Студопедия — Объекты авторского права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объекты авторского права

 

Это произведения литературы, искусства и науки, удовлетворяющие

следующим требованиям:

 

Во-первых, произведение должно быть творческим.

Творчество - интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значение имеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий из произведений античных греческих авторов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение на полотнах многих великих живописцев и т.д.

Вторым признаком объекта авторского права - объективная выраженность - объект должен существовать в какой-либо форме, доступно для восприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получиливыражения вне его сознания - нет объекта авторского права. Из историиотечественной музыки известно, что композитор М. И. Глинка, написавший двегениальные оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сочинил третьюоперу, которую он назвал «Двумужница». Глинка говорил: «Опера у меня всятут, в голове, дайте мне либреттиста, и через месяц опера будет готова».Не найдя либреттиста и заболев, Глинка уехал в Германию, «на воды» -лечиться, где умер и таким образом эта опера не увидела свет. Дляпризнания произведения объектом авторского права достаточно двух названныхпризнаков. Не имеет значения, обнародовано оно или нет. Произведениестановится объектом авторского права с момента его создания в какой-либообыкновенной форме. Не требуется официального оформления этих произведений.Не имеет значения достоинство и назначение произведения. Не имеетзначения внешняя форма его выражения.

Согласно ст. 5 Закона «Об авторском праве и смежных правах» объектами его охраны являются следующие произведения в области науки, литературы и искусства:

 

1) литературные, письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т.д.);

2) выступления, лекций, речи, проповеди и другие устные произведения;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4)драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы,

хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа;

5) аудиовизуальные произведения;

6)скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения

изобразительного искусства;

7)произведения архитектуры;

8) фотографии;

9) произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным

законом о промышленной собственности;

10) иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топографии, архитектуры и других областей науки;

11) сценические обработки произведений, указанных в подпунктах 1 настоящей

статьи, и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;

12) переводы, адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и

обработки фольклора (производные произведения) без причинения ущерба охране

оригинальных произведений, на основании которых созданы производные произведения;

13) сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, другие составные произведения, при

условии, что они являются результатом творческой работы по подбору,

координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране

входящих в них произведений.

Не являются объектами авторского права:

 

официальные документы (тексты законов и других правовых актов, решения

судов и т. п.);

государственная символика (флага, гербы, ордена и т. п.);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие официальный информационный

характер.

 

Субъекты авторского права

Субъекты авторских и смежных прав подразделяются на две группы:

субъекты с первоначальными правами (авторы, исполнители, производители фонограмм, организации вещания);

правопреемники (наследники, организации-правопреемники, государство);

 

Автор - главный субъект авторского права. Это физическое лицо,

творческим трудом которого создано произведение, являющееся объектом

авторского права. Не имеет значения его дееспособность. Моментом

возникновения авторского права является завершение создания произведения,

без официального оформления авторства, независимо от опубликования. Для

возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации

произведения, или иного специального оформления, или соблюдения каких-либо

формальностей.

 

Субъектами авторского права могут быть как граждане Украины, так и иностранцы. Иностранные граждане - авторы пользуются защитой авторского

законодательства в Украине, если созданные ими произведения находятся в

какой-либо объективной форме на территории Украины, а если нет - то в

соответствии с международными договорами Украины и совместными конвенциями по авторскому праву (Женевской, Бернской).

 

Субъектами авторского права могут быть соавторы, если произведение

создано совместным творческим трудом двух или более лиц.

Различаются двавида соавторства:

произведение образует одно неразрывное целое (например, «Золотой теленок»,

«Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);

произведение состоит 16 частей, каждая из которых выполнена определенным соавтором и может иметь самостоятельное значение (например, учебник, написан-ный коллективом автора», каждый из которых написал отдельные главы).

 

Субъектами авторского права являются правопреемники автора - наследники, контрагенты по авторским договорам, к ним переходят некоторые авторские права.

 

Авторские права подразделяются на:

1) личные;

2) имущественные.

 

Личные неимущественные права - это право авторства, право на авторское имя, право на защиту произведения от всяких искажений и посягательств, право опубликование произведения (обнародование).

Личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право

на защиту произведения и репутации автора бессрочны. Эти права не переходят по наследству. Но наследники могут осуществлять защиту этих прав, и эти правомочия наследников сроками не ограничиваются.

Личные (неимущественные) права автора закреплены в

ст. 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и заключаются в следующем:

требовать признания своего авторства, упоминания его имени в связи с

использованием произведения, если это практически возможно;

запрещать упоминание своего имени, если он как автор произведения желает

остаться анонимным;

выбирать псевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;

противодействовать любому искажению, извращению или иному изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, что может

повредить чести и репутации автора;

право на обнародование произведения.

 

Имущественные права - исключительные права на использование произведения, т.е. право воспроизводить его, распространять, публично показывать, публично исполнять, сообщать для всеобщего сведения в эфир или по кабелю, переводить и т.д., а также получать авторское вознаграждение.

Размер вознаграждения устанавливается договорами, а в законе определяются лишь минимальные ставки.

Имущественные права автора перечислены в ст. 14 указанного Закона, где предусматривается, что автору или другому лицу, имеющему авторское право, принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в частности ему принадлежит исключительное право разрешать или запрещать:

 

воссоздание произведений;

публичное исполнение и публичное оглашение произведений;

публичный показ;

любое повторное публичное оглашение в эфире или по проводам уже переданных

в эфир произведений, если оно осуществляется другой организацией;

переводы произведений;

переделки, адаптации, аранжировки и другие подобные изменения произведений;

распространение произведений путем продажи, отчуждение иным способом или

путем сдачи в наем или в прокат и иной передачи до первой продажи экземпляров произведения;

сдача в наем после первой продажи, отчуждение иным способом экземпляров аудиовизуальных произведений, музыкальных произведений, в нотной форме, а

также произведений, зафиксированных на фонограмме или в форме, читаемой

машиной;

импорт экземпляров произведений.

 

Авторы произведений изобразительного искусства кроме названных имеют

дополнительные права (если произведение стало собственностью другого лица).

Это:

право доступа - возможность воспроизводить свое произведение

право следования, которое означает, что при перепродаже произведения

изобразительного искусства его автор имеет право на вознаграждение от

продавца в виде определенного процента от перепродажной цены.

Этот перечень не является исчерпывающим, в частности исключительные

права авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства включают в себя и право участия в практической реализации проектов этих произведений.

Имущественные права авторов переходят по наследству.

Не переходят по наследству личные (неимущественные) права автора, однако наследники имеют право защищать авторство на произведение противодействовать искажению, обезображиванию или иному изменению произведения, а также какому-либо другому посягательству на произведение, если это может причинить ущерб чести и репутации автора.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 3. (Право інтелектуальної власності: навчальний посібник/ О.О.Кулініч, Л.Д | Тема 2. Система источников права интеллектуальной собственности. Основные институты права интеллектуальной собственности

Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия