Студопедия — Новый Завет. Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния Апостолов, Послание Иакова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новый Завет. Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния Апостолов, Послание Иакова






 

Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния Апостолов, Послание Иакова, 1 Послание Петра, 2 Послание Петра, 1 Послание Иоанна, 2 Послание Иоанна, 3 Послание Иоанна, Послание Иуды, Послание к Римлянам, 1 Послание к Коринфянам, 2 Послание к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, 1 Послание к Фессалоникийцам, 2 Послание к Фессалоникийцам, 1 Послание к Тимофею:, 2 Послание к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание к Евреям, Откровение Иоанна Богослова.

 

Все эти книги написаны по вдохновению Божьему, чтобы стать правилом веры и жизни.[7]

 

3. Книги, именуемые Апокрифами, не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания, а потому не имеют авторитета в Церкви Божией. Их следует признавать, ценить и использовать как нечто, созданное людьми, и не более того.[8]

 

4. Достоверность Священного Писания, в соответствии с которой ему следует верить и подчиняться, связана не со свидетельством какого бы то ни было человека или церкви, а только с Автором Писания – Богом, Который есть сама истина. Следовательно, Библию дóлжно признавать потому, что она представляет собой запечатленное на письме Слово Божие.[9]

 

5. Свидетельство Церкви может тронуть нас и побудить к глубокому и благоговейному почитанию Священного Писания.[10] Божественная высота его содержания, действенная сила учения, великолепие стиля, согласие всех составных частей, единство цели (которая состоит в прославлении Бога), полнота откровения о единственном пути спасения человека, множество других несравненных достоинств и само его совершенство – все это более чем убедительно свидетельствует о том, что Писание есть Слово Божие. И все же наша полная убежденность и уверенность в непогрешимости и Божественном авторитете Писания происходит от внутреннего действия Святого Духа, Который свидетельствует в наших сердцах посредством Слова и в согласии со Словом.[11]

 

6. Весь замысел Божий относительно того, что необходимо для Его собственной славы и для спасения, веры и жизни человека, либо ясно изложен в Писании, либо может быть выведен из Писания путем оправданных и логически обоснованных умозаключений. Ничто и никогда не может быть добавлено к Писанию, будь то новые откровения Духа или предания человеческие.[12] Тем не менее, мы признаем, что для спасительного понимания того, что открыто в Слове Божьем, необходимо просвещение Духом.[13] Кроме того, в связи с богослужением и управлением церковью могут возникать некоторые затруднения, так же, как в любой человеческой деятельности и в любых человеческих сообществах; их следует улаживать, руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием и в любых обстоятельствах соблюдая общие принципы Слова.[14]

 

7. Сказанное в Писании само по себе не всегда просто и не всем понятно.[15] Но то, что необходимо знать и соблюдать и во что необходимо верить для спасения, излагается и раскрывается в некоторых местах Писания так ясно, что прийти к вполне приемлемому пониманию всего этого способны не только ученые, но и простые люди, которые должным образом пользуются обычными средствами благодати.[16]

 

8. Ветхий Завет на древнееврейском (родном языке народа Божьего в ветхозаветные времена) и Новый Завет на греческом (языке, наиболее распространенном среди разных народов во время создания новозаветных книг) были написаны по непосредственному вдохновению Божьему и сохранялись во все века в чистоте по Его особому усмотрению и промыслу. Поэтому они являются подлинными,[17] и к ним как к наивысшему авторитету должна обращаться Церковь в любых спорах, касающихся веры.[18] Но языки этих подлинников известны не всем людям Божьим, которым Писание принадлежит по праву, для которых оно особенно важно и кому заповедано в страхе Божием читать и изучать его.[19] Поэтому Писание должно переводиться на язык каждого народа, которому оно проповедуется,[20] чтобы Слово Божье могло пребывать во всяком человеке во всей своей полноте, и чтобы все могли служить Богу должным образом,[21] в терпении сохраняя надежду и обретая утешение в Писании.[22]

 

9. Единственным надежным критерием толкования Писания является само Писание. Если возникает сомнение в том, каков истинный и полный смысл того или иного места в Писании (которое представляет собой единое целое), это место следует тщательно изучить и истолковать с помощью других отрывков, где о том же говорится более ясно.[23]

 

10. Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться.[24]

 

 

Глава 2. О Боге – Святой Троице

 

1. Есть только один[25] живой и истинный Бог,[26] бесконечный в бытии и совершенстве,[27] чистейший Дух,[28] невидимый,[29] бестелесный, нераздельный[30] и не подверженный страстям,[31] неизменный,[32] беспредельный,[33] вечный,[34] непостижимый,[35] всемогущий,[36] в высшей степени мудрый,[37] святой,[38] свободный[39] и абсолютный[40]; соделывающий все по изволению Своей неизменной и всеправедной воли[41] ради собственной славы;[42] в высшей степени любящий,[43] благой, милосердный, долготерпеливый, преизобильный в добре и истине; прощающий беззаконие, преступление и грех[44] и вознаграждающий тех, кто усердно ищет Его.[45] Он в высшей степени справедлив и грозен в суде Своем,[46] Он ненавидит грех[47] и никогда не оставляет виновных без наказания.[48]

 

2. Бог имеет всю жизнь,[49] славу,[50] благость[51] и блаженство[52] в Себе и от Себя. Он полностью достаточен в Себе и для Себя. Он не нуждается ни в чем от творений, Им же созданных,[53] и ни в малейшей степени не обязан им Своей славой,[54] но лишь являет Свою славу в них, через них, им и для них. Он есть единственный источник бытия: все - от Него, Им и к Нему.[55] Ему принадлежит высшая суверенная власть и право делать то, что Ему угодно, посредством Своих творений, для них и с ними[56]. Ему все ясно и все открыто.[57] Его знание бесконечно, безошибочно и не зависит от Его творений;[58] для Него нет ничего неопределенного или условного.[59] Он в высшей степени свят во всех своих установлениях, деяниях и повелениях.[60] Ему подобает всякое поклонение, служение и повиновение, какое Ему угодно требовать от ангелов, людей и любых других созданий.[61]

 

3. В единстве Божием пребывают три Лица, единые в сущности, силе и вечности: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой[62]. Отец безначален, Он никем не рожден и ни от кого не происходит; Сын предвечно рожден от Отца;[63] Дух Святой вечно исходит от Отца и Сына.[64]

 

Глава 3. О вечных Божьих установлениях

 

1. Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти.[65] Но при этом Он не является создателем греха.[66] Он не лишает Свои творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия.[67]

 

2. Бог знает, что может и должно произойти во всех возможных обстоятельствах,[68] но Он предопределил все, чему следует быть, не потому, что предвидел будущее или предполагал неизбежность неких событий при определенных условиях.[69]

 

3. По Божьему установлению (и ради явления Его славы) одни люди и ангелы[70] предопределены к вечной жизни, а другие предназначены к вечной смерти.[71]

 

4. Эти ангелы и люди предопределены к жизни или предназначены к смерти в соответствии с ясным и непреложным замыслом. Их число определено, неизменно и не может быть ни увеличено, ни уменьшено.[72]

 

5. Бог предызбрал во Христе к вечной славе тех, кто предназначен к жизни. Он сделал это еще до того, как были заложены основания мира, в согласии со Своим вечным и неизменным предначертанием, со Своим сокровенным замыслом и благой волей.[73] Бог избрал этих людей исключительно по Своему милосердию и любви, а не потому, что предвидел в них веру, или добрые дела, или стойкость в вере и упорство в добрых делах, или что-нибудь иное. Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было;[74] все было сделано только лишь во славу Его непостижимой благости.[75]

 

6. Предназначив избранных к славе, Бог предопределил и все необходимые для этого средства, в согласии с вечным и свободным предначертанием Своей воли.[76] Избранные, падшие в Адаме, искуплены Христом,[77] призываются к вере во Христа Духом Божиим, действующим в подобающее время, оправдываются, усыновляются, освящаются[78] и сохраняются силой Божией через веру ко спасению.[79] Никто, кроме избранных, не искуплен Христом, не призывается к вере, не оправдывается, не усыновляется, не освящается и не обретает спасения.[80]

 

 

7. Остальными людьми Богу было угодно пренебречь и предопределить для них немилость и гнев Свой за их грехи; на то была Его непостижимая воля, в согласии с которой Он дает благодать или отказывает в благодати по собственному изволению. За все подобает слава Его суверенной власти над творениями и хвала Его величайшей справедливости.[81]

 

8. К догмату о предопределении, этой высочайшей тайне, следует относиться с особым благоразумием и осмотрительностью;[82] уверившись в своем непреодолимом призвании к вере, те, кто почитает волю Божию, открытую в Его Слове, и повинуется ей, должны быть уверены и в своем вечном избранничестве.[83] Пусть же подвигнет этот догмат тех, кто от всего сердца следует Евангелию, восхвалять Бога, благоговеть перед Ним и поклоняться Ему;[84] пусть он утешит их и укрепит в смирении [85] и усердии.

