Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Www.e-puzzle.ru 17 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представьте себе человека, который вам рассказывает о своем опыте. Если он апеллирует к зрительному ряду, какие он будет употреблять слова? Прежде всего, разнообразные цвета и краски. Вот вы его спрашиваете: «Как жизнь?» — и он вам начинает выдавать визуальные эпитеты: яркая, серая, бурая, разноцветная, в полосочку. Ясно, что у него идет апелляция к зрительной модальности. Аудиальная модальность часто связана с тем или иным звучанием — например, «звенящая, звонкая жизнь». Кроме того, к аудиальной модальности относятся слова, не имеющие отчетливого сенсорного оттенка — в частности, все абстрактные понятия: самосовершенствование, индивидуация, анализ и т. д. Иначе говоря, слова, которые не апеллируют ни к визуальному образу, ни к звуковому ряду, ни к телесному ощущению, ни к обонянию, ни ко вкусу, автоматически относятся к аудиальной модальности. Например, какая у меня жизнь? Необыкновенная, неописуемая, небывалая, унылая, невыразительная, ни то ни се, специфическая — мы сразу можем сказать, что это описание в аудиальной модальности. Как ответить на вопрос: «Как жизнь?»

— в кинестетической модальности? Так, словно вы ее только что потрогали: тяжелая, легкая, горячая, жаркая. Обонятельная,

вкусовая жизнь — пряная, сладкая, горькая, кислая, ароматная.

Еще пример: как выразить в разных модальностях слово «привлекательный»? Если вы скажете «красивый» — это какая модальность? Визуальная? Вообще говоря, нет: за этим словом не стоит никакого зрительного образа, оно чересчур абстрактно, так что его модальность — аудиальная. Но оно сразу становится визуальным, как только вы дополняете его каким-то визуальным эпитетом, например: «красивый желтый (свитер)». Но заметьте, что если вы скажете «красивый мягкий», то вы окажетесь в кинестетической модальности: «красивый мягкий стул». А как слово «привлекательный» перевести в аудиальную модальность? Здесь вариантов много: годится и оно само, и «красивый», «прелестный», «обольстительный», «прекрасный», «выразительный». На кинестетический язык слово «привлекательный» может быть переведено так: уютный, теплый, мягкий, нежно-шелковый, обольстительно мягкий. И вкусовые привлекательности: вкусный, аппетитный, сочный, нежный. Кстати замечу: есть слова, которые в принципе могут относиться к нескольким сенсорным модальностям. Например «нежный» вполне может относиться и к кинестетической (нежный на ощупь), и ко вкусовой (нежный на вкус).

Еще пример: фраза: «Я хочу передать вам информацию». Сама по себе она аудиальна. В подчеркнуто аудиальной модальности она могла бы прозвучать так: «Послушай меня, что я тебе скажу». В визуальной модальности эта фраза может предстать в таком виде: «Я хочу вам показать, продемонстрировать, открыть». В кинестетической модальности: «Я хочу, чтобы вы почувствовали, ощутили, прониклись моей мыслью». Вкусовая модальность: «Я вам сейчас это разжую, а вы это проглотите и переварите». Однажды меня благодарил один темпераментный читатель: «Я вам так благодарен за ваши книги! Я их заглонул! А потом я открыл для себя Заболоцкого и Бродского, и их загло- нул!». В общем, он много цитированных мною авторов успешно «заглонул», но Кастанедой все-таки поперхнулся.

Еще примеры переводов в различные сенсорные модальности. Фраза: «Мне нравится то, что сейчас происходит». Визуальная редакция: «Мне кажется это ясным, чистым и блестящим». Аудиальная редакция: «Я слышу в этом что-то хорошее. У меня внутри все поет. Это песня». Кинестетическая редакция: «У меня есть свежее, хорошее чувство, прекрасное ощущение: классно оттягиваемся!» А вот еще типичная реплика: «Хорошо сидим!» Какая она? Ее можно воспринимать визуально, и человек с четкой визуальной направленностью сразу представит себе картинку. А человек кинестетического плана почувствует эту фразу своим телом, и поймет ее как: «уютно, тепло, мягко». Обонятельная и вкусовая модальности: «Я чувствую свежее дыхание, мне нравится аромат, мне нравится привкус».

И вот вам полезное упражнение. В комнату входит человек, произносит приветствие и первые слова — и тут же акцентирует свою основную сенсорную модальность. Сумеете ли вы ее определить? Например, он входит и говорит: «Как хорошо вы сегодня выглядите! Какое у вас красивое платье! Как сияют ваши глаза!»

— ясно, что это визуальный акцент. Аудиальный акцент может дать упор на абстрактные понятия и чисто символическую информацию: «Как вы поживаете? Хорошо ли вы добрались? Какие новости? Что слышно на свете? Что люди говорят?» Кинестетическая модальность: «Как холодно на улице, бррр! Озяб до костей! У вас тут уютно, хоть отогреюсь». Вкусовая, обонятельная модальности: «Чует мой нос, что у вас тут что-то интересное заваривается».

Итак, первое, что нужно иметь в виду: человек выбирает те модальности речи, которые ближе его подсознанию. Если он употребляет какую-то отчетливую модальность, то вполне может быть, что другие модальности его по тем или иным причинам не устраивают или ему не нравятся. И если вы станете разговаривать с ним подчеркнуто в избегаемой им модальности, то вы можете ввести его в транс — или он вообще вас не воспримет. Поэтому психотерапевт должен уметь взаимодействовать с человеком в любой модальности.

Сенсорные модальности раскладываются по астрологическим стихиям: зрение соответствует стихии огня, слух — стихии воздуха, телесное восприятие — стихии земли, обонятельное и вкусовое

— стихии воды. Я проводил некоторые исследования на эту тему. У каждого человека какие-то модальности активны, а какие-то он, наоборот, использует крайне редко. Если в гороскопе одна из стихий поражена, человек может избегать соответствующей модальности. Сопоставляя эти наблюдения с гороскопами, я обнаружил интересные эффекты. Вот человек, у которого большинство планет стоит в стихии земли — и он никакой кинестетик. Тело почти никак в жизни не проявляется, и мышление и речь исключительно образно-визуальные. Он по идее должен все воспринимать и выражать в первую очередь телесно, а у него тело практически заблокировано, нечувствительно. Это не значит, что астрология не работает. Это значит, что этот человек по каким-то причинам имеет телесную фобию и избегает кинестетической модальности — пусть ценой блокировки большей части своего энергетического и психологического потенциала. Но если ему свое тело проработать — позаниматься гимнастикой, спортом, начать вести телесно активный образ жизни, то, хотя поначалу это совсем не будет для него легко, постепенно у него сами собой могут включиться такие резервы, о которых он даже и не подозревает. Здесь астрология дает нам очень сильные ключи. Посмотрите, в каких стихиях стоят наиболее значимые для человека планеты. Пока соответствующие сенсорные модальности у человека не проработаны, в полную силу эти планеты не включатся ни за что!

Но вернемся к теме внешнего выражения. Конечно же, мы употребляем все модальности. Если человек спросит вас напрямую: «Как выглядел ваш друг при встрече?» — то вы, естественно, ответите ему в визуальной модальности (хотя и не обязательно: если вы — истинный аудиал, то скажете: «великолепно», или: «ужасно» — и этим ограничитесь) — но потом быстро съедете на любимую вами. И это выражается не только в том, какие слова человек употребляет: визуального, аудиального, кинестетического ряда, а в том, какие слова он говорит более вкусно, более весомо, рельефно, с большим логическим ударением. Перед значимыми для себя словами речи человек нередко делает паузу — обратите внимание на их модальность. Если вы привыкнете устную речь человека представлять себе как набранную типографским шрифтом, обратите внимание, где там стоят запятые (паузы), где курсив, где полужирный шрифт, где прописные буквы, а где, наоборот, он говорит петитом — и вы быстро научитесь определять используемые им модальности (не только сенсорные, но и все остальные).

Не думайте, что визуал буквально всегда будет говорить: вижу, вижу, вижу. Это не совсем так. Но ключевые для себя моменты человек выразит все-таки в любимой модальности. И то же относится и к острым ситуациям: психологическим проблемам, неврозам, фобиям. Когда человек находится в угнетенном, фоби- ческом, невротическом состоянии, у него происходит фиксация модальностей, то есть он не может сменить используемую им модальность на альтернативную. Я давно это заметил, и на этот же эффект обращает внимание Хеллер. Человек без особых проблем, психологически благополучный, свободно меняет модальности. Если же в какой-то области человек фиксируется на определенной модальности, это значит, что у него там скрыта проблема, и ее решение часто возможно путем замены этой модальности на другую. (Чуть позже я вам прочитаю, как это делается на высоком уровне.)

Второй момент, почему так важно учитывать и правильно использовать модальности, заключается в том, что если вы разговариваете с человеком, используя разные сенсорные модальности, то вы не найдете с ним общего языка и доверия между вами не возникнет.

Это часто так и есть — но я не стал бы на основании этого утверждения делать обратный вывод, на котором настаивают Бэндлер и Гриндер, то есть считать, что если вы с человеком разговариваете в одной сенсорной модальности, то между вами автоматически возникает чувство доверия. Это, конечно же, не так. Что с того, что человек видит мир в образах, как и я — что же, от этого одного я ему буду доверять? Одного этого недостаточно. Но, тем не менее, способность подстраиваться под модальность партнера — это ценное умение, и ему надо учиться. Как? Я, например, выписал из фразеологического словаря некоторые выражения и сгруппировал их по сенсорным модальностям. Слушайте и запоминайте, чтобы, при случае выразительно ввернув нужный оборот, прочно «засветиться» перед партнером в нужной модальности.

Визуальная модальность: как в тумане; туманное значение; тьма в глазах; небо с овчинку; видеть в гробу; не видеть дальше собственного носа; иметь в виду; где это видано; как аршин проглотил; смотрит, как баран на новые ворота; как бельмо на глазу: брать верх; брать на пушку; бросаться в глаза; бросить взгляд; валить в кучу; вгонять в краску; гнуть свою линию; красный от гнева; белый от ярости; зеленый от тоски; похож, как две капли воды; ни зги не видно, ясно, как Божий день; ясно, как на ладони; ни пава ни ворона; скалить зубы; класть зубы на полку; глаза

бегают; строить глазки, не верю глазам своим.

Кинестетическая модальность: камень на душе; камень за пазухой; душу колет, царапает; он у меня в печенках сидит; все жилы вытянул; перевернуться в гробу; взять себя в руки; язык чешется; руки чешутся; пошевелить мозгами; прикусить язык; вертится на языке; не сойти мне с этого места; провалиться мне на этом месте; аж дух занялся; как слону дробина; окунуться с головой; скидывать тяжесть с плеч; с легким паром; зуб на зуб не попадает; вилять хвостом; положить на обе лопатки; насыпать соли на хвост; одна нога здесь, другая там; как гора с плеч свалилась; пристал, как банный лист к заднице; беситься с жиру; гладить по головке; гладить против шерсти; греть змею на груди; до последней капли крови; накалять атмосферу; дубовая башка; мурашки бегают; биться головой об стену; черт дернул за язык; бок о бок; брать быка за рога; брать голыми руками; взять за горло, за жабры; взяться за ум; кататься со смеху; вбивать в голову; вкручивать, впаривать мозги; влезть в доверие; влипнуть в историю; войти в плоть и кровь; сердце упало; точить зубы; раскатывать губу; встать грудью; встать с левой ноги; выбросить дурь из головы; выворачиваться наизнанку; вырвать из сердца; мороз по коже; кишка тонка; дать волю рукам; дать жару; ни жарко, ни холодно; тянуть за душу.

Аудиальная модальность: с чужих слов; на слуху; обратиться в слух; сменить гнев на милость (заметьте: «сменить гнев на милость» - абстрактное выражение, в котором нет никаких сенсорных атрибутов, значит, оно аудиально); слыханное ли дело; бабушка надвое сказала; тихий час; тихой сапой; тише воды ниже травы; тишь да гладь; ни звука; в нем говорит кровь; голос крови; пустой звук; на авось; петь дифирамбы; заключительный аккорд; ни бе ни ме ни кукареку; беда как; ужас как; до безумия; бес попутал; продувная бестия; Бог знает; будь ты проклят; не в обиду будет сказано; во весь голос; хоть волком вой; хоть караул кричи; в одну дуду дудеть; задавать тон; дуть под чужую дуду; ни звука; звонить во все колокола; заговаривать зубы; как гром среди ясного неба; как по нотам; детский лепет; ничего не скажешь; поминай, как звали; попасть в тон.

Вкусовая модальность: отравить жизнь; кислая мина; сладкая улыбка; «клубнички» захотелось; распускать слюни; не переваривать кого-либо; неудобоваримая ситуация; запахло жареным; запахло порохом; не за понюх табаку; грусть-тоска меня съедает; хлебом не корми; за семь верст киселя хлебать; лаптем щи хлебать; сыт по горло; горькая правда; сладкая ложь; в самом соку; ни под каким соусом; вариться в собственном соку; седьмая вода на киселе; как пить дать; пить кровь; лакомый кусочек; войти во вкус; проглотить пилюлю; мало каши ел; губа не дура; есть поедом; соль земли; задать перцу; хуже горькой редьки; ни под каким соусом; расхлебывать кашу; пальчики оближешь; испить горькую чашу до дна; разжевать и в рот положить; слюнки текут.

Обонятельная модальность: запахло паленым; запахло порохом; держать нос по ветру; чую русский дух; носом чую; пахнет жареным; деньги не пахнут; чтобы и духом не пахло; русским духом пахнет; ни за нюх табаку; вынюхивать; разнюхать; и не нюхал еще; чуешь, чем пахнет; дурман; тухлятина; снюхиваться; с запашком; вдыхать аромат; благоухать.

Разумеется, мои списки неполны и неточны: многие выражения вы можете интерпретировать иначе: например, отнести выражение «слюнки текут» не к вкусовым, а к визуальным — так сделает любой визуал. Однако продолжите и уточните их сами; вообще: использование фразеологизмов сделает вашу речь более выразительной: за ними стоят большая энергия и образная сила.

Однако я продолжаю тему сенсорных модальностей. Пока что мы с вами обсуждали тему внешнего выражения, то есть стихию огня психологической астрологии. Но эти модальности фигурируют также в стихиях воздуха и воды, то есть в восприятии и во внутренней переработке, и в этих аспектах человеческой жизни доминирующая модальность человека может отличаться от той, которую человек предпочитает во внешнем выражении. Иногда они могут все три быть разными, например, человек воспринимает преимущественно аудиально, внутренне себе представляет кинестетически, а выражает визуально. Кроме того, неврозу или фобии обычно тоже соответствует совершенно определенная сенсорная модальность, часто отличающаяся от доминирующей при внешнем выражении. И фобическая, и невротическая модальности, если они есть, тоже могут быть разными.

Что такое доминирующая сенсорная модальность восприятия? Она определяется тем органом чувств, с помощью которого человек собирает основную для себя информацию из окружающего мира. Совершенно неправильно думать, что все люди одинаково воспринимают мир всеми пятью органами чувств. Это не так: у каждого человека есть свои оттенки и акцентуации. У кого-то доминирующая модальность восприятия — зрительная, у кого-то слуховая, у кого-то кинестетическая. Доминирующая кинестетическая модальность восприятия означает, что человек телесно переживает то, что он перед собой видит и то, что он вокруг себя слышит. Он буквально запускает в свое тело визуальную и ауди- альную информацию, и она у него по телу гуляет. Например, он посмотрит на вас и скажет: «Я от тебя весь таю». Это надо понимать буквально: у него от вашего вида расслабляются мышечные тонусы. Или он смотрит на другого человека, и его бросает в дрожь. Это для него не метафора, а чисто физическое, а заодно эфирное — в общем, кинестетическое переживание. И именно так он воспринимает мир: его прямая реакция на мир — кинестетическое переживание.

Репрезентативные системы. Я думаю, вам уже понятно, что люди по-разному воспринимают мир: одни его слушают, некоторые смотрят, кто-то нюхает, чует, а кто-то реагирует кинестетически. Но вот восприятие закончено. Что происходит дальше? Дальше включается стихия воды, то есть идет внутренняя переработка полученной информации. И в этой переработке участвуют внутренние, как их называют, репрезентативные системы, то есть системы представления информации во внутреннем мире и в подсознании человека. Часто создается такое впечатление, как будто у человека есть пять отделов подсознания и пять внутренних миров, по числу органов чувств: один внутренний мир и отдел подсознания визуальный, второй — аудиальный, третий

— кинестетический, и четвертый и пятый — обонятельный и вкусовой, и в каждом из них переработка и сохранение полученной извне информации идет очень по-своему.

Однако не все сенсорные системы равноценны: основными современные психологи считают три: визуальную, аудиальную и кинестетическую. И одним из психологических открытий второй половины двадцатого века было то, что по движению глаз человека можно определить, в какой из основных сенсорных систем находится человек, когда у него идет внутренняя переработка или обращение в внутренней памяти. Заметьте: это совсем не то же самое, что определить, какая сенсорная система у человека активна в момент, когда он воспринимает внешний мир (воздух). Последнее проще: понятно, что если человек смотрит, не отрываясь, то у него активен визуальный канал восприятия, а если прикрывает глаза и направляет к вам свое ухо, то аудиальная (кинестетический тип восприятия специалисты тоже легко определяют: человек будет немного двигаться, вздрагивать, трогать себя (или вас) за тело, вздыхать и т. п.). Акцентуацию сенсорной системы в момент самовыражения (огонь) человека тоже не сложно определить: и по речи, о чем я уже сегодня говорил, и по другим очевидным признакам (например, он во время своего рассказа содрогается всем телом, активно жестикулирует, трогает вас или трясет; или рисует своим рассказом картины; или словно пропевает свой рассказ, делая выразительные паузы, логические ударения, выписывает сложные интонационные фигуры). Но оказывается, что можно как бы подглядеть и доминирующую сенсорную модальность внутренней переработки (вода). Как же можно это сделать? Хеллер пишет на эту тему: «В 1969 году один джентльмен по имени Бокан открыл соотношение между движениями глаз и сигналами мозга». В действительности, можно ли это назвать открытием, еще предстоит выяснить, поскольку в этой теме еще есть некоторая неясность. Но само по себе открытие господина Бокана, подтвержденное другими исследователями, в том числе и школой НЛП, заключалось в том, что есть так называемые глазные пути доступа к мозговым процессам. Суть наблюдения весьма проста и заключается в том, что если человек смотрит вверх, то у него идет визуальная переработка информации; при этом (если он правша), если он смотрит вверх-влево, то у него идут воспоминания о том, что он когда-то видел, а если вверх-вправо, то он конструирует (создает новые) зрительные образы — например, визуально формирует будущее. Если человек смотрит вниз-влево, то у него идут внутренние аудиальные процессы, то есть он внутри себя слышит голоса. Если же он смотрит вниз-вправо, то у него идут кинестетические воспоминания. Далее Хеллер пишет так: «Когда человек переживает в настоящий момент свои кинестетические ощущения, он смотрит прямо на слушателя и при этом трогает сам себя, или пытается дотронуться до своего слушателя».

Исходное мнение создателей НЛП заключалось в том, что у человека есть основная сенсорная система, к которой он всегда стремится прибегать, которая для него фундаментальна, и которая действует как основная и при внутренней переработке и хранении информации, и при внешнем ее выражении, и нормальный человек ею преимущественно и пользуется. (О стихии воздуха, то есть о самом по себе восприятии, вообще никто не упоминает, хотя, по-моему, это тоже очень важно.) Хеллер по этому поводу пишет, что это совершенно не так. Он много занимался этим вопросом, много наблюдал и пришел к следующим выводам (которые совершенно понятны, если встать на астрологическую точку зрения). Во-первых, у человека часто различаются сенсорные системы, соответствующие внутренней переработке и внешнему выражению: например, глаза у человека могут быть направлены вверх (то есть показывать на визуальную модальность), но в речи он при этом может употреблять совершенно абстрактные (ауди- альные) понятия. И это, утверждает Хеллер, для некоторых людей совершенно нормально. И во-вторых, Хеллер заметил, что у многих людей любимые ими модальности внутренней переработки и внешнего выражения в каких-то ситуациях почему-то меняются и заменяются другими. (Это касается и модальностей комфортного состояния и дискомфортного состояний.) И Хеллер на уровне сенсорных модальностей полностью подтверждает общий принцип фиксации модальности, который я вам в течение этого года много раз провозглашал, и который можно сформулировать так: как только у человека появляется существенная проблема, он из того спектра модальностей, которые у него принципе имеется, выбирает одну-единственную, и ее жестко придерживается. Попытки же вывести его из этой модальности приводят к тому, что он или впадает в транс, или приходит в ярость, или становится неадекватен каким-то другим образом: у него есть очень глубокое подсознательное убеждение, что модальность, на которой он фиксирован — это его единственное спасение.

И вот еще один существенный момент, на который обращает внимание Хеллер, и который, безусловно, относится не только к сенсорным модальностям. Взаимный контакт между людьми идет на уровне сенсорной системы вывода (внешнего выражения), то есть, например, на словах, которые люди употребляют — но одновременно и на уровне сенсорной системы внутренней переработки. Поэтому, если вы хотите войти с человеком в более глубокий контакт, направляйте свои глаза в том же направлении, что направляет он, а иначе он подсознательно ощутит, что ваши с ним внутренние сенсорные репрезентативные системы различны, и глубокий контакт пропадет. Например, вне зависимости от того, в какой сенсорной модальности он и вы говорите, если у него глаза все время направлены вверх, а ваши глаза направлены вниз, то вы тем самым демонстрируете его подсознанию, что вы находитесь в совершенно ином состоянии сознания. Он-то находится в визуальном — что-то вспоминает, что-то конструирует, а вы в кинестетическом (если смотрите вправо-вниз) или в аудиальном (если смотрите влево-вниз). И это — существенное препятствие для взаимного доверия и контакта.

Представьте: вы задали человеку сложный вопрос. Ему надо подумать. Ему нужно уйти внутрь себя. Он естественно отводит глаза от вас — куда? — это очень существенный момент. И если он их отводит в одну сторону, а вы их некомплементарно отводите в другую сторону, то это знак для его подсознания: что-то здесь не то.

Я продолжаю тему сенсорных систем и гипноза. Поговорим чуть-чуть о систематике и о людях. Любая классификация, которая накладывается на человеческий род, проходит в своем развитии несколько стадий. Сначала говорится, что все люди по этой классификации четко делятся на соответствующие категории. Потом обращается внимание на то, что для некоторых людей типология затруднена, и сложно понять, то ли этот человек относится к первой категории, то ли ко второй. Потом количество таких «неклассифицируемых» людей разрастается, и исследователи предпочитают говорить скорее об устойчивой акцентуации, а в рамках основных категорий появляются различные подкатегории. Потом выясняется, что человек устроен так, что при некоторых обстоятельствах он относится к одной категории в пределах данной классификации, а при других обстоятельствах — оказывается в другой. И это — последняя стадия в судьбе каждой классификации — в конце концов она накладывается на психику человека, на его внешнюю и внутреннюю жизнь, подобно тому, как система домов в астрологии накладывается на систему знаков Зодиака.

Другими словами, обнаруживается, что в каждой ситуации у человека есть преимущественная склонность попадать в такую-то категорию, то есть какая-то преимущественная модальность, но в целом он является микрокосмом, то есть имеет в себе черты каждой из категорий классификации и при каких-то обстоятельствах эти черты обнаруживает. Видимо, та же судьба будет и у классификации, которая делит системы внутренней переработки информации и внешнего ее выражения по модальностям органов чувств, то есть по сенсорным модальностям. Но это я лично так думаю, и предполагаю, что эта точка зрения будет общепринятой в будущей психологии. А пока что многие психологи считают, что у каждого человека есть одна преимущественная репрезентативная (внутренняя) и она же выходная (внешнего выражения) сенсорная система, в которой он чувствует себя комфортно, в ней перерабатывает, хранит и транслирует вовне информацию, а в других ему это трудно и неудобно.

Итак, есть системы, в которых человек чувствует себя комфортно, в которых ему удобно находиться. Есть системы, которые он использует, скрепя сердце. Но есть и системы, которые у человека как будто не функционируют — их Хеллер называет «неосознаваемые системы». Я цитирую: «Неосознаваемая система невидима и неслышима для психики. Она существует, но человеком никак не осознается». Есть, например, много людей, которые скажут, что не создают внутри себя никаких картин или в принципе не могут этого сделать. Есть люди, у которых нет зрительной памяти, они никаких картин перед своим внутренним взором представить не могут. Хеллер пишет по этому поводу:

В действительности не может быть правдой то, что человек не создает никаких картин - но в его персональной реальности, то есть для него самого, это правда. На самом деле он говорит следующее: я не в состоянии сознавать образы, которые мой мозг порождает в данный момент. Фактически он эти образы генерирует, иначе такой человек не знал бы, что такое стул или где он поставил свою машину. Но у него заблокировано осознание этих внутренних картин. И любая система, которую человек не в состоянии осознать, является его неосознаваемой системой. В области боли и дисфункций неосознаваемая система может мешать человеку видеть возможность выбора и изменения. Более того, во многих случаях человек действует по принципу, то если он где-то обжегся, то он отрубает себе пальцы - или руку целиком.

Что это значит? Представьте, что по какой-то сенсорной системе к человеку пришла или образовалась внутри информация, которая его глубоко травмировала. Что он делает? Он перестает осознавать всю эту сенсорную систему целиком. Мне не раз в моей массажной практике встречались люди, которые были совершенно не чувствительны к своему эфирному телу и очень слабо чувствительны к своему физическому телу. У них практически нет интегрированных ощущений. В данном месте он свое тело чувствует, если его коснешься, а чтобы это ощущение передалось куда-то дальше — такого у него нет. И это совершенно не означает, что у этого человека нет планет в земных знаках. Очень даже, может быть, и есть, просто с ними были связаны столь негативные переживания, что человек подсознательно на всякий случай отключил себя от своего тела целиком. Причем это могли быть переживания не сенсорного типа (например, физическая травма, или тяжелая болезнь с сильными болями). Иногда факторы, отключающие человека от своего тела, бывают чисто психологические: мама говорит дочке: «Какая ты у меня маленькая и некрасивая», — и все, этого достаточно, девочка перестает воспринимать свое тело, теряет чувствительность к нему. Почему это плохо? Если система внутренней переработки перестает осознаваться человеком, он теряет ключи доступа к ней, и, следовательно, возможность сознательного управления ею. И если в ней образуется патологический фактор, с которым сознание легко бы справилось, то в тени неосознаваемого он развивается и разрастается

— например, до размеров иррациональной фобии. И, как правило, фобические и невротические ситуации сопровождаются эффектами такого рода; может быть, не во всей жизни человека, но в области вокруг них создается своего рода слепое пятно, в котором информация от одной (или нескольких) сенсорных систем перестает человеком осознаваться. В исключительных случаях она вообще перестает осознаваться, и нужно очень глубокое погружение человека в транс, чтобы она хоть как-то проявилась в сознании. Например, некоторым людям нужен очень глубокий гипноз, чтобы они начали реально видеть зрительные образы внутри себя

— но потенциально способны на это все без исключения.

На этом основана психотерапия, идейно восходящая к Эриксону. Основной ее принцип заключается в следующем. Если вы обнаружили, что у вашего клиента есть какая-то предпочитаемая им сенсорная система, вы можете начать его из нее выводить, вводя альтернативную. Вы можете выводить его плавно, то есть использовать фразы, в которых есть элементы предпочитаемой им модальности, но вкрапляя в них слова и (образы) из другой модальности, и так постепенно его переманивать на вторую модальность. При этом вы, с одной стороны, изначально общаетесь с пациентом в удобной и привычной для него манере, но постепенно приучаете его использовать альтернативную, предлагаемую вами. И если вы сами ею хорошо владеете, то ваш пациент интуитивно (напрямую через вашу психику) подключается к непривычной для себя модальности, используя ваши собственные навыки. И его возможности поведения в пределах этой модальности резко возрастают — потому, что ваш потенциал становится на время его потенциалом. Естественно, это зависит от того, каков ваш потенциал в каждой из этих модальностей. Если он велик, то вы ему сильно поможете.

Я подчеркиваю, что, хотя я сегодня рассказываю вам о сенсорных модальностях, но все это можно перенести на модальности высших архетипов и на другие модальности. И тогда эффекты, которые описаны в книге Хеллера (а там описана очень сильная психотерапевтическая работа), могут воспроизводиться на материале других модальностей, о которых я вам рассказывал в течение этого года, и которые (по сравнению с сенсорными) могут быть иногда гораздо более откровенным образом выражены как невротические. А сегодняшняя моя лекция это, кроме всего прочего, рассказ о том, как от теории можно переходить к практике. Еще чуть позже я приведу вам очень яркий пример. Хеллер пишет:







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 227. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7