Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наркомания и алкоголизм исцелимы




Введение

На одном из совещаний, где обсуждалась программа по борьбе с наркоманией, медики достаточно высокого уровня, ссылаясь на слова министра здравоохранения, заявили, что нарко­мания – болезнь неизлечимая. Душа моя восстала против этих слов. Сколько молодых людей, их родителей и близких потеряют надежду, сколько сердец наполнится унынием и отчаянием. Врачи сообщили правду о себе, но не о наркомании. Сказав, что наркомания – болезнь неизлечимая, они должны были договорить, что она неизлечима медицинскими методами; другими словами, медицина в решении этой проблемы оказалась бессильной. Медицина имеет опыт излечения телесных и душевных недугов человека. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, – существо не только плотское и душевное, а и духовное. Духовную немощь медицин­скими методами не одолеешь.

Так что же такое наркомания? Бессилие медицины наводит на мысль, что это не болезнь (хотя она и порождает массу заболеваний), а особое, плененное состояние человеческой души. Человек не может излечить такую душу, а только Бог Своею Благодатью может исцелить ее, освободить от власти страстей, греха и смерти.

Более чем четыре года назад архиепископ Самарский и Сызранский Сергий дал мне послушание окормлять людей, страдающих недугом алкоголизма и наркомании. Так образовалось братство «Радонеж», и к настоящему времени у нас уже накопился некоторый опыт преодоления этих недугов православными церковными методами. Нам ничего не пришлось изобретать: опыт Церкви по исцелению духовных недугов насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Русская Православная Церковь всегда боролась с пороком пьянства и алкоголизма; в XIX-XXI веках эта деятельность получила организационное и теоретическое оформление.

Мы не ставим своей целью показать полный опыт служения Церкви по преодолению пороков алкоголизма и наркомании в обществе, а делимся наблюдениями и впечатлениями, которые были получены в процессе общения с людьми, настрадавшимися и погибающими, но с Божьей помощью воскресшими и ожившими, открывшими мне глаза на многие реалии духовной жизни.

Исцеление начинается с диагноза

Слово «наркомания» состоит из двух слов – «нарко» и «мания». Словарь иностранных слов поясняет значение этих понятий, пришедших в наш язык из греческого языка. «Нарко» переводится на русский язык как оцепенение. Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном состоянии. «Мания» обозначает безумие, страсть, влечение. Это вторая составная часть сложных слов, обозначающая сильное пристрастие, болезненное влечение к тому, что выражено в первой части слова. «Наркотик» переводится как «приводящий в оцепенение, одурманивающий».

Несложный этимологический анализ показывает, что наркоман – это человек, связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, как показывает жизнь, не только испытывающий, но и прилагающий все усилия для поддержания этого состояния.

Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения он попал под влияние демонических сил. Таким образом, наркомания, представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря – беснование.Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана – отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), способен обманывать и обворовывать самых близких людей, поэтому наркоману, на первых стадиях реабилитации верить нельзя. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым. Главное – это воцерковление всей его жизни.

Слово «алкоголь» соответствует русскому «винный спирт», а слово «алкоголизм» обозначает заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. Словарь иностранных слов отсылает нас к греческому слову «дипсомания» (дипса – жажда + мания), которым определяется периодически возникающее неудержимое влечение к алкоголю, периодический запой.

Только в «Радонеже» я узнал от многоопытных членов братства, что есть различие между пьяницей и алкоголиком. Оказывается, пьяница – это человек, который иногда может преступить приличие и, упившись вином, потерять человеческий облик, но, проспавшись, он продолжит трезвую жизнь, при этом будет испытывать мучения совести от своего падения. Другими словами, пьянство – это явление, связанное с дефектами воспитания. Алкоголизм – это болезнь врожденная, часто – наследуемая, или приобретенная, суть которой заключается в том, что при попадании в кровь даже небольшой дозы алкоголя, человек сразу теряет свою волю и попадает в тяжелый многодневный запой. Возникшее оцепенение сопровождается непреодолимым влечением к алкоголю. Мне памятен случай, когда алкоголик, много лет, живший трезвой жизнью, сорвался оттого, что добавил в чай ложечку «бальзама Битнера».

Медицинскими методами алкоголизм неизлечим. Обычно к нам в братство приходят люди, которые испытали многие методы, такие как кодирование, гипноз, вшивание ампул, особые уколы и так далее. При этом они жаловались на то, что после лечения им становилось еще хуже и что запои можно было прекратить только с помощью реанимации. На вопрос: «Для чего вы лечились?» – отвечали обычно одинаково: «Чтобы быть как все». Продолжение бесед показывает, что в их сознании «быть, как все», и «пить, как все», совпадают. Они мечтают о том, чтобы выпить бокал вина или рюмку водки, и, как все, утром отправиться на работу, а не в запой и не в реанимацию. Каково же их удивление, когда они узнают, что алкоголики – это люди особые, у них есть только две возможности в жизни: пытаться пить, а значит дотянуть, может быть, лет до сорока или чуть более и бесславно покинуть земную жизнь, или учиться трезвой жизни с Божьей помощью и жить долго и радостно в согласии со своими близкими и своей совестью.

Алкоголик – человек непьющий.Один алкоголик рассказал историю о том, что однажды на рыбалке, после того как сварили уху, все рыбаки налили себе по сто граммов, поднесли стакан и нашему брату. Он вежливо отказался, пояснив, что не пьет потому, что алкоголик. Наступила тишина. Все поужинали, собрали снасти, погрузили в машину и поехали. Через некоторое время один из рыбаков пово­рачи­вается к нашему брату и спрашивает: «А тогда мы кто?».

Иногда десятки лет уходят на то, чтобы понять, что ты – алкоголик, да еще и согласиться с этим. Столько лет человек внушает себе горделивую мысль, что он способен по своей воле прекратить пить. Но учиться трезвой жизни – значит учиться иной, отличающейся от привычной, жизни. А иная жизнь может быть только в Церкви. Стремление научиться жить церковной жизнью, то есть во­цер­ков­ление, необходимо как алкоголикам, так и наркома­нам, да и не только им, но и всем людям, осоз­навшими себя кающимися грешниками, проснув­шимися от оцепенения, от греховного сна.

Алкоголик и наркоман могут жить долгой и радостной жизнью, если в них пробудится духовная жизнь и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в алкоголе и наркотиках, он может спокойно прожить без них всю жизнь, и это не состояние ремиссии, что в переводе с латинского обозначает временное ослабление болезни, а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывают нас святые отцы. Путь исцеления – это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.

С чего начинать?

Часто жизнь ставит перед нами, на первый взгляд, неразрешимые задачи: «Как помочь погибающему человеку, если он сам от этой помощи отказывается и не верит в свое плачевное состояние? Как убедить его? Как достучаться до его разума? Как привести его к Богу? Как привести его в храм?». Вопросы, вопросы, вопросы…

Сколько горьких рассказов о погибающих от алкоголизма и наркомании слышал от матерей и жен, плачущих о своих близких. Как хочется всем помочь, но понимаю, что преодолеть эти страшные смертельные недуги можно только с Божьей помощью, и по желанию самого погибающего.

Зависимость от алкоголя или наркотика – это болезнь или врожденная, или приобретенная, болезнь практически неизлечимая и смертельная. Это болезнь не только плоти, но и души. В человеке затемняются и искажаются все разумные силы души – ум, воля, чувство. Достучаться до разума или взывать к воле – дело безнадежное. Надо обратиться к сердцу.

Но беда в том, что жизнь алкоголика или наркомана становится определяющей для всей семьи. В духовном плане болезнь начинает поражать и окружающих. Мысли – только о болезни, надежда – только на врачей, лекарства, гипноз, кодирование. Имеющиеся средства, часто скудные, расходуются на это. Все живут от стакана до стакана, от дозы до дозы. Все хотят исцеления, все, кроме одного человека, без участия которого это исцеление не наступит. Но ведь Господни пути неисповедимы.

Каждый из нас проживает свою жизнь и несет по ней свой крест. Но в какие трудные ситуации ни попадаем мы или наши близкие, на устах наших пусть остается молитва: «Слава Богу, за все». За все! Не только за хорошее, но и за скорбное. Пусть впадший в немощь увидит своих близких не в раздражении и унынии, а на покаянной коленопреклоненной молитве. Пусть его, пока нетрезвый взгляд, останавливается на иконах, священных книгах, Распятии. В его сердце пусть стучатся слова молитвы, возносимые за него любящими устами. Благодать Божья, по молитвам жен, матерей, священников, обязательно коснется еще живого сердца. И однажды, когда он в скорбях, в отчаянии проснется ночью от боли и страданий, его взгляд упадет на огонек лампадки у лика Спасителя, из глубины сердца вырвется стон: «Господи, помоги, погибаю». И тогда он сам найдет дорогу, ведущую к храму, к Богу, к духовному совершенствованию, без которого непреодолима ни одна болезнь.

«Ну что ты унываешь? – обращаюсь к плачущей женщине. – Скажи, как его зовут, давай вместе помолимся».

«Материнская молитва со дна моря достает» – это не просто слова, это многовековой опыт Церкви. Когда вижу плачущую мать, говорю ей: «Молись».

Общая молитва объединила нас всех в единое братство. Один из наших братьев, алкоголик, написал икону Богородицы «Неупиваемая Чаша», по молитвам у которой происходят многие исцеления от наркомании и винопития. На чин освящения иконы собрались все члены братства. Мы прочитали акафист, и с тех пор вот уже более четырех лет каж­дое воскресение, всем храмом мы поем его перед этой иконой, которая стала святыней нашей церкви. Сотни имен мы поминаем во время акафистного пения, вот уж где воистину видишь масштабы нашей народной беды. Читаю святые имена – Мария Петр, Сергий, Георгий, Любовь, Ксения, Фотиния, Алек­сандр, Андрей, Пелагея, Наталья, Галина, Михаил, Виктор, Дмитрий, Алексий, Владимир, Марина, Илья, Виктор, Константин, Валентина, Олег, Генна­дий; читаю толстую тетрадь, в которой есть все имена, имеющиеся в святцах, и верую, что все святые, предстоящие у престола Божия, не оставят своим покровительством, названных в честь них страждущих чад.

Сколько чудесных возвращений из небытия произошло по молитвам у этой иконы. Как удивляются матери, когда их дети, покинувшие дом и скитавшиеся по подвалам и притонам, возвращаются домой и просят родителей их спасти, идут в церковь, исповедаются, причащаются, обретают новую жизнь. Как бывают поражены жены, говорившие, что их мужья никогда не придут в церковь, увидев их на Богослужении с просветленными лицами. Начало всему – молитва. Молимся все вместе в храме, вынимаю частички на проскомидии, молимся каждый в своем доме, молимся каждый день со слезами на коленочках, и нас становится все больше. Каждый день желательно читать акафист иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша», Псалтирь, Евангелие, поминать болящих на утренних и вечерних молитвах, заказывать в церкви обедни и молебны о их здравии.

Меня часто спрашивают, сколько исцелилось людей? Как ответить на этот вопрос? Мы не боремся с наркоманией как с явлением, мы боремся за каждую душу, за каждого человека. Для нас нет абстрактного понятия наркомания и наркоман, а есть конкретные люди, которых мы просвещаем, за которых молимся, которых мы любим и вместе с которыми живем жизнью нашего прихода. У каждого своя особая неповторимая жизнь. Нет особой методики или технологии излечения от наркомании и алкоголизма. Пробуждение души Благодатью всегда чудо, и это чудо совершается в Церкви по молитвам священников, близких и самих страждущих.

Все наши братья и сестры, за которых начали молиться, остались живы. Если мать молится за свое чадо, много им еще придется пережить скорбей, но Господь сохранит жизнь ребенку и не даст погибнуть. Если жена молится за мужа, не умрет муж ее, не останутся ее дети сиротами. Наркоманов и алкоголиков можно отмолить.

Сила молитвы проявляется в обычной жизни. Одна наша прихожанка по имени Пелагея рассказывала о том, что когда она лежала в реабилитационном центре, все ее соседи наркоманы не могли спать по ночам и, как тени, бродили по комнатам и коридорам. Не могла заснуть и она. Однажды вечером, достав привезенный с собой молитвослов, Пелагея прочитала молитвы на сон грядущий и вскоре заснула детским безмятежным сном. Днем соседка стала допытываться у нее, какое средство она приняла, что спала всю ночь? Вечером соседка читала вечернее правило вместе с Пелагеей, и уже двое заснули спокойным сном.

После тяжелого срыва алкоголик Александр, сказал на общем чаепитии: «Не знаю как другим, а мне хоть плачь, а молись, иначе погибну!». Как коротко и мудро сказал! Эти слова относятся не только к алкоголикам и наркоманам, а ко всем нам. «Без Бога не до порога» – гласит народная мудрость, так что всем нам «хоть плачь, а молись, иначе погибнем».

Исцеление наркомана и алкоголика – всегда чудо. Когда слушаешь исповеди исцелившихся, сталкиваешься с реальным, конкретным явлением вмешательства Божия в жизнь человека. Молодые наркоманы после своего исцеления, проанализировав свою жизнь, сознают, что их отмолили, что обязательно был кто-то из близких, кто не потерял надежду и молился о спасении души.

Родителям и близким страждущих можно дать совет: чем раньше вы начнете отмаливать своих детей, создавать условия обращения их к Богу, тем раньше воскреснет погибающая душа. В доме должны появиться иконы, священные предметы, чтобы блуждающий взгляд человека все время на них останавливался. Память о Боге ведет человека к молитве, особенно когда ему очень плохо. Алкоголики и наркоманы, как и все люди, когда им плохо кричат: «мама!» или, если видят икону на стене: «Господи!».

Это уже молитва. Душа, истерзанная, обращается к Богу, и часто с этого начинается путь спасения. Многие, особенно алкоголики, говорят, что начали спасаться, когда достигли дна. Вроде бы человек уже погиб, а с ним происходит чудо. Он перерождается. Благодать, которая есть в Церкви, вразумляет, укрепляет, просвещает все разумные силы души, все естество человека, наполняя его радостью. У нас в Самаре, в Покровском кафедральном соборе, есть чудотворная икона Богородицы «Взыскание погибших». О чем она напоминает нам? О том, что надежда есть всегда. Нельзя человека вычеркивать из списка живых, пока он жив. Исцелившиеся наркоманы и алкоголики понимают, что их жизнь не заканчивается, а только начинается. Это подвижники. Они испытали радость православной жизни, научились достойно, со смирением переносить скорби. Это не значит, что они отрекаются от мира, они становятся Богом хранимыми.

Как возникла и работает православная группа анонимных алкоголиков и наркоманов братства «Радонеж»

Однажды мой школьный товарищ, член общества анонимных алкоголиков, привел к нам в церковь руководителя центра «Ковчег» психотерапевта Александра Голомазова. Это по его инициативе в Самаре возникло общество анонимных алкоголиков. Он один из немногих психотерапевтов, который признает реальность духовного мира и духовной жизни и то, что медики должны передавать своих пациентов психологам, а те – священникам. Другого способа нет. Иначе от психологов они опять возвращаются к медикам, кружатся в этом колесе, и на это тратятся громадные деньги. Иногда это делается по неразумию, иногда – искусственно: наркоману просто продлевают жизнь, немножко его подлечив, чтобы он не умер. Его реанимируют, и он опять потребляет наркотики. Опытные медики и психологи уже знают: только при помощи медицины и психотерапии попавших в зависимость не спасешь. Этим людям нужна Божья помощь, которую Церковь дает в своих таинствах.

Александр Голомазов рассказал, что к ним в «Ковчег» приходят много представителей разных конфессий и сект и уводят к себе людей, в основном православных, и предложил создать православную группу поддержки, которую мы назвали группой духовного роста. Так родилось братство «Радонеж». Мы собираемся каждое воскресение в храме в четыре часа вечера на вечернее Богослужение с пением акафиста иконе Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», потом ставим столы прямо в храме и начинается работа в группе. Может быть, это и непривычно выглядит, когда в западной части храма стоят столы, на столе горит свеча, разложены конфеты и пряники, разлит чай, за столом сидят мужчины и женщины, юноши и девушки. С торцов восседают ведущий группы (один из братии) и священник. Мы проводим группы в храме по нашей бедности, поскольку никаких других помещений у нас нет. А может быть, в этом есть особый промысел: в церкви никто не может себе позволить вольных выражений и непозволительных тем, что нередко случается в нецерковных группах.

На первых порах большинство в группе представляли взрослые мужчины-алкоголики. Потом добавились родители из фонда «Второе рождение» и общества «Родители против наркотиков». Родители стали приводить своих детей, начали приходить жены, подружки, уже и скамейки некуда было ставить. Решили группу разделить на зависимых и созависимых. О созависимых – это родители и жены, которые достаточно долгое время жили вместе с алкоголиками и наркоманами и у которых в результате такого общения произошли личностные деформации, будет особый разговор. Разделить группы было необходимо: дети не могли быть откровенными при родителях, алкоголики – при женах. Для созави­симых организовали группу, которая стала собираться по четвергам.

Когда созависимые отделились, возникло предложение разделить группу только на алкоголиков и только на наркоманов. Совместных групп обычно не существует. Наркоманы в миру обычно презирают алкоголиков, считая, что напиваться и валяться под забором неприлично, в отличие от «благородного» наркотического опьянения, не представляя того, что со временем они могут деградировать хуже алкоголиков. Алкоголики, со своей стороны, не могут понять, как это можно что-то нюхать, колоться, для них это просто поразительно. На первый взгляд нет ничего, что бы объединило этих людей в одну группу, да и возрастная разница у них достаточно большая. К нашему счастью, было высказано одно достаточно разумное и трезвое предложение. Один из взрослых алкоголиков сказал: «Наркоманы по возрасту годятся нам в дети, это и есть наши дети, и если мы, отцы, не поможем им, то кто им поможет, разве можно оставлять их одних?». Мы сразу согласились с этими словами, да по правде сказать, мы уже привыкли друг к другу и особого желания делиться не имели, просто следовали традиции. Создав смешанную группу, мы явились как бы новаторами, да, вдобавок, часть созависимых со слезами на глазах просили их взять к себе. Со временем привыкли и к ним, чему они были несказанно рады.

Заседания братства «Радонеж»

Заседания группы, которую мы постепенно стали называть братством, начинается с общей молитвы. Мы обычно поем «Царю Небесный...» или «Отче наш...». После молитвы благословляется трапеза. Ведущий зачитывает преамбулу. Вот ее текст.

Братство «Радонеж» – это добровольное объединение людей, которые пришли к убеждению, что только Бог через веру в Сына Своего Единородного Иисуса Христа в Благодати Духа Святого, в лоне Православной Церкви может исцелить их от недуга алкоголизма и наркомании.

Единственное условие для членства в братстве ­– это желание бросить пить. Члены братства не платят вступительных взносов, оно существует благодаря их добровольным пожертвованиям.

Братство является частью прихода церкви в честь преподобного Сергия Радонежского. Его члены считают, что активное участие в Богослужениях и таинствах, а также в приходской жизни, – непременное условие избавления их от недуга.

Наша основная цель – оставаться трезвыми при поддержке могучей силы Божией Благодати, используя многовековые традиции Православия, а также методику «12 шагов», избавиться от своего пагубного пристрастия и помогать другим алкоголикам и наркоманам вести трезвую Богоугодную жизнь.

После преамбулы зачитываются «шаги». Читают все по очереди. Прочитав один «шаг», передают листочек следующему. Группа занимается по программе «12 шагов». Мы приняли эту программу, потому что она не противоречит Православию, но интерпретацию известным «12 шагам» дали православную, более глубокую. Приведем нашу интерпретацию «12 шагов».

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.

2. Пришли к убеждению, что только Бог через веру в Сына Своего Единородного Иисуса Христа в Благодати Духа Святого может вернуть нам здравомыслие.

3. Приняли решение полностью и безоговорочно передать себя воле Творца, явившегося в полноте Святой Троицы, став прихожанами единой Соборной и Апостольской Православной Церкви.

4. Глубоко и бесстрашно оценили свою жизнь с точки зрения соответствия ее Божественным заповедям и порядка православной жизни.

5. Признали перед Богом, православным священником, а также перед собой истинную природу наших заблуждений, искренне покаялись, участвуя в таинстве покаяния.

6. Кротко и смиренно, с сокрушенным сердцем, искренне печалясь о содеянном, но надеясь на Божие долготерпение и многомилостивость, подготовились к таинству Святого Причастия, прося, чтобы Бог избавил нас от греха.

7. В своих церковных и домашних молитвах смиренно просили Бога об обновлении душ и телес наших, чтобы разум мог познать Его волю, и стремились соответствовать ей.

8. Оценив благость и милосердие Божие ко всем людям и противоположность этому нашей прошлой жизни, составили список тех, кому мы причинили зло, и преисполнились желания загладить свою вину перед Богом и ними.

9. Старались примириться, просить прощения у всех ближних, возместить нанесенный им ущерб, моля Бога о помощи в восстановлении мира и доброго порядка. Неустанно молились о здоровье и благополучии всех наших знакомых.

10. Продолжали входить в церковную жизнь и изменять себя. Допуская ошибки, сразу шли на исповедь к Врачу духовному и каялись в грехах.

11. Стремились к соблюдению заповедей Божиих, понимая, что только Богоугодная православная жизнь, молитва, душеполезное чтение, Богомыслие – путь к нашему трезвению и спасению.

12. Не гордясь достигнутым, продолжая духовное совершенствование и Богопознание, стараемся поделиться нашим опытом с другими людьми и применять эти принципы во всех наших делах.

По сути, это известная в Православии лествица духовного восхождения.

Периодически мы зачитываем двенадцать советов святого праведного Иоанна Кронштадтского желающим бросить пить.

1. Пробудись от сна невежества и дурмана! Посмотри на себя, что с тобой стало! Как мучаешь ты себя и своих близких, сколько зла привносишь в мир!

2. Скажи твердо и решительно, без тени сомнения: «Отрекаюсь от тебя, пойло сатаны! Сочетаюсь с Тобой, Господи Иисусе Христе! Спаси меня, изнемогаю. Одолевает коварный и хитрый враг меня. Придай крепости, твердости и постоянства в моем чистосердечном решении освободиться от пьянства. Да будет воля Твоя!». (Или то, что подсказывает сердце, своими словами).

3. Ни в коем случае не откладывай на потом. Осознав, начинай борьбу с вражеской страстью немедленно и не вступай с ним ни в какие переговоры, не иди ни на какие уступки, воплощая лишь одно свое требование: никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу не пить!

4. Однако не надейся только лишь на себя, иначе проиграешь. Было бы неразумно отказываться от медицинской помощи в случае ее необходимости.

5. Контролируй себя, наблюдай за собой постоянно. На это уйдут месяцы и даже годы. Не давай себе ни малейшего послабления. Мгновенная слабость может вновь вернуть все на прежние позиции. Не возгордись своим трезвлением, иначе вознесешься, после чего неминуемо упадешь, что и случается нередко с теми, кто посчитал, что все уже позади.

6. Если же вдруг упал, поднимайся после срыва вновь, как ни в чем не бывало. Кайся, говори себе: «Поделом мне за всю мерзость моих грехов, скудность покаяния, слабость воли, испорченность нрава!». И вновь начинай сражение с невидимым врагом. Однако обязательно извлеки из случившегося должные выводы и проанализируй свои просчеты.

7. Беги от пьяных компаний, спаивателей, «калымов», праздно проводящих свое время и тунеядцев, как от чумы. Стерегись блуда, пиршеств. Особенно настраивай себя на трезвление в праздники, дни рождения и получки, а также оберегайся других поводов для пьянства. Ты свое уже испил сполна!

8. Не пей ни за свое, ни за чужое здоровье. От этого ничье здоровье еще не улучшилось, а твое окончательно будет разрушено.

9. Находи и занимайся больше полезным делом. Думай о деле, трудись, созидай. Незанятый ум – мастерская для дьявола!

10. Посещай церковные службы в храме, особенно Божественные Литургии, читай Священной Писание, приобщайся Святых Тайн. В этом залог не только победы, но и истинного исцеления души!

11. Всячески искореняй в себе эгоизм, сластолюбие, гордыню, себеугодие и все дурные свойства характера.

12. Ищите усердно помощи у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви.

Первый шаг часто начинают совершать непроизвольно, когда в состоянии почти погибельном из души страждущего вырывается крик: «Господи, доколе? Господи, помоги, нет сил больше терпеть!». Может быть, это первая молитва в жизни, первое обращение к Творцу и Создателю, которое будет услышано. Как это трудно понять, что без Бога, без Божьей помощи преодолеть свою немощь, свою болезнь невозможно. Так происходит смирение своей гордыни. Обычно ведь человек пьет, колется и при этом считает, что в любой момент может бросить, но ему просто пока не хочется. И почему-то не бросает, иногда до гробовой доски.

Следующие шаги ведут к покаянию, переосмыслению своей жизни, изменению отношений с близкими, примирению с Богом через покаяние. Человек должен примириться с собой, ближними и с Богом. Он входит в церковную жизнь через таинства исповеди и Святого Причастия. Учится руководствоваться в своей жизни заповедями Божьими и церковным уставом. Братство – часть нашего прихода, и члены братства по мере сил включаются в приходскую жизнь. Со временем они становятся более опытными прихожанами, так как имеют возможность беседовать на богословские темы, чаще общаются со священником.

У членов братства сильная потребность в духовном общении. Они пережили такие скорби, которые затронули, пробудили внутренний мир, внутреннее состояние человека. А через попущение скорбей Господь стучится в наше сердце, напоминая о смерти и вечности.

После того как прочитаны шаги, принято представляться. Можно называть свои имена, можно вымышленные, главное назвать проблему, с которой ты пожаловал к нам. Удивительно наблюдать, особенно новичкам, когда вполне благополучные, трезвые люди по очереди пред­­­ставляются говоря: Андрей – алкоголик, Алек­сандр – алкоголик, Володя – наркоман, Марина – наркоманка, и когда очередь доходит до новичка, который еще пять минут назад не мог даже себе признаться, что он алкоголик или наркоман, он со смирением вслед за всеми повторяет – Олег – алкоголик, Виталий – наркоман.

В группе алкоголиков и наркоманов особая этика поведения. Человек говорит откровенно. Его никто не имеет права перебивать, обсуждать его слова, задавать вопросы и давать советы. Кажды высказывает то, что наболело, и говорит только о себе, ни о ком другом. Этика такого общения потеряна в миру. Люди сразу начинают спорить, задавать вопросы, редко кто кого слушает.

В нашем братстве люди по много лет не употребляют алкоголь и наркотики, но называют себя алкоголиками и наркоманами, немощь свою ощущают, знают, что без Божьей помощи трудно держаться. Нельзя алкоголику немного пить, нельзя немного колоться наркоману. Нельзя этого вообще. Пусть вокруг люди живут как знают, каждый должен быть ответственен за свою жизнь, поэтому наша братия говорит только о себе: «Мне нельзя, я не буду».

В братстве все помогают друг другу. Двенадцатый шаг в этом и заключается: исцелился сам – помоги другому. Эти люди показывают новичкам примером своей жизни, что их прежнее состояние преодолимо. Они должны были умереть, как умерли многие их ровесники. Они много лет пили и кололись, но с Божьей помощью это преодолели. Это живой опыт, и это – подвиг. Приходит наркоман или алкоголик и видит перед собой победителя, а его пугали тем, что ломку нельзя перенести. Главное – видеть пример перед глазами. А как они понимают друг друга, потому что алкоголика может понять алкоголик, наркомана – наркоман, понять его состояние, переживания! Если кто-то начинает мучиться, обязательно один из опытных членов братства поговорит с ним. Ни психолог, ни священник часто не могут дать того, что может дать новичку исцелившийся наркоман или алкоголик. Мы – теоретики, мы не переживали этих состояний. Они понимают друг друга с полуслова.

Существуют правила, которых члены братства неукоснительно придерживаются и которые передают друг другу: дома держать алкоголь и отраву нельзя; ходить туда, где соблазняют, и общаться с такими людьми нельзя; соглашаться на первую рюмку или на первую дозу нельзя; нельзя потакать своим желаниям; надо тянуть время; есть много психологических подмен: ты хочешь одного, а кажется, что совсем другого.

Особенно важно помнить, что алкоголизм и наркомания – дело бесовское. Часто наши братья срываются, когда сами чуть-чуть протрезвев и ощутив радость жизни, бегут спасать своих заблудших товарищей. Мы всегда предупреждаем, что за спиной наркомана и алкоголика стоит сам враг рода человеческого, встреча с ним опасна, он всегда обманет неопытную душу. Спасись сначала сам, как советовал преподобный Серафим Саровский, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Неразумное стремление спасти всегда заканчивается одинаково – срывом. Сценарий всегда почти один и тот же. Узнав, что кто-то прекратил потребление отравы или бросил пить, к нему звонят и приходят члены бывшей компании, а бывает, что и он сам идет к ним. Первые слова при встрече звучат благородно. Наркоманы и бывшие собутыльники начинают хвалить своего спасающегося знакомого, при этом поговаривают, что и они сами желают того же, но только не сегодня, а завтра. Завтра они обязательно вместе прекратят свою непотребную жизнь, но это будет завтра. А сегодня есть небольшая доза или бутылка. Далее следует предложение: «Давай последний раз выпьем или уколемся, а завтра пойдем туда, куда ты нас поведешь». И наш малоопытный, но имевший благие намерения брат остается с ними, часто опять надолго.

Мы советуем: если к вам обращаются за помощью алкоголики или наркоманы, дайте адрес или телефон тех, кто им может реально помочь, напишите записку с адресом православной церкви, где имеется братство трезвости, где можно побеседовать, исповедаться, и приготовиться к таинству Святого Причастия. Если человек на самом деле желает спасения, он сам придет по данному вам адресу. Если он, сам того часто не ведая, желает вас погубить, пусть отвечает пред Богом за свою жизнь. Держитесь подальше от прежних компаний, бегайте греха, не обращайте внимание на то, что вам говорят бывшие знакомые. Вы им помочь не сможете, а они вас могут соблазнить на прежнюю жизнь.

Пережитый бывшими алкоголиками и наркоманами опыт – духовный, особый опыт преодоления, он делает человека одухотворенным. Они откровенны до исповедальной глубины, рассказывают про самые свои глубокие падения, чтобы показать: смотри, с какого дна я поднялся, ты тем более сможешь. Многие из них – бесстрашные люди, они уже мало чего и кого боятся. Они столько уже пережили в своей жизни, уже перехоронили многих своих друзей, родственников, знакомых. И в том, что они живы, они видят чудо и Божью помощь. Это особый путь. Они пережили свои скорби, теперь чужие скорби переживают. Они, как фронтовики (пусть фронтовики не обидятся на меня), попали в самое пекло духовной брани, где убивают не просто тело, а ведут в погибель вечную. Идет борьба за души. Сатана отрывает человека от Бога и ведет его в небытие, к вечным мучениям. Они пережили это реально, как блудные дети: умерли – и воскресли, погибли – и спаслись.

Первые два года мы разбирались в смысле каждого шага, а это означает, что мы говорили о вере, покаянии, молитве, заповедях Божьих, другими словами, проникали в тайны Православия и церковной жизни. Мы не заставляли никого ходить на Богослужения, участвовать в таинствах. Мы об этом говорили, говорили о том, что вне Церкви нет спасения. Постепенно каждый самостоятельно приходил на первую исповедь, какой же это был праздник! Как радостно было видеть родные лица на Богослужении, причащать, а потом и венчать женатых и замужних.

На третий год мы стали работать по темам. Каждая тема выражала духовную суть одного из шагов. Одна из бесед была посвящена срывам. Мы попытались проанализировать, в чем причина срывов. Каждый задумался и поделился своим опытом. В результате мы пришли к выводу, что каждому срыву предшествовало грехопадение, ссора человека с Богом, в результате чего Благодать отходит от человека и начинают проявляться его немощи. Мы еще раз убедились, что преодолеть алкоголизм и наркоманию можно, изменив всю свою жизнь. Главное – Богоугождение, стремление к праведности, целомудрию и святости.

Однажды на заседание пришел человек, представился как алкоголик. Обсуждалась тема семейных отношений. У многих алкоголиков и наркоманов после того, как они начинали трезвую жизнь, обострялись внутрисемейные отношения. Он попросил слово и стал говорить о том, что когда стал приходить домой трезвый, увидел в доме полнейший беспорядок: грязные полы, гора невымытой посуды. Оказалось, что его никто не ждет и никто не собирается радоваться его приходу. Каждый живет сам по себе. Попытки навести порядок посредством уговоров и увещеваний порождали раздражение и зло вокруг него и внутри него. Так длилось некоторое время пока, по словам нашего гостя, однажды он понял, что вымыть грязную посуду необходимо ему самому. И это он должен сделать не в укор жене и дочери, а для себя, чтобы не стать злым, иначе добром все не закончится. Приходит с работы и начинает молча мыть горы грязной посуды. Так продолжается один вечер, второй,… на третий в кухню робко заглядывает дочь, и когда он взял веник, чтобы подмести коридор, она ему сказала, что уже подмела. Жена погладила брюки и почистила башмаки.

Простой рассказ гостя, который зашел к нам только один раз, открыл духовную глубину жизни по заповедям Господним. Заповеди требуют любить и прощать врагов. Оказывается, это больше необходимо не врагам, а нам. Если не будешь прощать, станешь злым, окаменеешь сердцем. Если не будешь подавать милостыню, станешь скупым. Все, что ты делаешь в земной жизни для других, возвращается к тебе внутренней чистотой и духовной радостью.

Во время обсуждения желающие высказаться поднимают руки, ведущий предоставляет слово. Можно говорить не только по теме, но и о наболевшем. Обсуждение длится обычно от часа до полутора часов. Если есть ко мне вопросы, говорящий их задает. Мне предоставляют слово в конце заседания. Стараюсь поправить ошибочные выступления, сформулировать православную точку зрения по обсуждаемой проблеме, отвечаю на возникшие вопросы. За эти годы сложился целый цикл воскресных бесед.

В конце встречи ведущий читает следующие слова:

В заключение я хочу добавить, что мнения, выраженные здесь, это мнения только тех, кто говорил. Приимите же то, что вам понравилось. Истории, услышанные вами, были рассказаны в доверии и должны оставаться секретными. Сохраните их только в вашем сознании.

Несколько слов тем из нас, кто еще недавно с нами:

– какими бы ни были Ваши проблемы, среди нас есть люди, испытывающие их также;

– если Вы пытаетесь держать душу открытой, Вы найдете здесь помощь;

– Вы постепенно придете к выводу, что нет столь трудной ситуации, которую нельзя было бы улучшить, и нет несчастья столь большого, чтобы нельзя было бы уменьшить;

– мы все несовершенны, и, может быть, наше гостеприимство не показало всю теплоту нашего отношения к Вам, которая есть в наших сердцах;

– через какое-то время вы откроете для себя, что даже если Вам понравились не все из нас, Вы все равно любите нас, а мы – Вас;

– говорите друг с другом, говорите откровенно до конца хоть с одним из нас, и пусть здесь не будет сплетен и критики друг друга;

– пусть понимание, мир и любовь нашей программы будут вырастать в Вас день за днем.

Не забывайте о 7-й традиции: братство «Радонеж» – непрофессиональная организация, существующая на добровольные пожертвования своих членов. Собранные средства идут на чаепитие, литературу и на другие нужды братства. Все, кто желает, могут присоединиться ко мне в заключительной молитве.

В группах анонимных алкоголиков принято читать особую молитву, привезенную из Америки. Когда мне ее прочитали, послышалось что-то знакомое. Оказалось, что это молитва оптинских старцев. Ее перевели сначала на английский язык, потом опят на русский и она стала сильно отличаться от подлинника. В нашем братстве встреча группы завершается молитвой святителя Филарета, митрополита Московского:

Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святой волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться; Сам во мне молись! Аминь.

Поем все вместе «Достойно есть...», потом всех благословляю, объявляю расписание Богослужений и еще долго беседую отдельно с теми, у кого есть вопросы, если есть необходимость, то и исповедую желающих.

Одной встречи в неделю для начинающих недостаточно, поэтому мы попросили благословения у владыки Сергия открыть подобные группы при других храмах. Сейчас в нашем городе четыре православных группы, которые проводят свои заседания в разные дни.

Главный результат работы братства – воцерковление. Важно, чтобы бывшие алкоголики и наркоманы стали благочестивыми прихожанами, – и тогда Господь все устроит.

Однажды на заседание братства пришел известный в городе психолог, который специализируется на работе с наркоманами, но скептически относится к церковным братствам. После заседания он мне сказал, что, по его мнению, только несколько человек можно считать здоровыми и назвал их. Как он меня порадовал. Он назвал тех, кто воцерковился, кто постоянно посещает храм, регулярно исповедуется и причащается, строит уклад домашней жизни по православным законам. Так мы неожиданно получили подтверждение правильности нашего подхода.

Отчитка

В дни, когда рождалось наше братство, на самарскую землю приехал к своим духовным чадам из Псковской епархии архимандрит Мирон (Пепеляев). Отец Мирон имеет благословение старцев Псково-Печерского монастыря и архиепископа Евсевия совершать чин отчитки духовно болящих. Мы взяли благословение нашего владыки Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского, на то, чтобы отец Мирон совершал чин отчитки в нашем храме.

Много существует мнений по поводу чина отчитки. Для нашего братства чин отчитки связан с конкретным священником – отцом Мироном. Отец Мирон – опытный монах, прекрасный проповедник, простой и добрый человек. Молитва старца, помазание освященным елеем, окропление святой водой – сильное средство пробуждения души.

Современный человек часто не верит в реальность демонических сил. На отчитке каждый воочию видел и слышал, как бесы могут владеть душой и мучить ее, какое это ужасное состояние и какой необходим подвиг, чтобы обрести свободу.

Когда человек страждет, или одержим страстями, то, как свидетельствует Евангелие, болезненный дух, или дух злобы, изгоняется постом и молитвой. Особенно страшна для сил зла молитва, которую возносят за нас люди высокой духовности. Есть специальный чин молебного пения – заклинание злых духов. Этот чин по благословению старцев совершают особо духовные люди, прошедшие многолетний искус монашеской жизни.

В Самаре очень много страждущих, одержимых различными страстями: наркоманией и алкоголизмом, духами злобы, блуда, раздражения. Одержание это ощущается, когда некая сила внутри управляет нами и нам она не подвластна. Поэтому мы часто совершаем такие поступки, говорим такие слова, что потом думаем: «Господи, ну что же я натворил?». Но сдержать себя не можем. Для помощи таким людям мы и пригласили отца Мирона в наш храм. Он в свое время подвизался на Афоне, нес монашеский подвиг в Псково-Печерском монастыре.

Об отчитке отец Мирон говорит так: «Слово "отчитка" по смыслу восходит к слову «отчет». Стало быть, любой участвующий в этом чине держит отчет перед Богом за свою жизнь. А отчитывающий как бы ответствует за всех, берет на себя ответственность.

Чин отчитки – это помощь душам, измученным бесами, это единоборство. Оружием в этом единоборстве служат 12 Евангельских чтений, псалмы царя Давида, заклинательные молитвы Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Чудотворца, священномученика Киприана и других святых отцов. Важна и духовная подготовка отчитывающего. До поста он уже должен быть постящимся.

Без помощи самого болящего священнику очень сложно. А в чем эта помощь заключается? Во-первых, необходимо понять, что всегда и во всем за собой следить надо. Говорить меньше, не ходить на всякие вечера и увеселения, где грех подстерегает. Каждый должен следить за собой. Жить благочестиво. Понимать, что необходимы пост и воздержание.

Пост – это не голод, а посильное говение, воздержание телесное и духовное. Есть надо, но только вегетарианскую пищу. Старайтесь вкушать два раза в день: для этого отмените завтрак. Перед самой отчиткой, как перед Причастием, необходимо поститься строже. Телесный пост нужно сочетать с воздержанием духовным. От этого тоже успех во многом зависит. Лучше постараться ни с кем не ругаться, ни на какие увеселения не ходить, отсечь от себя празднословие. Все это врата бесов в наши душу и тело.

Когда человеку становится легче, важно напомнить слова Спасителя: «Иди и больше не греши». А если нагрешишь, еще хуже будет. Тогда вместо одного, семь злейших бесов вселятся».

После каждой отчитки батюшка принимает всех, кто желает испросить у него совета или получить благословение. Много раз он участвовал в заседаниях нашего братства. Вот уже более трех лет отец Мирон приезжает в Самару, проводит отчитки в нашем храме и других храмах по всей губернии. Боль­шинство из нашей братии признают, что пробуж­дение души, первое ощущение Благодати, воцерков­ле­ние началось для них после встречи с отцом Мироном, после отчитки.

Если предоставляется возможность участвовать в чине отчитки, для алкоголиков и наркоманов это бывает полезно. Только следует предупредить, что за отчитку иногда берутся люди, не имеющие право этим заниматься, а часто самозванцы или колдуны. Поэтому следует участвовать в этом чине, только если он совершается в православных монастырях или в православных храмах. Для участия в отчитке желательно взять благословение приходского священника. Не вздумайте ходить по бабкам, «снимающим порчу». Это прямой путь к бес­нованию и одержимости.

Мы можем сказать, что отчитка принесла пользу нашим наркоманам и алкоголикам. Но главное, мы поняли необходимость поста и молитвы, как средства освобождения от нечистого духа, осознали пользу участия в церковной жизни и паломничества по святым местам, встреч с опытными священниками, монахами и старцами, о чем все время нам говорил и отец Мирон.

Паломничество

Один наш брат алкоголик работал на стареньком небольшом автобусе. За небольшие деньги хозяин автобуса позволял нам совершать на нем паломничество по святым местам. На первых порах нет необходимости ехать далеко. В каждой епархии есть святые места. В нашей епархии наиболее почитаемым местом является село Ташла. Село прославилось тем, что в 1917 году там явилась чудотворная икона Богородицы «Избавительница от бед». На месте явления иконы появился источник с целебной водой. В это село и совершали мы первые паломничества. Читали акафист у чудотворной иконы, купались в источнике, исповедывались у почитаемого мудрого батюшки, настоятеля Ташлинской церкви протоиерея Николая Винокурова.

Постепенно маршрут паломничества пролег уже за пределы нашей епархии. Наша братия посещала Дивеево и Санаксарский монастырь, святыни Симбирской епархии. Автобус был старый, часто ломался. Одним словом, далеко на нем не уедешь. Одна добрая душа из наших благотворителей стала давать нам в паломничество новый автобус. Москва, Петербург, Псков, Печоры – далеко не полный список городов, в которые мы совершали паломничество.

Четыре года назад у наших прихожан родилась мысль совершить пешее паломничество в Ташлу. Это примерно 90 километров. В первый день Петрова поста уже четвертый раз мы, помолившись, отправляемся к чудотворной иконе. В последний раз нас было более двухсот человек, половина из них – члены братства «Радонеж». Идем три дня с крестами, иконами, песнопениями. Несем на себе наши немощи, болезни, мозоли и неземную радость в душе и сердце. Вернувшись домой, начинаем ждать следующего года.

Родителям, которые обнаружили, что их дети стали зависимы от наркотиков, мы советуем срочно брать отпуск и ехать со своими детьми, если они еще вас хоть немного слушают, в монастырь и жить там сколько это возможно, молиться вместе с братией монастыря и трудиться там. Не везите детей в состоянии наркотического опьянения. Если необходима медицинская помощь, то с помощью врачей снимите физическую зависимость. Сдайте анализы на наличие наркотиков в организме и на ВИЧ. Возьмите результаты анализов с собой. Будет лучше, если вы попросите сопроводительное письмо у приходского священника. Желательно ехать в монастыри, где есть старцы, опытные духовники, которые вам дадут духовный совет, как строить жизнь дальше, помогут покаяться в ваших грехах. Просите их молитв. Если ваших детей оставляют трудниками в монастырях, пусть остаются и живут сколько могут. Наша братия чаще всего отправляется в Санаксарский монастырь, что находится в Мордовии, и монастыри Псковской епархии. Мы благодарны наместникам монастырей и братии за терпение и любовь к нам.

Созависимость

Созависимыми мы называем людей живущих с алкоголиками и наркоманами и в результате этого потерявших свою личностную жизнь. Жизнь семьи, где есть алкоголики и наркоманы, начинает определяться поведением страждущих, а значит косвенно зависеть от рюмки или дозы. Другими словами, это особый вид зависимости от наркотических веществ через другого человека. Созависимость является одновременно и результатом наркомании и алкоголизма, и одной из причин, их порождающих.

В истоке этого явления лежит нарушение Божественного мироустроения в социальных отношений. Согласно Священному Писанию, главой семьи является муж, мужу – глава Хрис­тос. Если глава семьи живет по заповедям Божьим, участвуя в церковной жизни, укреп­ляется, вразумляется и вдохновляется Божьей Благодатью, советуется с духовником и получает его благословение на добрые дела, тогда эту семью можно назвать «малой Церковью». Жена и дети, почитая мужа и отца, чего требует и Священное Писание, через главу семьи свя­зывают свою жизнь с Богом, а значит через послушание и смирение обретают свободу в Боге. Но если муж не почитает Бога и его жизнь определяется ограниченным человеческим разумом, страстями, греховными наклонностями, соблазнами мира, то в такую непредсказуемую плотскую жизнь он вовлекает и всю свою семью. Семья становится зависимой от прихоти человека, который может быть алкоголиком или наркоманом, блудником или сребролюбцем, властолюбцем или лгуном. Зависимость от земного в человеке и есть созависимость.

В семье могут быть и другие искажения. К примеру, когда жена начинает управлять семьей и мужем, что противоречит Божественному устроению семьи. В этом случае муж теряет свою свободу. Даже если с различных точек зрения внешне это будет выглядеть приемлемо, духовный дискомфорт, не всегда осознаваемый, приводит к распаду семьи. Господь установил, что главой семьи может быть только муж. Если он не занимает своего места, то начинает мучиться. Результатом этого мучения могут быть супружеские измены, винопитие, и в итоге – распад семьи.

Самое распространенное явление в наше время – это зависимость родителей от своих детей. Чаще всего она проявляется в форме неразумной родительской любви, когда родители не понимают цели своей жизни и жизни ребенка, а значит не имеют представления о его воспитании, все сводя к потаканию любой прихоти ребенка, стараются его обласкать, одеть, накормить, оградить от любой трудности, сделать жизнь беззаботной.

В православном понимании ребенок – дар Божий. Поскольку его дал Господь, то родитель обязан привести свое чадо к Богу. Это определяет смысл воспитания, наполняет воспитание конкретным содержанием. К Богу православный человек приходит, входя в церковную ограду. Воспитание можно определить как процесс воцерковления. Нельзя научить ребенка тому, чего сам не умеешь. Атмосфера церковной, благодатной жизни в семье становится условием правильного развития и духовного становления ребенка.

Однажды меня пригласили на встречу со специалистами центра «Семья». Задал им всем вопрос, который часто волнует молодых родителей: «Как надо кормить новорожденных детей: по часам или когда начнет просить?». Для людей, получивших современное демократическое образование, ответ был очевиден. Почти все сказали: «Кормить следует, когда запросит». Тогда у меня возник следующий вопрос: «Кто устанавливает порядок в доме, кто кем управляет?». Специалисты задумались и, может быть, стали понимать, что ребенок будет продолжать настаивать на своем и в дальнейшей жизни, будет заставлять выполнять свои желания, выплакивать их. С первых часов жизни ребенок властвует в семье, лишив родителей свободы, а это и есть созависимость. Святитель Феофан Затворник советует придерживаться в кормлении распорядка, устанавливаемого родителями. Ребенок должен привыкать к тому, что он живет по воле родителей, должен учиться терпеть, слушаться, переносить маленькие неудобства. Это один из примеров, который показывает, что в воспитании детей нет мелочей. Родители должны не изобретать свой опыт, не пользоваться чужеродным, а учиться у матери-Церкви и ее святых тому, как жить самим и как сохранить в неповрежеднности души своих детей.

Родители забывают, что дар свободы дан не только детям, но и им тоже. Ребенок имеет право просить, родитель имеет право отказать, и ребенок должен признавать это, должен уважать право своих родителей иметь свое мнение и свою жизнь. В семье должны жить свободные люди, сознающие свое место, свои обязанности и свою ответственность за жизнь.

На этой встрече задал еще один вопрос: «Когда семья собралась за обеденным столом, кому первому вы несете тарелку?». Сразу раздалось несколько голосов: «Сыну». Постепенно наступила тишина. «Тогда кто у вас глава семьи?» – возник следующий вопрос.

На эту тему можно говорить долго, мы и говорим на группах созависимых, которые собираются в нашем храме по четвергам и являются неотъемлемой частью нашего братства «Радонеж».

Кто может стать наркоманом или алкоголиком

Долгое время было принято считать, что наркомания и алкоголизм – удел определенных социальных слоев. Существовало мнение, что эти явления могут быть даже социально полезны, как средство очищения общества от ненужных элементов. Наше время разрушает подобные представления. Как сказал один наш опытный брат алкоголик, эта беда косит всех. Много достойных людей с хорошим образованием и достаточно высоким положением не могут понять, что если другие позволяют себе употребить за дружеской встречей рюмочку-другую, то им непозволительна даже капля, потому, что алкоголик – человек не пьющий, и в этом нет особой ущербности. Масса людей, страдающих болезнями, такими как сахарный диабет, язва желудка и другими, вынуждены ограничивать себя в пище, используют диету и понимают, что для них смертельный риск нарушать эти правила. Господь дал алкоголику запрет на спиртные напитки; возможно, тем самым Он помогает человеку лучше себя реализовать, поскольку очевидно, что в трезвом виде это сделать гораздо легче.

Среди молодых наркоманов мы встречаем много студентов, детей из, на первый взгляд, благополучных семей. Не обошла эта беда и семьи власть предержащих, деловых людей, возможно, и этим объясняется всплеск активности борьбы с наркоманией на государственном и региональном уровнях.

Соблазн наркомании, связанный с желанием получения новых ощущений, пришел из молодежной субкультуры, которую можно назвать оргийной. К ней относятся современные танцы, музыка, дискотеки, ночные клубы, особый стиль одежды, поведения, вольное обращение друг с другом, повышенное эмоциональное возбуждение. Оказалось, что этой «культуре» органически присущи алкоголь и наркотики. История наркомании в России как социального феномена начинается с 80-х годов, когда разрушались традиционный уклад жизни, подвергались осмеянию и поруганию нравственные ценности, присущие нашему обществу, то есть мы пережили настоящую духовную агрессию. В основе этой агрессии – сатанизм и оккультизм. Вся символика молодежной субкультуры – сатанинская. Когда вдребезги разносятся стадионы и концертные залы после рок-концертов, то это сатанинская энергия, которая требует подкрепления в виде алкоголя и наркотиков.

Мы сейчас живем по принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Дома – компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, и никто не интересуется, что смотрит, чем занимается ребенок в своем уголочке. А в это время может разрушаться его внутренний мир, может произойти вторжение в его духовную сферу. Ребенок становится беззащитным против демонических воздействий, начинается поиск все более и более острых ощущений и переживаний. У каждого человека есть духовная жажда, он ищет духовных ощущений, а взамен нередко получает не истинные ощущения, а ложные, и они часто связаны со смертельным риском.

Наркоманы – в основном люди избалованные, не привыкшие в семье получать отказ в исполнении своих прихотей, не привыкшие трудиться и себя перегружать физической и умственной работой. Любители дискотек, рок-музыки, групповых сообществ, они не отрываются от магнитофона, от наушников, курят, желают все иметь, при этом не хотят трудиться. Без дискотек, без оргий плохо представляют свою жизнь.

Двадцатый век породил новое понятие – «развлече­ние». В предыдущие века такого понятия не сущест­вовало, говорили: «отдых», подразумевая, что человек отдыхал от трудов праведных. Мы все знаем, что если человек потрудившись, возвращается домой, то те минуты покоя, которые он получает, для него яв­ля­ют­ся райскими. Уставшему человеку нужен покой, тишина. Его не тянет в дальние края, не прель­щают соблазны. Если человек желает отдохнуть, не потрудившись, о чем в прошлые времена даже и не помышляли, это и есть поиск развлечений. Развлечения – разные влечения, соблазны для человека, наполненного жизненными силами, не израсходованными на Богоугодные дела. Эти силы ищут выхода и находят его в современной оргийной культуре. Наше время создало целую индустрию развлечений, то есть соблазнов. Для православного человека самым страшным является праздное времяпровождение. Время развлечений и есть такое время.

Во время беседы с молодыми наркоманами в одном реабилитационном центре задал им тему для обсуждения. Она звучала примерно так: «Вы сейчас осваиваете нормальную жизнь, освобождаетесь от власти страстей и греха. Через некоторые время будете жениться, выходить замуж, у вас родятся дети. Как вы станете их воспитывать, чтобы они не стали наркоманами?». Почти все, а их было примерно пятнадцать человек, ответили, что своим детям они не будут давать лишние деньги и не будут давать много свободы.

К сожалению, привыкают развлекаться не только дети, но и родители. Папы пред­почитают проводить свободное время в ком­пании друзей на рыбалке или в бане. Мамы, как они говорят, занимаются собой или посещают подруг. Менее обеспеченные люди стараются дополнительно подработать, чтобы получше обеспечить своих развлека­ющихся детей. Дом опустел. Дети осироте­ли при живых родителях. Все перестали быть домашними. В Англии принято гово­рить: «Мой дом – моя крепость», в России гово­­рили: «Мой дом – малая Церковь». Все мудрые народы считали, что человек нахо­дится в доме среди своих близких в безопас­ности. Семья, живущая по законам любви, соединенная Благодатью Святого Духа в таинстве венчания в единый духовный орга­низм хранит каждого своего члена не только от опасностей мира сего, но и от демо­­нических воздействий.

Современный мир исказил многие истинные понятия. Одно из главных понятий – любовь. На одной из встреч со студентами Технического университета поинтересовался, любят ли они своих родителей. Почти все сказали, что да, любят. Стал говорить о том, что представления о любви как только о чувстве не совсем верные. Священное Писание свидетельствует о Божественной любви. Господь говорил: «кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдает». Любовь – это наши дела, наш образ жизни, который мы строим в соответствии с Божественными заповедями. Любить родителей – значит не сживать их со свету. Мы говорим, что любим, и одновременно можем не прийти ночевать домой, тем самым, доводя родителей до сердечного приступа. Часто весь наш образ жизни, наше непослушание, непочитание старших и родных говорит о том, что мы еще не научились любить или имеем ложные представления о любви.

Могут ошибаться и родители. Многие мамы считают, что ребенок не должен ни в чем испытывать нужду, и стараются все ребенку дать, как бы угадать их желания. Вырастая, ребенок начинает думать, что именно так и должно быть всю жизнь, что все должны исполнять его желания. Когда этого не происходит, он нервничает и переживает, предъявляет претензии: вы, мол, что, не видите, что мне необходимо. А родители с возрастом дитяти уже и на самом деле не могут понять, чего он хочет. Дети вырастают неблагодарными, и родителей это часто печалит. Они не догадываются, что ребенок с детства должен понимать сам, в чем он нуждается, и просить об этом родителей, которые не всегда обязаны исполнять желания. Если ребенок что-то просит, то получив, он испытывает благодарность, учится замечать заботу о себе. Если он не просил, а ему дали, то за что благодарить?

«Заботливые» родители, увидев, что взрослеющий подросток сидит дома, часто не выносят этой картины и говорят ему: «Вот тебе деньги, иди куда-нибудь погуляй». Он берет деньги, которых не просил, а значит и не знает, на что их потратить, и выходит на улицу, где обязательно найдутся советчики, что можно купить и какое «удовольствие от этого получить».

Если семья живет бездуховной жизнью, не приводит ребенка к Богу и не учит его жить Богоугодной жизнью, если родители не молятся за своего ребенка, а, напротив, показывают пример эгоистической, плотской жизни, пренебрегают своими обязанностями отца и матери, то ребенок, оказавшись фактически брошенным, может попасть в дурные руки, где его научат всяким порокам.

Какие первые шаги необходимо предпринять,
если обнаружилось, что ваш ребенок стал наркоманом

Понимание, что ребенок стал наркоманом, приходит не сразу. Родители просто не могут и не хотят в это поверить. Симптомы известны: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки, шатающаяся неуверенная походка, беспричинный смех, бессмысленные высказывания, сонное выражение лица, неадекватное поведение. Все эти симптомы родители могут видеть, но объясняют они их по-своему, считая, что ребенок утомился или заболел. Прозрение обычно наступает в двух случаях: когда, по счастливой случайности, еще неопытного наркомана родители застают в момент употребления или когда ребенок уже начинает воровать и из дома пропадают ценные вещи.

У наркомана быстро меняется сознание. Родители перестают узнавать своих детей. Перед ними стоит падший, лживый человек, который может обмануть, продать все из дома, совершить такие поступки, которых ожидать нельзя. Родители приходят в ужас! И насколько же быстро все эти изменения происходят...

Наркоман становится лживым, поэтому необходимы объективные доказательства, родители сами должны убедиться, насколько все далеко зашло. Для этого необходим анализ на наличие наркотика в организме. Часто, когда родители занимают определенное положение в обществе, потеря собственной репутации для них бывает дороже своего ребенка. Они сами начинают лгать, скрывать то, что происходит в доме. Нет необходимости это афишировать, но необходимо отложить все свои дела, возможно, взять отпуск и, забывая все, пытаться спасать своих детей. Много придется изменить в жизни. Порою бывает, что на исцеление уходит много лет, но необходимо жертвенно относиться к разрешению возникшей проблемы.

Думаю над тем, для чего Господь попускает эту беду на ту или иную семью? Возможно, для того, чтобы родители осознали, что же на самом деле является важным в их жизни. Видимо, нет другого способа вернуть их домой и научить любить своего ребенка. Возможно, это происходит для того, чтобы мы поняли, что человеческими силами беду не одолеешь, чтобы обратились к Богу, изменили свою жизнь, встали на путь спасения. Что с нами делать, как нас спасать, если мы нормального языка уже не понимаем и очерствели наши сердца?! Скорби пробуждают нас от духовного сна. Твердой, любящей рукой Господь возвращает нас с погибельного пути на путь спасения.

Первый совет, который дают святые отцы, если наступают скорби, заключается в том, что человек должен Бога возблагодарить. Трудно понять это человеку нецерковному. Для начала следует не отчаиваться, не паниковать и не унывать. Ребенок жив, и за это уже «Слава Богу!». Мы говорили, что наркомания – недуг души, поэтому следует начинать за ребенка молиться. Если не умеете пока сами, закажите в православных храмах обедни за здравие, молебны за болящего, закажите поминание на полгода или год. Узнайте адреса монастырей и пошлите просьбу о молитве. Купите молитвослов, акафист Богородице «Неупиваемая Чаша» и читайте его каждый день. Обратитесь к своему приходскому священнику за советом. Если в вашем городе существуют православные группы или братства трезвости, обратитесь к ним за помощью. Молитва пробудит в душе страждущего человека желание исцелиться, без этого желания, без воли самого человека спасти его бывает трудно.

Далее, если в этом есть необходимость, с помощью медиков следует снять физическую зависимость. Для этого существуют достаточно много центров, практикующих врачей.

Много выдумок и мифов сложилось о так называемой ломке. Существует мнение, что ломку трудно, почти невозможно перенести, и тут постарались средства массовой информации. Интересный случай произошел в группе центра «Надежда». Ребята принесли газету, где было напечатано интервью с ними. Имена, конечно, изменены, все, по их словам, описано правильно, но далее шла приписка: «А в это врем


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 237. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.126 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7