 

 

Глава 4. О творении

 

1. В начале было угодно Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу[86] сотворить из ничего мир и все, что в мире, чтобы явить славу Своего вечного могущества, мудрости и благости.[87] Все видимое и невидимое было сотворено за шесть дней, и все весьма хорошо.[88]

 

2. После всех творений Бог создал человека, мужчину и женщину,[89] наделенных разумной и бессмертной душой.[90] Он наделил их знанием, праведностью и истинной святостью по образу и подобию Своему.[91] Закон Божий был начертан в их сердцах,[92] и они были в силах исполнять его,[93] но вместе с тем могли и ослушаться, поскольку им была предоставлена свобода воли, воля же их была подвержена изменениям.[94] Помимо закона, начертанного в их сердцах, им была дана заповедь не есть плодов от дерева познания добра и зла.[95] И до тех пор, пока они хранили эту заповедь, они были счастливы в общении с Богом, владычествуя над всякой тварью.[96]

 

 

Глава 5. О провидении

 

1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает[97] и направляет всякую тварь, всякое действие и всякое явление[98] – от величайшего до ничтожнейшего,[99] обо всем печется и всем правит по Своему премудрому и святому провидению,[100] в согласии со Своим непогрешимым предведением[101] и со Своим свободным и неизменным произволением.[102] За все подобает слава и хвала Его мудрости, могуществу, справедливости, благости и милосердию.[103]

 

2. Хотя все происходящее неизменно и непреложно связано с предведением и предустановлением Бога, Который есть Первопричина всего;[104] по тому же провидению Он повелевает, чтобы все происходило либо неизбежно, либо безусловно, либо при каком-то условии.[105]

 

3. Бог в Своем провидении использует обычный порядок вещей,[106] и вместе с тем волен обходиться без него,[107] действовать вне его[108] или вопреки ему,[109] если это Ему угодно.

 

4. Всемогущество, непостижимая мудрость и бесконечная благость Божия с такой полнотой проявляются в Его провидении, что оно простирается даже на первое грехопадение и все прочие грехи ангелов и людей.[110] Бог не просто попускает эти грехи,[111] но мудро и властно полагает им предел,[112] предопределяет их и управляет ими ради Своих святых целей.[113] Тем не менее, греховность проистекает только от творения, а не от Бога, Который, будучи в высшей степени свят и праведен, не является и не может быть виновником греха, не одобряет и не может одобрять его.[114]

 

5. Премудрый, праведный и милосердный Бог часто попускает Своим детям на время подвергаться разнообразным искушениям и испытывать порочность своих сердец. Он делает это для того, чтобы наказать их за прежние грехи, показать им скрытую силу греховности и склонность их сердец к заблуждениям. Таким образом Он приводит их ко смирению,[115] учит быть ближе к Нему и постоянно искать в Нем опору и быть осторожнее в будущем при искушениях грехом. Есть и другие справедливые и святые причины для действий Бога.[116]

 

6. Есть нечестивые и безбожные люди, которых Бог как праведный Судия ослепляет и ожесточает за их прежние грехи.[117] Он лишает их Своей благодати, под действием которой мог бы проясниться их разум, а сердце могло бы осознать свою вину.[118] Иногда Он отнимает у них и те дары, какие они имели,[119] и ввергает этих людей в обстоятельства, в которых их же испорченная природа побуждает их грешить.[120] Таким образом, Он отдает их во власть собственных похотей, искушений мира сего и сатаны.[121] Тогда бывает, что они ожесточаются, даже если к ним применяются те же средства, которые Бог использует, смягчая сердца других людей.[122]

 

7. Поскольку провидение Божие распространяется на все творение, тем же провидением Он совершенно по-особому опекает и Свою Церковь, соделывая все к ее благу.[123]

 

 

Глава 6. О грехопадении человека, грехе и наказании за него

 

1. Наши прародители не устояли перед хитростью и соблазном Сатаны и согрешили, съев запретный плод.[124] Бог, по Своему премудрому и святому изволению, допустил этот грех, поскольку предначертал распорядиться им во славу Свою.[125]

 

2. Вследствие этого греха они утратили свою первоначальную праведность и общение с Богом,[126] и посему стали мертвыми во грехе,[127] а природа их – все их способности и все части души и тела – оказалась полностью оскверненной.[128]

 

3. Поскольку они были прародителями всего человеческого рода, всему их потомству была вменена вина за грех,[129] и они передали всем своим потомкам из поколения в поколение смерть во грехе и свою порочную природу (кроме Христа, зачатого от Духа Святого).[130]

 

4. Все совершаемые людьми прегрешения происходят от этой врожденной порочности,[131] из-за которой мы совершенно не расположены к добру, противимся ему, не способны ни на что доброе[132] и в высшей степени склонны ко всякому злу.[133]

 

5. В земной жизни у возрожденных эта порочная природа сохраняется,[134] и хотя благодаря Христу она прощена и умерщвлена, все же и сама она, и все ее проявления остаются по сути своей греховными.[135]

 

6. Всякий грех – и первородный, и все последующие – есть нарушение праведного закона Божьего и преступление против него.[136] В силу своей природы грех делает согрешившего виновным,[137] а потому навлекает на него гнев Божий[138] и проклятие закона,[139] таким образом обрекая на смерть[140] и на всевозможные духовные страдания,[141] временные[142] и вечные[143].

 

 

Глава 7. О завете Божьем с человеком

 

1. Расстояние между Богом и Его творением так огромно, что, хотя разумные создания должны повиноваться Ему как своему Творцу, они, тем не менее, никогда не могли бы получить благословение и награду от Него, если бы Он по собственной воле не проявил к ним снисхождения. Ему было угодно выразить Свое благоволение в виде завета.[144]

 

2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом дел;[145] в соответствии с этим заветом Адаму, а в нем – и всему его потомству,[146] была обещана жизнь при условии совершенного личного послушания.[147]

 

3. По причине своего грехопадения человек лишился способности жить так, как было предусмотрено первым заветом. Поэтому Господу было угодно заключить второй завет,[148] именуемый заветом благодати. В этом втором завете Он предлагает грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя веры в Него для спасения.[149] Он обещает послать Своего Святого Духа всем тем, кто предопределен к жизни вечной, чтобы дать им желание и способность веровать.[150]

 

4. Этот завет благодати в Писании часто именуется завещанием, которое связано со смертью Иисуса Христа как Завещателя, с получением прав на Его вечное наследство и на все, относящееся к этому наследству.[151]

 

5. Во времена закона этот завет осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия.[152] Под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертвоприношений, обрезания, приношений пасхального агнца и других предписанных еврейскому народу символических действий и обрядов, которые предвещали грядущего Христа.[153] Благодаря воздействию Святого Духа всего этого в те времена было достаточно, чтобы должным образом наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного Мессию,[154] через Которого они и получили полное отпущение грехов и вечное спасение.[155] Исполнение завета под законом называется Ветхим Заветом.

 

6. В евангельские времена, с тех пор как Христос был явлен во плоти,[156] завет исполняется посредством проповеди Слова и совершения таинств крещения и Вечери Господней.[157] Но эти немногочисленные таинства – совершаемые в простоте и более скромные внешне – с большей полнотой, очевидностью и действенностью[158] раскрывают завет всем народам, не только иудеям, но и язычникам.[159] Исполнение завета во времена Евангелия называется Новым Заветом.[160] Поэтому нет двух заветов благодати, различных по существу; есть один и тот же завет, по-разному осуществляемый в разные эпохи.[161]

 

 

Глава 8. О Христе – Посреднике

 

1. Богу было угодно в согласии со Своей предвечной целью избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, к служению Посредника между Богом и человеком.[162] Иисус Христос – Пророк,[163] Первосвященник,[164] Царь,[165] Глава и Спаситель Своей Церкви,[166] Наследник всего[167] и Судия мира.[168] Прежде всех времен Бог дал Своему Сыну народ, чтобы этот народ стал семенем Его[169] и в должное время был Им искуплен, призван, оправдан, освящен и прославлен.[170]

 

2. Сын Божий, второе Лицо Троицы, есть истинный и вечный Бог, единосущный и равный Отцу. Когда пришла полнота времени, Он воспринял человеческую природу[171] со всеми ее неотъемлемыми свойствами и с общими для всех людей немощами, кроме греха.[172] Он был зачат силой Святого Духа во чреве девы Марии и воспринял от Нее человеческую природу.[173] Таким образом две цельные, совершенные и различные природы – Божественная и человеческая – нераздельно соединились в одной личности, не переходя одна в другую, не смешиваясь и не сливаясь.[174] Такая личность одна – Христос, истинный Бог и истинный человек, единственный Посредник между Богом и человеком.[175]

 

3. Господь Иисус, Чья человеческая природа была соединена с божественной, был преизобильно освящен и помазан Святым Духом,[176] Он имел в Себе все сокровища премудрости и знания,[177] ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота.[178] Святой, непричастный злу, непорочный, исполненный благодати и истины,[179] Он был с избытком наделен всем необходимым, чтобы исполнить служение Посредника и Поручителя.[180] К этому служению Он приступил не Сам, но был призван к нему Отцом,[181] Который отдал всю власть и суд в Его руки и повелел Ему властвовать и судить.[182]

 

4. Господь Иисус принял это служение с высочайшей готовностью.[183] Для того, чтобы осуществить его, Он всецело подчинился закону[184] и безупречно его исполнил;[185] Он претерпел тягчайшие муки, которым подверглась Его душа,[186] и жесточайшие страдания, причиненные Его телу;[187] Он был распят и умер,[188] и был погребен, и находился во власти смерти, но не увидел тления.[189] В третий день Он воскрес из мертвых[190] в том же теле, в котором страдал, и в том же теле вознесся на небеса.[191] Там Он восседает одесную Отца,[192] ходатайствуя за нас,[193] и вернется в конце времен судить людей и ангелов.[194]

 

5. Господь Иисус, Своим совершенным послушанием и преданием Себя в жертву, которую Он единожды принес Богу вечным Духом, дал полное удовлетворение правосудию Своего Отца.[195] Он приобрел не только примирение, но и вечное наследие в Царстве Небесном для всех тех, кого дал Ему Отец.[196]

 

6. Христос совершил искупительный труд только после Своего воплощения. Тем не менее сила, действенность и блага искупления сообщались избранным во все века от сотворения мира; совершалось это посредством обетований, символических действий и жертвоприношений, открывавших и возвещавших Его как семя жены, которое поразит змея в голову, и как Агнца, закланного от создания мира. Он вчера и сегодня и во веки Тот же.[197]

 

7. Совершая посредничество, Христос действует в соответствии с обеими Своими природами, делая то, что присуще каждой из них.[198] Но в силу единства Его Личности Писание иногда относит к одной природе то, что свойственно другой.[199]

 

8. На всех тех, кого Христос приобрел Себе, Он безусловно и действенно распространяет искупление и всех их приобщает к нему.[200] Он ходатайствует за них,[201] открывает им в Слове и посредством Слова тайны спасения,[202] действенно побуждает их Своим Духом веровать и повиноваться, руководит их сердцами Своим Словом и Духом[203] и побеждает всех их врагов Своим всемогуществом и мудростью; все это совершается таким образом и такими путями, какие в наивысшей степени согласуются с Его чудесным и непостижимым промыслом.[204]

 

 

Глава 9. О свободной воле

 

1. Бог наделил волю человека природной свободой, так что она не принуждается и не предопределяется абсолютной естественной необходимостью ни к добру, ни ко злу.[205]

 

2. В своем первозданном состоянии невинности человек пользовался свободой и был способен желать и делать доброе и угодное Богу.[206] Однако он был устроен таким образом, что мог отпасть от этого первозданного состояния.[207]

 

3. Впав в греховное состояние, человек полностью утратил способность желать духовного добра, сопутствующего спасению.[208] Поэтому естественный человек, будучи по природе своей противником добра[209] и мертвым во грехах[210], не способен собственными силами ни обратиться, ни даже приготовиться к обращению.[211]

 

4. Когда Бог обращает грешника и вводит его в состояние благодати, Он освобождает его от природного порабощения греху.[212] Бог, исключительно по милосердию Своему, наделяет человека способностью свободно желать духовного добра и делать доброе.[213] Тем не менее человек, из-за остающейся в нем порочности, не может проявлять совершенную волю к добру и желает не только добра, но и зла.[214]

 

5. Воля человека соделывается совершенно и неизменно свободной творить одно добро лишь в состоянии славы.[215]

 

 

Глава 10. О действенном призвании

 

1. Всех тех, и только тех, кого Бог предопределил к жизни,[216] Он призывает Своим Словом и Духом,[217] всякого в свой предназначенный час, и устоять перед этим призывом невозможно. Он призывает их из состояния греховности и смерти, в котором они пребывают по своей природе, к благодати и спасению через Иисуса Христа.[218] Спасительным духовным светом Он просвещает их разум, чтобы они могли постичь дела Божии.[219] Он забирает у них сердца каменные и дает им сердца плотяные.[220] Он обновляет их волю, предрасполагая ее к добру Своей всемогущей силой.[221] Он действенно привлекает их к Иисусу Христу,[222] но так, что они приходят к Нему по своей воле, посколько по благодати Божией желают этого.[223]

 

2. Действенное призвание совершается только по особой и не зависящей ни от чего благодати Божьей и не является следствием чего-либо, предвиденного Богом в человеке.[224] Человек в этом отношении совершенно бездеятелен до тех пор, пока Дух Святой не оживит и не обновит его.[225] Только тогда он становится способным ответить на призыв и принять предложенную и сообщенную в нем благодать.[226]

 

3. Избранных, умирающих в младенчестве, Христос возрождает и спасает Духом,[227] Который действует, когда, где и как Ему угодно.[228] Это же относится и к другим избранным, которые не способны воспринять внешний призыв через проповедь Слова.[229]

 

4. Остальные же, те, кто не относится к избранным, никогда истинно не приходят ко Христу, а потому не обретают спасения,[230] хотя и могут быть призваны через проповедь Слова[231] и ощутить на себе некоторые из тех же воздействий Святого Духа, что и избранные.[232] Тем более не обретают спасения никаким другим путем люди, которые не исповедуют христианскую веру, как бы они ни старались привести свою жизнь в соответствие с врожденными нравственными понятиями и с законом той религии, которую исповедуют.[233] Полагать и утверждать, что они могут спастись таким путем, пагубно; такие утверждения должны быть отвергнуты.[234]

 

 

Глава 11. Об оправдании

 

1. Тех, кого Бог действенно призывает, Он, также по Своему изволению, оправдывает,[235] не наделяя их праведностью, но прощая им грехи, признавая их праведными и принимая их как праведников; не ради чего бы то ни было совершившегося в них или сделанного ими, но только ради Христа. Им не вменяется в праведность ни сама вера, которая есть акт доверия, ни любое другое повиновение Евангелию; им вменяется послушание Христа и даруется искупление грехов.[236] Они верой принимают Христа и уповают на Него и Его праведность; вера же не от них самих, но дар Божий.[237]

 

2. Вера, а с ней принятие Христа и упование на Него и Его праведность есть единственное средство для оправдания.[238] Однако в оправданном человеке пребывает не одна вера; она всегда сопровождается всеми другими проявлениями спасающей благодати, и это не мертвая вера, но вера, действующая любовью.[239]

 

3. Своим послушанием и смертью Христос полностью уплатил долг всех оправданных и таким образом принес за них достойное, истинное и полное удовлетворение правосудию Своего Отца.[240] И поскольку Отец по собственной воле отдал Христа за них,[241] и Его послушание и расплата были приняты вместо их послушания и расплаты,[242] оправдание дано им только по не зависящему ни от чего милосердию Божьему, а не вследствие чего бы то ни было в них самих;[243] и да будут прославлены в оправдании грешников безупречная справедливость и преизобильная благодать Божия.[244]

 

4. Прежде всех времен Бог определил оправдать всех избранных,[245] и, когда пришла полнота времени, Христос умер за их грехи и воскрес для их оправдания,[246] Однако они получают оправдание только после того, как Дух Святой приобщает их ко Христу, каждого в свое время.[247]

 

5. Бог и после оправдания вновь и вновь прощает оправданным их грехи.[248] И хотя отпасть от состояния оправдания они не смогут никогда,[249] они все же могут из-за своих грехов навлечь на себя отеческую немилость Божию, и свет благоволения Его не будет возвращен им до тех пор, пока они не смирятся, не исповедуют свои согрешения, не испросят у Него прощения и не обновят свою веру и покаяние.[250]

 

6. Оправдание верующих во времена Ветхого Завета было во всех отношениях тем же самым, что и оправдание верующих во времена Нового Завета.[251]

 

 

Глава 12. Об усыновлении

 

1. Все те, кто оправдан, по соизволению Божьему - в Его единородном Сыне Иисусе Христе и ради Него – становятся причастниками благодати усыновления.[252] Благодаря усыновлению они причисляются к детям Божиим и пользуются соответствующими свободами и привилегиями.[253] На них начертано Его Имя,[254] и они получают Духа усыновления.[255] Они могут с дерзновением приступать к престолу благодати[256] и взывать: "Авва, Отче!"[257] Он милостив к ним,[258] оберегает их,[259] печется о них[260] и наказывает их по-отечески.[261] Но и наказывая, Он никогда не оставляет их,[262] ибо запечатлел их в день искупления,[263] и они наследуют обетования[264] как наследники вечного спасения.[265]

Глава 13. Об освящении

 

1. Силою смерти и воскресения Христа действенно призванным и возрожденным Бог дает новое сердце и новый дух, а затем каждый из них получает подлинное освящение[266] Его Словом и Духом, которые пребывают в них[267]. Господство греха над всем их телом уничтожается[268], а многочисленные похоти телесные становятся все слабее и умерщвляются[269]. Возрожденные все более и более оживотворяются и утверждаются во всех спасительных добродетелях[270] к достижению истинной святости, без которой никто не увидит Господа[271].

 

2. Освящение затрагивает и дух, и душу, и тело человека[272], и все же в земной жизни совершенное освящение недостижимо. Некоторые остатки порочности все еще живут в каждой из сторон человеческой природы[273]; отсюда и возникает непрерывная и непримиримая борьба плотских похотей против Духа и Духа против плоти[274].

 

3. В этой борьбе уцелевшая порочность может на какое-то время возобладать[275], но возрожденная часть все же побеждает, потому что силы ее постоянно умножаются освящающим Духом Христовым[276]. Так святые возрастают в благодати[277], усовершаясь в святости в страхе Божием[278].

 

 

Глава 14. О спасительной вере

 

1. Благодать веры, наделяющая избранных способностью веровать ко спасению души,[279] есть действие Духа Святого в их сердцах;[280] обычно она обретается через проповедь Слова.[281] Вера возрастает и укрепляется посредством таинств и молитв.[282]

 

2. По своей вере христианин считает истинным все, что открывается в Слове, поскольку достоверность Слова основана на том, что через него говорит Сам Бог.[283] Христианин по-разному отзывается на тот или иной отрывок Писания: повинуется повелениям,[284] трепещет в страхе Божием[285] и принимает обетования Божии, касающиеся жизни настоящей и будущей.[286] Но важнейшие проявления спасительной веры состоят в том, чтобы признать и принять Христа и только с Ним связывать надежду на оправдание, освящение и вечную жизнь по праву, данному заветом благодати.[287]

 

3. Эта вера может быть слабее или сильнее,[288] может часто подвергаться разнообразным нападкам и ослабевать, но победа остается за ней.[289] У многих вера возрастает до обретения совершенной уверенности во Христе,[290] Который есть Начальник и Совершитель веры нашей.[291]

 

 

Глава 15. О покаянии в жизнь

1. Покаяние в жизнь есть евангельская благодать[292], и учение о покаянии должно проповедоваться каждым служителем Евангелия, так же как учение о вере во Христа[293].

 

2. Учение о покаянии убеждает грешника не только в том, что грехи опасны, но и в том, что они противоречат святости и праведности закона Божьего, а потому мерзки и отвратительны. Осознав милосердие Божие к кающимся, явленное во Христе, грешник начинает так сожалеть о своих грехах и так ненавидеть их, что отвращается от них и обращается к Богу[294]. Он твердо решает ходить с Богом по путям Его заповедей и прилагает к этому все усилия[295].

 

3. Не следует уповать на покаяние, полагая, что оно может быть расплатой за грех или причиной прощения греха[296]. Прощение есть проявление ни от чего не зависящего милосердия Божьего во Христе[297]. И все же покаяние настолько необходимо всем грешникам, что без него никто не может надеяться на прощение[298].

 

4. Как нет такого мелкого греха, который не заслуживал бы осуждения[299], так нет и греха столь великого, что за него были бы осуждены искренне кающиеся[300].

 

5. Людям не следует довольствоваться общим покаянием; долг каждого человека – прилагать все усилия к тому, чтобы в каждом грехе каяться особо[301].

 

6. От каждого человека требуется самому исповедовать свои грехи Богу и молить Его о прощении;[302] отрекаясь от этих грехов, он обретает милость Божью[303]. А тому, кто оскорбляет брата своего или Церковь Христову, следует без принуждения исповедовать свой грех и просить прощения за него перед Богом, перед теми, кого обидел, или прилюдно[304]. Они же, в свою очередь, должны примириться с ним и принять его в любви[305].

 

 

Глава 16. О добрых делах

 

1. Добрые дела суть только те, творить которые повелел Бог в Своем Святом Слове[306]. Те дела, которые не оправданы Его заповедями, а придуманы людьми в слепом рвении или под предлогом благих намерений, не являются добрыми[307].

 

2. Добрые дела, совершаемые в повиновении заповедям Божиим, суть плоды и доказательства истинной живой веры[308]. Добрыми делами верующие выражают благодарность[309], подкрепляют свою уверенность в спасении[310], назидают братьев[311], украшают исповедание Евангелия[312], заграждают уста противникам[313] и прославляют Бога[314]. Верующие – это лучшие Его творения, созданные во Христе Иисусе на добрые дела[315] с тем, чтобы плодом их была святость, а концом – жизнь вечная[316].

 

3. Способность верующих творить добрые дела ни в коей мере не исходит от них самих, но всецело от Духа Христова[317]. Для того, чтобы они могли приобрести способность совершать добрые дела, необходимо, помимо полученных ранее даров, действенное влияние Святого Духа, побуждающего их желать и делать то, что Ему угодно[318]. В то же время им не следует становиться нерадивыми, полагая, что не обязательно исполнять свой долг без особого побуждения Духа. Напротив, они должны с усердием возгревать пребывающий в них дар Божий[319].

 

4. Даже те, кто своим послушанием достигают величайших высот, возможных в этой жизни, не только не способны сделать более того, что должны делать, или того, что требует Бог, но не могут исполнить и многие из своих обязанностей[320].

 

5. Даже самыми лучшими делами мы не можем заслужить прощения грехов или вечную жизнь – того, что находится в деснице Божьей, – поскольку дела наши ничтожно малы в сравнении с будущей славой и поскольку нас отделяет от Бога бесконечное расстояние. Своими делами мы не можем ни принести пользу Богу, ни расплатиться с Ним за свои долги, то есть за прошлые грехи[321]; даже тогда, когда мы делаем все, что можем, мы только исполняем свой долг и остаемся рабами, ничего не стоящими[322]. То, что мы делаем, не выдерживает строгого суда Божьего[323], потому что если это дела добрые, то они исходят от Его Духа[324], если же дела исходят от нас, то они слишком нечисты и в них слишком много слабости и несовершенства.

 

6. Тем не менее, принимая верующих во Христе, Бог принимает в Нем и их добрые дела[325], не потому, что они сделаны в этой жизни безукоризненно и безупречно перед очами Божьими[326], но потому, что Он взирает на них в Сыне Своем и Ему угодно принимать и вознаграждать то, что делается искренне, хотя и сопровождается немалой слабостью и несовершенством[327].

 

7. Дела невозрожденных людей, даже если они соответствуют заповедям Божиим и полезны для них самих и для других людей[328], греховны и не могут угодить Богу или сделать человека достойным благодати Божией[329], потому, что они не исходят из сердца, очищенного верой[330], не совершаются должным образом, в согласии со Словом Божиим[331], и не преследуют праведной цели прославить Бога[332]. Однако пренебрежение таких людей добрыми делами еще более греховно и неугодно Богу[333].

 

 

Глава 17. О стойкости святых

1. Те, кого Бог принял в Сыне Своем возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью или окончательно отпасть от благодати, но несомненно устоят в ней до конца и обретут вечное спасение[334].

 

2. Стойкость святых зависит не от их собственной свободной воли, а от того, что установление об избрании, проистекающее от свободной и неизменной любви Бога-Отца, непреложно[335]. Стойкость зиждется на всепобеждающей заслуге и ходатайстве Иисуса Христа[336], на том, что в святых пребывает Дух и семя Божие[337], а также на самой природе завета благодати[338]. Из всего этого следует, что стойкость святых несомненна и неизменна[339].

 

3. Тем не менее, искушения от сатаны и мира, множество пороков, таящихся в них, или пренебрежение средствами, служащими утверждению в благодати, могут довести святых до того, что они впадают в прискорбные согрешения[340] и какое-то время пребывают в таком состоянии[341]. Этим они вы







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия