Студопедия — АФОРИЗМЫ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АФОРИЗМЫ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ

 

Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. Александр Герцен

 

АФОРИЗМЫ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ

 

1. Глупец может собрать в своей библиотеке все книги, какие на свете есть, но читать он сможет лишь те из них, которых он достоин.

2. Не нужно обращать внимания на слова людей. Никто не сможет достичь в жизни величия, если не будет равнодушно внимать хвале и хуле.

3. Тот, кто преподаёт науку, позволяющую усилить чувственные наслаждения, найдёт множества, готовые внять ему. Но если кто-либо пожелает указать высшую цель, то он, напротив того, найдёт лишь самое незначительное число слушателей. Очень немногие способны постичь то, что есть самого возвышенного, и у ещё меньших хватит терпенья на то, чтоб достичь этих высот.

4. Не спорьте с окружающими и не доказывайте никому разумность ваших стремлений. Что толку в пустых словопрениях? Они только выводят ум из равновесия и смущают его. Вашу цель надо осуществить, и разве вы достигнете этого болтовнёй?

5. Мысль человека прыгает подобно обезьяне, укушенной сотней скорпионов.

6. Как иначе, если не концентрацией силы разума были достигнуты все виды знаний во всём мире? Мир готов раскрыть свои секреты, если только мы знаем, как постучать, как нанести нужный удар. Мощь и сила удара достигаются сосредоточением. Нет предела силе человеческого разума, и чем он более сосредоточен, тем большая мощь прилагается к одной точке. В этом и заключается секрет успеха.

7. Нет ничего такого, чего не могло бы достигнуть постоянство. Могу всякий день приносить корзину земли. И если я буду продолжать делать это, то наконец воздвигну гору.

8. Сосредоточенность всякий раз, когда к ней прибегают, приносит идеальный отдых душе и телу.

9. Хватаясь за идею только ради её новизны и потом бросая её ради другой, более новой, мы подвергаемся опасности растратить нашу энергию.

10. Принимайтесь за одно, исполняйте однажды уже заданное себе, стремитесь к цели и не оставляйте её раньше, чем увидите её осуществление. Только тот, кто может полностью сосредоточиться на одной идее, прозреет. Те, кто лишь понемножку хватает то здесь, то там, никогда ничего не достигнут. Они могут на мгновение напрячь свои нервы, но на этом у них всё и закончится. Они останутся рабами в руках природы и никогда не выйдут за границы чувств.

11. Раз и навсегда откажитесь от разбрасывания. Остановитесь на одной идее, думайте о ней, живите ею. Пусть каждая часть вашего тела будет полна этой идеей, и совершенно отбросьте все другие идеи. Это путь к успеху, и этим путём создаются великие гиганты духа. Все остальные только простые говорильные машины.

12. Самообуздание развивает гигантскую волю, такой характер, который может привести мир в движение. Глупые люди не знают этой тайны; они хотят управлять человечеством; глупец не знает, что он может управлять всем миром, если он будет ждать. Подождите несколько лет,обуздайте эту сумасшедшую идею власти, и, если она совершенно исчезнет, человек осилит вселенную. Но мы глупцы! Большинство из нас не может видеть дальше нескольких лет, точно как животные не видят дальше нескольких шагов. Только небольшой тесный круг составляет весь наш мир. У нас нет терпения заглянуть дальше, и мы из-за этого становимся безнравственными и трусливыми. Это есть причина нашей слабости и бессилия.

13. Чтобы добиться успеха, необходимо обладать большим упорством и огромной волей. Я выпью океан, — говорит настойчивая душа, — по моей воле раскрошатся горы. Обладай такой силой и такой волей, упорно трудись, и ты добьёшься цели.

14. Силы души подобны рассеянным лучам света: когда они сосредоточены, они освещают. Это единственное средство познания.

15. Разбрасываясь и хватая от всего по крупицам, вы не достигнете ничего высшего. От того, что вы пройдёте только курс упражнений, не будет никакой пользы. Для тех, кто полон тамаса, невежествен и неумён, чьё сознание никогда не сосредоточивается на одной идее, кто жаждет чего-нибудь только для развлечения, для них религия и философия — простые забавы. Они обращаются к религии как к развлечению, и только развлечение и получают. Такие не обладают настойчивостью. Услышав что-нибудь, вначале они интересуются этим, а затем приходят домой и всё забывают.

16. Тот, кто действительно может быть йогом, должен раз и навсегда отказаться от полумер, обгрызанных идей. Остановитесь на одной идее. Сделайте эту идею своей жизнью, думайте о ней, живите этой идеей. Пусть мозг, мышцы, нервы, каждая часть вашего тела наполнится этой идеей, и отвлекайтесь от других мыслей и идей. Это путь успеха, следуя ему создавались гиганты духа.

17. Человек рождён, чтобы побеждать природу, а не следовать за ней.

18. Если берёт верх атавизм, ты терпишь неудачу, если берёт верх эволюция, ты идёшь вперёд.

19. Внешнее очищение — это значит содержать тело в чистоте; нечистоплотному человеку никогда не стать йогом. Но столь же необходимо и внутреннее очищение. Естественно, что внутреннее очищение является более ценным, чем внешнее, но важно и то и другое, ибо последнее бессмысленно без первого.

20. Человек должен стать сотрудником неба и земли.

21. Если Небеса создали человека, значит, у него есть какое-то предназначение.

22. Перед тобой лежит бесконечное будущее, и ты всегда должен помнить, что каждое слово, мысль или дело идёт тебе в зачёт и что, подобно тому, как дурные мысли и дурные поступки готовы, словно тигры, наброситься на тебя, существует вдохновляющая надежда, что добрые мысли и добрые поступки вызовут сто тысяч ангелов, готовых всегда и навеки тебя защитить.

23. Единство в разнообразии — это план творения. Как бы индивидуально различны ни были мужчины и женщины, всё-таки в основе лежит единство. Индивидуально различные характеры и классы мужчин и женщин представляют естественные вариации в законе творения. Поэтому нам не следует мерить их одним аршином или устанавливать для них один и тот же идеал. Наш долг одобрять каждого в его стараниях жить согласно со своим высшим идеалом и приближать этот идеал насколько возможно ближе к истине.

24. Перед нами есть пути: путь познающих, предполагающих, но существует только один путь к истине, все другие ложны; и путь мудрецов, которые предполагают, что смотря по духовному сложению и различным уровням существования, на которых мы находимся, долг и нравственность могут быть различными. Очень важно знать, что существуют ступени долга и нравственности и что то, что в одном жизненном периоде при известных обстоятельствах есть долг, в другом периоде может совсем не быть долгом и стать безнравственным.

25. Каждый должен бы браться за свой собственный идеал и стремиться жить в его направлении, это гораздо более верный путь, чем брать чужой идеал, которого всё равно нельзя достигнуть. Возьмём для примера ребёнка и дадим ему задачу пробежать 20 миль. Ребёнок или умрёт от усталости, или, один на тысячу, измученный и полуживой доползёт двадцатую милю. Подобное этому мы обыкновенно и пытаемся делать в мире. Нет общества, в котором бы все мужчины и женщины были одинакового нрава, одинаковых способностей или имели бы одинаковый дар распознавания вещей, они должны иметь различные идеалы, и мы не вправе осмеивать какой бы то ни было.

26. Каждый должен делать лучшее, что он может, для осуществления своего идеала. Меня не должно судить по вашему идеалу, и вас — по моему. Яблоню нельзя измерять меркою дуба, и дуб — меркою яблони. Для того, чтобы правильно судить о яблоне, необходимо её рассматривать с её собственной точки зрения, дуб же — с его; то же самое и со всеми нами.

27. На основании изучения характеров великих людей, я решаюсь высказать мнение, что в большинстве случаев несчастье и бедность научали людей больше, чем счастье и богатство, и что страдания успешнее вызывали внутренний огонь познания, чем похвала.

28. Радость и горе, проносящиеся в человеческой душе, оставляют в ней различные картины, и результатом всех этих объединённых впечатлений является то, что обыкновенно называют характером.

29. Рассмотрите характер какого-либо человека и в сущности вы, ничего иного не увидите, как только его наклонности, общую сумму его духовного направления; вы найдёте, что счастье и несчастье одинаково действовали на развитие его характера.

30. Добро и зло имеют равное значение в образовании характера, в некоторых же случаях нужда бывает лучшим учителем, чем счастье.

31. Слишком большое богатство или слишком большая бедность составляют огромную помеху развитию души. Великие люди мира выходят из средних слоев общества, где силы равномерно согласованы и уравновешены.

32. Мы постоянно стремимсявыдать нашу слабость за силу, нашу сентиментальность — за любовь, нашу трусость — за мужество и так далее.

33. Любой дурак может быть в подходящее время героем. Наблюдайте, как человек совершает самые заурядные поступки, ибо это поможет вам уяснить истинный характер великого человека. Важные случаи жизни могут возвысить даже самое низменное человеческое существо; но действительно великим бывает только тот человек, характер которого всегда велик, всегда одинаков, в каких бы обстоятельствах человек ни находился.

34. Лицемерие не ведёт ни к чему хорошему.

35. Опасайся тех, кто учиняются скорее хвалителями добродетели, нежели её последователями.

36. Лицемерие есть порок ненавистнейший. Тот, кто прикрывается одной внешней добродетелью, похож на злодея, который днём показывается честным человеком, а ночью занимается похищением имущества ближнего.

37. Для познания людей, добры ли они или злы, нет лучшего способа, как смотреть на зрачок глаза; ибо зрачок глаза не может скрывать порока, таящегося в сердце.

38. Истина требуется нам не для удовольствия. Предоставим всякие наслаждения людям грубым, неразвитым; они их вдоволь используют. Человек есть разумное существо и должен бороться, пока он не покорит смерть, пока не узрит свет. Он не должен предаваться напрасной, бесполезной болтовне. Поклонение обществу и общественному мнению — то же идолопоклонство.

39. Если мы действительно хотим быть счастливыми и делать счастливыми других, мы должны уйти вглубь самих себя и с первого же шага не смущать сознания и не иметь общения с людьми, идеи которых вносят сомнения. Каждый из вас знает определённый род людей, мест или пищи, которые отталкивают вас; избегайте же их. Те же, кто хочет достигнуть самого высшего состояния, должны избегать всякого общества, и хорошего, и дурного.

40. Сначала выслушаем слово мудрости, потом поймём и затем, отбросив всё, отвлекающее нас от цели, закроем наше сознание для внешних влияний и предадимся развитию истины внутри нас. Вот правильный путь.

41. Человек никогда не прогрессирует от заблуждения к истине более высокой.

42. Я — за истину. Истина никогда не заключит союза сложью. Если даже весь мир будет против меня, а истина — за, она победит в конечном счёте.

43. Истина едина, но идти к ней или выражать её можно поразному.

44. Истина может быть изложена тысячью различных способов, и все они могут быть истинны.

45. Всем можно пожертвовать ради истины, но истиной нельзя пожертвовать для чего бы то ни было.

46. Будьте мужественны и смотрите Истине в лицо.

47. Можешь быть уверен, что, если ты служишь истине вопреки искушению отступить от неё, ты обретёшь небесную силу, перед лицом которой люди не осмелятся говорить тебе такие вещи, в истинность коих ты не поверишь. Люди будут верить тому, что ты им говоришь, если ты сможешь в течение четырнадцати лет строго служить истине, ни разу не отклонившись от неё. Тем самым ты окажешь величайшее благодеяние народным массам, освободишь их от уз и обеспечишь духовный подъём всего народа.

48. Если бы кто-нибудь захотел ознакомиться со Вселенной по частям, он должен был бы познакомиться с каждой отдельной песчинкой; для этого потребовалось бы бесконечное время, и он никогда не узнал бы всего. Тогда какое же может быть знание? Какая возможность для человека стать всезнающим путём частностей? Возможность та, что за частными проявлениями есть обобщение; за всеми частными идеями стоит идея общая, абстрактный принцип. Овладейте им — и вы овладеете всем.

49. Души умерших существуют, но мы просто не можем их видеть. Стало быть, в мире могут быть сотни и миллионы живущих существ, которых мы не можем ни видеть, ни чувствовать, ни осязать. Мы можем постоянно проходить вперёд и назад сквозь их тела, не замечая их, и весьма вероятно, что они также не видят и не чувствуют нас. Это круг внутри круга, вселенная внутри Вселенной.

50. В этой жизни всё приходит в упадок. И лишь когда гибнет всё, даже любовь, человек вдруг осознаёт всю суетность и призрачность этого мира. Тогда он обращает свой взор к самоотречению, обращает взор к потустороннему. Иной мир открывается только тому, кто отказывается от этого мира, а не цепляется за него.

51. Причина страданий лежит в столкновении различных сил природы, одна тянет в одну сторону, другая — в другую, а потому счастье не может быть постоянным. Не было ни одной великой души, которая не отказалась бы от чувственных удовольствий и наслаждений ради обретения величия.

52. Любой, кто предлагает кому-нибудь слепо верить во что-то или увлекает за собой людей, подчиняя их могуществом своей воли, приносит вред человечеству, хотя, может быть, и ненамеренно. Поэтому пользуйтесь своим собственным умом, управляйте телом и сознанием сами, помните, что, если вы не больны, никакая посторонняя воля не может действовать на вас, и избегайте всякого, кто велит вам слепо верить, как бы велик и добр он ни был.

53. Я никогда не говорил о мести, я всегда говорил о силе. Помышляем ли мы о том, чтобы отомстить попавшим на нас морским брызгам? Для москита же — это нечто крупное.

54. В силе индивидуума заложена сила нации. Нам нужны люди с железными мускулами и стальными нервами.

55. Нравственная сила должна вылиться в общенациональное воспитание. Нет той нужды и той нищеты, которых бы мы не смогли устранить сознанием силы своего духа.

56. Слабые не могут обрести сущность. Е сли нет силы в душе и теле, сущность не может быть воплощена. Сначала надо укрепить тело здоровой питательной пищей — без этого не будет крепкого духа. Дух — это не что иное, как неощущаемая часть тела. В твоей душе и твоих словах должно быть много сил.

57. Душа не имеет ни пола, ни родины, ни места, ни времени.

58. Размышляйте постоянно о своей истинной сущности. Освободитесь от всякого суеверия. Не гипнотизируйте себя мыслью, что вы недостойны, денно и нощно повторяйте себе, что вы в самом деле из себя представляете, пока вы не осознаете — действительно осознаете — ваше единство с Богом.

59. Свобода есть отличительный признак высшего существа. Духовная жизнь начинается, когда вы освободились от влияния чувств. Тот, кем управляют его чувства, привязан ко всему мирскому, он раб.

60. Представьте себе душу не материальной, но такой, какая она действительно есть. Мы воображаем себе душу плотью, но мы должны отделить её от ощущений и мысли. Только тогда мы можем познать, что мы бессмертны.

61. Если бы мы могли окончательно прекратить колебания нашей ментальной энергии, то это уничтожило бы нашу плоть. Мы в течение миллионов лет так старались создавать эту плоть, что при этом усилии забывали нашу главную цель — стать совершенными. Мы привыкли считать, что наша цель состоит в создании плоти. Это — иллюзия и заблуждение. Мы должны освободиться от этого заблуждения и сознать, что мы не плоть, и что она нам — слуга.

62. Научитесь выделять ум и познайте, что он не связан с телом. Мы снабжаем тело чувствами и жизнью и затем воображаем, что оно живёт и существует. Мы так долго носили его, так долго были облечены в него, что забыли, что оно не тождественно с нами.

63. Духовные идеалы всегда являлись человечеству от тех народов, которые были попраны ногами.

64. Чтобы наводнить страну социальными и политическими идеями, наводните её идеями духовными.

65. Агитируйте сколько угодно за всяческие права и привилегии, но помните, что до тех пор, пока вы не возвыситесь сами, пробудив глубокое чувство самоуважения в нации, ваши надежды на получение от кого-то прав и привилегий — сон среди белого дня.

66. Страдания мира не могут быть устранены просто физической помощью; до тех пор пока не переменится человеческая природа, физические потребности будут всплывать снова и снова; никакое накопление физической помощи не может освободить мир от бедствий.

67. Единственное решение вопроса о страдании мира есть очищение всего человечества. Незнание, неведение — мать всего зла и всех страданий, какие мы знаем. Дайте свет людям, дайте им духовно укрепиться, и, когда всё человечество станет чистым, духовно сильным и воспитанным, только тогда, не раньше, кончатся бедствия мира.

68. Слово «любить» очень трудно понять: любви никогда не бывает, пока нет свободы. У раба нет любви. Если вы купите раба, закуёте его и заставите его работать на вас, то он будет делать это как рабочая скотина, но без любви. Если мы сами трудимся для мира как рабы, то в этом нет любви, и это не истинная работа. То же происходит с нашими действиями по отношению к родственникам и друзьям, даже к самому себе.

69. Представьте себе человека, любящего женщину, он желает один обладать ею и всё время ревнует её; она должна сидеть или стоять около него и по его приказанию есть и передвигаться. Он её раб. Это не любовь, но известный род болезненной влюбчивости раба, выдаваемой за любовь. Это чувство не может быть любовью, так как оно полно страданий. Если женщина не делает того, что он хочет, то это причиняет ему боль. При любви же не бывает болезненных последствий.

70. Любовь может иметь только благодатные последствия, если же этого нет, то это уже не любовь, а нечто иное, принимаемое нами за любовь.

71. Если вам удалось полюбить вашего мужа, жену, детей такой любовью, которая не вызывает вслед за собой ни болезненных последствий, ни ревности, ни вообще никакого эгоистического чувства, то вы на пути к независимости и свободе.

72. Где бы ни обнаружилась привязанность или могущественнейшая приверженность, вы должны помнить, что она физического свойства, как бы род физического притяжения между различными частицами материи, нечто более и более сближающее тела, и если они не могут сойтись, то является болезненное чувство. Истинная же любовь не нуждается в физической близости. Другое тело может быть отдалено на тысячи вёрст, любовь остаётся та же. Она не умирает и никогда не вызывает болезненной реакции.

73. Бог свободен, потому что он любит. Истинная любовь освобождает нас.

74. «У меня нет обязанностей на всём белом свете», — говорит Кришна. Стань полностью отстранённым, полностью безучастным, только тогда ты сможешь сделать что-нибудь стоящее.

75. Упражняйтесь упорно; суждено ли вам жить или умереть, это неважно. Вы должны погрузиться в выполнение вашей задачи и работать, не думая о результатах.

76. Великими святыми и наставниками стали те, кто победил мир внутри себя и потому обладал силой слова.

77. Человек, действующий свободно, не спрашивает о результатах. Ведь не ожидаете же вы от ваших детей, чтобы они возвратили вам то, что вы им дали. Работать на них — ваша обязанность, и тем она и кончается. Что бы вы ни делали для человека, города или страны, делайте это так же бескорыстно, как делаете своим детям, не ожидая себе ничего.

78. Человек действует по различным побудительным причинам; без мотива не может быть поступка.

79. Мотивы имени и славы редко имеют непосредственный результат, так как плоды их обыкновенно тогда приходят, когда мы уже стары и покончили с жизнью.

80. Мы имеем право на труд, но не на плоды его. Предоставьте плодам и результатам приходить самим. Кто беспокоится о результатах? Если вы хотите помочь человеку, то не думайте никогда о его отношении к вам, не старайтесь его узнать. Если вы хотите совершить большое и доброе дело, то не думайте о его последствиях.

81. Человек, принимающий дары, находится под духовным влиянием дающего, а значит, на берущего можно оказать влияние. Принимая дары, мы отказываемся от духовной независимости и позволяем себя поработить. Поэтому не принимай даров.

82. Если ты можешь быть всегда дарящим, так что всё даваемое тобою миру будет свободным предложением ему, без мысли о возврате, то такая деятельность не влечёт за собой связанности. Связанность наша является только тогда, когда мы чего-нибудь ожидаем себе.

83. Не давай чувствовать высокого положения твоего низшим, не покажи преимущества твоих заслуг равным.

84. Чем старше я становлюсь, тем глубже я понимаю смысл индийской идеи, что самое высшее из существ — это человек.

85. Общественная жизнь на Западе подобна раскатам смеха, заглушающим рвущийся из глубины души вопль. Смех переходит в рыдание. Забавы и увеселения — на поверхности; в глубине же скрыто нечто напряжённо трагическое. У нас же печаль и мрак — снаружи, а в глубине — беззаботность и веселье.

86. Не удовольствие, а познание есть цель человека. Удовольствие и блаженство конечны. Люди ошибаются, полагая, что удовольствие может быть целью. Причина всех страданий, существующих в мире, та, что люди ошибочно принимают удовольствие за идеал. Впоследствии они замечают, что идут навстречу не веселию, а познанию, что как радость, так и страдания великие учителя и что учиться возможно как у добра, так и у зла.

87. Опыт — это единственный наш учитель. Мы можем толковать и рассуждать всю нашу жизнь, но никогда не поймём ни одного слова истины, пока сами не убедимся в ней на собственном опыте. Вы не можете рассчитывать сделать человека хирургом, только дав ему почитать несколько книг. Вы не можете удовлетворить моё желание познакомиться с какой-нибудь страной, лишь показав мне её на карте; я должен видеть саму страну. Карта может лишь возбудить во мне интерес к получению более полных сведений, но большего значения она не имеет.

88. Познание живёт в самом человеке, никакое познание не приходит извне, но всё находится внутри человека.

89. Для получения знания йог не нуждается ни в каких книгах; его собственное сознание стало книгой, заключающей в себе бесконечное знание.

90. Всё познание, какое когда-либо приобреталось миром, исходит из духа. Безграничная библиотека вселенной заключается в нашем собственном духе. Внешний мир есть только побуждение, повод, заставляющий нас изучать наш собственный дух.

91. Войди в себя и извлеки «Упанишады» из самого себя. Ты есть величайшая книга, которая когда-либо была и когда-либо будет, бездонная сокровищница всего сущего. Всякое стороннее обучение будет напрасным, если не пробудится внутренний учитель. Чтобы учение имело смысл, оно должно раскрыть книгу сердца.

92. Когда бы вы ни встретились с нелепыми утверждениями, которые противоречат человеческому рассудку и здравому смыслу, отвергайте их без всякой боязни, потому что настоящее вдохновение никогда не противоречит рассудку, но только дополняет его. Вы знаете изречение великого Пророка: «Я пришёл не разрушить, но дополнить». Совершенно так же и вдохновение всегда приходит, чтобы дополнить рассудок, и всегда строго согласуется с ним. Помните: всё, что противоречит рассудку, — это не вдохновение.

93. Вдохновение исходит изнутри, и мы должны вдохновляться собственными высшими силами.

94. Правильно применяемое воображение служит нам лучшим другом; оно превышает рассудок; это единственный свет, ведущий нас повсюду.

95. Если бы сознание было подчинено нашей воле, а не своим бессознательным рефлексам, люди не совершали бы множества неразумных дел, которые ввергают их в несчастия.

96. Результат управления сознанием состоит в том, что оно более не соединяется произвольно с центрами восприятия внешних ощущений, а, стало быть, чувства и желания зависят теперь от нас.

97. Если человек не хочет быть машиной, он должен доказать, что ничто внешнее не управляет им.

98. Нет ни греха, ни добродетели: есть только невежество. Если и существует грех, то лишь один: сказать, что ты слаб или что слабы другие.

100. Вы божества на земле! Грешники? Грех называть так человека, это гнусная клевета на человеческую природу. Восстаньте, о львы, развейте заблуждение, будто вы овцы; вы есть бессмертные души, обладающие свободным духом, благословенные и вечные; вы не материя, вы не тела; это материя подчиняется вам, а не вы подчиняетесь материи!

101. Постоянное недовольство собой производит больше пороков, чем какая-нибудь другая слабость. Человеку, начавшему ненавидеть самого себя, открываются все пути к вырождению, и то же самое бывает с народом. Ненавидеть себя не есть наш первый долг; чтобы идти вперёд, мы должны иметь прежде всего веру в себя и в Бога. Кто не верит в самого себя, никогда не сможет иметь и веру в Бога.

102. Чрезмерное пристрастие к книгам только ослабляет человеческий ум. Можно ли представить себе более ужасное богохульство, чем сказать, что полное знание о Боге заключается в этой или той книге? Как смеют люди называть Бога бесконечным и в то же время пытаться заключить Его в переплёт маленькой книги?

103. Узнаем истину о Божественной Сущности от тех, кто сам постиг её. В устах других это будет лишь праздная болтовня. Постижение стоит выше добродетели и порока, выше будущего и прошлого, выше всех противоположностей. Чистый и безупречный человек видит сущность во всём, в его душе царит вечное спокойствие. Ни разговоры, ни споры, ни чтение священных книг, ни полёт разума, ни даже «Веды» не способны дать знание о сущности.

104. Единственный способ достичь цели — сказать себе и сказать всем остальным, что мы божественны. И чем чаще мы повторяем эти слова, тем сильнее становимся. Тот, кто поначалу запинается, станет всё увереннее и увереннее, а голос его будет звучать всё громче и громче, пока эта истина не овладеет нашим сердцем, не вольётся нам в вены и не войдёт в наше тело. Свет будет светить всё ярче и ярче, рассеются заблуждения, канут нагромождения невежества, и наступит время, когда исчезнет всё и будет сиять одно лишь Солнце.

105. Когда ты понимаешь, что ты есть Бесконечное, страх должен умереть. Всегда говори: «Я и Отец мой — это одно и то же».

106. Нельзя молиться Абсолюту, но лишь проявлению Абсолюта. Иисус имел человеческую природу. И он стал Христом. Мы тоже можем и должны это сделать. Христос и Будда — это названия состояния, в которое необходимо прийти. Иисус и Готама были людьми, которые являлись проявлениями этого состояния.

107. Лишь твоя собственная воля отвечает на молитвы, но каждому она является в обличье различных религиозных идей. Мы можем назвать её Буддой, Иисусом, Кришной, Иеговой, Аллахом, Агни, но это всего лишь Сущность, всего лишь Я.

108.«О сущности сначала нужно слышать». Слушай днём и ночью, что ты и есть сущность. Днём и ночью повторяй про себя эту мысль, пока она не войдёт в твои жилы, пока не станет петь в каждой капле крови, пока не превратится в твои плоть и кость. Пусть всё тело проникнется этим идеалом: «Я не знаю ни рождения, ни смерти, я блаженная, всезнающая, всемогущая, вечно славная сущность». Сама сила этой мысли возвеличит, преобразит, обожествит все твои поступки.

109. Если материя могущественна, то мысль всемогуща.

110. Человек, обретший высшую степень очищения, достигает большего, чем целый полк проповедников. Источником слова, несущего силу, являются чистота и тишина.

111. Не следует заранее готовить текст своей речи. Глубоко убеждён в том, что духовный контакт с аудиторией лучше всего устанавливается именно посредством импровизации, когда речь возникает спонтанно и выражает нынешнее, а не появившееся когда-то в прошлом, хотя бы и не очень отдалённом, состояние мыслей и чувств говорящего.

112. Вы должны освоиться с той мыслью, что вся человеческая деятельность на то только и нужна, чтобы вызвать наружу уже существующую духовную силу человека и разбудить его душу. Сила живёт внутри каждого человека, и познание находится в нём. Различные человеческие дела — только толчки, вызывающие её и заставляющие богатыря проснуться.

113. Подобно огню в кремне, познание заключено в духе, побуждение же есть тот удар, который извлекает этот огонь.

114. Нельзя что-нибудь получить, не потрудившись для его приобретения, — это вечный закон, и если мы сомневаемся в этом, то с течением времени нам приходится в истине этой убедиться. Человек может всю жизнь стремиться стать богатым, он может для этого обманывать тысячи людей, но если под конец ему станет ясно, что он этого не заслужил, то жизнь для него сделается мучением.

115. Сколько бы мы ни захватывали земных благ, нам принадлежит только то, что мы заслужили. Дурак может скупить все книги мира и поставить их в своей библиотеке, и всё-таки он в состоянии будет читать только те, которые он заслужил, и эта заслуга обусловлена кармой. Наша карма определяет то, что мы заслуживаем и что мы можем сделать своим.

116. Любовь, правда и самоотверженность представляют собою не только хорошие слова, но и высший идеал, так как они являются столь очевидными проявлениями силы. Самое главное — это то, что человек, действующий 5 дней или 5 минут без какого-либо эгоистического мотива, не думая о будущем, о небесах, наказании и т. п., становится исполином. Действительно, поступать так трудно, но в глубине души мы сознаём ценность самоотверженной деятельности и то добро, которое она несёт с собою. Это наибольшее приложение силы и огромное самообладание.

117. Самообладание есть проявление большей силы, нежели весь вытекающий из него поступок.

118. Идеальный человек тот, который среди глубочайшей тишины находит для себя истинную деятельность и среди высшей деятельности находит тишину пустыни. Он научился тайне самообладания, он поборол самого себя. Он проходит по улицам столицы среди её сутолоки, и дух его остаётся таким же спокойным, как если бы он находился в пещере, и при этом он напряжённо работает.

119. Человек, дающий волю гневу, ненависти или любой другой страсти, не может трудиться, он лишь разрушает себя и не делает ничего полезного. Больше всего работы выполняет спокойный, великодушный, уравновешенный, сбалансированный дух.

120. Спокойствие — это величайшее проявление силы. Деятельным быть легко. Отпусти поводья, и лошадь понесёт. На это способен каждый, но силён только тот, кто может остановить скачущих коней. На что требуется больше силы: на то, чтобы отпустить или удержать? Спокоен не тот, кто неповоротлив. Спокоен тот, кто способен сдерживать душевные порывы. Деятельность — это проявление внешней силы, спокойствие— внутренней.

121. Встань! Проснись! Что ты делаешь? Если телу положено двигаться, то пусть оно работает. Пробуди божественное и в себе и в других — вот в чём заключается идеал.

122. Духовное познание есть единственное, которое может утолить наше страдание навсегда; всякое другое знание удовлетворит наши желания только на короткое время. Только тогда, когда перерождается природа человека, исчезают навсегда и его вожделения.

123. Если нужды человека могут быть отдалены на один час, то ему уже оказана помощь; если он не знал нужды в течение года, то ему помогли ещё больше; если же нужды его могут быть совершенно удалены, то это наибольшая помощь, какая может быть оказана человеку.

124. Только через познание духа исчезает навсегда способность желания, и потому наибольшая помощь человеку оказывается тогда, когда ему помогают духовно.

125. Кто даёт человеку духовное познание, тот величайший благодетель человечества, и всегда могущественными людьми были те, которые помогали людям в их духовных нуждах, так как это есть основа всех других дел в жизни.

126. Передача человеку духовного познания стоит гораздо выше, чем подача ему пищи и одежды, она даже ценнее, чем дарование жизни человеку, так как истинная жизнь человека состоит в познании. Незнание есть смерть, знание — жизнь. Жизнь очень мало стоит, если это жизнь в темноте, ощупью бредущая между неведением и бедствованием.

127. Помощь, укрепляющая нас духовно, есть наивысшая помощь; за нею следуют просветительная и лишь после — физическая помощь.

128. Высший идеал есть непротивление, оно есть наивысшее проявление силы, и то, что называется «противлением злу», есть только шаг на пути высшего развития силы, на пути к непротивлению. Прежде чем мы достигнем высшего идеала, наш долг — противиться. Пусть мы работаем, пусть боремся, пусть сражаемся. Только тогда, когда мы приобрели силу для сопротивления, непротивление станет нашей добродетелью.

129. Будда отрёкся от престола и отказался от своего положения, он совершил действительное отречение. Но ни о каким отречении не может быть речи у нищего, которому не от чего отказаться.

130. Бездеятельности всегда надо избегать. Деятельность же всегда значит сопротивление. Противься всякому злу — и духовному и физическому. И если ты будешь успешен в этой борьбе, то придёт покой.

131. Умерщвление плоти — это для аскетов. А тем, кто трудится, нужны хорошо развитое тело, железные мышцы и стальные нервы!

132. Бросайся в мир, и тогда, после известного времени,когда ты вкусишь всего, что он может предложить тебе, придёт отречение и с ним покой. Поэтому удовлетворяйте свои прихоти и страсть к власти и другим вещам, и когда вы удовлетворите вашим желаниям, придёт время — и вы сознаете ничтожность этих вещей. Раньше, чем вы удовлетворите эти желания и пройдёте через всё это, для вас невозможно вступить в состояние покоя и ясности.

133. Не давайте сбить себя с пути и не стремитесь к власти. Единственная власть, которая остаётся у нас и всё увеличивается, это — любовь.

134. Каждое действие состоит одновременно из добра и из зла. Мы не можем совершить ни одного действия без того, чтобы в нём не содержалось чего-либо доброго, и ни одного, которое бы кого-нибудь не обидело. Каждое действие по необходимости должно быть смесью добра и зла, и тем не менее мы должны непрестанно действовать. Как добро, так и зло будут оба иметь свои последствия, создавая свою карму: доброе действие принесёт нам хорошее последствие, злое же — злое. Зло и добро суть оба оковы души. Помнить следует, что если мы сами не связываем себя с поступками, они не производят на нас никакого действия.

135. Если человек постоянно слышит дурные слова, думает злые мысли и совершает злые поступки, то душа его переполняется этими отпечатками, и они бессознательно овладевают склонностью его деятельности. Действительно, эти впечатления работают беспрестанно, и их воздействие будет злое. Такой человек должен быть злым; он не волен в этом, общая сумма этих впечатлений является для него сильной побудительной причиной для дурных поступков. Человек становится машиной в руках своих впечатлений, и они заставляют его делать злое.

136. Подобное же случается и с человеком, думающим добрые мысли, делающим добрые дела, общая сумма этих впечатлений будет добра, и они тем же порядком принудят его, даже против его воли, делать доброе. Если человек сделал и передумал так много доброго, что в его природе, даже против его воли, образовалось непреодолимое стремление к деланию добра, то душа его в общей сумме своих наклонностей, даже если бы он пожелал делать зло, не позволит ему совершить его. Склонности предотвратят это: он в их власти. В этом случае характер человека называют твёрдым.

137. Чем старше я становлюсь, тем больше всё сводится для меня к мужеству. Это — моё новое евангелие.

138. Нам нужна религия, которая формирует людей! Нам нужны люди! Люди с железными мышцами и стальными нервами.

139. Если мы обладаем тремя величайшими «божьими дарами»: человеческим телом, страстным стремлением к свободе и помощью того, кто достиг этой цели и может указать нам путь, — тогда наше освобождение неизбежно.

140. Сознание, человечность и мужественность являются тремя мировыми качествами, и чтобы приложить их, нужна искренность.

141. Духовно сильный человек будет силён во всех отношениях, если он того пожелает; и даже физические потребности не могут быть удовлетворены раньше, чем в человечестве найдётся духовная сила.

142. Нет той нужды и той нищеты, которых бы вы не смогли уст




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Не в нашей воле полюбить или разлюбить, поэтому ни любовник не вправе жаловаться на ветреность своей любовницы, ни она - на его непостоянство. Франсуа Ларошфуко | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 313. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия