Студопедия — Земляные ворота.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Земляные ворота.

Обряд прохождение в земляные ворота (çĕр хапха витĕр тухни) … или прохождение сквозь землю (çĕр витĕр тухни).

 

В старину этот обряд совершался моими земляками и совершался аккуратно через каждые три года. Обряд совершали в исключительных годах в годы общенародного бедствия; по случаю сильной засухи, холеры, чумы ит. В последний раз данный совершалось в 1892 году.

Совершают его всегда после чувашского праздника «Çинçе», перед началом паровой пашни.

Место для совершения обряда выбирается всегда около оврага рядом с деревней, но обязательно на восточной стороне ей.

Совершают этот обряд с целью предохранить себя и скот от эпидемии или другого общественного бедствия, о чем просят Бога при совершении самого обряда.

Церемония обряда заключается в следующем;

Сельский староста, предварительно посоветовавший со стариками, извещают односельчан, что в этот день «çĕр витĕр тухмалла», т.е нужно проходит в земляные ворота. В назначенный день все жители деревни должны быть дома, не в одном доме до совершения обряда не должны разводить огонь для какой бы то ни было надобности. Утром около 7-8 часов с каждого дома выходить один человек с лопатами для рытья «ворот». Около оврага выбирают удобное место и начинают рыть. На спуск к оврагу роют проход размером с настоящих ворот. Сверху прохода оставляю полосу землю толщиной в аршин, имеющая снизу форму свода. Где грунт не твердый, под этот свод кладут доски, чтоб земля не обрушалась. Таким образом, получается настоящие земляные ворота со сводообразной крышей, в виде туннели. Когда почти заканчивают рыть «ворота», начинают добывать огонь. Для этого вблизи земляных ворот ставать параллельно два вертикальных столба, а между ними кладут поперек толстую палку, так что получается формы буквы «Н». Столбы сверху сильно стягиваются веревкой. Затем несколько человек с веревкой начинают быстро вертеть палку. Через несколько минут на концах палки от сильного трения вспыхивает огонь, которую называют «новым огнем» - çĕнĕ вут. Около земляных ворот на правой стороне входа, эти новым огнем разводят костер. К этому времени должны собраться все жители деревни. Сюда же пригоняют домашний скот деревни. Когда все соберутся к месту совершения обряда, на «новом огне» в котлах варят кашу и пекут на сковородках 5-6 «йусман» т.е блины. Кашу приносят в жертвы «киремет амăшне» т.е матери киремети, а блину – лепешки ее детям.

При этом читают определенную молитву.

После этого, по обоим сторонам выхода из ворот ставать по одной кадушке с водой. Ĕмзя – мужчина читает определенную молитву. После молитвы начинается само прохождение в земляные ворота. Сначала проходит один человек – единственный сын у родителей, а за ними все мужчины. Затем проходит девушка – единственная дочь у родителей, а за ней все женщины. Потом прогоняют скотину. Двое ĕмзей - мужчин стоят по обоим сторонам выхода и всех проходящих окропляют «освященной» водой, со словами; «сывă пул» - будь здоров. Все это происходить чинно, серьезно и благообразно. По окончания всей церемонии народ чинно расходится по домам, причем каждый домохозяин берет домой «новый огонь» т.е горячие угольки сиз костра.

 

30 мая 2015 года в селе Новые Убеи Дрожжановского района Республики Татарстан, под руководством краеведа Ярухина Владимира местные жители совершили данный обряд прохождение в земляные ворота (çĕр хапха витĕр тухни) … или прохождение сквозь землю (çĕр витĕр тухни).

Утром около 6 часов, несколько человек собрались на священное место для жителей данного села, так называемым «ÇУТ» - междуречье. По преданиям на данном место около 350-400 лет назад поселились четыре брата Ярсутка, Яруха, Ярхун Ятман и еще Лашман и основали данное село. Три года назад на этом священном месте был установлен ЮПА – столб с именами данных лиц. И ежегодно на этом месте местные жители собираются, и совершаю определенный обряд, вспоминаю первопоселенцев, варят священную кашу (для этого режут белого барана). После употребления священной каши водят хоровод, играют различные игры.

На берегу оврага нашли удобное место и стали рыть так называемые земляные ворота.

 

 

Из-за того что было мало народа ворота получились высотой 1,5 метра, и шириной одного человека.

 

 

С помощью маленькой деревянной палки молодые люди старинным способ добывали «новый огонь» -çĕнĕ вут.

 

 

Из нового огня развели огонь и поставили три котла для варки мяса и приготовления каши (из гречневой крупы)

 

Около 16 часов на священное место собрались местные жители села Новые Убеи. Краевед Владимир Ярухин рассказал о различных чувашских национальных обрядах, которых проводили в старину, потом народу показал несколько обрядов.

В первую очередь провел обряд возле священного ЮПА, после совершения молитвы, мальчик средних лет залез на столб и на вершине ЮПА положил яйцо. потом собравшийся люди совершили три круга вокруг ЮПА.

 

 

Потом был совершен следующий обряд; «ХĂЯТ – ПĂТТИ». после молитвы, в небо пустили белого голубя (на самом деле нужен воробей, но его не могли поймать). Сначала помыли его ножки, клюв и крылья, далее мокнув указательный палец в подсолнечное масло, намазали голубя – проводя пальцем от головы до хвоста, а потом пустили в небо. Белый голубь улетел на восток, по поверьям, если птица улетит на восток, будет хороша погода и богатый урожай, если полетит в другую сторону, будет плохо.

 

 

После этого обряда провели обряд «Ĕмĕт кантри» - загадывание желания, после совершения молитвы незамужние девушки в небо отпускали голубей, при это загадывали свои желания, а потом весь народ стал завязывать разноцветные ленты с загадыванием желания.

 

 

 

После всех обрядов совершили обряд прохождение в земляные ворота (çĕр хапха витĕр тухни) … или прохождение сквозь землю (çĕр витĕр тухни).

После того как краевед Владимир Ярухин прочитал определенную молитву, начали жителей села пропускать через «земляные ворота». При выходе с ворот в обе стороны были поставлены ведра с чистой водой и молодые березовые веники, и всех проходящих окропляли «освященной» водой, со словами; «сывă пул» - будь здоров.

 

После совершения данных обрядов, собравшийся народ стал употреблять священную пищу, потом стали водить хоровод и играть различные игры.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список літератури. 1. Гаркавенко С.С. Маркетинг, - К: Лібра, 2009 - 384 с | Эдмунд Гуссерль

Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 877. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия