Лаос, Вьетнам, Камбоджа до французского завоевания.1. Лаос в ранний период своей истории. Как свидетельствуют археологические данные, первые люди появились на территории современного Лаоса более 10 тыс. лет назад. Вероятно, как и в остальном Индокитае, здесь первоначально обитали представители негро-австралоидной расы, а с III-II тысячелетий до н.э. на юг по течению Меконга спустились сменившие их аустроазиаты, говорившие на мон-кхмерских языках. В VII в. территория вдоль Меконга вплоть до нынешней китайской границы была покорена кхмерским государством Ченла, которому на смену пришла в IX в. Ангкорская держава. Земли среднего и верхнего Лаоса превратились в своего рода буферную зону между Ангкором и возникшим в VII в. южнокитайским государством Наньчжао. Культурное влияние на население района оказывало и монское королевство Дваравати. Вероятно, в этот период туда начали переселяться тайские племена, в том числе будущие лаолум. Первое лаосское государство, по преданию, возникло в 877. В течение XI-XIII вв. под напором предков лаолум мон-кхмеркские народы лаотенг отступали в горы, а частично были превращены в рабов (кха). В XIII в. Юг Китая и Индокитай стали объектом экспансии монгольской династии Юань, покорившей Китай. Войска хана Хубилая уничтожили государство Наньчжао, вызвав новый исход предков тайцев на юг, а в 1284 положили конец государству лао на Меконге. Последнее распалось на различные мелкие княжества. Королевство Лан Санг. В 1353 Фа-Нгун, правитель одного из мелких княжеств Мыон Шва, объединил лаосские и тайские владения на Меконге в единое королевство, принявшее название Лан Санг Хом Кхао ("Королевство миллиона слонов и белого зонтика"). Фа-Нгун вырос при Ангкорском дворе и был женат на кхмерской принцессе. Официальной религией нового государства был объявлен буддизм хинаянского толка, и из Ангкора прибыли монахи, доставившие священные тексты на языке пали и знаменитую золотую статую Будды - Пхабанг (по ее имени королевская столица позднее получила название Луангпхабанг). Фа-Нгун (1353-1373) завоевал обширные территории и превратил свое королевство в одно из крупнейших государств Индокитая, враждовавшее с Вьетнамом и Аютией. Он был смещен своими министрами. Его сын Сам Сене Тхаи (1373-1416) провел первую перепись населения, строил монашеские школы и буддийские храмы, усовершенствовал управление страной, развивал торговлю. Он был женат на принцессе из Аютии, и заимствовал некоторые административные методы этого государства. Лан Санг стремился поддерживать связи с Аютией и Вьетнамом, но между соседями периодически возникали конфликты. В 1478 вьетнамские войска захватили столицу королевства, заставив короля Чао Тиакапхата (1438-1479) бежать. Но сын бежавшего монарха Сувана Банланг (1479-1486) собрал лаосские силы, изгнал вьетнамцев и восстановил благополучие страны, стараясь одновременно улучшить отношения с восточным соседом.Борьба с Вьетнамом сменилась длительным мирным периодом, и Лан Санг процветал. Благодаря тесным торговым связям с тайскими городами долины Менама. Король Пхотхисаратх (1520-1547) строил буддийские храмы и старался побороть распространенные среди населения анимистические верования. Он впервые разместил свою резиденцию во Вьентьяне, занимавшем более выгодное положение для ведения торговли с соседями. Период относительного спокойствия закончился в 1545, когда король Лан Санга вмешался в борьбу за престолонаследие в северотайском королевстве Чиангмай. Восшествие лаосского принца Сеттхатхиратха на чиангмайский престол вызвало конфликт с Аютией. Войска Лан Санга изгнали силы Аютии из спорного государства. Однако в 1547 Сеттхатхират вернулся в Лан Санг и занял лаосский престол (1547-1571). В 1707 Лан Санг распался на два отдельных государства: во Вьентьяне с 1700 при пддержке Вьетнама утвердился принц Сай-Онг-Хюэ, в Луангпхабанге стал править внук Сулинга Вонгса-Китсарат. Королевства Вьентьян и Луангпхабанг. Оба королевства, возникшие на руинах Лан Санга, не оставляли надежд вновь воссоединить страну. При этом они конфликтовали друг с другом и все больше попадали в зависимость от более крупных соседних государств. Во Вьентьяне король Сай-Онг-Хюэ (1700-1735) с самого начала столкнулся с большими трудностями. Княжество Чаннинь (в районе Долины кувшинов) подчинилось ему лишь формально (оно с давних пор находилось под двойным сюзеренитетом Лан Санга м Вьетнама). На юге в 1713 фактически стал независимым Чампассак. Сын первого короля Вьентьянского государства Онг-Лонг (1735-1760) спас свое королевство от бирманского нашествия, оказав Бирме помощь в войне с Луангпхабангом. Онг-Боун (1760-1778) пытался продолжать ту же политику, однако его положение пошатнулось после ослабления Бирмы. В 1771 ему еще удалось с помощью Бирмы отразить нападение Луангпхабанга. Но в 1778 Вьентьян был захвачен сиамскими войсками. В 1782 Онг-Боун подчинился Сиаму, и его сын Чао-Нан был коронован как вассал Сиама (1782-1792). Нападение на Луангпхабанг в 1791 стоило ему престола. Сиам заменил короля его братом Чао-Ином (1792-1805). Последний был лояльным вассалом Бангкока, помогая сиамцам в борьбе с Бирмой. Чао-Ану (1805-1828) втайне стремился освободиться от сиамского господства. Он заверял в верности Вьетнам и предложил секретный союз Луангпхабангу. В 1825 король поднял восстание против Сиама, но после упорных сражений потерпел поражение. Его столица была сожжена, а государство - аннексировано Сиамом (1828). Чаннинь остался под вьетнамским сюзеренитетом. В 1832 он был захвачен Вьетнамом и присоединен к его территории, однако после восстания местного населения восстановлен в 1855 и должен был платить дань Вьетнаму и Луангпхабангу. Королевству Луангпхабанг была суждена более долгая, хотя и не менее трудная жизнь. Правление Китсарата (1707-1726) сопровождалось династическими распрями между ним и его братом Инта-Сомом. Захватив власть в 1727, Инта-Сом правил до 1776. Чтобы отразить многочисленные угрозы со стороны соседних государств, он пытался развивать отношения с Китаем. В 1750 Луангпхабангу удалось отразить вторжение вьетнамских войск. В 1753 Инта-Сом вынужден был подчиниться Бирме, и попытка взбунтоваться после 1760 закончилась неудачно. В 1771 королевство вновь попробовало вернуть себе независимость и даже атаковало бирманского союзника - Вьентьян, но было разбито и снова подчинено Бирмой. В 1774 Инта-Сом заключил антибирманский союз с Сиамом, и уже его сын Сотика-Кумане (1776-1781) вынужден был признать зависимость от Бангкока. В 1791 Луангпхабанг подвергся разрушительному нападению со стороны Вьентьяна. Последующий король Анурут (1791-1817) оставался верным вассалом Сиама. Правда, его сын Манта-Турат (1817-1836) пытался втайне сменить сиамский сюзеренитет на вьетнамский, но Вьетнам не принял это предложение, не желая ссориться с соседом. Король Сука-Сеум (1836-1851), долго живший в Бангкоке, и Тиантха-Кумане (1851-1869) твердо придерживались сиамской ориентации.
|