СЛОВАРЬ 7 страницаФРАКЦИЯ (лат. factio — право что-либо делать, действие) — в античности политическая партия знати — патрициев, олигархов. ФАШИЗМ (ит. fascismo от fascio — пучок, связка, объединение) — праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистический национализм, антисемитизм, расизм, а также агрессивность во внешней политике. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался собственный, специфический фашизм. «Классические» образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). ФЕДЕРАЦИЯ (лат. foedus — союз, соглашение) — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, земли, штаты и т.д.) обладают определенной политической и юридической самостоятельностью. Наряду с этим образуются общесоюзные — федеральные— органы власти, устанавливаются единые гражданство, валюта и пр. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — определяет порядок формирования высших органов власти и взаимоотношения между ними. Монархия и республика различаются по способу замещения поста главы государства. Статус монарха, как правило, передается по наследству; даже в тех особых случаях, когда прерывается династия, монарх избирается из представителей одной или весьма ограниченного круга семей, принадлежащих к королевскому роду. В республике глава государства (единоличный или коллегиальный) обретает свой пост на основе института выборов. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ — определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и целенаправленной организованности. Противоположность функций — дисфункции, т.е. действия, разрушающие данное состояние, дестабилизирующие уже сложившиеся взаимосвязи. Функции политической системы характеризуются комплексностью и могут осуществляться как на уровне всего общества, так и в отношении его различных сфер. Они присущи политической системе как целостному образованию, равно как и ее отдельным компонентам. ХАРИЗМА (< греч. charisma божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Р. Зома X. — это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают им необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее существование. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы». В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции харизмы. Современный ученый А.М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатию у массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной» или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) «достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА — политическое, идеологическое, экономическое и военно-стратегическое (гонка вооружений) соперничество социалистической (восточный блок — СССР и его союзники) и капиталистической (западный — США и их союзники) систем, сопровождавшееся их ограниченным (локальным) вооруженным противостоянием (например, во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке). Объявление холодной войны связывают с речью У. Черчилля в 1946 г. в Фултоне (США). ХУНТА (исп. junta — собрание, объединение) — название военных правительств, пришедших к власти после государственного переворота, а также общественно-политических организаций, государственных и административных органов в испаноязычных странах. ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — 1) высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической системы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.П. служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание. В политических ценностях отражаются желания и интересы социального субъекта. С точки зрения веберовской методологии, Ц.П. могут играть роль идеальных конструктов с помощью которых осуществляется познание мира политики. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ (в политике) — воспринятые человеком ценности, являющиеся целями его политических действий и основных средств их достижения; тем самым они приобретают функцию важнейшего регулятора индивидуального политического поведения. Как отражение фундаментальных интересов, ценностные ориентации проявляют субъективные политические позиции людей, их понимание мира политики. Общее понятие введено в науку в 1920-е гт. У. Томасом и Ф. Знанецким в качестве социальной установки личности («социальный аттитюд»), регулирующей ее поведение. ЭККЛЕСИЯ (гр. ekklesia, букв, собрание созванных) — народное собрание в древнегреческих полисах, происходящее от агоры. Впервые упоминается в Афинах в конце VII в. до н.э.; в результате реформ Солона стала собранием совершеннолетних граждан (мужчин), получив высшие политические и судебные полномочия. Не обладавшая правом инициативы, Афинская экклесия IV-V вв. до н.э. созывалась государственно-административным советом (буле) для назначения чиновников-магистратов и общего обсуждения основных проблем. Решения принимались простым большинством. Экклесии существовали во всех полисах, потеряв свое значение в эпоху Римской империи. ЭКСТРЕМИЗМ (лат. extremus — крайний) — ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами (например, терроризм, разжигание религиозной, расовой ненависти, вооруженные выступления, партизанские войны и т.д.). Левый экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию, а социалистические режимы — за предательство «дела Маркса, Ленина, Сталина, Мао», отказ от «классовой борьбы» (примерами левоэкстремистских групп служат «Фракция Красной армии» в ФРГ, «Сендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже, Национал-болыневистская партия Э. Лимонова в России). Правый экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д. Источник экстремизма как индикатора социального и политического неблагополучия — разнообразные кризисы. Ради достижения своих целей экстремисты обращаются к чувствам и предрассудкам людей, сознательно подавляя в них рациональное сознание. Участники экстремистских группировок являют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над своим поведением, к иррациональным поступкам. ЭЛИТА (фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — весьма интегрированный и солидарный в сфере групповых интересов, хотя и существующий в условиях внутренней конкуренции, социально доминирующий слой, состоящий из специализированных групп (административных, экономических, интеллектуальных, политических и т.д.), которые контролируют значительную часть общественных ресурсов и серьезно влияют на выработку и осуществление политики во всех сферах общественной жизни. В качестве источников доминирования элиты можно выделить признанные обществом: компетентность; высокие достижения и личные качества ее представителей в определенных видах деятельности, например в экономике, науке, политике; образование; богатство; происхождение (для наследственной элиты) и т.д. На практике принадлежность к элите формируется совокупностью этих и подобных факторов. В классификации элит по способу их воспроизводства определены два типа — открытая элита, предполагающая относительно свободный набор (рекрутирование) новых членов из групп с более низким социальным статусом, и закрытая (самовоспроизводящаяся) элита. ЭЛЕКТОРАТ (лат. eligere — выбирать, electio — тщательный выбор, избрание) — круг избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или партию на президентских, парламентских, местных (муниципальных) и т.д. выборах; корпус избирателей государства. Электоральный — выборный, избирательный. ЭГАЛИТАРИЗМ (< франц. egalite равенство) — направление общественно-политической мысли, утверждающее в качестве высшей политической ценности равенство. Согласно эгалитаризму, государство должно проводить политику в области перераспределения доходов. Умеренный Э. выступает за сохранение, но существенное ограничение частной собственности. ЭЛИТАРНАЯ (ЭЛИТИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается И. Шумпетер, понимавшей под демократией такое институциональное устройство, при котором индивиды приобретают право на принятие решений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии отмечаются: политическая конкуренция; регулярные и свободные выборы; доступ к власти в результате открытой политической борьбы. ЭТАТИЗМ (< франц. etat государство) — высокая степень вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Процессы этатизации приводят к сильной централизации, росту и усилению бюрократии, монополизации политической власти. Принципы этатизма были сформулированы в политической философии Платона, Гоббса, Гегеля. Приверженцы этатизма настаивают на первичности государства по отношению к личности, рассматривают государство как высшую цель и конечный продукт общественного развития, они расширяют его права и границы допустимого вмешательства государства в социальную жизнь. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ — демонстрируемая способность как политической системы в целом, так и ее институциональной подсистемы к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества и правящей элиты. Показателями эффективности власти являются: качество и среднестатистическая продолжительность жизни, уровень доходов на душу населения, индекс инфляции, уровень инвестиционной активности, динамика экономического роста и др. ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — порядок мироустройства, возникший после Второй мировой войны. Его основу заложили договоренности признавших сферы влияния друг друга великих держав-победительниц в мировом конфликте, оформленные на Ялтинской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях. Основные черты этой системы — биполярность, обусловленная относительным военно-политическим и экономическим превосходством двух сверхдержав (СССР и США); наличие оружия массового поражения, способного многократно уничтожить новые полюса миропорядка; военно-политические блоки, сформированные вокруг сверхдержав, находившихся в конфронтации.
|