Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Следующее я слышал от Shiokoshi Kensaku, мастера игры Go, обладателя 7-го дана: “Во время партии, как правило




 

Следующее я слышал от Shiokoshi Kensaku, мастера игры Go, обладателя 7-го дана: “Во время партии, как правило, возникают две или три возможности одержать победу в данной игре, но если не знать, как эти возможности образуются, возможность выигрыша становится очень низкой.”.

Кендо и Go очень отличаются по своей сути, и нельзя вести игру в шашки так же, как фехтовальный поединок и наоборот. Однако общее в этих состязаниях может быть найдено в рассмотрении принципов достижения победы и нанесения поражения.

Чтобы понимать суть shobu, необходимо понимать что Shiokoshi называет возможностью победить. В старых руководствах по кендо такая возможность называлась shio’ai. В простом понимании это просто означает «шанс». Способность распознавать эти шансы есть ключ к любому поединку. Mori Yozo в своей книге Kempo Gekishiron высказывается о сути kikai и shobu.

В процессе схватки с соперником возникают многочисленные изменения и варианты боевой ситуации. Если понимать принципы атаки в процессе выполнения защиты, защита и атака становятся одним целым. Обладая отработанной техникой и зрелым тактическим пониманием, можно подчинить боевые действия общим принципам ведения боя, и тогда техника и тактика станут едиными. Если действовать в соответствии с высокими законами неба и земли, в атаке не нужно фиксироваться на ударах и условной форме, как будто можно двигаться сколь угодно свободно на всем пространстве от неба до земли.

“В этом мире без мыслей и желаний нет ни звука ни запаха, ни привидений, ни леших. Возьмите для примера зеркало и посмотрите, как оно отражает предметы перед собой; так же действует сознание, что называется сознанием-зеркалом. Когда душа соперника видна в зеркале, нельзя пропустить от него удар; однако, если Ваше сознание проявляется внешне, оно прекращает быть настоящим зеркалом. Kanzan в своих стихах, обращенных к Jittoku, сказал: ‘Хоть прямо сейчас не видно пыли, которую нужно мести, все равно держи в руке веник для уборки в своей душе.’ Jittoku откликнулся: ‘Веник нужен, чтобы выметать внешние проявления души’.”

Интересные вопрос и ответ, а также из диалога видно, кому из его участников еще только предстоит приобрести состояние безмыслия. Если есть зеркало, тогда существует и отраженный предмет; при этом самого зеркала как бы нет, а видно только отражение: это и есть секрет сознания. В старых стихах сказано: “Луна не знает о своем отражении. Вода не думает, что она зеркало. Большой пруд.”

Это удел великих мастеров; я же не могу учить студентов столь высоким вещам. Обращаясь к кендокам уровня mokuroku и ниже, следует вернуться к обсуждению удобных возможностей нанесения удара.

Что из себя представляют эти shio’ai ? Это возможности одержания безупречной победы, которые возникают в течение схватки. Такими shio’ai являются: не поддавшись силе противника, ударить его в момент его расслабленности и в слабом месте; ударить его в начале его атаки; ударить его, когда он растерян; ударить его, когда он остановился; ударить его, когда он собирается для атаки; обескуражить и ударить.

Кроме того, в бою есть восемь принципов противодействия противнику:

1. Действуйте в соответствии с его стойкой,

2. Действуйте в соответствии с положением его меча,

3. Действуйте в соответствии с его привычками и навыками,

4. Подавите его своим духом в самом начале его движения,

5. Сделайте так, чтобы ему было далеко, а Вам близко,

6. Выведите его из равновесия и заставьте действовать, как нужно Вам,

7. Если он силен в защите, путайте и обманывайте его,

8. Если у него сильный te-no-uchi, действуйте, не подходя близко.

 

Если противник очень силен, применяйте второй и третий методы. Стратегически важно не расслабляться и не терять внимание на поле боя, даже если врага уже зарубили. Преследуя противника, нужно знать, когда пора прекратить погоню. Это нужно глубоко осмыслить.

В наставлениях наших предков можно многому научиться. В связи с обсуждаемым предметом есть еще один аспект, который необходимо раскрыть. Момент достижения победы одновременно есть момент поражения; то, что может выглядеть как шанс для одного, может быть шансом для его противника. Внутри замечательной победы лежит риск крупного разгрома, и наоборот.

Itto-Ittosai написал следующее: “Изучающие боевое искусство должны знать возможности победить или проиграть. Видеть уязвимые места есть возможность скорейшего выигрыша. Победа невозможна там, где противник хорошо защищен. Наличие брешей у себя означает риск поражения, выявление их у противника есть возможность победы. Тот, кто атакует отчаянно и бездумно, поступает так, потому что не знает, куда нужно бить наверняка. Если я неуязвим для ударов, меня нельзя победить; если я не могу поразить противника, я не могу его победить; поэтому там, где есть полная победа, есть полное поражение. Знать способы поразить противника, чтобы победить его, и знать как его победить, чтобы выиграть самому, означает овладеть боевым искусством. Я изменяюсь, и противник догадывается об этом, в зависимости от этого меняется ситуация.”

Sun Tzu написал: “Знай противника и знай себя, и тогда в тысяче битв не будешь знать поражения. Не зная противника и зная только себя, будешь выигрывать и проигрывать. Не зная ни противника, ни себя, всегда будешь терпеть поражение.”

Всегда держись несокрушимой основы и стремись направить все силы на достижение победы. Вновь возвращаясь к Heiho Sanjugo Kajo, читаем: “По поводу ударного соединения. Оно возникает, когда меч противника приближается для удара, а мы своим оружием можем остановить его, парировать или отбить. Процесс его парирования, блокировки или отбивания нужно рассматривать как соединение для последующего поражения противника. Придавливая оружие противника, освобождаясь от него и (например) нанося последующий укол, нужно, чтобы в этом действии были объединены тело, сердце и меч. Тщательно думай об этом.”

M. Musashi учил, что все действия должны быть соединены в последующее поражение противника – вот четкое наставление великого мастера, предупреждающее наши сомнения.

Нападение и защита, единые как одно средство победы над оппонентом, – это высокий уровень владения мечом. В этом аспекте нет смысла обсуждать тот или иной шанс или тот или иной случай; все шансы и случаи есть возможности достижения победы. Все это – shio’ai.

 

Kan (интуиция)

 

Ранее мы рассмотрели общие возможности выполнения успешной атаки – они основаны на распознавании сильных сторон противника и выявлении его слабостей. Однако определить эти качества оппонента совсем непросто.

О шансах на победу (sho’ai) легко только рассуждать; в реальной жизни крайне трудно использовать их в именно то мгновение, когда они появляются. В гуще боя, с его бесчисленными изменениями обстановки, если начинать атаку в тот момент, когда виден шанс на победу, для успеха уже поздно.

Когда гремит гром, молния уже ударила; когда видна возможность для атаки, время для нее уже исчерпано. Поэтому в миг осознания шанса ударить сам удар уже должен быть нанесен. Нас учат, что меч должен поразить цель в момент произнесения звука «Т» в слове «там» и звука «З» в слове «здесь». Как же можно это освоить? Ответ лежит, безусловно, в понятии kan или интуиции. Если обладать интуитивным предчувствием, можно заранее проецировать приближающиеся возможности атаковать как отражения в зеркале.

“Все чувства обостряются, если их постоянно и упорно тренировать. Например, рассмотрим игру на сямисене (японской лютне). Вначале нужно научиться настраивать инструмент. Одаренные хорошим музыкальным слухом сделают это быстро и без особенной посторонней помощи, что окажется невозможным для большинства средних людей. Последним будет трудно настроить звучание в соответствии с камертоном. Поэтому на начальном этапе настраивать инструмент для ученика будет его учитель.

Однако примерно через год ученик научится слышать звуки струн сямисена и сможет настраивать его сам. Я хотел бы подчеркнуть, что, слушая одни и те же звуки и ноты каждый день в течение долгого периода времени, можно исподволь развить музыкальный слух. Слух будет совершенствоваться, если учитель будет вновь и вновь показывать верное натяжение струн и демонстрировать их правильное звучание, пока ученик сам не овладеет настройкой инструмента. Преподавателю следует воздерживаться от лишних теоретических наставлений, так в этом деле слова бесплодны и могут даже помешать развитию ученика.”

Это цитата из главы «Полировка чувств» книги Bunsho Dokuhon, написанной Tazizaki Junichi. В этом произведении автор много говорит о важности развития чувства грамотной письменной речи.

Если спросить, что такое kan, можно ответить, что это одно из важнейших чувств. Поначалу мы определяем мир при помощи пяти основных чувств: зрением, слухом, обонянием и так далее, но мере их развития мы можем слышать практически беззвучное, видеть почти незримое, таким образом познавая чудесное и удивительное.

Даже располагая достаточным временем, чтобы думать и рассуждать, порой очень трудно сделать правильные выводы, но иногда, когда времени для принятия решения нет, оно может быть сделано интуитивно, используя kan.

«Когда есть выбор только из двух возможных ходов, и Вы (как это часто случается) не знаете, какой ход выбрать, – окончательное решение принимается, только доверяясь интуиции. Интуиция не приобретается легко, и, если мастерский уровень не превышает 4-й дан, я не думаю, что она по-настоящему присутствует.»

Эти слова были написаны в одной из работ выдающегося мастера Kimura Yoshio. В тех областях деятельности, где мастером уже приобретено настоящее интуитивное восприятие, его можно считать истинным экспертом; особенно это верно для кендо: в нем победа и поражение наступают в кратчайшее мгновение, и значение интуиции огромно.

Hirayama Shiryo в своей книге Kencho написал: «Чан Цзу говорил: почувствовав, делай; будучи атакованным, отвечай. Он имел в виду то, что после малейшего обнаружения агрессивных намерений врага необходимо быстро действовать, чтобы пресечь их в зародыше; более того, если противник наносит удар мечом, необходимо рубить на опережение; действуя таким образом, можно вернуть себе преимущество инициативы.»

В своей классической «Go-Ri-No-Sho» Miyamoto Musashi писал: «По поводу того, что значит понимать условия преимущества. Понимание их дает возможность принимать оптимальные решения о движении войск и их тактическом использовании в конфликтах с участием большого количества людей; это знание дает возможность увидеть подъем морального состояния врага и его упадок, чувствовать настроение войска противника и его состояние, понимать условия и особенности местности.

В схватке один на один жизненно необходимо понимать изменение внутреннего состояния противника, выявлять его преимущества и недостатки и обрушивать его ожидания. Важно видеть как пики и спады оппонента, так и ритмические интервалы между ними; это видение дает возможность завладеть боевой инициативой. Для такого контроля над противником требуется хороший интеллект.

Как только heiho (военное искусство) станет частью Вас, появится способность предвидеть мысли оппонента и выбирать оптимальный способ достижения победы. Это необходимо глубоко осмыслить.»

В конечном счете, понимание происходящего и есть предмет kan. Нужно прилежно тренироваться и развивать боевые навыки, так как развитие интуиции зависит от приобретенного опыта.

Важным условием приобретения и поддержания kan является ясный и незамутненный разум, не отягощенный лишними мыслями и желаниями, которые могут препятствовать главному и подавлять чудо интуитивного восприятия. Повторю, главные условия взращивания интуиции есть длительный практический опыт и спокойное состояние ума.

 

Sen (инициатива)

 

Для того, чтобы победить в партии Shogi или Go важно захватить игровую инициативу; также и в кендо невозможно преуменьшить владение искусством опережения или sen. Обладание инициативой есть путь к контролю над оппонентом, опережение в бою проводит грань между победой и поражением. Miyamoto Musashi писал: «Что такое три вида начала атаки? Первая из них есть ken-no-sen, где Вы сами выполняете первое движение. Вторая – это tai-no-sen (атака в ответ), в ней Вы опережаете противника, начав действие сразу после его атаки. Третья, tai-tai-no-sen, – в ней Вы и Ваш противник начинаете движение одновременно.

Других видов начала атаки, кроме этих трех (до, после и одновременно с движением оппонента), не может быть. Так возможность быстро победить в бою зависит от того, как начинается атака, концепция первого движения принципиально важна в heiho.

Хотя сама концепция первого движения содержит множественные аспекты своего исполнения, сейчас нет необходимости рассматривать ее в деталях, так как ответ на вопрос, какую именно инициативную атаку следует выполнять, принципиально содержится в конкретной боевой ситуации. Достижение победы лежит в распознании намерений противника и знании тактических принципов боя.

Первое – ken-no-sen. Это означает захватить инициативу, начав атаку первым. Вы спокойно принимаете положение, из которого собираетесь начать нападение, и затем без колебаний атакуете. Эта атака должна быть выполнена со значительной силой и волевым устремлением, движение ног должно быть быстрее обычного, с противником нужно сблизиться после короткого вдоха, в это движение нужно вложить без остатка весь свой боевой дух. От начала атаки и до ее конца необходимо ошеломлять противника своим энтузиазмом и силой вырвать победу, невзирая ни на какие обстоятельства. Вот что содержится в понятии ken-no-sen.

Второе – tai-no-sen. Сначала, когда противник начинает выдвигаться вперед, ведите себя, как бы демонстрируя нерешительность и слабость. Когда он уже сближается для верного удара, немного шагните назад и быстро разорвите дистанцию, чтобы он решил, что Вы отступаете. Как только он потеряет твердый баланс своего движения, мощно атакуйте, задержав свое дыхание. Это один из способов tai-no-sen. Если противник бросается на Вас с большой силой, встречайте его с еще большей мощью, и тогда ритм его атаки будет нарушен. Воспользуйтесь преимуществом этого момента и вырвите победу. Таковы принципы tai-no-sen.

Третье – tai-tai-no-sen. Эта атака используется, когда противник быстро идет вперед. Начинайте встречать его спокойно и с полной готовностью применить свою силу; когда он достаточно близко, неожиданно атакуйте, задержав дыхание, и поразите его. Если он приближается осторожно, двигайтесь ему навстречу лишь чуть-чуть быстрее чем обычно, как будто скользя, и, когда он достаточно близко, выполните обманное движение, воспользуйтесь его реакцией, быстро атакуйте и поразите его. Это и есть tai-tai-no-sen. Другие более тонкие детали описать и объяснить довольно трудно.»

Описанное в этом разделе – это только принципиальные примеры, которые могут быть в дальнейшем развиты и разработаны. Касательно трех видов опережения, не следует обязательно считать, что всегда нужно атаковать первым вне зависимости от ситуации и обстоятельств, но, с другой стороны, в целом является желательным начинать атаку первым и вынуждать противника находиться в пассивном положении обороняющегося. В любом случае, вне зависимости от того, кто нападает первым, концепция инициативного опережения есть принципиальная основа победоносного heiho.

Три вида инициативы, описанные выше, известны также как описанные терминами: sen-no-sen (первая атака), go-no-sen (ответная атака или контратака), sen-sen-no-sen (атака в ответ на контратаку).

В целом, эти виды инициативы происходят из применения реальных технических действий, но кроме них есть еще внутренняя, психологическая инициатива, которая опережает сами намерения противника. По этому поводу в Go-Ri-No-Sho есть раздел, названный «прижимание к подушке (не дать поднять головы; прим. перев.)» и посвященный kokoro-no-sen – психологическому контролю опережением.

«Прижать к подушке – значит не дать поднять головы. Со стратегической точки зрения особенно плохо оказаться вовлеченным в пассивное положение вынужденной защиты. Что бы не происходило, идеальным является находиться в положении, в котором можно свободно контролировать оппонента, то есть всегда преобладать в опережении.

Следует полагать, что противник думает так же, и Вы тоже будете думать о том же самом, и результата не будет, если не понимать, как будет поступать противоположная сторона. Прижать к подушке и не дать поднять голову с точки зрения военной стратегии – есть пресекать попытки противника сближаться и наносить удары и ускользать от него, когда он пытается войти в захват. Тот, кому удается это в поединке на мечах, хорошо сведущ в heiho. Когда противник пытается ударить, его движение пресекается в самом начале попытки, буквально при начале звука «У» в «удар», лишая его возможности продолжить само слово. Продолжая образ, Вы должны остановить его атаку на звуке «А» самой атаки. Вы должны застопорить его прыжок на звуке «П» этого прыжка; Вы должны пресечь замах его оружия на звуке «З» этого замаха.

Когда противник намеревается выполнить движение, важно позволить ему только ту фазу движения, в которой ему нет пользы, и остановить другую, выгодную ему часть; таким образом его план не будет реализован. Постоянно прижимая противника к земле, Вы затащите его в пассивное положение обороняющегося.

Тот, кто искусен в heiho, – он прежде всего и всегда, вне зависимости от помех, способен начать и завершить необходимые ему действия. Когда оппонент пытается выполнить свою атаку, рассыпьте ее в самом зародыше, превратите любое его действие в бесполезное, владейте свободой, которая позволит доминировать над ним. Все это есть результат длительной практики. Не давать поднять головы – этому искусству нужно много учиться.»

В Sumo Densho написано: «Принципы начальной и ответной атак лежат в сильных и слабых сторонах Вашего взаимодействия с оппонентом. Победа не принадлежит только одному инициатору атаки. Многие потерпели поражение в момент своего нападения от умелой контратаки go-no-sen. Умелый боец сохраняет свою боевую инициативу от начала до ее конца, и от начала до конца он преследует менее умелого.»

В заключении, не будет преувеличением сказать, что sen, или овладение инициативой, есть решающий и критический фактор, определяющий победу и поражение.

 

Ken-tai (нападение и защита)

 

Слова ken и tai буквально означают атаку и ожидание, но в данном контексте имеется в виду нападение и оборона.

В кендо больше всего ценятся активное наступление и прямая атака, и раньше нас учили думать о нанесенных, а не о пропущенных ударах. Однако это совсем не значит, что правильно только безрассудно атаковать. Как в игре Shogi не одобряется беспечное продвижение фигур вперед, так и в кендо нужно избегать бездумного увлечения атакой и нельзя сыпать бессмысленными ударами.

Старая мудрость учит нас: «Нельзя неосмотрительно увлекаться ни преследованием, ни отступлением». Безрассудная атака может привести только к разгрому.

В стратегическом руководстве «Искусство войны» Sun Tzu читаем: «Мастер окружения всегда оставляет противнику щель для отступления и никогда не набрасывается на врага, находящегося в безвыходной ситуации.»

И как же действовать правильно? Ответ такой: атаковать, когда нужно идти вперед, и ждать, когда нужно стоять на месте. Существует парадигма ken-chu-tai (защита во время атаки и атака во время защиты). В процессе атаки следует одновременно сохранять внимательность и готовность защищаться, и наоборот, во время ожидания и наблюдения нужно быть готовым нападать. Когда это осуществимо, такое состояние называется ken-tai-ichi (атака и защита едины).

Единство ken-tai описано в Shinkage-ryu Heiho Kadensho .

Ken означает решительно и без колебаний атаковать, яростно нанести удар с целью зарубить противника, прежде чем он может поразить Вас. Такое содержание атаки присуще и Вашему противнику, и Вам.

Tai значит не предпринимать первого действия самому и ждать инициативы противника. Необходимо осознавать, что tai есть состояние абсолютной настороженности и предельной готовности. Ken и tai значат атаковать и быть наготове.

Используя принципы ken-tai применительно к телу и мечу (омонимы tai – тело и ken – прямой меч; прим. перев.), приближайтесь к противнику в атакующей стойке и держите меч в положении ожидания; старайтесь приглашать оппонента атаковать и встречайте его контратакой. При этом положение тела есть проявление ken, а позиция меча есть tai. Стойка ken нужна, чтобы вынудить соперника начать атаку.

Принцип ken-tai применяется также к уму и телу. Сознание должно сохранять состояние внимательной готовности tai, в то время как тело – на грани взорваться атакой ken; так как если в уме царит агрессия, то сознание перевозбуждено, и эта горячность вредна. Сохраняйте ум в ожидании tai, тело в контролируемой готовности ken, вынуждайте противника сделать первый шаг и наносите ему поражение.

С другой стороны, есть такое толкование, в котором ум принимает состояние ken, и тело – tai; это объясняется тем, что состояние сознания ken сосредоточено на защите, а нахождение меча в позиции приглашает противника нападать первому. Следует воспринимать свое тело как руку, держащую меч. Так разум настроен как ken, а тело в готовности tai. В конечном итоге, оба метода одинаковы; они вынуждают соперника первому начать двигаться и приводят к победе над ним.

В стихотворении, относящемся к Hozoin-ryu so-jutsu (школа копейного боя) читаем: “Руками в tai и ногами в ken неустанно наступай как лавина.”

И здесь мы тоже видим наставление о единстве ken и tai. В Itto-ryu Densho по поводу ken-chu-tai и tai-chu-ken сказано: «В природе не существует однобокого присутствия только Ян или только Инь. На пике Ян появляется Инь. В различных положениях тела и меча, относящихся к первому или второму, атака есть Ян, а блокирование – Инь. Стойки onken, jodan и inhonken – все относятся к Ян. Когда я намереваюсь поразить противника и вижу блеск его меча, я реагирую соответственно; не собираться просто начать атаку первым – уже значит находиться в позиции внимательного ожидания, называемого tai. Вынуждайте противника выполнить первое движение и адекватно реагируйте на него. Если Вы наступаете с целью во что бы то не стало самому начать атаку с единственным намерением Ян и без поддержки Инь, то с сильным противником Вы попадете в очень сложное положение. Поэтому в бою надо комбинировать стороны Ян и Инь.

В tai-chi-ken ожидать ни в коем случае не значит просто спокойно стоять; если так делать, то потеряете гибкость, скорость и силу; стоит остановиться, и будете поражены противником.»

Такие стойки как seigan, shinken и gedan относятся к Инь. Они предназначены для блокирования и парирования ударов противника. В ряде ситуаций из них трудно с необходимой скоростью выполнить атакующий выпад, так как по своей природе они содержат ожидание и сдерживание; но если, принимая их, Вы просто собираетесь переждать, то будете опережены в скорости и проиграете. Поэтому демонстрируйте положение ожидания tai, но внутри держитесь агрессивной готовности ken. Сближайтесь с соперником в состоянии Ян и, если видите брешь, немедленно атакуйте и поразите его. Это и есть та комбинация, где Ян и Инь помогают друг другу на пути к победе. Принципы боя требуют ждать, если противник двигается, и атаковать, если он стоит; это главное содержание тактики. Даже если мы атакуем сообразно с движениями соперника, неожиданно может понадобиться защищаться, и наоборот, в процессе обороны может возникнуть мгновенная необходимость нападать. В этом заключается тактическое использование неожиданности и целесообразности применительно к искусству боя на мечах.

В бою не должно быть исключительной атаки или однобокой защиты.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 112. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия