Студопедия — О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вест­ником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вест­ником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем.






Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость» (33:45-47).

Вне всяких сомнений, Пророк  должен быть образцом для подражания и имамом для каждого призывающего к исламу. Всевышний указывает на это в Его словах:

«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми­нает Аллаха» (33:21).

11. Праведность общины, ее следование по прямому пути и возрождение возможны только при условии обращения ею 76 «Милость для миров» • Глава седьмая

к чистым истокам и уходу от всех разрушительных и неверных идей. Соблюдение призывающими к исламу благонравия и на­правление к нему других — один из тех чистых истоков, к которым необходимо обратиться. Призывающие к Аллаху обязательно должны придерживаться благонравия в первую очередь сами.

Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (61:2,3).

Аллах приказывает обрести знание, прежде чем приступить к деянию, и приказывает совершать деяния прежде призыва к ним других. Он говорит:

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси проще­ния за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (47:19).

«Клянусь временем! Воистину, каждый человек в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпе­ние!» (103: 1-3).

В этих аятах Всевышний упоминает совершение человеком праведных деяний прежде призыва им к истине окружающих.

12. Если человек, осуществляя призыв к исламу, придержи­вается благонравия, оно освещает его сердце, обостряет разум, помогает видеть истину, находить правильные методы и средства призыва людей, сообразующиеся с имеющимися условиями, си­туацией и типом призываемой личности. Указывая на это, Господь говорит: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь…» (8:29).

13. Проявление благонравия в призыве — одна из главных причин спасения человека от ада и достижения им высших сте­пеней в Садах Благодати. Это и есть цель, к которой стремится каждый мусульманин, важнейшая после цели заслужить доволь­ство Всевышнего. В хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк  спросил одного человека о том, какие слова он произ­носит при совершении намаза. «Сначала я читаю ташаххуд, — от­ветил человек, — а затем прошу у Аллаха рая и испрашиваю защи­ты от ада. Однако, клянусь Аллахом, я не могу произносить таких 77 Красота нрава Пророка

же красивых слов, какие произносишь ты или произносит Му'аз!» «Мы произносим приблизительно то же самое, что и ты», — сказал Пророк (264). Это заключение Посланника  указывает на то, что все мольбы, все слова и деяния должны иметь целью обре­тение райского блаженства и спасение от адского огня после цели заслужить довольство Аллаха.

Посланник Аллаха  гарантировал дом в высших сферах рая тому, кто будет придерживаться благонравия. Он сказал: «Я руча­юсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказы­ваться от споров, даже если и будет прав, и я ручаюсь за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, и я ручаюсь за дом в верхних пределах рая для благонравного»(265).

14. Благонравие относится к тем причинам, которые бо­лее всех остальных способствуют вхождению человека в рай. Однажды Пророка  спросили о том, что чаще всего будет по­могать людям попадать в рай, и он сказал: “Богобоязненность и благонравие”(266). Пророк  разъяснял, что вхождение в ад ста­нет запретным для всякого, кто будет близок к людям благодаря своему благонравию, кто будет мягок и прост. Передают со слов Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что послан­ник Аллаха  однажды сказал: «Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и легкий”(267).

II. Соблюдение благонравия Пророком .

Благонравие — очень широкое понятие, включающее сдержан­ность, степенность, благоразумие, щедрость, великодушие, лю­бовь к прощению, снисходительность, мягкость, доброту, терпе­ние, решительность, стойкость, справедливость, непредвзятость,

(264) Абу Дауд (№ 792), Ахмад (3/474), Ибн Маджа (№ 3847). См. «Сахих ибн маджа» (2/328).

(265) Абу Дауд (№ 4800). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аби Дауд» (3/911) и «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 273).

(266) Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой.

(267) То есть: человек, ставший близким к людям благодаря хорошему об­хождению с ними и отличающийся мягкостью и легкостью характера.78 «Милость для миров» • Глава седьмая

милосердие, целомудрие, скромность, умеренность, рассудитель­ность, активность, широту души, благородство, мужество, надеж­ность, искренность. Эти и другие, происходящие из них, качества необходимы в деле призыва к религии Аллаха.

Великий нрав, которым Аллах охарактеризовал Пророка , подразумевает собой всю религию, все ее аспекты. Благонравие — часть этого великого нрава, как на то указывает Ибн Теймия в «Аль-фатава»(268).

Ибн аль-Каййим в «Мадаридж ас-саликин» пишет: «Благонравие зиждется на четырех столпах. Представить себе его существова­ние без них невозможно. Этими столпами являются терпение, воз­держанность, храбрость и справедливость. Все остальные благо­родные качества проистекают из четырех указанных»(269).

Все эти великие благородные черты были присущи нашему Пророку .

(268) “Маджму’ аль-фатава” (10/658).

(269) «Мадаридж ас-саликин» (2/308).

Глава восьмая

Щедрость ивеликодушиеПророка 

Щедрость — одно из величайших качеств. Она имеет десять проявлений:

1. Щедрость, выражающаяся в готовности отдать свою жизнь. Это наивысшее проявление щедрости.

2. Щедрость, выражающаяся в готовности пожертвовать сво­им положением и отдать предпочтение другим перед собой ради удовлетворения их нужд.

3. Щедрость, заключающаяся в готовности пожертвовать сво­им покоем и трудиться ради блага другого.

4. Щедрость в передаче людям знания. Это одно из высочай­ших проявлений щедрости, более высокое, нежели щедрость в трате имущества.

5. Щедрость, заключающаяся в принесении людям пользы по­средством своего авторитета, как, например, ходатайство за кого-либо и др.

6. Щедрость, проявляемая путем физических усилий. Вариантов проявления этого вида щедрости много: справедли­во рассудить двоих, подсадить человека на его верховое жи­вотное, повезти его на нем или погрузить на животное его по­клажу — все это, как сказано в хадисе, является садакой (ми­лостыней).

7. Щедрость, заключающаяся в прощении обид и посягательств на честь. Примерами этого вида щедрости является прощение че­ловеком того, кто произнес злословие в его адрес, оскорбил его или обозвал.

8. Щедрость в проявлении терпения, выдержки, сдерживания гнева. Этот вид щедрости более полезен, нежели щедрость в тра­те имуществе.80

«Милость для миров» • Глава восьмая

9. Щедрость путем проявления благонравия, радушия, привет­ливости. Этот вид щедрости стоит выше предыдущего.

10. Щедрость, заключающаяся в том, чтобы не заглядываться и не обращать внимания на то, чем владеют люди.

У каждого из перечисленных видов щедрости есть свои пре­имущества и свое особое влияние на сердце. Всевышний Аллах гарантировал щедрому умножение имеющихся у него благ, а ску­пому — оскудение.(270)

Пророк  обладал всеми видами щедрости и великодушия. Ниже будет приведено несколько примеров его щедрости в рас­ходовании имущества.

1. Описание щедрости Пророка  Анасом, да будет им доволен Аллах

От Анаса переданы такие слова: «Кто бы и о чем бы ни про­сил посланника Аллаха  ради ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек, и он велел дать ему так много овец, что казалось, будто они заполняют собой все про­странство между двумя горами. И этот человек вернулся к сво­им соплеменникам и сказал: “О люди, принимайте ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары как тот, кто не боится бедности!”(271)

Этот замечательный пример демонстрирует величие щедро­сти Пророка (272). Он дарил имущество, стремясь к довольству Аллаха и желая вызвать у людей тягу к принятию ислама, привле­кая их сердца к нему. И бывало, что сначала человек демонстриро­вал принятие ислама из-за мирских интересов, но через недолгое время благодаря милости Аллаха, а затем благодаря Пророку  и свету принесенной им религии, становился обладателем истинной веры. Она овладевала его сердцем, и ислам становился для него любимей, чем весь этот мир и все, что в нем есть(273).

(270) Ибн аль-Каййим «Мадаридж ас-саликин» (2/293 — 296).

(271) Муслим (4/1806. № 2312).

(272) Многочисленные примеры щедрости Пророка  приводятся в «Сахих аль-Бухари» (1/30 — № 6; 10/455 — № 6034; 11/264 — № 6445; 11/303 — № 6470; 4/474 — № 2296; 13/217 — № 7228) и «Сахих муслим» (4/1805, 1806 — № 2311-2314; 2/730 — № 1056 —1058; 2/687 — № 991).

(273) «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (15/72).81

Щедрость и великодушие Пророка

2. Описание щедрости Пророка  Сафваном, да будет им доволен Аллах

Муслим приводит в своем «Ас-сахихе» рассказ о том, как Пророк  совершил победоносный поход на Мекку, а затем отправился вместе с сопровождавшими его мусульманами в Хунейн, где про­изошли сражения, в которых Аллах даровал исламу и мусульма­нам победу. Тогда Посланник  даровал Сафвану ибн Умеййа сто овец, затем еще сто, а затем еще сто. «Клянусь Аллахом, — расска­зывал Сафван, — Посланник Аллаха, когда одарил меня вначале, был для меня самым ненавистным человеком. Но он все одаривал меня и одаривал до тех пор, пока не стал для меня самым любимым человеком»(274).

Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Если даже че­ловек принимал ислам только ради мирских благ, то проходило со­всем немного времени, и ислам становился для него милее и мира это, и всего того, что в нем есть»(275).

Когда Посланник Аллаха  видел человека со слабой верой, то щедро одаривал его. Он говорил: «Поистине, иногда я даю чело­веку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в огонь, хотя другого люблю больше, чем его»(276). Поэтому он жаловал людям из числа курайшитов, недавно принявших ислам, по сотне верблюдов(277).

3. Обхождение Пророка  с женщиной-многобожницей

Одним из замечательных примеров великодушия и благонравия Пророка  является история о том, как он обошелся с многобож­ницей — хозяйкой бурдюков. Он напоил водой из имевшихся у нее двух бурдюков своих сподвижников, однако после этого воды в бурдюках оказалось еще больше, чем было. Затем он приказал сподвижникам собрать для нее что-либо из съестного. Люди со­брали для нее много еды: финики, муку, савик, — и сложили все

(274) Муслим (4/1806. № 2313).

(275) Муслим (4/1806. № 58 — (2312)).

(276) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (3/340. № 1478), Муслим (2/733. № 1059).

(277) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/249. № 3143 — 3349).82 «Милость для миров» • Глава восьмая

это в расстеленную на земле одежду, а затем подсадили ее на вер­блюда и положили перед ней тюк с едой. Пророк же  сказал ей: “Знай, что из-за нас у тебя воды меньше не стало, ибо это Аллах напоил нас!”

Затем в хадисе рассказывается о том, что эта женщина вер­нулась к своим соплеменникам и сказала: «В пути я повстреча­ла человека, который является величайшим колдуном, либо он действительно пророк, как они утверждают». И посредством нее Аллах привел к исламу ее племя. Она и ее соплеменники стали му­сульманами(278).

В одной из версий этого хадиса говорится: «Мусульмане стали совершать военные походы на жившие поблизости от нее племе­на многобожников, но обходили стороной ее селение, и однажды она сказала своим соплеменникам: “Я думаю, что эти люди не тро­гают вас неслучайно, так, может быть, у вас есть желание принять ислам?” И они послушались ее и приняли ислам»(279).

Таким образом, причин, приведших эту женщину в ислам, было две.

Первая — то чудо, свидетельницей которого она стала: Пророк  и его сподвижники взяли из ее бурдюков воду, но от этого воды в них не стало меньше. Данное знамение подтверждало то, что Мухаммад — истинный пророк. Вторая причина — щедрость Посланника Аллаха, приказавшего собрать для нее провизию сво­им спутникам, которые выполнили приказ и собрали для нее мно­го всякой еды.

Посредством этой женщины приняли ислам ее соплеменники: мусульмане целенаправленно избегали ведения сражений в ее селении, желая расположить сердца его жителей к исламу, и это стало причиной их обращения в религию истины(280).

Приведенные примеры являют собой лишь маленькую каплю из моря щедрости Посланника Аллаха . О, как сильно мы нуждаем­ся в подражании ему и следовании его светлому пути в исламском призыве и во всех других вопросах! И да поможет нам Аллах!

(278) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/580. № 3571, № 344, 348), Муслим (1/476. № 682).

(279) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/448. № 344).

(280) См. «Фатх аль-бари» (1/453).

Глава девятая

Справедливость Пророка 

Посланник Аллаха  побуждал своих последователей быть справедливыми и придерживаться беспристрастности во всем. Пример этого содержат его слова: «Семеро будут укрыты Аллахом в созданной Им тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливый правитель, юноша, вы­росший в поклонении Аллаху …»(281).

От Абдуллаха ибн 'Амра, да будет им доволен Аллах, сообща­ется, что Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, справедливые у Аллаха будут находиться на минбарах из света, по правую руку от Милосердного, обе руки у Которого — правые. Это те, которые придерживаются справедливости в своих реше­ниях, семьях и в том, чем заведуют»(282).

Справедливость имеет множество сфер проявления: справед­ливость в управлении, справедливость в судебных решениях, в применении шариатских мер наказания (аль-худуд), во взаимо­отношениях между людьми, в примирении людей, в обращении с врагами, справедливое отношение к детям, к женам и т.д.

Приведем несколько примеров справедливости нашего Пророка .

1. История о женщине из племени бану махзум

Пророк  во всем был самым справедливым человеком. Одним из примеров его справедливости, который останется незабвенным до самого Судного Часа, является история о женщине из знатного племени бану махзум, которая украла чужое имущество, и Пророк  приказал отрубить ей руку несмотря на ходатайство Усамы ибн

(281) Аль-Бухари (№ 660), Муслим (№ 1031).

(282) Муслим (№ 1827).84

«Милость для миров» • Глава девятая

Зайда за нее. Он не допустил лицеприятия и не принял ходатай­ства там, где речь шла о мере наказания, установленной Аллахом.

Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что в свое время курайшиты были озабочены делом одной женщины из рода бану махзум, которая совершила кражу во времена Пророка  после взятия Мекки,(283) и одни(284) стали говорить: “Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха ?”(285) — а другие сказали: “Кто же осмелится заговорить с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца Посланника Аллаха ?!” И Усама обратился к нему с ходатайством за нее. Тогда цвет лица Пророка  изменился(286) и он воскликнул: “Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказа­ний, установленных Аллахом?!” — Усама же сказал: “Попроси для меня прощения у Аллаха, о посланник Аллаха!” Вечером же Пророк  обратился к людям с проповедью. Он воздал Аллаху хвалу, подобающую лишь Ему, а затем сказал: “Поистине, жив­ших до вас погубило то, что, когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, когда же совершал ее слабый, они применяли к нему установленное наказание, и клянусь Аллахом, даже если бы что-нибудь украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил руку и ей!”

А потом по его велению этой женщине отрубили руку».

Айша рассказывала: «Эта женщина раскаялась наилучшим об­разом, а затем вышла замуж и навещала меня, а я обращалась к Пророку  с просьбами, касающимися ее нужд»(287).

Всевышний Аллах вменил Своим рабам в обязанность быть справедливыми и избегать всякого притеснения и попирания прав. Он сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6:152).

(283) Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно при­нявших ислам, тем более, что эта женщина принадлежала к знатному роду.

(284) Здесь подразумеваются те люди, к которым родственники этой жен­щины обратились с просьбой заступиться за нее.

(285) То есть: кто заступится за нее?

(286) Иначе говоря, лицо Пророка  покраснело от гнева.

(287) Аль-Бухари (12/86 — № 6786; 12/87 — № 6788; 6/513 — № 3475; 5/255 — № 2648), Муслим (3/1315 — № 1688. См. также «Шарх ан-наваи» (11/186), «Фатх аль-бари» (12/95, 96).85

Справедливость Пророка

Он также сказал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).

Справедливость — величайшая черта Пророка  — так же, как и другие его нравственные черты, всенепременно должны находить выражение в нравственном облике каждого мусульманина(288).

2. История ан-Ну'мана ибн Башира и его отца, да будет доволен Аллах ими обоими

Сообщается, что как-то раз ан-Ну‘ман ибн Башир, да бу­дет доволен Аллах им и его отцом, находясь на минбаре, сказал: «Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха(289) сказала: “Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь посланника Аллаха  засвидетельствовать дарение”. Тогда мой отец пришел к посланнику Аллаха  и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свиде­тели тебя, о посланник Аллаха!” Пророк  спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” Мой отец ответил: “Нет”. Тогда Пророк  сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям!” — по­сле чего мой отец вернулся обратно и забрал свой подарок».

В другой версии этого хадиса сообщается: «Посланник Аллаха  спросил моего отца: “О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?” Он ответил: “Да”, — после чего Пророк  сказал: “Тогда не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поисти­не, я не стану свидетельствовать о несправедливости!”

В третьей версии хадиса сообщается: «Мой отец сказал Пророку : «Я подарил этому моему сыну раба». «А каждому ли из своих сыновей ты сделал такой же подарок?» — спросил его Пророк . «Нет», — ответил отец. Тогда Пророк  спросил: “Хотелось бы тебе, чтобы все твои дети одинаково почтительно

(288) Мудрые примеры, связанные с этой темой, приводятся во многих кни­гах. См. «Сунан аби дауд» (2/242), Ат-Термизи (3/137), ан-Насаи (7/64). См. также аль-Бухари (3/292 — № 1423; 2/143 — № 640; 11/312 — № 6479; 12/112 — № 6806), Муслим (3/1458. № 1827 — 1830), книгу «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 534, 535).

(289) ‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен ими Аллах.86 «Милость для миров» • Глава девятая

относились к тебе?” Мой отец сказал: “Конечно!” Тогда Пророк  сказал: “Я не буду свидетельствовать!”»(290)

Этот хадис указывает на стремление Пророка  к справедливо­сти и содержит его завет к последователям бояться Аллаха и быть справедливыми между детьми и другими людьми. Шейх Абдульазиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Совершенно ясно, что нельзя выделять кого-либо из детей чем-либо, потому что это становится причиной возникновения между ними ненависти и вражды. Согласно правильному мнению, полагается давать сыну долю двух дочерей, подобно распределению долей в наследстве. Нужно относиться одинаково справедливо ко всем детям, как по­слушным из них, так и непокорным, но при этом наставлять ослу­шивающихся и направлять их к благому»(291).

3. Справедливость Пророка  по отношению к женам

От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщены такие слова: «Посланник Аллаха  поочередно навещал всех своих жен и по­ступал с ними справедливо. При этом он говорил: «О Аллах! Так я распределяю то, чем владею сам. Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне!»(292)

Шейх Ибн Баз, коснувшись слов Пророка  «Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне», сказал, что в них речь идет о сердце и о том, что с ним связано. Любовь и привязанность — душевные чувства, и муж не в силах одинаково распределять их между женами. Существуют причины, которые заставляют его любить их по-разному, связанные с их религиоз­ностью, молодостью и т.д. Ему подвластно лишь справедливое распределение между ними дней и ночей, содержания, доброго отношения, ласковых слов. Что же касается полового влечения и сердечных чувств, то этим он не владеет»(293).

(290) Аль-Бухари (№ 2586, 2587, 2650), Муслим (18 — № 1623).

(291) Я слышал это высказывание шейха при разъяснении им хадиса № 2586 из «Ас-сахиха» аль-Бухари. (Прим. автора).

(292) Абу Дауд (№ 2134), ат-Термизи (№ 1140), ан-Насаи (7/64), Ибн Маджа (№ 1971). Я слышал, как шейх Ибн Баз, давая комментарии к ха­дисам книги «Булуг аль-марам», назвал цепочку передачи этого хадиса хорошей (джаййид).

(293) Я слышал эти слова шейха при разъяснении им хадиса № 1084 из книги «Булуг аль-марам». (Прим. автора).87 Справедливость Пророка

Передают, что Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, рас­сказывал, что Пророк  сказал: «Если у мужчины было две жены, и он отдавал предпочтение одной из них, то в Судный день он предстанет, склонившись набок»(294).

Этот хадис указывает на запрещенность предпочтения одной жены перед другой в вопросах, в которых человек в состоянии от­носиться к ним одинаково. В тех же вопросах, соблюдение спра­ведливости в которых человеку не подвластно, вступает в силу правило, изложенное в словах Всевышнего:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).

«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей (не уделяйте все вни­мание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней)» (4:129).

В приведенном хадисе содержится угроза всякому, кто пред­намеренно чинит несправедливость и притеснение. Такой чело­век подвергнется очевидному наказанию — воскреснет в Судный день, скосившись набок(295).

Если человек женился на девственнице и у него помимо нее есть другие жены, то ему следует провести с ней семь ночей, а уж затем начать поочередное посещение жен. На это указывает ха­дис, переданный от Анаса, в котором говорится: «В соответствии с Сунной, если женатый мужчина женится на девственнице, то он может провести с ней семь ночей, после чего должен поочередно навещать всех своих жен. Если же он женится на уже побывав­шей замужем женщине, то может провести с ней три ночи, после чего также должен поочередно навещать всех своих жен»(296).

Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что когда Пророк  женился на ней, то

(294) Ахмад (2/347), Абу Дауд (№ 2133), ат-Термизи (№ 1141), ан-Насаи (7/63), Ибн Маджа (№ 1969). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан аби дауд» (1/593).

(295) Из слов, услышанных мною от нашего шейха — Абдульазиза ибн База, произнесенных им при разъяснении хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).

(296) Аль-Бухари (№ 5214), Муслим (№ 1461).88 «Милость для миров» • Глава девятая

провел с ней три ночи и сказал: «Не думай, что твой муж не ценит тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, но в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из моих жен»(297).

Передают, что Айша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рас­сказывала, что Сауда бинт Зам‘а, да будет доволен ею Всевышний Аллах, подарила ей свой день, после чего Пророк  проводил с ней день, который полагался ей по очереди, и день Сауды(298).

Сообщается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что она ска­зала: «Посланник Аллаха  поочередно навещал каждую из нас и никому не отдавал предпочтения. Почти ежедневно он обходил всех своих жен и приближался к каждой из них, не доводя дело до половой близости, и лишь затем отправлялся к той жене, с которой ему предстояло провести очередную ночь. Сауда бинт Зам'а, когда состарилась и стала опасаться, что Пророк  даст ей развод, ска­зала: «О посланник Аллаха, я дарю свой день Айше», — и Посланник Аллаха  принял предложение Сауды. Думаю, что по поводу Сауды и ей подобных был ниспослан аят: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше» (4:128)»(299).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк  женился на Сауде после смерти Хадиджи и до женитьбы на Айше. Он прожил в браке с ней долгие годы. Когда она состарилась, то начала бояться, что Пророк  даст ей развод, и сказала: «О по­сланник Аллаха! Я дарю свой день Айше». Об этом сообщается в хадисе, приведенном у Абу Дауда. Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. Это означает, что женщина может отказаться от своего дня, в который ее посещает муж, в пользу одной из других жен при условии, что сам муж с этим согласен. Таким образом у той жены, в пользу которой она откажется, будет два дня, в кото­рые муж находится у нее, а у остальных — по одному»(300).

(297) Муслим (№ 1460).

(298) Аль-Бухари (№ 5212), Муслим (№ 1413).

(299) Абу Дауд (№ 2135). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достовер­ным (хасан сахих) в «Сахих аби дауд» (1/594). Передача Саудой своей оче­реди Айше упоминается у аль-Бухари (№ 5212) и Муслима (№ 1463).

(300) Я слышал эти слова шейха при комментировании им хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).89 Справедливость Пророка

Почти ежедневное посещение Пророком  всех своих жен происходило после предвечернего намаза. На это указывается в хадисе, сообщенном от Айши, где сказано: «Посланник Аллаха  после того, как совершал предвечерний намаз, обходил своих жен и приближался к ним …»(301). Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это обстоятельство указывает на то, как хорошо Пророк  обходился со своими женами. Он относился к супругам лучше, чем кто-либо. Каждый день в предвечернее время он наве­щал их, справлялся об их делах и нуждах, не вступая с ними в по­ловую близость. Иногда же, обходя их, он имел с ними близость, на что указывает хадис, переданный от Анаса. В нем говорится, что он вступал в половую близость с каждой из жен, совершая по­сле этого одно полное омовение. Скорее всего, это происходило редко. Совместить хадис от Анаса с хадисом от Айши, где сказа­но, что он не вступал с женами во время их ежедневного посеще­ния в половую близость, можно именно таким образом — что, как правило, он не имел с ними половой близости, но иногда делал это. Сделать такой вывод заставляет правило о том, что сообщениям, подтверждающим некий факт (мусбит), отдается предпочтение перед сообщениями, отрицающими его (нафи)»(302).

Хадис, переданный от Анаса, звучит так: «Однажды Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В одно время дня и ночи Пророк  обходил сразу всех своих жен, а их было одиннад­цать». Его спросили: «Неужели такое было ему под силу?» Анас сказал: «Мы часто говорили друг другу, что он был наделен силой тридцати мужчин». В версии этого хадиса, переданной Са'идом от Катады, говорится, что Анас упомянул о девяти женах. Аль-Хафиз Ибн Хаджар объясняет это разночтение тем, что в первом случае к числу жен были отнесены также наложницы — Марийа и Райхана(303).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «Пророк  обладал огромной силой: у него было девять жен и две наложницы — Райхана и Марийа»(304).

(301) Аль-Бухари (№ 5268), Муслим (№ 1474).

(302) Комментарии к хадисам «Булуг аль-марам» (№ 1089).

(303) «Фатх аль-бари» (1/389).

(304) Я слышал эти слова от шейха во время разъяснения им хадисов аль-Бухари (№ 268). (Прим. автора).90 «Милость для миров» • Глава девятая

«Этот хадис указывает на то, что мужчина имеет право вступать в половую близость поочередно с несколькими женами в общее для них время. Так поступал Пророк  и это являлось проявлени­ем его щедрого нрава».

В другом сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, го­ворится: «У Пророка  было девять жен, и когда он распреде­лял между ними дни, то возвращался к первой из них только по­сле посещения восьми остальных (в их дни). Каждый вечер его жены собирались в доме той из них, у которой он (в этот день) находился»(305).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого хадиса, сказал: «В нем указывается на то, что помимо обхо­да своих жен каждый день в предвечернее время, Пророк  встречался с ними еще и вечером. Собираясь вместе, жены лучше узнавали друг друга. Эти встречи способствовали устра­нению отчужденности, которая, как известно, существует во взаимоотношениях между женами, и возникновению согласия между ними»(306).

Другое проявление его справедливости к женам — то, что он, намереваясь отправиться в путь, бросал жребий между ними. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Намереваясь отправиться в путь, Посланник Аллаха  бро­сал жребий среди своих жен и брал с собой ту, на которую он выпадал»(307).

Еще одним примером справедливости и благородства нрава Посланника  является история, рассказанная Анасом, да будет им доволен Аллах: «Однажды, когда Пророк  находился в доме одной из своих жен, другая мать правоверных послала (ему) блю­до с едой. Та его жена, у которой он находился, ударила слугу, принесшего гостинец, по руке, и блюдо выскользнуло из его рук и разбилось. Тогда Пророк  собрал осколки и принялся собирать в них еду, которая была в блюде, говоря: «Возревновала мать ваша». Затем он задержал слугу до тех пор, пока не принесли целое блюдо, принадлежавшее жене, у которой он находился, и

(305) Муслим (№ 1462).

(306) Я слышал эти слова шейха во время разъяснения им хадисов книги «Булуг аль-марам» (хадис № 1089). (Прим. автора.)

(307) Аль-Бухари (№ 2593), Муслим (№ 2770).91 Справедливость Пророка

отослал его той, чье блюдо разбилось, а разбитое оставил у той, в чьем доме оно раскололось»(308).

Хадисы, приведенные в этой главе, свидетельствуют о величии Пророка  его справедливости в обхождении с женами, благо­нравии, доброте, сочувствии к ним и заботе об их правах.

(308) Аль-Бухари (№ 2481, 5225).

Глава десятая

Скромность Пророка 

Скромность — это великое и благородное качество. Всевышний Аллах хвалит в Своей книге скромных людей, говоря: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смирен­но, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: “Мир!”» (25:63).

В этом аяте говорится о тех, кто ходит по земле спокойно и до­стойно, проявляя скромность, не выказывая высокомерия, гордо­сти, не хвастаясь. Эти люди — обладатели знания, благоразумия, благородства и добродетели(309).

Мусульманина, проявляющего скромность и смирение, Аллах возвышает и в этом мире, и в мире вечном. Пророк  сказал: «Милостыня не причиняет урон имуществу. Чем больше снис­ходительности проявляет человек, тем большим величием наделяет его Аллах. Кто проявляет скромность ради Аллаха, того Он возвышает»(310).

Скромность мусульманина Аллах делает причиной того, что для него открываются сердца людей. Скромных Аллах возвели­чивает в этом мире и в последней жизни, укрепляет и возвышает их положение среди людей и в людских душах. Тем же, кто ведет себя по отношению к окружающим высокомерно, Всевышний пригрозил унижением и презрением в ближайшей и последней жизнях. На это указывает хадис, переданный от Абу Хурейры и Абу Са'ида аль-Худри, да будет ими доволен Аллах, где приводят­ся такие слова Посланника Аллаха : «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Величие — Мой изар(311), а гордость — Моя на­

(309) «Мадаридж ас-саликин» (стр. 997).

(310) Муслим (4/2001. № 2588).

(311) Изар — кусок ткани, который обматывается вокруг бедер.93

Скромность Пророка

кидка /рида`/, кто станет оспаривать их у Меня, того Я подвергну мучениям!”»(312)

Никто из людей не сравнится с Пророком  в скромности. Приведем несколько примеров проявления им этого благородного качества.

1. Рассказ о верблюдице ‘Адба

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «У Пророка  была верблюдица по кличке ‘Адба(313), которую никто не мог обогнать, но однажды приехал какой-то бедуин на верблю­де, которому было меньше шести лет, и обогнал ее. Мусульмане были так огорчены этим, что Пророк  заметил это и сказал: “Что бы ни возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижа­ет это”»(314).

То, какую скромность выказывал Пророк  призывая людей к исламу, — замечательный пример для всех мусульман.

2. Описание скромности Пророка  Ибн Мас'удом

От Ибн Мас'уда приводится следующее повествование: «Однажды к Пророку  пришел человек, чтобы поговорить с ним, но увидев его, начал дрожать от волнения. «Успокойся!» — ска­зал ему Пророк . — Поистине, я не царь. Я всего лишь сын женщины, которая питалась сушеным мясом». В версии это­го хадиса, приведенной аль-Хакимом от Джарира ибн Абдуллаха, сказано: «…сын женщины, которая питалась сушеным мя­сом в этой долине аль-Батха». Рассказав это, Джарир прочел слова Всевышнего: «Тебе не надо принуждать их. Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (50:45)(315).

Каждому человеку надлежит брать пример с Посланника Аллаха  проявлявшего скромность в обращении с людьми и

(312) Муслим (16/173. № 2620)

(313) “‘Адба” — та, у которой отрезано или разрезано ухо.

(314) Аль-Бухари (11/340. № 6501).

(315) Ибн Маджа (№ 3312), аль-Хаким (2/466). Последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Албани оценил хадис, как достоверный в «Сахих ибн маджа» (3/128) и «Сильсиля ас-сахиха» (4/497. № 1876). 94

«Милость для миров» • Глава десятая

призыве их к исламу. Он приветствовал детей, проходя мимо них. Рабыня брала его за руку и вела туда, куда ей было нужно, для решения своих проблем. Он помогал своим женам в домашнем хозяйстве, чинил свою обувь, латал одежду, доил овец, кормил верблюдов, ел из одного блюда со слугой, сидел в кругу бедня­ков, ходил вместе с вдовами и сиротами для оказания им помощи в их нуждах, первым приветствовал тех, кого встречал, отвечал на приглашение, даже если его звали для самого незатейливого угощения. Он был скромным, но не проявлял низкопоклонства, был щедрым, но не допускал расточительства. Его отличала нео­бычайная мягкость, милосердие ко всем мусульманам, скромное обхождение с ними и доброта(316).

3. Предоставление Мухаммадом  предпочтения другим пророкам над собой

Однажды один человек обратился к Пророку  со словами: «О лучший из людей!» На это Пророк  ответил: «Таковым является Ибрахим, мир ему»(317).

Посланник Аллаха  говорил: «Никому не следует говорить: “Я лучше, чем Йунус ибн Мата(318)”»(319).

Несомненно, Мухаммад  — лучший из пророков и посланни­ков и господин всех людей. Он говорил: «Я господин всех людей в Судный день»(320), — но также говорил: «Не отдавайте мне пред­почтение перед Мусой,(321) ибо, поистине, в День воскресения все люди будут поражены насмерть, и я буду поражен вместе со всеми, однако я оживу первым и увижу Мусу, который будет держаться за край престола Аллаха. И мне неизвестно, будет ли он поражен подобно другим и оживет ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение»(322).

(316) Ибн аль-Каййим «Мадаридж ас-саликин» (3/328, 329).

(317) Муслим (№ 1369).

(318) Речь идет о пророке Йунусе (библ. Иона), мир ему.

(319) Аль-Бухари (№ 4630), Муслим (4/1846. № 2376).

(320) Аль-Бухари (№ 3340, 3361, 4712), Муслим (№ 194).

(321) То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.

(322) Абу Дауд (№ 4763). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (№ 3/138).95 Скромность Проро







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 512. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия