идея символа предполагает существование двух реальностей, одна из которых, недоступная людям, может быть через символ представлена в эмпирическом мире. Контакт между двумя мирами осуществляется при помощи символического акта, называемого ритуалом.

Идеальный мир – по определению совершенен, тогда как мир реальный – лишь стремится к совершенству. «Совершенство» в религиозном мышлении (в отличие от мифологического и философского) связывается с Богом, поэтому в процессе развития религии противопоставление двух реальностей приобретает нравственный смысл («Поскольку регулятивный принцип средневекового мира – Бог, мыслимый как Высшее Благо и совершенство, то мир и все его части получают нравственную окраску» (А.Я. Гуревич, с. 296), что приводит к наделению одной из двух полярных реальностей качеством добра, а другой – качеством зла. «Нравственная» трактовка идеи «двоемирия» приводит к возникновению представлений о пути, восхождении, то есть сознательном, волевом усилии человека преодолеть зло («тьму») и приблизиться к добру («свету»). Путь этот связан с определенными испытаниями – отказом от привязанностей и заблуждений, поэтому труден и чреват падениями, а совершающему этот путь предстоит преодолеть немало опасностей и искушений. «Восхождение» - акт веры, акт, имеющий всецело религиозный характер.

Но если «путь» – знак веры, устремленности человека навстречу «благодати», то «круг» – это знак «чистой» философии, логического познания мира, «гнозиса», и если чисто религиозному, христианскому миропониманию свойственно представление о линейности, то античный «гнозис» предполагает цикличность. Согласно Платону, «Круг – это полнота («Σν ένκύκλω – πανέστι»). На цикличности, однако, настаивает и Экклезиаст, что особо отмечено Блоком (в письме от 12 февраля 1903 года): «revertitur interram suam, unde erat. Et spiritus redit ad Deum, - qui dedit illum. - «Вернется в землю свою, которою был, и дух отдаст Богу, Который даровал его» - Эккл. XII, 7». Таким образом, «гнозис» и «вера» - две формы познания сверхчувственной реальности, предполагаемой символическим мышлением о мире.

Объединяясь, вера и знание рождают принципиально новое явление, совмещающее черты того, и другого: попытки описать объект веры с помощью логики и философии, подойти с рациональной точки зрения к священному писанию и т.д.; объединение же их геометрических знаков – вектора и круга – дает спираль. Спираль – это схема восхождения, подразумевающая постоянное возвращение к пройденному, но уже на новом уровне, с новым переосмыслением. Это движение подразумевает путь не сплошной, но многоуровневый, на котором каждый уровень – новая ступень.

Таким образом, главными доминантами, на которых строится культура, в основе которой лежит символистское мышление, являются символ, идеалистическое мышление (представление о двоемирии), ритуалы и таинства, а также нравственный дуализм, аскеза (инициация, монашество), религиозный акт и гнозис как средства познания метафизического, способные к взаимопроникновению и синтезу. В культуре европейского средневековья данные черты обрели свое ярчайшее выражение, найдя благодатную почву для развития в католическом культе и религиозной философии христианства.

Единым принципом, общей идеей, связывающей всю средневековую культуру, был Бог. Вера в Бога наделяла существование человека нравственным смыслом, отсюда – все средневековые представления о «Высшем Благе», добре и зле. Однако, будучи всецело религиозной, средневековая культура наследовала и традиции античного «гнозиса» - т. е. познания метафизической реальности при помощи логики и философии. Первые серьезные попытки к этому были предприняты Оригеном. Но попытки объединить гнозис и веру неизбежно ведут к взаимному усвоению ими некоторых черт друг друга. Мы видим, как в учение Оригена проникают идеи (естественно, не одобренные церковью) о метемпсихозе (переселении души), цикличности вселенского времени, а также о неоднократном искуплении грехов мира.

Подобное прослеживается не только у Оригена, но и у всех, кто пытается совместить πίστις и γνώσις. Ярчайшее выражение это получило у гностиков.

В культуре русского символизма мы сталкиваемся практически с теми же изложенными выше чертами, обнаруживаемыми в средневековье. Символизм, явившийся реакцией на позитивистскую и материалистическую идеологию и художественную практику второй половины XIX века, с самого начала тяготел к идеализму, обретая свое философское обоснование в трудах Платона, Плотина, а также философов-идеалистов более позднего времени (Соловьева, Шопенгауэра). Существование двух миров было для символистов неоспоримой реальностью.

Кроме того, символизм отчетливо религиозен. Многие символисты были людьми религиозного поиска. Будучи религиозным, символизм не чужд и ритуалов, мистерий. Более того, каждое действие, каждое событие наделялось символистами глубоким религиозным смыслом. Существовали обряды «посвящения», случались «ритуальные самоубийства» (И. Коневской, М. Пантюхов).

Существовало среди символистов и своего рода монашество – А. Добролюбов избрал путь странничества, Блок и Мережковские были сторонниками «белого брака» (т. е. «девственного» брака, исключающего сексуальные отношения).

Но символизм никогда не оставался «слепо» религиозным – ведь предтеча его Вл. Соловьев настаивал на единстве веры и знания, излагая сложнейшие религиозные истины на языке философии. Потому искусство символизма нельзя понять без обращения к тому кругу философских идей, которые его питали.

Таким образом, культура русского символизма по самой своей структуре оказывается очень сходной с культурой европейского средневековья. Подчеркнем еще раз, что выявленные нами элементы культуры «символистского» типа характерны для всех культур, развивавшихся в подобном русле, и не ограничиваются теми двумя, которые рассматриваются в данном исследовании. В качестве примера в исследовании приводится вайшнавизм (индийский культ бога Вишну), время расцвета которого отчасти совпало со временем расцвета европейской культуры Средних веков.

Во втором параграфе – Механизмы «проникновения» европейской средневековой культуры в русский символизм – рассматриваются этапы проникновения (воздействия) одной культуры на другую, согласно теории Ю.М. Лотмана.

Первый этап характеризуется восприятием «чужой» культуры на ее языке. На данном этапе форма принимается как образец для подражания, а образ – неотделим от породившего его времени.

На втором этапе, «коды, импортированные вместе с текстами, встраиваются в метакультурную среду…». Здесь можно говорить о первых шагах проникновения ценностей средневековья в символизм.

На третьем этапе, когда «обнаруживается стремление отделить некое высшее содержание усвоенного миропонимания от той конкретной национальной культуры, в текстах которой она была импортирована», в символизм прочно входят образы, передающие основные ценности породившей их эпохи средневековья, но при этом становящиеся ценностями воспринявшей их культуры.

Четвертый этап, на котором «тексты-провокаторы полностью растворяются в культурной толще воспринимающей культуры, а сама она приходит в состояние возбуждения и начинает бурно порождать новые тексты», собственно, и представляет этап высочайшего развития символизма, его расцвет, когда он в полной мере воплощает в себе многие из ценностей средневековой культуры. Это тот уровень, который касается не только отдельных произведений искусства, но и всей жизни, воплощаясь и в религиозных исканиях, и в философии.

Полностью усвоив содержание культуры европейского средневековья, русский символизм сам становится источником для подражания, обретая, таким образом, статус «самостоятельной» культуры.

Вторая глава – Отражение средневековой культуры в ранней лирике Блока – содержит анализ лирики Блока 1898 - 1903 гг., а также рассматривает ее в свете учения средневековых гностиков и “гностических христиан”. Глава состоит из пяти параграфов.

Первый параграф – Культура светского и духовного рыцарства как основа ранней лирики Блока. Вводные замечания –посвящён обзору духовной и светской рыцарской культуры средневековья. Здесь содержится также постановка вопроса о воздействии рыцарской культуры на раннюю лирику Блока.

Как класс рыцарство начало складываться к эпохе Карла Великого (IX в.) и со временем превратилось в отдельный слой общества, со своей структурой, обычаями и законами. Но со временем слово «рыцарство» перестало быть лишь наименованием определенного социального слоя, наделенного особыми сословными привилегиями или обязанностями, а стало подразумевать и нечто большее – особую систему духовных и этических ценностей. В XII веке с развитием куртуазной культуры к рыцарским доблестям добавляется «вежество» (учтивость), куртуазность, благородные манеры, поэтическое и песенное искусство, а по мере воздействия на всецело «светскую» куртуазную культуру культуры духовной, христианской, и такое важное качество, как верность идеалу – Прекрасной Даме.

С образованием в январе 1128 года в Палестине ордена Тамплиеров появилось и такое понятие, как «духовное рыцарство», необыкновенно важное для Блока. Л. П. Карсавин говорит: «Не будучи еще аскетическим и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари – eil que Damedieu servent de loial cuer entier [«Те, кто служит Богородице, преданные от всего сердца»] – были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков»[1].

Дух рыцарства пронизывает «Стихи о Прекрасной Даме» на всех уровнях – начиная с «готической» обложки первого издания и заканчивая общими мировоззренческими установками самого Блока, заложенными в тексты отдельных произведений и сборник в целом. В нашем исследовании рассматриваются три уровня, на которых можно выявить связь ранней блоковской лирики с ценностными установками духовного и светского рыцарства XI-XIII вв.:

1. Уровень «материальной атрибутики»;

2. Уровень этических ценностей и установок;

3. Уровень философский, мировоззренческий.

Первый уровень подробно разбирается во втором параграфе – Материальная атрибутика рыцарства в «Стихах о Прекрасной Даме. Здесь рассматриваются образы, в которых предстает перед читателем блоковский герой, а также некоторые символы, характерные для Блока, но восходящие (зачастую через посредство романтиков) к средневековью.

Не менее значимыми, чем символы Розы и Креста в более зрелом творчестве поэта, в стихах этого периода становятся символы Храма, Меча (и более широко - «Оружия», «Щита», «Доспехов»), Лилии (символа Девы Марии), а сам герой обретает черты «рыцаря-монаха» (как впоследствии Блок назовет своего «учителя» Вл. Соловьева). Рыцарь Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» – воин и слуга, он служит Даме и он ее пленник. В этом проявляется куртуазная традиция, восходящая, возможно, к Петрарке. В стихотворении «Мне битва сердце веселит…» (1901) с эпиграфом из Петрарки Блок развивает заданный им образ любовного плена. Однако наиболее сильно и последовательно звучит уже в ранних стихах мотив стояния на страже. И.С.Приходько упоминает (со ссылкой на ЗК 72. и Андрей Белый и Александр Блок. Переписка 1903 – 1919. М., 2001. – 324), что «формулой – стояние на страже – Блок, как известно, определял религию»1. С образом стража соприкасается здесь и образ хранителя. Оба они отсылают нас к «духовному рыцарству», и это уже другая средневековая традиция, не куртуазная, а духовная.

«Духовная» составляющая средневекового рыцарства для Блока важна в неизмеримо большей степени, чем «материальная». И. С. Приходько пишет: «В своей речи, посвященной 10-летию со дня смерти Вл. Соловьева, Блок представляет своего Учителя Вл. Соловьева в образе «честного воина Христова», Рыцаря-Монаха, для которого щит, меч и самоотречение – «отречение от лица своего эгоизма» – «средства для борьбы с драконом» – мировым хаосом… Раскрывая таким образом суть личности и творчества Вл. Соловьева, Блок дает нам в руки ключи и к глубинным принципам своей собственной личности и, следовательно, к своей жизни и творчеству»2. Отсюда – такие образы Блока как пилигрим, монах, рыцарь-монах. Отсюда же – и обилие стихотворений в жанре прославления и молитвы. Отсюда – и цитаты из Священного Писания (нередко на латыни), обилие библейских мотивов и образов. Отсюда же и образы Храма, Креста, Марии.

В третьем параграфе - Нравственные и духовные ценности героя Блока - рассматривается ряд нравственных и моральных установок, питающих раннюю поэзию Блока.

И. С. Приходько пишет: «Самоотречение, верность, служение, стояние на страже – категории, выражающие представление о нравственном совершенстве рыцаря, становятся для Блока ключевыми… Высокая рыцарская идея служения и верности своему единственному предназначению определяет весь путь Блока – Поэта и Человека – и воплощается в творчестве на всем его протяжении…» (2004: 173). «Кодекс чести» рыцаря соблюдается блоковским героем безукоризненно. Такие его «облики», как хранитель, страж, поэт являются зримым воплощением этих ценностей.

Верное служение идеалу (ср. «Сама судьба мне завещала / С благоговением святым / Светить в преддверьи Идеала / Туманным факелом моим») – характерная особенность всего рыцарства в целом – и духовного и «светского». Мотивы уподобления возлюбленной святым и благотворного, очищающего воздействия любви, столь характерные для Блока, восходят также к куртуазной традиции.

Последней стадией спиритуализации образа Дамы становится превращение ее в святую, когда субъект отодвигается на задний план, и любовь превращается в благоговейное созерцание, какое испытывает верующий перед Девой Марией. По этому пути идет и молодой Данте. Герой Блока также готов возносить своей Даме молитвы. Мотив молитвы в «Стихах о Прекрасной Даме» очень тесно связан с мотивом прославления («lauda»), а через него – с песнью. В форме молитвы написаны многие стихотворения. Таким образом, поэзия становится частью обряда, религиозного акта, совершающегося в честь Прекрасной Дамы. Рыцарь же – хранитель лампад – оказывается Поэтом.

Третий параграф - Мировоззренческие установки молодого Блока. Блок и «гностическое христианство» - содержит ключевые положения работы. В ней рассматривается история развития "гностического христианства", а также становление мировоззрения самого Блока.

Идеалистическое мировоззрение, представление о двух мирах, с первых страниц заметно в стихах Блока.Сюда же можно отнести и антагонизм тьмы и света, на всех уровнях пронизывающий раннюю его поэзию. Глубокая религиозная вера Блока, от природы свойственная ему и в поэзии воплощенная в проходящем через все его творчество мотиве пути к свету, в это время начинает «соперничать» с теоретическим философствованием в духе Платона, что, в конечном итоге приводит к некоему синтезу πίστις и γνώσις. В это время в стихах Блока мотивы «вечного возвращения», «смыкающихся кругов» (например, стихотворение «На небе зарево. Глухая ночь мертва…») чередуются с мотивами «пути», «восхождения». А учение о метемпсихозе и «анамнесисе» - «припоминании» постепенно перерастает в представление о «воплощении». Как вспоминает С. Соловьев, Блок «стал серьезен и задумчив, в стихах появилась метафизика - «αγραφα δόγματα» (неписанные догматы (греч.)), - эротические мотивы смолкли. Перешел с юридического факультета на филологический, серьезно принялся за Владимира Соловьева, за ”Чтения о богочеловечестве”».

Средневековье, во многом питавшее творчество и философию Вл. Соловьева, не могло не отразиться на творчестве молодого Блока и его «Стихах о Прекрасной Даме». И. С. Приходько отмечает: «Ю. Айхенвальд говорил о «готике» сборника… Замечу от себя, что готика – это не только пластические формы определенного художественного стиля, это – преодоление земных тяготений, устремленность ввысь, дерзновенный прорыв в беспредельность («Души готической рассудочная пропасть» - Мандельштам)» (2004: 174). Но готика – это еще и художественное воплощение определенной мировоззренческой системы. И. Н. Голенищев-Кутузов возводит возникновение готики к мистическому учению Св. Бернарда Клервоского. На понятии света строится весь блоковский сборник.

Учение Вл. Соловьева, а особенно – его поэзия, бесспорно, сильно повлияли на молодого Блока. Как пишет современный философ, «попытаться найти locus соловьевского «смысла» в смысловом космосе европейской культуры» можно «через сближения и расхождения с основными векторами развития европейской культуры и философии в последние 2,5 тысячелетия — платонизмом, еретическим и нехристианским гностицизмом и христианством»1. Неудивительно, что эти гностические и гностико-христианские представления, наряду с платонизмом и неоплатонизмом, значительно влияли на Блока.

Известно, что наиболее тесно гностицизм, христианство и платонизм соприкоснулись в эпоху «зрелого средневековья», породив мощную традицию, вызвавшую к жизни многие тайные учения и повлиявшую, в числе прочих, на Сведенборга, Бёме, Гете, немецких романтиков и самого Владимира Соловьева.

Далее в параграфе рассматривается история возникновения и развития "гностического христианства" и анализируется влияние, которое, возможно, оказали на Блока некоторые значимые явления в этом процессе, а также стоявшие за ним личности. К ним относятся тамплиеры и, в первую очередь, их идеолог и "покровитель" Св. Бернард, Джауфре Рюдель и Данте.

Об интересе Блока к доктрине тамплиеров и недилетантской осведомленности в ее тонкостях и деталях, глубоком знании истории этого ордена свидетельствует многое. Известно, в частности, что Блок был знаком с книгой Н. Осокина «История альбигойцев до кончины папы Иннокентия III» (Казань, 1869 г.). Читал он и статью А. Н. Веселовског




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распределение напряжений в грунте по подошве сооружений и конструкций конечной жесткости | АНГЛИЯ В 50-60-х ГОДАХ XIX ВЕКА

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия