О РУДАХ
1. Некий немец, голштинского князя посольский дьяк, в описании сего царства говорит, что в Русском царстве, де, есть железный рудник возле Тулы, а великому государю было, дескать, доложено и сообщено и об иных находках и рудных промыслах, но он, чтобы не оказаться обманутым, не принимает таких открывателей, пока они сами своими силами не добьются удачи. Или он сулит им некоторую небольшую помощь и при этом дает им большее обещание и обязательство [в том], что они получат превеликую награду, если будут иметь успех. А некий другой немец рассказал мне: при славной памяти царе Михаиле Феодоровиче были, дескать, разосланы рудознатцы по всей Сибири и принесли несколько образцов руды и уговаривали строить рудники. Но советы их не были приняты, поскольку они просили больших средств, а верной прибыли не обещали. Я этим басням не верю, но думаю, что есть иные причины, по которым в этом прешироком царстве не найдены никакие руды. 2. А причины суть таковы: эти северные земли морозны, не гористы, бескаменны и песчаны, и поэтому мало надежды найти в них какие-либо хорошие руды, кроме железа, да и оно не бывает очень хорошим. Есть здесь и медь, но — думаю — везде [лишь] в местах гористых и каменистых, вроде шведских рудников и Камских гор. Если даже и есть какая-нибудь руда в недрах этой северной земли, то и ее тяжело найти по серьезным и везде общим причинам. Ибо в разных странах мира лежат в земле разные руды, соль, сера и краски, но их не находят, потому что простые частные люди или подданные неохотно принимаются за такие дела, а наипаче там, где существует совершенное самовладство и государь всемогущ. Ибо [люди] боятся, как бы государь, когда они затратят [свой] труд и [свои] средства, не отобрал у них рудники. А в других местах люди грубы, неискусны и не умеют ни разбираться в рудах, ни искать [их], ни обрабатывать. Иногда какой-нибудь селянин найдет руду, но боится, чтобы его поле не испортилось или чтобы его и его соседей не заставили работать в руднике. А иногда какой-нибудь знающий человек найдет руду и сам втайне наживается и молчит. Иногда государевы державники не имеют охоты [к таким делам] или боятся оказаться смешными, если за обещаниями не последует должной выгоды, или боятся причинить государю убытки и разгневать его. Рассказывал мне один человек, что в некоей сибирской горе близ Красного Яра была найдена серебряная руда, и образец отослали в Москву, и из нее выплавили восьмую часть серебра. Но, дескать, немцы из зависти изменнически утаили [это] и объявили руду бесполезной. Я этой басне не верю, хотя иногда и бывает так, что завистливый мастер утаивает [правду] или иной неискусный, несведущий [человек], не умеющий разобраться, обманет чаяния государя и погубит дело. Так, в минувшем 7170 году из Тобольска был отправлен в Котайский острог6 некий поляк для пробы руды и, придя назад, объявил руду бесполезной. Но так как человек этот в рудах мало сведущ, то свидетельство его нельзя считать достаточным. Рассказал [мне] вышеупомянутый человек, что для поисков камской руды призвали некоего волхва, и он указал два места, где копать, но, хоть там и копали, польза была невелика. И неудивительно, ибо это и могло быть причиной, а именно из-за того, что призвали волхва, Бог не дал удачи. Отнюдь не окончится добром то дело, что делают по совету с чертом. Год 7172,3 ноября: пленный поляк, возвращенный из Кузнецка, рассказал мне чудеса об обилии хорошего железа у тех людей, которые действительно недаром и искони получили это имя и зовутся «кузнецами». Он сказал, что там живут какие-то дикие, боязливые люди татарского племени из Кондабской и из некиих иных орд. Они копают железо, куют железные горшки, котлы, тазы, малые и большие, как кто у них попросит, [размером] хотя бы и с самую большую кадь. А куют они за небольшую цену: дай ему мешок ячменя, а он тебе даст железный горшок или таз. А железо это — наилучшее. Если это правда, то воистину велика небрежность и нерадивость русских людей, оставляющих без внимания столь полезные кузницы. Оттуда можно было бы добывать [столько] железа, что хватило бы всему царству на всякое оружие. Сибирские урядники должны были бы вместе с меховой казной отсылать в Москву и большое количество этого железа. Могли бы и в Сибири ковать сабли, мушкеты, палаши, латы, пилы, косы, рубанки и всякое оружие и орудие и присылать в Москву. Тот же пленный говорил, что есть там и солонцы или соленые воды, из которых можно было бы добывать соль. А стоит, де, там пуд соли четырнадцать рублей медными деньгами, потому что идет туда соль издалека — отсюда, из Тобольска. А в том же 7172 году, 28 ноября, Иван Шукста, возвращенный из Красного Яра, рассказал, что у Красного Яра не только тамошние, но и русские кузнецы куют белое железо и украшают им конские сбруи, латы и прочее. Там же и копают эту руду черного и белого железа. А некий турок или цыган идет, дескать, в Москву бить челом государю, чтоб поставить новый острог за Красным Яром, и говорят, что там есть серебряная и золотая руда. Тот же Шукста говорил, что в Сибири множество челнов погибает и бывает унесено реками. Из тех, что поплывут по реке, лишь немногие вернутся назад. На это и на другие нужды [требуются] большие расходы. Олеарий во втором путешествии в Москву, в 4-м разделе, пишет, что корабельщики короля датского привезли из Новой или Зеленой земли серебряную руду, из 100 весовых гривен которой вышло 26 полтин хорошего серебра. Как добывать руды|: 3. Во-первых, немцы только и советуют, что копать да копать и строить пробные рудники на государев счет, и на это просят несметное множество денег. Но никакой разумный [человек] не станет им верить, ибо они ищут корысти лишь для себя. Во-вторых, скажешь, что полезно будет провозгласить, что если кто-нибудь найдет серебряную руду и объявит [об этом], то получит государево жалование или такую-то плату: за медную руду такую-то, а за иную — такую-то. В-третьих, разослать по стране достаточное число сведущих людей на поиски. В-четвертых, своим либо чужеземным торговцам дать право 20 или 30 лет пользоваться рудником, если они его построят, а затем взять [его] в казну, уплатив им за постройку. Все это можно было бы испробовать, но я полагаю, что от всего этого будет мало пользы, и считаю, что лучше искать руду в чужих странах, как [то] делают немцы и испанцы. А дома надо было бы дать такой наказ всем урядникам и державникам, чтобы каждый державник по своем приезде на должность объявил, что тому, кто первым, вторым и третьим заявит о какой-нибудь руде, будь то железо или соль, или сера, или селитра, или что-либо иное, то ему не будет никакого наказания, если ничего не окажется. А если же окажется [там] что-нибудь нужное и полезное, то заявителю этому [дано] будет большое государево жалование. И для этого пусть державники дают им свидетельские листы из приказов, чтобы они могли по ним получать государево жалование. 4. А более умные народы (то есть немцы, испанцы и французы) обходят весь свет и высматривают да выведывают страны, где живут отсталые и неискусные народы. А если где услышат о рудной жиле или найдут ее, то всеми способами стараются сговориться и порядиться с правителем той страны, и, сговорившись, платят ему откупное и копают руду для себя. Так венецианцы в Хорватской земле копают медь, а раньше в Сербской [земле] копали серебро. А там, где им удается, эти предприимчивые люди силой завладевают рудными горами, как сделали испанцы и немцы в Индии, но при этом совершается много несправедливости и не следует им в этом подражать. Надо нам знать, однако, что много еще стран есть на свете, куда немцы и испанцы до сих пор не имели доступа и не могли разведать их гор и земель. В особенности, такие неведомые немцам страны лежат там, где живут ногайцы, горские черкесы и грузины и иные тамошние народы. Ибо лежат эти края между тремя великими царствами — Русским, Персидским и Турецким,— через которые не могут немцы свободно проходить по своей воле для высматривания земель или выведывания гор и руд, а лишь приезжают в большие города для торговли. А эти черкесские и грузинские земли гористы и каменисты, и возможно, что в них есть хорошие руды. К тому же и древние эллинские писатели или поэты очень прославляли и воспевали халивское железо, как лучшее из всех других. А грек Ласка-рис п пишет, что халивы, дескать, народ понтийский (то есть черноморский) и живут близ реки Фермодона, и в стране их добывают наилучшее железо. А в этом месте (то есть между Черным и Хвалынским морями) живут те горские черкесы, и кажется, что они как раз занимают место тех древних халивов, от которых, кажется, и пошло название Хвалынского (или Халивского) моря. Поэтому, думается, было бы полезно добиться доброго согласия с теми народами, чтобы дозволено было царским приказчикам и русским торговцам в тех горах искать руды и заводить рудники. А тем варварским князьям было бы дано пристойное жалование, выплачиваемое тканями и другими дарами. Так же поступать и повсюду вокруг Хвалынского моря. 5. Другой и лучший, более надежный способ добывания руд это — торговый промысел. Повелеть бы всем царским торговым приказчикам и державникам порубежных городов (Архангельска, Астрахани, Новгорода, Пскова, Путивля, Тобольска, Кузнецка и других сибирских мест) и дать им такой приказ, чтобы державники уговаривались о торговле со всеми чужеземными торговцами и разрешили им свободно приходить к нам при условии, что [те] торговцы на каждом возу и на каждой ладье, сверх иных товаров, привезут и немного какой-нибудь руды (серебра, меди, олова, свинца, хорошего железа), а что без рудного товара нельзя будет им ни свободно приходить, ни торговать. А с бухарскими, персидскими, греческими торговцами и с кузнецкими ордынскими князьками мы можем условиться, чтобы они привозили нам побольше руды. В венгерской Семиградской земле руды хороши и дешевы, и их мы можем получать через греков. Со шведами можем мы условиться, чтобы они за все то пшеничное или ржаное зерно, которое они у нас запросят и которое царь-государь им уступит, платили столько-то серебром, столько-то медью, столько-то товарами, то есть половину, третью, шестую или десятую часть медью, как будет сочтено более нужным и полезным. 6. Даже если бы мы вели с каким-либо народом уговоренную торговлю рудой, одной или многими, то не надо надеяться на одно [это] место, а [надо] сторговать эту руду и у иных народов и добывать у них какое-то количество ее, хотя бы и пришлось платить за нее несколько дороже. А это нужно для огласки, чтобы другой народ из-за этого продавал нам свою руду дешевле. Ведь то, что добывается в одном месте, обычно стоит дороже, а что добывается во множестве стран, стоит дешевле. Это относится и ко всем иным товарам. Если даже будет в стране много какой-нибудь руды, то и тогда не надо отказываться от [ее] добычи, но если какая-то руда подешевеет, надо и добывать ее побольше, и хранить, ибо она может храниться долго и не портится, и не убывает от времени. Один из видов руды — земляной уголь или сернистая земля, способная гореть. Ее добывают и жгут в Шотландской и в Курляндской земле. Бывает она двух видов: одна горит и неподсушенная, а другая не горит без сушки. Эта последняя имеется в Курляндии, и, как я слышал от сведущего человека, имеется и близ Тобольска, и в иных местах на Руси.
|