Студопедия — Десятая лекция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Десятая лекция






Известные глубокие вопросы кармических связей, которые относятся к нашему человеческому влиянию на Карму, и особенно на Карму других людей, то есть те вопросы, которые относятся к изменению направления Кармы в малом и большом, - нельзя осветить, -и даже нельзя вызвать представление как должно на них отвечать, - без того, чтобы не затронуть известных важных вопросов нашего мироздания. Такие вопросы могли бы, может быть, встать перед каждым из уже сказанного, если вы ту или иную мысль, вызванную и освещенную с разных сторон проследите дальше сами для себя.

Также может быть поднят вопрос: что случается, когда в кармической связи человека, благодаря тому, что он раньше переживал и делал, - необходим болезненный процесс для удаления этого кармического факта, и если этому человеку можно помочь лекарствами или какими-либо другими вмешательствами таким образом, что он действительно может быть исцелен в этом случае, благодаря человеческой помощи? И каково отношение такого факта к глубоким восприятиям кармической закономерности?

Я сразу же отмечаю: чтобы вообще бросить свет на эти вопросы, необходимо затронуть вещи, лежащие очень далеко от современной науки и от теперешнего мышлении человека, и о которым можно говорить, так сказать, только среди теософов, которые уже приготовлены для этих вещей тем, что они уже восприняли многое из истин, относящихся к глубоким подосновам бытия, и усвоили себе чувство, что вещи, на которые теперь можно только указать, уже давно и полностью могли быть обоснованы. Мне хотелось бы, все же выразить здесь одну просьбу: то, что я вынужден говорить о глубоких подосновах земного бытия, и о чем я постараюсь сказать точным образом, т. к. иначе при иных сопоставлениях или будучи сказанным и совсем без них, все сказанное могло стать неверно понятым и повело бы к недоразумениям, - вот почему я прошу просто принять эти вещи так, как они будут сказаны, и никак не иначе.

Затем, я еще должен попросись, чтобы эти вещи не передавались бы дальше и чтобы никто не считая их просто учебным материалом, который он может давать дальше, потому что только взаимная связь оправдывает такое положение, а оно только тогда оправдано, если за ним лежит сознание, как надо произносить слова, чтобы выразить нечто подобное в мысли.

Собственно говоря, дело идет о вопросе о глубокой сущности материального бытия - с одной стороны - и о сущности душевного бытия - с другой стороны.

Мы обязательно должны усвоить сегодня более глубокое восприятие душевного и материального, и это необходимо по совершенно определенной причине, т. к. мы говорили на предыдущих лекциях о том, что душевное человека может проникать более или менее глубоко в материальное. Вчера мы смогли охарактеризовать сущность мужского существа тем, что мы сказали о нем: у мужчины душевное проникает в материальное и запечатлевается в нем глубоко, тогда как душевное женщины в известном отношении больше удаляется от материального и создает себе самостоятельное бытие по отношению к нему. Таким образом, мы видели, что многое из кармического переживания основано на том, как, происходит взаимопроникновение душевного и материального. Мы видели также, как известный процесс заболевания, выступающий в одной инкарнации, является кармическим следствием ошибок, совершенных душой в прежних воплощениях, причем душа тогда переработала в себе свои поступки и затем на пути между смертью и новым рождением приняла в себя тенденцию, чтобы то, что происходило раньше только как признак, как влияние душевного, запечатлелось бы в телесном, в материальном. И если в таком случае человеческая сущность все больше пропитывается таким душевным, которое приняло в себя люциферическое и ариманическое влияние, го именно благодаря такому душевному портится человеческое материальное. И в этом заключается ведь тогда процесс заболевания. Поэтому мы можем сказать - в больном теле живет нечто испорченное душевно, претерпевшее неправильное влияние, - люциферическое или ариманическое, и в тот момент, когда вы смогли бы вывести их из душевного, - наступило бы правильное проникновение души и тела, - то есть пришло бы здоровье. Следовательно, мы должны спросить: как же обстоит дело с этими двумя членами земного человеческого бытия вставшими теперь перед нашими глазами - с материей и душевным? Чем являются они в глубине своего существа? И когда встает этот вопрос, то у современного человека рождается мнение, что ответ на вопрос: "Что такое материя? Что такое душа?". Всюду на земле, где этот вопрос мог встать - будет одинаковым; и я не думаю, чтобы человеку легко было усвоить мнение, что для существ, живших на старой Луне, ответ на этот вопрос: "Что такое материя? Что такое душа?" звучал бы совсем иначе, чем для существ, живущих на земле. Бытие настолько сильно движется в своем развитии, что даже такие вещи меняются, а также представления, которые может составить себе существо о глубоких основах своей собственной сущности. А потому и ответ на вопрос: "Что такое материя? Что такое душа?" - изменяется также. Поэтому сразу же надо сказать, что ответы, которые можно дать - являются только ответами земного человека и только для него или в связи с некоторыми явлениями в учении об электричестве - понятие элемента претерпело различные изменения, причем пришли к мнению, что эти известные до сих пор, приблизительно 70 элементов являются лишь предварительной границей материи и что их разложение может привести обратно к одной-единственной основной материи, которая затем только через внутреннюю комбинацию, благодаря внутреннему элементу в своей сущности специализируется один раз в золото, - а другой раз - в калий, кальций и т. д.

Это изменяющиеся научные теории. И точно также, как научные теории изменялись в течение каждых 50 лет в XIX веке, и пришли к тому, что известные физики увидели в том, что должно быть материей, нечто подобное существам, нечто что было взято от электричества, как теперь "Теория ионов (это и сейчас научные моды), так же как в недалеком будущем будут существовать другие научные моды, и будут представлять себе материю иной по составу. Это факты.

Научные мнения очень переменчивы, да они и должны быть таковыми; они ведь целиком зависят от тех фактов, действие которых особенно значительно именно для данной эпохи.

Напротив, духовноведение с его учением, проходя через все эпохи, и во все времена, пока имеются земные культуры (и оно будет идти таким образом, пока будут существовать эти культуры), оно имело всегда одинаковый, однородный взгляд на сущность материального бытия, на материю. Чтобы привести вас к тому, что имеет в виду духовноведение как сущность материи. - я хотел бы сказать следующее:

Вы знаете самый обыкновенный процесс: когда перед нами "лед", что это твердое тело, твердая материя. Эта материя твердая - не благодаря своей настоящей сущности, она -твердая материя только благодаря внешним обстоятельства. И она уже не будет твердой материей, если мы повысим температуру соответствующим образом, и тогда она уже будет живой материей. Следовательно, какой является материя нам в внешнем мире, это вовсе не зависит от того, что имеется в ней самой, но от всех обстоятельств окружающего мира.

Затем мы можем вводить в эту материю еще больше тепла, и из воды, начиная с определенной точки начинает образовываться "пар"! Итак, мы имеем лед, воду, пар, и вызвали это благодаря повышению температуры в окружении того, что мы можем обозначать как "материю в различных формах". Итак, мы должны различать материю, какой она является нам, не по внутреннему виду, но мы должны уяснить себе, что способ как материя, выступает нам навстречу, зависит от вида общей конституции мира, и что нельзя ничего от всего мирового целого делить на отдельные материи.

Но дело обстоит так, что методы современной науки вообще недостаточны, чтобы прийти к тому, к чему может прийти духовноведение.

Современная наука не может своими средствами довести материю, куска льда, которая благодаря повышению температуры становится сперва жидкой, а затем газообразной, - до того, чтобы она перешла в состояние, которое является последним, достижимым состоянием на Земле, в которое должна быть переведена каждая материя. Сегодня невозможно создать научными средствами такие условия, с помощью которых можно было бы показать: "Если ты берешь золото и делаешь его постепенно все тоньше, до возможного предела на Земле, то ты придешь к такому или иному состоянию. Если ты проделаешь то же самое с серебром, то получишь тот же результат, — с медью то же самое и т. д.

Духовная наука может сделать это. потому что она в конце концов основывается на ясновидческих методах исследования; и поэтому она в состоянии сделать следующее наблюдение: как в - так можно сказать - промежуточных пространствах наших материй всегда находится нечто, подобное являющейся фактически внешней предельной границей, до которой вообще может быть доведена материя, в ее земном бытии.

Имеется действительно состояние растворения, доступное ясновидческому исследованию для всякой материи и одинаково для всех материй; но то, что вступает тогда -уже не материя, но нечто, лежащее по ту сторону всяких специализированных материй, окружающих нас. И каждая отдельная материя является тогда чем-то конденсированным, уплотненным из этой "основной материм" (хотя это уже больше не материя), будь то золото, серебро или какая-нибудь другая материя. Имеется основная сущность нашего материального земного состояния, из которой возникло все только путем уплотнения. И на вопрос: "Что же это за основная материя нашего земного бытия?", отвечает духовноведение: каждая материя на Земле – это конденсированный свет! И в материальном бытии нет ничего, что не было бы чем-то иным, как в той или иной форме уплотненный свет. Поэтому вы видя то, что для того, кто знает факты, нельзя основать теорию, как например, гипотеза колебаний в XX веке. В ней пытались получить свет средствами, которые были грубее, чем сам свет. Свет нельзя отнести к чему-то другому в нашем материальном бытии. Что бы вы не осязали, как материю - всюду это будет конденсированный, сжатый свет. Материя по своей сущности - свет, таким образом, мы указали, с духовноведческой точки зрения на одну сторону вещей. Мы познали то, что лежит в основе всего материального, как свет. И когда мы смотрим на материальное тело человека, то и оно соткано из света. Человек являясь материальным существом соткан из света.

Теперь возьмем другой вопрос: "Что же такое сущность душевного?". Если бы мы исследовали подобным же образом духовноведческими средствами, ту субстанционально-действительную основу сущности душевного. - то нам явилось бы, как то, что все материальное - есть сжатый свет, также и то, что все многообразные, совершенно различные душевные явления на Земле открываются, как многообразные претворения того, что должно быть названо любовью,если мы действительно осознаем основное значение этого слова.

Каждое движение душевного вида, где бы оно не выступало, является каким-либо образом модифицированной любовью. И когда мы должны как бы соединить внутреннее и внешнее человека и запечатлеть их одна в другом, то мы имеем его внешнюю телесность, сотканную из света, и его внутреннее - душевное сотканным одухотворенным образом - из Любви. Любовь и свет фактически как бы вотканы в друг друга во всех явления нашего земного бытия. И кто должен постигать вещи духовноведчески, тот спросит в первую очередь: каким же образом и в какой степени соединяются любовь и свет друг с другом? Любовь и свет - это два, элемента, два компонента, пронизывающие все земное бытие: любовь - как душевное земное бытие, свет - как внешнее материальное земное бытие. Но теперь для обоих элементов - свет и любовь, которые, собственно, должны были бы согласно великому ходу земного бытия - находиться рядом, - наступает то, что между ними должен быть посредник, соединяющий один элемент с другим - свет с любовью. Это должна быть сила, которая, так сказать, не имеет особенного интереса в любви, которая вплетает в элемент любви - свет и заинтересована в том. чтобы дать свету наибольшие распростра­нение, давая ему излучаться в элементе любви. Такая сила не может быть силой Земли, т. к. Земля ведь является Космосом Любви. Ее миссия всюду внедрять любовь.

Следовательно, все, что связано с земным бытием - не может иметь ни малейшего соприкосновения с любовью. Но таким интересом обладают люциферические сущности; они как раз отстали на Луне, - космосе Мудрости. Их особенно интересует вплетать свет - в любовь. И поэтому люциферические сущности работают всюду, где наше внутреннее, сотканное из любви, каким-либо образом вступает в связь со светом, где бы он не существовал в любой форме; а свет ведь и выступает нам навстречу во всяком материальном бытии. И как только мы вступаем в какое-либо отношение со светом, выступают люциферические сущности и люциферический элемент вплетается в любовь. Благодаря этому человек, в ходе воплощений вступил вообще в люциферический элемент. Люцифер показал себя с элементом любви, и во все, что соткано на любви, вчленяется элемент Люцифера, который только и может принести нам то, что делает из любви не только отдачу себя без остатка. - но пронизывает любовь мудростью, и она становится любовью пронизанной изнутри мудростью; без этой мудрости любовь была бы, самой собой разумеющейся силой, за которую человек не мог бы нести ответственности. Теперь же любовь становится настоящей силой Я, в которую вплетается люциферический элемент, который прежде находился во вне, в материальном.

Только благодаря этому становится возможным, что наше внутреннее, которое должно было получить в земном бытии отпечаток любви в полном ее объеме, пронизывается всем другим, что мы можем отметить как воздействие Люцифера, что ведет, с одной стороны, к проникновению внешне-материального, так что не только любовь пронизывает то, что соткано светом, но это такая любовь, которая проникнута Люцифером. В то время, когда человек принимает люциферический элемент, он вливает в материальное бытие своей со­бственной телесности такое душевное, которое, правда, соткано из любви, но в нее вплетен люциферический элемент. Любовь, пронизанная им, которая запечатлевается в материа­льном, это и есть причина заболевания, действующая изнутри. И в связи со всем, что мы привели уже раньше, как необходимое следствие, вытекающее из заболевания, возникающего из люциферического элемента, мы можем теперь сказать: то, что мы должны рассматривать, как такое последствие в боли (мы ведь видели, как боль является следствием люциферического элемента), это показывает нам действие кармической закономерности таким образом, что действие одного поступка или искушения, исходящего от Люцифера, - изживается кармически так, что в боли выявляется то, что должно привести к преодолению данного действия.

Но можем ли мы в таком случае помочь чем-нибудь? Смеем ли мы вообще здесь помогать? Смеем ли мы все внедрившееся из люциферического элемента со всеми его последствиями в виде боли, - каким-то образом устранить? После ответа на вопрос о сущности душевного, нам открывается необходимость и возможность совершить это, если мы найдем для человека, имеющего в себе люциферический элемент, как причину заболевания, - средство изгнать это люциферическое в нем соответствующим образом. Что же это за средство, которое должно действовать еще сильнее, чтобы люциферический элемент вышел бы правильным образом? Что загрязнено на нашей Земле благодаря люциферическому элементу? - Любовь! Поэтому то мы можем получить настоящее действенное средство в помощь нам в лице любви, чтобы кармический элемент изживался бы правильным образом. И мы должны в итоге всего, что становится в этом направлении причинами заболеваний, видеть в элементе любви, который уменьшился в душевном, благодаря влиянию Люцифера, - нечто, к чему мы должны привнести еще что-то. Мы должны влить любовь для того, чтобы помощью могли стать поступки любви. Этим характером привнесенной любви обладают те исцеляющие действия, опирающиеся более или менее на так называемые "психические процессы исцеления". И то, что применяется при помощи психических процессов исцеления, связано в какой-то мере с добавлением любви. Любовь - это тот бальзам, который мы вливаем другим людям. И в конце концов это должно быть приписано только любви. И это может быть сделано. Любви должно приписать, когда мы приводим простые психические факторы в движение и побуждаем этим другого хотя бы только привести в порядок его подавленную чем-то душу. Все это должно иметь свой импульс в любви - от простейших процессов исцеления и до того, что теперь часто называется профанами - "магнетизированием". Что же передается при этом от исцеляющего тому, кто должен получить исцеление? Это, - если мы хотим говорить выражениями физики, - "обмен напряженностями". То, что живет в исцеляющем, именно известные процессы в эфирном теле, это - вступая в известное отношение к тому, кто подлежит исцелению, стано­вится неким видом полярности по отношению к исцеляемому. Полярность называется именно так, как вы называете в абстрактном смысле полярность, когда вы вызываете один вид электричества - положительный, - и возникает соответственно - иной - известным образом отрицательный. Вызываются полярности. И это нужно воспринимать в имманентном смысле как жертвенное деяние.

Действительно, вызывают в себе самом процесс, который предназначается не только потому, чтобы иметь значение в нас самих; в таком случае вызывают только лишь этот про­цесс, но в этом случае процесс необходим, чтобы вызвать в другом некую полярность этому процессу. И эта полярность, которая конечно зависит от того, что исцеляющий и исцеляемый приводятся в каком-то смысле в связь. Вызвать этот процесс в другом – это в имманентном смысле жертвенная отдача силы, которая есть ничто иное, как превращенная любовь, поступок любви – некой форме. Это и есть собственно настоящее воздействие любви при таких психических действиях. И поэтому нам должно быть всегда ясно, что без лежащей в основе силы любви - дело всегда будет иметь нечто ведущее к неправильной цели. Но процессы любви не всегда протекают так, чтобы человек осознавал это полностью, при обычном дневном сознании, они протекают также и в подсознательных слоях; даже в том, что можно рассматривать как "технику" в процессах исцеления, например, в способе, проведения руками уже имеется нечто отображающее в себе жертвенное деяние. Следовательно, уже там, где мы в процессе исцеления не усматриваем непосредственную связь, и не видим, что делается, все же имеется поступок любви, хотя он целиком превращен в технику. Итак, мы видим, что благодаря тому, что душевное в основе своей – есть любовь – мы смеем применять психические исцеляющие факторы, которые могут быть процессами, происходящими на периферии человеческого существа, и что через эти исцеляющие факторы обогащается основа душевного - любовь любовью в которой она нуждается. И мы видим, с одной стороны ту помощь, которую мы смеем сказать, чтобы поддержать человека, когда он, попав и сети Люцифера, должен вновь освободиться от них. И так как основа душевного - любовь, то мы смеем в этом направлении оказывать влияние на Карму.

С другой стороны, спросим мы, что же стало с тем из света сотканного из материального, в котором заключено душевное? Что случилось с материальным в человеке, сотканным из света?

Возьмем физическое в человеке, - внешнего человека в его материальном существе. Если бы, благодаря кармическому процессу в материальное не переходила бы из душевного та субстанция любви, пронизанная Люцифером и Ариманом, но если бы это была чистая субстанция любви, то мы не могли бы ощущать ее, как загрязненную и ухудшающую материю, сотканную из света. Если бы в материю вливалась бы только любовь, то она вливалась бы в физическое, не ухудшая его; только потому, что любовь может вливаться, приняв в себя люциферическую и ариманическую силы; сотканная из света материя может стать хуже, чем она должна была быть первоначально. Следовательно, это может произойти только благодаря люциферическому и ариманическому повреждению, совершившемуся во время предыдущих инкарнаций человека, благодаря чему мы имеем в человеческой организации перед собой нечто, что не таково как оно должно было бы быть.

Если все было бы как нужно, то это выражалось бы в здоровой человеческой материальной природе; но так как она приняла в себя воздействия Аримана и Люцифера, то она может быть и больной. Как можем мы выяснить снаружи соответствующие влияния, которые вошли во внутрь, благодаря неправильному душевному и неправильной субстанции любви? Что же происходит с физическим, благодаря вхождению чего-то неправильного? Для духовноведения происходит то, что из сотканного света каким-то образом рождается его полная противоположность. Свет имеет свою противоположность во тьме, созданной каким-то образом. Все, что реально - как бы страшно это не звучало, - является загрязнением того, что соткано из света, благодаря вплетенным люциферическим и ариманическим влияниям, как тьма или темнота. Таким образом, мы видим тьму, вплетенную в человеческую материальность. Но это произошло, благодаря тому, что эта человеческая телесность стала носителем того что как Я живет в инкарнациях. Раньше этого не было в ней. Только человеческая телесность может иметь специфически именно эти ухудшения. Они не были раньше в том, что было соткано светом. Теперь человек берег основу для материального из того, что он постепенно выделил в течение развития из себя. Это - животное царство, растительное и минеральное царство. Они содержат также различные материи, то есть сотканное из света для земного бытия. Но во всех этих материях еще не имеется того, что в течение человеческой инкарнации смогло войти внутрь человека в его человеческое материальное бытие. Итак, мы имеем в трех царствах вокруг нас нечто, на что человек никогда не смог бы действовать загрязняющим образом, исходя из самого себя, благодаря люциферическому и ариманическому влиянию, заключенному в них самих, поскольку они действуют из своей субстанции любви. В этом нет ничего из него самого, и тогда смогло быть расширено в своей чистоте то, что в человеке было загрязнено именно в отношении этой чистоты. Когда мы имеем, например, во вне минеральную материю, соль или что-нибудь другое, то ее человек носит также в себе или может носить; но в нем она проникнута тем, что мы можем назвать субстанцией любви загрязненной Ариманом или Люцифером. Но во вне - она чиста. Так отличается каждая субстанция во вне от того, что человек несет в себе как субстанцию. Во вне всегда все иначе, чем в человеке, потому что в нем все проникнуто ариманическим и люциферическим влиянием. Это и есть причина того, почему для всего что человек может более или менее испортить во внешней субстанциональности, - всегда может найтись нечто, что представляет собой соответствующее в чистом состоянии, бее человеческой порчи внутри. То, что существует во вне в мире без порчи, это и будет внешним целебным средством для испорченного. Введите это в человеческую сущность правильным образом и вы получите спецификат для соответствующего повреждения. Так вы имеете вполне объективно то, что вы вводите в человеческое тело, как исцеляющее средство. Теперь вы имеете повреждение - охарактеризованное как специфицированная темнота, то же, что еще не темно - это сотканный во вне чистый свет, и вы видите, как устранить находящуюся в человеке темноту, темную материю, давая ему чистую из света сотканную материю. Таким образом мы имеем в чистой, из света сотканной материи специфическое лекарство против повреждения. Дело идет только о том, и мы часто обращали на это ваше внимание, - что это - заблуждение, в которое не должна впасть теософия, - что было бы бессердечным отрицать, что все же в таких случаях имеется нечто, что мы можем дать при повреждении, как действенное специфическое целебное средство для того или иного органа. Часто говорилось, что организм обладает силами для помощи самому себе. А если это верно и то, что утверждает венская школа нигилистической теории: что путем вызывания противоположных сил наступает процесс исцеления, то все же мы можем, благодаря специфическим средствам пойти навстречу процессу исцеления. Здесь мы видим некий параллелизм, который мы можем описать, исходя из духовноведения. Из всего что я говорил вам, например, о дифтерите, что дело идет при этом особенным образом о кармической причине поразившей астральное тело. Теперь мы находим нечто, что больше всего родственно этому астральному телу. - например, в окружении человека в животном мире.

Поэтому при тех формах заболевания, которые близки астральному телу, мы находим, что медицина бессознательно по какому-то смут ному побуждению обращается к средствам, взятым из мира животных. При заболеваниях же, причина которых лежит в эфирном теле, медицина прибегает к средствам растительного мира. И можно было бы прочесть интересный доклад, например, об отношении к известным сердечным заболеваниям. Все это вещи, имеющие правильное значение, - поскольку они основаны на действительности, - не только на пять лет, как сказал один медик, - а затем перестают быть правильными, - как бывает в том случае, когда выводы делаются только из внешних симптомов. Но имеется известное сокровище целебных средств, которое всегда так или иначе приводится в связь с духовноведением, и которое было получено по наследству, без ведома людей об его происхождении. Так же, как теперь, астрономы не знают, что "Канто-Лапласовская теория" пришла к нам из школ Тайноведения средних веков, так не знают люди, откуда собственно происходят эти сокровища - исцеления. И причины заболевания, связанные с сущностью физического тела, - ведут к применению целебных средств из минерального царства.

Даже благодаря этим аналогичным взглядам, может быть, следовательно дано указание на эти вещи. Потому для человека, благодаря окружающему его миру имеется возможность помощи с двух сторон: во-первых, на введение модифицированной любви в психических процессах исцеления, и с другой стороны - модифицированного света при тех процессах, которые каким-то образом связанны с внешними процессами исцеления. Все, что может быть сделано, происходит либо с помощью внутренних психических средств - с любовью, или же -внешних средств - света, уплотненного каким-то образом.

И когда наука когда-либо придет к тому, чтобы научиться верить в сверхчувственное и в положение что "Материя - это каким-то образом конденсированный свет", - тогда из этого положения будет брошен свет на систематические поиски способа помогать внешними средствами человеку. Из этого мы видим, как в том, что в течение долгих промежутков времени из тайных школ древнего Египта и древней Греции постепенно добавлялось к сокровищу исцеления, и что там скрыто не бессмыслие, но что в каждой вещи, имеется здоровое ядро. Теософия существует не для того, чтобы стать на чью-либо сторону и сказать: "Это путь на котором человеку приносится яд!". Слово "яд" действует теперь как внушение, и люди не думают о том, как относительно это слово. Что же собственно такое яд? Какое вещество может быть ядом. Дело только в способе исцеления и в количестве, которое принимается сразу. Вода сильный яд если выпить сразу десять ведер. Это действие, взятое внутренне химически, -не отличается особенно от того, которое происходит от введения какого-либо другого вещества. Дело всегда только в количестве, т. к. все эти понятия относительны.

Исходя из всего, что мы сегодня постигли, - мы можем сказать: мы должны радоваться, что даже несмотря на то, что человек может ввести в себя нечто вредное, все же может найтись в окружающей его природе нечто оздоровляющее, что поможет ему вновь преодолеть нанесенный вред. И по отношению к внешней природе нас охватывает благоговейное чувство: мы можем не только радоваться этому внешнему миру, потому что он дает нам прекрасные цветы, или возможность полюбоваться горами залитыми лучами солнца, но мы можем удивляться ему и потому, что все вокруг нас находится в такой тесной связи с тем, что можно назвать в самом человеке добром или злом. Мы можем радоваться природе и не только тому, что прежде всего близко нам в ней. но по мере проникновения в то, что уплотнилось во внешнем материальном бытие мы больше открываем и находим мир; эта радующая нас природа скрывает в себе одновременно могучего целителя всего. Каким-то образом этот целитель скрыт в природе. Дело не только в том, чтобы понимать язык целителя, но и в том, чтобы слышать его и исполнять услышанное от него. Но мы в большинстве случаев, не имеем возможности следовать языку исцеляющей природы, потому что не приняли света, и потому что тьма примешалась к познанию и привела за собой такие состояния, которые не позволяют нам следовать чистому языку природы. Итак, нам должно быть ясно, что даже если вследствие кармических связей страдание не могут быть смягчены, это все же не должно значить, что они абсолютно не могут быть облегчены. И здесь мы вновь видим удивительную связь, благодаря которой весь мир, включая и человека, является нам, как одно великое единство. В положении: "Материя - это сотканный свет, душевное же, - утонченная любовь", сокрыты ключи бесконечных тайн земного бытия. Не имеют значение только для земного бытия, и больше ни для какой другой области мирового бытия. И этим мы показали, что когда мы даем Карме какое-то иное направление, мы связываемся в том или ином случае с тем, что является как раз главными связующими элементами нашего бытия: - с одной стороны - светом, ставшим материей, с другой стороны - любовью, ставшей душевностью. Мы извлекаем целебное средство либо из окружения, из уплотнившегося света, или же из нашей собственной души, из исцеляющего поступка любви, из жертвенного акта, и исцеляем затем душевной силой, исходящей из любви. Мы связываемся с тем, что должно быть на Земле оправдано в глубочайшем внутреннем, когда мы соединяемся с одной стороны - со светом, а с другой - с любовью.

Все земные состояния находятся в связи с состояниями равновесия между светом и любовью. А все нездоровое - это нарушение равновесия между светом и любовью. Если нарушение произошло где-то в любви, то мы можем помочь, излучая сами силу любви, а если нарушение произошло в свете, то мы можем помочь, добывая из мира тот свет, который может уничтожить тьму в нас.

Теперь вы знаете основные элементы человеческой помощи. Они показывают, как все в земном бытии основано на положениях равновесия элементов противоположных друг другу. Свет и любовь - это собственно противостоящие элементы. Но на их переплетениях друг с другом основано, в конце концов, все душевное и материальное, происходящее в нашей земной жизни. Поэтому мы должны удивляться, если во всех областях человеческой жизни от эпохи - к эпохе развитие идет вперед так, что положение равновесия как бы отклоняется особенно в ту сторону, а затем пытаются вновь выправить его, - следовательно, если и наше развитие протекает так, то оно подобно прибою волны. И действительно наше развитие это образ прибоя воли: оно идет вниз, - и оно подымается вверх, и нарушенное равновесие восстанавливается тем, что является основой выходящего за границу положения равновесия размаха маятника. Если вы согласитесь с тем, что в человеческой жизни дело идет всюду о нарушении равновесия в одном или в другом направлении, то вы найдете возможность, благодаря этому, осветить даже самые интимные процессы культуры известным образом. Когда вы рассматриваете известный период времени или эпоху, когда в человеческом развитии наступили известные повреждения, благодаря тому, что люди смотрели только на внутреннее, но не на внешнее одновременно, как например, во время средневековья когда при сильном расцвете мистики все внешнее оставалось без внимания, и это вело к недоразумениям не только в познании, но и в действиях, вы сможете увидеть тогда, как в последующей эпохе люди просто не выносили абсолютно никакой мистики, но зато обращали свои взоры на внешний мир. чтобы сделать все что привело бы к отклонению маятника вновь в другую сторону. Здесь заключены периоды между средневековьем и новей­шим временем. И вы сможете неоднократно находить такие нарушения равновесия.

При этом я хотел бы привести наше время. В такие времена как в наши, выступает во многих людях, как характерное свойство: они совершенно забывают и упускают из внимания то, что можно было бы назвать "осознанием сверхчувственного мира". Это значит, что в наше время очень многие люди совершенно упускают из вида, что существует духовный мир, и полностью отклоняют мысли о духовом мире. В такое время, - или вообще в такие времена имеется также в известном отношении противообраз этого.

Я хотел бы охарактеризовать это совершенно простым образом.

Если на физическом плане имеются люди, которые гак сильно погружены в физическое, что они совершенно забывают о духовном, - го эти люди, когда они живут между смертью и новым рождением в духовном мире, обладают зато, с другой стороны, противоположным стремлением, вызванным как бы Кармой, действующей из физического плана на духовный план, - а именно - стремлением заниматься каким-либо образом вещами, которые действуют из духовного мира на физический. Это действительно лежит в основе многих действий тех людей, которые стоят перед новым рождением в физический мир. В этот физический мир - эти люди действуют окружным путем, через людей, которым в высокой степени доступны такие влияния из духовного мира.

Если хотят внести ясность в эти области, то надо отклонить многое, что говорится, как об откровениях духовного мира о людях, стоящих между смертью и новым рождением. Можно очень хорошо выделить характерные случаи, когда умершие, чтобы вызвать отклонение маятника в другую сторону, - стараются каким-либо образом, показать людям наглядно, что духовный мир существует. В наше время существуют также и люди, погруженные полностью в ночную тьму, которые приняли так много мрака в свою духовность, что они совершенно не хотят знать ничего о духовном мире, - но существуют и умершие, охваченные в противовес этому несчастью - стремлением воздействовать на физический мир. Такие вещи совершаются большей частью тогда, когда люди в физическом мире ничего не делают для этого. Самое характерное, что такие вещи появляются без искусственных попыток, а как провозвестия из духовного мира. Отсюда связь между людьми материалистического плана, с одной стороны. - с этим стремлением воздействовать из духовного мира, возвещая и обучая - с другой стороны.

Вы найдете много доказательств этого в книге нашего друга Людвига Дейнгарда -"Мистерия человека".

Там собрано и систематизировано многое, что как раз необходимо нам, и что сегодня в научной литературе так разбросано и рассеяно, что не каждому удается собрать это все вместе. Поэтому, очень хорошо, что им имеете в этой книге сопоставление всего, именно об этой стороне духовноведческих факсов, которые - как вы это видите теперь - так характерны в имманентном смысле для этой одной стороны нашего времени. Особенно хорошо отмечен там характерный факт из жизни одного исследователя, пытавшегося в течение своей земной жизни сделать все, чтобы путем материалистического метода прийти к доказательству духовного мира - это умерший Фредерик Миерс, - который после своей смерти чувствовал такое стремление показать людям теперь то, к чему он стремился здесь, получая помощь духовного мира и излучая оттуда все это на Землю.

Это - иллюстрация того положения, что в мире мы имеем постоянно нарушения равновесия и в то же время искания его. В земном бытии мы имеем, как глубочайшие элементы этого постоянно, нарушающегося и вновь восстанавливающего равновесия - оба элемента - свет и любовь. И в человеческой Карме действуют из инкарнации в инкарнацию оба элемента - свет и любовь, уравнивая нарушенные положения равновесия. В сущности мы имеем в Карме, проходящей через все инкарнации - нарушенные п







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 313. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия