Студопедия — Информационные функции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Информационные функции






Радио распространяет информацию полнее, быстрее, дос­товернее и эмоциональнее других СМИ. Из лекций по «Теории и практике массовой информации за l-й курс» известно разно­образие толкований понятия «информация». Здесь мы употреб­ляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведом­ление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информаци­онную Функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в кон­текст радиопрограммы, любая передача обретает дополнитель­ную информационную окраску благодаря взаимосвязи с други­ми элементами программы и событиями дня.

Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло В последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интер­валах между выпусками новостей.

В выпусках новостей принято сначала сообщать о наибо­лее существенных фактах из сферы политики, а также о со­бытиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни.

Доступность информации для широких слоев населения, возможность свободного выбора ее источников и уровень ин-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________35

формированности считаются признаками благополучия общества и цивилизованности. Спрос на определенную информацию дик­туется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во времена политических стрессов очень важно информиро­вать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референду­мы, выборы, - все это влияет на поступки, действия и пове­дение людей.

Во время изменений экономической ситуации в стране ин­формация становится жизненно важной. Необходимо освещать многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пен­сий, зарплаты, курс рубля, уровень инфляции, правовые нор­мы. Таким образом, происходит расширение зон, сфер и тем информации, ее видов и направлений. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и пере работки.

К числу дисфункциональныx явлений в программах радио относятся идеологизированность информации; появление реци­дивов пресловутых запретных тем и зон, цензуры и самоцензу­ры; неудовлетворительное поступление информации из провинции; участие радио в информационной блокаде некоторых со­бытий и явлений. Основной порок такой практики соедине­ние факторов и мнений, подмена фактов мнениями. Был такой термин - «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, что в информационном вещании совершенно недопустимо.

Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Ра­бота этой «стрелки», особенно в горячие часы, истории, во мно­гом определяет эффективность радиовещания и общественную потребность в нем.

Рекламная функция радио близка к собственно информа­ционной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо вы­деляют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от ра­диожурналиста профессионализма, специальных знаний, спо­собностей и навыков.

Средства, полученные от рекламы, помогают функциони­рованию вещательных редакций (станций, программ, рубрик).

 

 

36_____________________________________________А.Г.Киселев

 

Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.

 

1.4.2. Функции, обеспечивающие социальное управление обществом

 

Радио, обладающее уникальными возможностями воздей­ствия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обще­ством. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен ты­сяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможнос­ти радио стимулировать тот или иной поступок людей; а о воздействии на глубинные процессы развития общества, имен­но на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.

В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций.

Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функ­ция. Радио по природе своей обладает огромными интеграци­онными возможностями.

Уже сам факт регулярного и одновременного прослуши­вания программы разными людьми свидетельствует об их опре­деленной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевро­пейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое на­правлено вещание, тем внимательнее должны составляться про­граммы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась неохва­ченной группой людей с их специфическими интересами.

Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организатор­ской,

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________37

 

ской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, пер­вейшим качеством можно назвать умение объединять в подхо­де к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у радиодинамика.

Известны примеры, когда радио было единственным ре­ально доступным СМИ и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества. В советское вре­мя автономные республики России выпускали совместный ра­диожурнал «Между Волгой и Уралом» (о жизни Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии).

В передачах разной тематики, форм и жанров важнее всего сама идея

интегративности.

Кaк дисфункциональные можно отметить следующие яв­ления: размывание сложившейся системы ценностей; кримина­лизация, «дебилизация» сознания; понижение уровня культуры и как следствие - дезинтеграция общества.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения обществен­ного мнения в жизни общества и самой природой вещания, орга­ничecки связанной. с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного. мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции ра­диoвeщaния не остаются в стороне от этих событий. А возмож­ности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики.

Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечи­вать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, ар­гументов, контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто· не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике;

Так, анализ значительного массива передач «Радио Рос­сии» показал, что в них очень слабо представлены, а иногда и просто отсутствуют целые регионы, слои, значительные соци­ально-демографические группы общества. Значит, и обществен-

 

38_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

ное мнение, отражаемое в таких передачах, неполное, усечен­ное, неадекватное реальному.

Общественное мнение связано с дискуссионными ситуа­циями коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказы­вать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за послед­нее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглыe столы» привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, не­примиримых. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире ­переводить конфликты в план дискуссий, искать точки сопри­косновения, общие интересы.. Открытый диспут в эфире позво­ляет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоис­точников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Ра­дио и другие СМИ выступают своего рода школой для полити­ков и аудитории.

В деятельности радио заметно повысилась роль социоло­гии, изучающей общественное мнение. Результаты социологи­ческих исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, испол­нителей, песен.

Радиожурналисты освоили некоторые социологические ме­тоды, например панельное Интервью, когда один и тот же вопрос задается людям (респондентам) на улицах, площадях, вокзалах (иногда с выходом в прямой эфир). Таким образом, со­бираются пробы, образцы мнений по актуальным проблемам, которые дают представление об общественном настроении и являются ярким, эмоциональным элементом передач.

Среди дисфункциональных моментов, прежде всего, сле­дует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом. проигрывает общество в целом и всю СМИ, теряя доверие аудитории.

К указанной функции формирования общественного мне­ния примыкает очень важная функция - функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________39

 

опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушате­лями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредован­ный, приобретенный, в частности, из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, ве­щательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.

Радио в какой-то мере поддерживает разорванные чело­веческие связи. В них нуждаются миллионы соотечественни­ков, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого «ближнего зарубежья». Многие из них находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная вещательная политика на эту многомиллионную русскоязычную аудиторию.

Актуальна проблема общения и для старших возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных свя­зей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни.

Многие люди по разным причинам оторваны от дома и се­мьи, и радио обязано учитывать эти слои аудитории, тем бо­лее что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта «Юности»«- для военно­служащих. Меняются поколения, но всегда существует потреб­ность их общения с домом, семьей.

Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностно­го начала и прямой эфир. Большинство программ радио перво­начально ориентировано на конкретных ведущих (ведущий и автор обычно выступают в одном лице), «Авторский канал», «Панорама «Маяка»,

«Молодежный канал». Сегодня радиослу­шатели нередко обращаются не в редакцию, а к. конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Он как бы вхо­дит в круг их знакомых, в число тех, с кем им привычно об­щаться. Прямой эфир - один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Послед­ний перестает быть абстрактным слушателем и обретает лицо

 

 

40______________________________________________________А.Г.Киселев

 

конкретного человека. Общение происходит обычно по теле­фону, что, однако, доступно не всем слушателям.

Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников. Но современный эфир изобилует и при­мерами иного порядка - дисфункциональными. Личность веду­щего и установки редакции нередко не соответствуют требова­ниям грамотного, культурного эфирного диалога. Иногда жур­налисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизи­рованных, а то и криминальных групп. Грешат, этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на ком­мерческих радиостанциях. Подобный стиль общения, к сожале­нию, переходит и в государственное вещание, и тогда возника­ет очередной «эффект бумеранга»: радио само дурно воспиты­вает аудиторию.

Воспитательная функция радио реализуется при осуще­ствлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связа­но с природой самого воспитания - сложного, многосторонне­го процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенно­го государственного строя, системе власти и идеологии. Суще­ствовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные про­блемы перед воспитательным процесс ом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, 'объясняю­щие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апел­ляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведе­ния людей. В идеале именно таким образом и осуществляется

воспитательная функция.

Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое, например, «Человек и закон» - рубрику, существу­ющих и на радио, и на телевидении. Многие передачи направ­лены на политическое, экологическое воспитание, на реализа­цию такой задачи, как воспитание законопослушного члена об­щества, гражданина. Встает новая для отечественного радиовещания проблема религиозного воспитания, в связи с чем появи­лись специальные радиостанции и программы. Воспитательный

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________41

 

посыл имеет большинство передач для детей, подростков, молодежи. Наконец, перед радио стоит задача огромной важности

и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства.

Значительная степень дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением раз­личных систем ценностей. Чаще всего противопоставляют «за­падную ориентацию» мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстратив­но патриотическими, но на самом деле за этим кроется стрем­ление к обычной пропагандистской и политической выгоде. Дис­функция в области воспитания аудитории проявляется также в рекламе и «утверждении поведения» стиля жизни, нравствен­ных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.).

Перечисление, функций радиовещания, связанных с обес­печением социального управления обществом, целесообразно завершить рассмотрением агитационно-пропагандистской и орга­низаторской функций. О них правомерно говорить, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политичес­кого, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализующихся при обращении по радио к насе­лению с призывом прийти к определенному, пункту, чтобы выс­тупить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организа­циями и структурами («Возрождение Волги» на «Маяке»); при организации радиомарафонов с целью сбора средств для благо­творительных целей; при регулировании автомобильных потоков в городе и т.д.

Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы - разные, цели - схожие: добиться ­определенного поведения, действия. Считается, что пропаган­да апеллирует к разуму, агитация - к подсознанию. Агитационная функция стала главной в выборной президентской кампании в России 1996 г. генеральный ее посыл был: «Голосуй или проиграешь».

 

42________________________________________________А.Г.Киселев

1.4.3. Культурно-просветительские функции
Решая многообразные культурно-просветительские зада­чи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них. Эстетическая функция. Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании. 1. Прежде всего, это эстетика лучших образцов радио­журналистики. К ней относятся яркая образная речь, психоло­гическая острота диалогов, выражающих различные точки зре­ния, многообразие мышления, логику идей; четко выстроен­ная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в сво­ем воображении представить их в мельчайших деталях, и воз­никающий вследствие этого эффект присутствия; элегантность композиции, всей передачи и ее отдельных фрагментов; убеди- тельность «монтажных» переключений внимания аудитории, ко­торые уже сами по себе способны вызывать своеобразный ви­ток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шу­мов. С помощью данного арсенала средств и звукового образа события, явления или человека радиожурналист может вос­создать у слушателя требуемое представление и вызвать чув­ственную оценку любого события: от самого грандиозного по масштабам до самого тонкого и на первый взгляд малозаметно­го.

2. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудио­адаптации художественных произведений разных жанров, ви­дов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинении создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетичес­ки-технологическую ценность.

Радио имеет опыт разных методов и форм адаптации лите­ратурных произведений. Так, скажем, роман М. Шолохова «Ти­хий Дон» впервые звучал в эфире в актерском исполнении вско-

 

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________43

 

ре после выхода из печати первого тома. Читали у микрофона отдельные отрывки, не меняя, разумеется, ни слова.

Записи лучших театральных работ московских и периферийных театров в течение многих лет давали слушателям воз­можность не просто ознакомиться с наиболее интересными ра­ботами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить Многообразие их творческих поисков, сложную и, как правило, плодотворную творческую историю отечественной драматичес­кой и музыкальной сцены. Вся художественная палитра россий­ского театра была представлена в программах радио.

Рубрика «Театр у микрофона»,. во многом определяющая лицо нашего радиоэфира, уже к 1935-1936, и заняла проч­ее место в программах радио. «Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч фонограмм, которые попа­ли в умелые руки при подготовке самых разных художествен­но-просветительских программ, оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев ауди­тории.

3. Свои оригинальные образцы аудиокультуры радио вырабатывало в течение многих десятилетий и достигло в этом больших успехов. Практически нет ни одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который не имели интересного аналога в искусстве незримой радиосцены. Радиопоэмы и оратории, фельетоны и очерки, оригинальные ра­диопьесы всех жанровых направлений, трагедии, психологи­ческие драмы, комедии, фарсы, радиоцирк и радиооперетта и также радиобалет как жанр с весьма определенными эстетическими критериями с большим трудом, но утвердились в эфире.

Таким образом, радио в многолетней и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто рет­ранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры. К сожалению, иног­дa об этом забывают и сами работники радио: понижается тре­бовательность основополагающим характеристикам радиопро­изведений (обеднение устной речи, проникновение ненорматив­ной лексики, иностранных слов и выражений, специальных тер­минов, большей частью непонятных массовой аудитории). Одна­ко все эти негативные явления имеют преходящий характер, ибо зависят от социально-экономических условий работы радио.

 

44____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Отечественное радиовещание всегда выступало как эф­фективное средство получения знаний и приобщения к дости­жениям мировой культуры широких слоев общественности. По­этому функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабым коммуникациями и первона­чально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела но­вую конкретику, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда.

Функция развлечения (рекреативная функция) естествен­на для радио, так как оно не может не откликаться на стрем­ление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, сво­бодное от работы или учебы.

Сегодня многие коммерческие станции привлекают слуша­телей именно развлекательными программами. Сформировав, та­ким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпус­ки. Но развлекательность (она, же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач - вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе худо­жественного материала, Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания, Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настро­ение,

Другая группа развлекательных передач связана с игровы­ми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиг­рав которые слушатель может получить, как правило, не толь­ко эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого при­за, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бес­платной путевки в модный респектабельный круиз и т.п.

Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-позна­вательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций.

К чисто развлекательной продукции радио относятся транс­ляции и записи различных конкурсов и концертов.

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________45

Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ, к сожалению, стремление быть аб­солютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежела­тельному, негативному результату: свобода выражений грани­чит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность 110 отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. 3дecь главное - культурный уровень личности работника эфира. Слово «рекреация» происходит от лат. recreatio(букв. «восстановление») и означает (отдых, воссmановленuе сил человека, израсходованных во время работы".Отдых для каждого­человека - вещь сугубо индивидуальная, требующая бес­конечного разнообразия форм, способов, методов, условий и обстоятельств, столь же разнообразными должны быть и раз­влекательные программы, если их авторы и участники хотят привлечь, как можно больше слушателей.

 

1. Общее понятие «функций». 2. Перечислите факторы, общие для массового вещания, позволяющие выделять и говорить о функциях радиовещания. З. Назовите структуру функций радио, ее основные направления. 4. Дайте характеристику каждой отдельной функции из всех тpex основных ее направлений. 5. Определите роль основных функций радиовещания. 6. Какие существуют дисфункциональные явления на радио и какова их роль?

Контрольные вопросы и задания

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 891. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия