Студопедия — Отечественная история. Краткий курс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отечественная история. Краткий курс

Отечественная история. Краткий курс

Фирсов Сергей Львович

 

Часть I. Русская земля: с древнейших времен до XVII в.

Древняя Русь

Закономерности исторического развития Руси раскрываются при их изучении со времени расселения в Европе индоевропейцев. Индоевропейцы расселились в Европе в III–II тыс. до н. э. на стадии позднегобронзового и раннего железного веков. Индоевропейские истоки славян, в частности русских, а также многочисленных романских и германских народов можно проследить и в наши дни в словах «мать», «брат», «сестра», в числительных от 1до 10 и во многих других явлениях культуры. У индоевропейцев существовала экономика, основанная на пашенном земледелии, животноводстве, сельских промыслах (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел). Они использовали колесные и водные средства передвижения. Все это позволяло им в процессе расселения на континенте приспосабливать свои потребности к многообразным почвенно-климатическим условиям. Индоевропейцы жили оседло, в поселениях, укрепленных либо неукрепленных, объединяясь по определенным семейным и социальным признакам, с «главой дома» и со «служителями». Это была большая экзогамная семья, в которой существовало право кровной мести.

Греческие и италийские племена интенсивно развивались в зоне активного этнического и культурного взаимодействия в Средиземноморье, создав вI тыс. до н. э. — первой трети I тыс. н. э. античные рабовладельческие цивилизации. Этногенез, социально-экономическое и политическое развитие германцев, славян, балтов и других индоевропейских народов, расселившихся к северу от Средиземноморья в лесной зоне Европы, происходили более медленными темпами. Но в III в. н. э. германцы, а в V–VI вв. славяне широко включились в так называемое Великое переселение народов, что было вызвано закономерностями их внутреннего развития на поздней стадии племенного строя. Образовывались межплеменные союзы, вытеснившие соседние племена с занимаемых территорий. В результате внутренних раздоров происходило дробление племен,причем отделившиеся под руководством князей переселялись на новые территории.Включение племен в Великое переселение происходило также вследствие экономических факторов (экстенсивного земледелия) и демографических факторов(численность населения росла быстрее, чем площади освоенных пахотных земель).По всем этим причинам славяне расселились в VI в. от рек Эльбы и Савы до Дона, от Псковского озера и Ильменя до Дуная.

Для общественного строя славян были характерны основные институты и социальные категории позднего племенного строя. Верховным органом самоуправления и суда являлось народное собрание, участниками которого были мужчины. Все члены племени были свободны и равноправны. Однако существовала и племенная знать — по происхождению (из знатных родов), по мудрости и по мужеству. Традиционно из знатных людей избирался на народном собрании князь. Наряду с советом старейшин он руководил ежедневной жизнью племени. Князь содержал дружину — свободных людей, которые ему служили в качестве воинов-профессионалов на принципах дружбы-службы. В военных действиях князь являлся предводителем дружины, обеспечивал воинов оружием и конями. В мирное время дружина получала от него «кормления» в виде пиров и раздач продовольствия. Кроме того, когда не было войны, члены племени добровольно приносили князю и его дружине продовольствие в дар, в то время как у дружинников, занятых военным делом и княжеской службой, сформировалось презрение к физическому труду. Дар был социально обусловлен необходимостью осуществления князем и дружиной безопасности племени.

Семьи у славян являлись в то время большими,патриархальными, состоявшими из хозяйственно автономных малых семей(имущественная и правовая ответственность была коллективной). В состав такой семьи наряду с мужами и женами входила челядь — младшие и еще неполноправные отроки и дети, патриархальные рабы (из пленных) и, в знатных родах — слуги и сироты (обедневшие и утратившие семейные связи члены племени). У славян рабы могли продаваться, но по прошествии определенного времени они освобождались и становились полноправными членами племени. Патриархальные рабы использовались в качестве вооруженных слуг, пастухов или наделялись землей, на которой они вели хозяйство и платили с него оброк господину. У таких рабов были свои семьи.

Восточнославянские племена, расселившиеся в VII–IX вв. вдоль обширных речных систем на пространствах Восточной Европы, сохранили традиционную для славянского мира экономическую структуру, основанную на пашенном земледелии. Широкое использование орудий из железа, распространение двухпольной и трехпольной системы земледелия, развитие сельских промыслов и ремесла способствовали распаду больших патриархальных семей и появлению хозяйственно самостоятельных малых семей с индивидуальной, по преимуществу правовой и имущественной ответственностью. Эти малые семьи объединялись в соседские общины, нераздельные отцовские и братские семьи. С образованием соседских общин и нераздельных семей возможности ограничения кровной мести,осознанный отказ от которой (с правом выкупа за убийство) существовал уже в племенном обществе, еще более укрепились.

В конце VIII–X вв. Восточная Европа более не была «медвежьим углом» европейского континента. В 70–80-е гг. VIII в. начал активно действовать великий транзитный Волжско-Балтийский путь, по которому в Восточную Европу и страны Балтии поступало восточное серебро. На рубеже VIII–XIX вв. по Волхову и Днепру был освоен Балтийско-Черноморский путь (путь «изваряг в греки»). Активная торговля, развитие ремесел (в IX — начале X в.повсеместно распространились гончарный круг и массовое ремесленное производство керамики на заказ и продажу) способствовали развитию племенных центров в города, ставшие местом сосредоточения ремесла и торговли. Появились города, выполнявшие роль укрепленных опорных пунктов на торговых путях. Равнинный рельеф Восточной Европы, сеть объединяющих ее районы полноводных и судоходных рек, по которым, как и по суше, пролегали великие транзитные и внутренние пути, стали объективными факторами, способствовавшими образованию огромного многонационального Русского государства, в котором определяющее экономическое, социальное и политическое значение имели восточные славяне.

Название этой страны стало одно, обобщающее — Русь, Русская земля (земля — с дополнительным значением «государство»). Понятия «Украина», «Белоруссия» появились позже, в особых исторических условиях XIV–XV вв. Поэтому период IX–XIII вв. является единым для современных русского, украинского и белорусского народов. Стоит также заметить, что в X–XIII вв. в состав Русского государства входило более 20различных народов.

В VII–IX вв. появились межплеменные союзы и племенные княжения, племенной строй распадался. Для племенных княжений стала характерна определяющая роль князя и знати, хотя в них еще сохранялись и развивались племенные институты (например, народное собрание). Трансформация восточнославянского общества вела к внутренне обусловленному образованию государства. В этот процесс в середине VIII — середине IX в. включились также и скандинавы.Очевидно, в середине VIII в. начались их переселения в Восточную Европу. С началом Эпохи викингов в конце VIII — первой половине IX в.на Восточную Европу (как и на другие регионы европейского континента) распространилась завоевательная экспансия норманнов.Они наложили дань на северо-западное межплеменное объединение словен, кривичей и мери. Около 860 г. те восстали против варягов. Но затем в этих землях начались междоусобные распри, что привело к избранию князем конунга Рёрика(Рюрика; ум. в 879). Этот правитель ранее нападал из Фрисландии на Западнофранкское королевство(расположенное на территории современной Голландии и северо-западной части Германии), за что франки вынудили его оттуда переселиться. С дружиной он вынужден был отправиться в Ютландию (современную Данию), но, изгнанный франками и оттуда, в конце концов нашел прибежище в Средней Швеции. Избрание князем именно Рёрика (Рюрика) было продуманным, так как он не был шведом и должен был решать стоявшие перед славяно-мерянским объединением задачи (включая защиту их земель от скандинавских нападений).

Летопись облекла приглашение Рюрика на княжение в характерную форму: «Земля наша велика и обильна, а наряда(порядка. — С. Ф.) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами».Летописный рассказ повествует и о том, что вместе с Рюриком пришли два его брата — Синеус и Трувор. Эти имена восходят к выражениям sinn hus — «свой дом»,а также tru — «вера» и var — «договор» (сравните со словом «варяги»). Отсюда следует, что, согласно преданию, отразившемуся в именах братьев Рюрика, конунг прибыл на Русь «со своим домом» (т. е. служилыми людьми). Местом поселения Рюрика стала Ладога: он подчинил своей власти псковских кривичей и финно-угорский народ весь. Из преданий о Рюрике следует, что он решал стоявшую перед формировавшимся тогда многоэтничным государством задачу политического объединения северо-западных земель Восточной Европы, где был князем.

После его смерти вместо сына князя — малолетнего Игоря (ум. в 945) правителем стал его дядя Олег (ум. в 912). Судя по политическим и военным действиям, князь Олег был энергичным и талантливым руководителем, продолжившим строительство формировавшегося северо-западного государственного образования. Олег подчинил своей власти группу смоленских кривичей. Так же он поступил и с государственным образованием полян в Среднем Поднепровье, во главе которых в 830–870-е гг. находились правившие в разное время скандинавские конунги Аскольд и Дир. Согласно летописному известию, в 882 г. Олег завоевал Киев и сделал его стольным городом. Начался новый период в истории Русского государства, период Киевской Руси. Обычно этим словосочетанием обозначают время домонгольского существования Русского государства, продолжавшееся до первой трети XIII в. За этот период Киевская Русь пережила два этапа: политически единого (в средневековом значении названного термина) государства со столицей в Киеве (по первую треть XII в.) и политически раздробленного Русского государства, или «Русской земли» (после первой трети XII в.).

Происхождение названия нового государства — Русь —недостаточно ясно. Существует несколько версий. Одни исследователи связывают происхождение слова «Русь» со Средним Поднепровьем, объясняя его этимологию славяно-иранским языковым взаимодействием, корневой формой которого является«рос». Другие исследователи разрабатывают теорию скандинавского происхождения слова (от Ruotsi — обозначения в финской среде мореходов-гребцов преимущественно из Средней Швеции). Есть также мнения о том, что слово «Русь»произошло из языка прибалтийских славян, кельтов, готов. Существуют и иные объяснения.

Укрепление княжеской власти в Киеве перенесло центр политической активности Русского государства на юг. Олег начал подчинять своей власти соседние восточнославянские племена древлян, уличей, тиверцев, а также северян и радимичей. Он строил города, устанавливая в них административно-судебное управление княжеских посадников. Существовала единая денежная система, состоявшая из серебряных гривен и их меховых денежных эквивалентов — кун (куниц) и вевериц (белок). Были в ходу и привозные арабские серебряные монеты — дирхемы. Куница или белка (мех и денежная единица)взимались ежегодно от дыма (дома) — хозяйства малой семьи. Такая податная (т.е. налоговая) система — подымное — была распространена не только на Руси, но и по всей Европе. Во второй половине X в.она была дополнена податным обложением с пахотной земли, обработанной одним плугом, — поплужным обложением.

Появившаяся на Руси династия потомков Рюрика — Рюриковичи —обладала высшими властными функциями. Племенные князья находились «под рукой»Киевского князя, именовавшегося великим. Этот титул использовался, скорее всего, в качестве величального, поскольку выделял Олега, а затем и Игоря из прочих князей великокняжеской семьи, а также князей племенных княжений,входивших в состав Руси. Прямое административно-судебное управление и централизованный сбор податей осуществлялись посредством полюдья — разъезда великого князя и его приближенных в зимнее время, с ноября по апрель, по племенным княжениям. В то же время в хозяйствах местной знати продолжал использоваться труд челяди — пленных и соплеменников, находившихся в разных формах зависимости. В годы правления Олега были совершены походы и на соседнюю с Русью Восточную Римскую империю — Византию. В 907 г. войско Олега осадило столицу империи — Константинополь, в 911 г. с императором был заключен выгодный мир: русские купцы получили право беспошлинной торговли с Византией. Вскоре после похода Олег умер, по преданию, укушенный змеей, притаившейся в черепе ранее скончавшегося любимого коня князя.

Новым князем стал Игорь, сын Рюрика. Он подавил восстание древлян, организовал и осуществил в 941 г. новый поход на Византию, так как спустя 30 лет после заключения договора с Олегом византийцы перестали соблюдать его условия. Поход оказался неудачным. Лишь следующий поход (944 г.) заставил правителей империи заключить с Игорем новый договор. Условия мира по-прежнему имели прежде всего экономическое содержание. В следующем году Игорь бесславно погиб: увеличив подати с древлян и пытаясь собрать их,князь спровоцировал восстание и оказался его жертвой. По легенде, за смерть Игоря,жестоко казненного древлянами, отомстила его жена Ольга (ум.в 969). Однако местью ее действия не ограничились. Став регентом при малолетнем сыне Святославе Игоревиче(942–972), княгиня провела необходимые для реорганизации государства реформы.Ольга заменила племенное деление государства территориальным — по погостам в сельской местности и по городам с волостями. Князья-наместники и посадники в городах, назначенные или выбранные, но обязательно утвержденные княжеской властью, а также старосты в погостах в равной мере стали осуществлять прямое княжеское управление. Племенные князья должны были, лишаясь своих княжеств,поступать в службу киевской княжеской династии, в противном случае они уничтожались. Племенные народные собрания перестали существовать.

Итак, реформа княгини Ольги завершила строительство новой государственной системы с ее основными политическими и социально-экономическими институтами, свойственными Русскому государству и в последующие периоды. Это:

1) публичная власть (династия Рюриковичей и княжеский административно-судебный аппарат);

2) территориальное деление;

3) регулярно взимаемая фиксированная система налогов и повинностей;

4) правовая система, основным источником которой была «Русская Правда» (сборник древнерусского обычного права, в котором предусматривалось применение денежных штрафов как меры наказания и отсутствие членовредительских наказаний);

5) княжеское войско и воинская повинность вместо племенного воинского права-обязанности.

Создание единой государственной системы требовало и религиозного ее завершения. На Руси такой религией стало христианство,знакомству с которым во многом содействовали торговые и политические контакты с Византией. Уже в княжение Игоря в Киеве существовали христианские общины,объединенные в соборной церкви Пророка Илии. Можно предположить, что при Ольге число христиан на Руси выросло, а между 946 и 957 гг. княгиня совершила путешествие в Константинополь, где приняла крещение. Однако в присылке епископа и священников Ольге в Византии, как предполагают ученые, отказали. Тогда, играя на противоречиях Византии и Священной Римской империи, в 959 г. она отправила послов к германскому королю Оттону, в 962 г. ставшему императором. В конце 961г. (или в начале 962 г.) посланный Оттоном I епископ Адальберт прибыл в Киев. Но попытка организовать епископство не удалась: повзрослевший князь Святослав не желал отказываться от своих языческих верований. В 962 г. он изгнал из Киева епископа и, вероятно, отстранил от управления мать. Эти действия можно объяснить не ненавистью Святослава к христианству, а задуманным им планом великого Восточного похода. Князь опасался на долгое время оставить страну, раздираемую религиозными противоречиями.

Святослав вел активную борьбу с Хазарским каганатом —федеративным союзом племен во главе с хазарами (кочевым тюркоязычным народом Юго-Восточной Европы). С VIII в. вХазарии начался переход от кочевий к оседлости, получило распространение занятие земледелием, появились города, развивалась внутренняя и внешняя торговля. В конце VIII — начале IX в. государственной религией Хазарии был объявлен иудаизм. В даннических отношениях с этим государством оказались славянские племена полян, северян и вятичей. Но уже в IX–X вв. каганат утратил свое могущество под давлением печенегов, алан и русов. Последний удар Хазарии и был нанесен Святославом. Война с каганатом, которую вел князь, позволила сразу решить многочисленные политические и экономические задачи Русского государства.Святослав подчинил племенное княжение вятичей, платившее хазарам дань, разрушил столицу зависимых от каганата волжских булгар, контролировавших Среднее Поволжье, и разгромил сам каганат. В ходе кампании 964–966 гг. киевский князь освободил от хазарского контроля Волжский и Донской торговые пути на Восток, в Азовское и Черное моря. Князь захватил крепость Саркел, установив контроль над нижним Подоньем, и Таманский полуостров, выйдя к крымским владениям Византии. Святослав заставил царя Восточно-Болгарского царства Петра II заключить с ним союз против Византии. Только в результате напряжения всех сил Византийская империя смогла вытеснить русское войско с Балканского полуострова, осадив Святослава в городе Доростоле (на Дунае). В 971 г. князь заключил с Византией почетный мир, а в следующем году, на пути домой, был убит у днепровских порогов печенегами — кочевниками, с конца IX в. жившими в Северном Причерноморье (до Дуная). Они занимались скотоводством, не забывая и такой важный источник обогащения, как набеги на соседние страны. Будучи грозной силой, печенеги часто использовались византийцами в их борьбе с Русью. Убийство Святослава и было осуществлено по подстрекательству Византии. По преданию, печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу для вина.

Смерть Святослава привела к братоубийственной борьбе его сыновей — Ярополка, Олега и Владимира. Первый сидел в Киеве (как старший),второй — в древлянской земле, а третий — в Новгороде. В то время Новгород стал политическим и идеологическим центром Северной Руси взамен Ладоги. Из Новгорода начинался знаменитый путь «из варяг в греки», который мог нормально использоваться только тогда, когда контролировался единой властью. Древлянская земля контролировала западное направление торговых путей из Среднего Поднепровья. При Святославе его сыновья, князья-наместники,являлись гарантами политического единства страны, но после его кончины заложенные в экономической и политической организации Русского государства факторы этого единства также закономерно стали причиной междукняжеской борьбы за единовластие.

В соперничестве победил Владимир, успешно продолжившийполитику своих предшественников (им были завоеваны Галиция и Волынь). Он подавил восстания радимичей и вятичей, сохранив традиции сильной центральной власти. Давнюю тенденцию к религиозно-идеологическому единству Руси Владимир попытался первоначально реализовать путем создания единого языческого пантеона.В 980 г., после захвата Киева, он включил в этот пантеон Перуна, Хорса,Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Перун почитался как повелитель грома и молний, которыми он рассеивал тучи, оплодотворял землю дождями, выводил солнце из облаков. Перун считался покровителем дружинников и военного дела в целом.Хорс представлялся в виде белого коня, бегущего с востока на запад. Конь,считавшийся у славян священным животным, связывал небо и землю, богов и людей.Даждьбог олицетворял Солнце и, по представлениям славян, жил в стране вечного лета, ежедневно делая круговой оборот (по небу). Существовала вера в то, что осенью Даждьбог умирал, а 24 декабря — рождался новым, молодым. Богом ветра и всякой непогоды считался Стрибог. Все, кто так или иначе зависел от превратностей погоды, почитали этого бога. Вообще,общеславянское слово «Бог», присутствующее в названиях упомянутых языческих богов, обыкновенно связывают с обозначением доли, удачи, счастья (сравните:богатый — имеющий бога, долю; убогий — не имеющий доли, бога). Симаргл был олицетворением «вооруженного добра», являясь охранителем труда земледельцев. Мокошь была покровительницей женщин и женского рукоделия.Почиталась она как богиня-пряха и покровительница торговли.

Впрочем, пантеон языческих богов был вскоре разрушен самим его создателем: социально-экономическое и политическое состояние государства переросло возможности язычества как религиозно-нравственной системы, языческая религиозность переставала быть связующим звеном различных социальных групп Киевской Руси. Очевидно, с течением времени все это (в той или иной степени)стало ясно князю Владимиру, чей интерес к религии Единого Бога мог находить основание в истории собственной семьи. Его бабушка умерла христианкой, не стеснял христиан (хотя и посмеивался над ними) его отец — язычник Святослав.Старший брат Владимира Ярополк, правивший в Киеве в 973–980 гг., был расположен к христианству и женат на гречанке (впоследствии его племянник, Ярослав I,окрестил кости дяди, положив их в киевской церкви Пресвятой Богородицы).

По легенде, в 986 г. к Владимиру приходили послы от волжских булгар, Римского Папы, крымских иудеев и константинопольских греков — с предложением принять новую веру именно от них. В данном случае важно то, что Владимир сам делал свой выбор. В 987 г. Владимир собрал приближенных и спросил их совета. Те предложили отправить послов, чтобы последние, посмотрев религиозную жизнь разных народов, рассказали о своем впечатлении. Более всего послам понравилось византийское богослужение, которое они наблюдали в константинопольском храме Святой Софии. В 988 г., как сообщает летопись, князь отправился в Крым, где взял крепость Корсунь, отправив послов к византийским императорам-соправителям Василию II и Константину VIII с требованием отдать ему в жены их сестру Анну. Как наказание свыше, в это время Владимир лишился зрения, прозрев лишь после крещения. После этого он женился на византийской принцессе. Как бы легенда ни была далека от реальных событий, важно отметить одно принципиальное обстоятельство: христианство способствовало расширению возможностей киевских князей во внешней политике и в заключении династических союзов.

Крестившись сам, князь приступил к крещению народа. Крещение Руси началось летом 988 г. с принятия новой веры киевлянами. В дальнейшем Владимир объезжал Русь вместе с прибывшими из Византии духовенством, своей властью и авторитетом содействуя религиозному просвещению государства. Первый киевский митрополит Михаил (ум. в 991), так же как и князь, много ездил, ниспровергая«идолов», строя храмы и проводя крещения. При втором митрополите — Леонтии —появляются русские епархии с епископами во главе. Дело распространения христианства пошло энергичнее. Впрочем, христианство в русских землях распространялось не без сопротивления населения, приверженного язычеству.Разрушая высшие уровни прежней религии, христианство не могло уничтожить низшие уровни религиозных верований славян. Система религиозного синкретизма (так называемое «двоеверие») соединила христианские религиозные ценности с элементами прежних языческих верований. От язычества сохраниласьпрежде всего вера в лешего, водяного, домового, русалку и других представителей«неиндивидуализированной нечисти».

* * *

В эпоху Киевской Руси, как и в любое другое время,государство жило и внутриполитическими страстями. Региональные интересы местной знати подчас отличались от задач власти князя Киевского. В Полоцке, например,обособился Изяслав Владимирович, родоначальник династии полоцких князей.Святополк Ярополкович, племянник Владимира, им усыновленный, составил заговор против отчима. Заговор был предотвращен только быстрыми действиями Владимира. В1014 г. против власти отца восстал его сын Ярослав, отказавшийся посылать в Киев ежегодный налог. Только смерть Владимира (1015 г.) предотвратила поход киевлян против новгородцев. Как и смерть Святослава, кончина Владимира вызвала братоубийственную войну. Севший на киевском престоле Святополк Ярополкович пытался уничтожить своих сводных братьев, сыновей Владимира. В междукняжеской борьбе погибли ростовский князь-наместник Борис, муромский — Глеб, древлянский— Святослав. В 1016 г. Ярослав, в дальнейшем прозванный Мудрым, нанес Святополку поражение, заставив его бежать в Польшу. В 1018 г. Святополк,возвратившись с польским войском, одержал над Ярославом победу и на короткое время снова овладел Киевом. Опираясь на новгородцев, в том же году Ярослав сумел изгнать Святополка и утвердиться в стольном городе своего отца.

Не будет преувеличением сказать, что Ярослав продолжил деятельность Владимира по строительству Русского христианского государства. Он издал новый Церковный устав, указывавший состав судебных дел и лиц, подлежавших церковному суду, а также первый писаный свод светских законов как основной источник права для княжеского суда — Правду Ярослава. Князь возвел мощные укрепления вокруг Киева, территория которого в то время увеличилась до 80 га.Ярослав построил новый кафедральный собор Святой Софии. В его княжение были возведены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Софийские соборы освящали все пространство Русского государства на протяжении основных торговых путей по Днепру, Волхову и Западной Двине. Это знаковое строительство Софийских соборов в пограничных регионах символично обозначало Русскую землю как Дом святой Софии. Единство государственного пространства реализовывалось и в практике междукняжеских отношений. Когда князь Тмутараканский (на Таманском полуострове)Мстислав Владимирович решил вернуться в русские земли, то после сражения при Листвене в 1024 г., данного ему братом Ярославом, получил территории к востоку от Днепра, тогда как Ярослав — к западу. Резиденция Ярослава была перенесена в Новгород, а Киевом он управлял через своих посадников. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав вернулся в Киев,восстановив единовластие в стране. По примеру отца он маркировал пределы своих владений городами-крепостями, основав Ярославль на Волге, Юрьев — в южной Эстонии и Юрьев — на реке Рось в пограничной со Степью зоной. В 1036 г. Ярослав нанес решительное поражение печенегам, с тех пор фактически прекратившим свои набеги на Русь. В середине XI в. печенеги отошли к Карпатам и Дунаю. Часть их в дальнейшем переселилась в Венгрию и Болгарию, ассимилировавшись с местным населением. Другая часть, осев на русских границах, постепенно ославянилась.Место печенегов в Причерноморье заняли половцы, впервые упомянутые в русской летописи в 1054 г.

Русь Ярослава Мудрого — это сильное христианское европейское государство, продолжавшее традиции династических отношений с другими христианскими державами. Эти отношения сложились и окрепли еще в годы княжения отца Ярослава — Владимира Святославича, после смерти жены, византийской принцессы Анны (в 1011), как предполагают историки, женившегося на дочери немецкого графа Куно Онингенского, родственника Саксонской династии германских императоров. Племянник Владимира, Святополк Ярополкович женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Связи с Западом никак не мешали и активно развивавшимся связям с христианским Востоком — с Византией. Русь приняла«византийскую веру» по своей воле и всегда оценивала этот факт как результат свободного выбора. В глазах византийцев русские, приняв крещение, становились частью «византийского содружества», т. е. сверхнационального единства христианских народов, которое символически возглавлялось императором и Патриархом Константинополя. Однако главенство Византии означало не прямую зависимость от нее, а только признание принципа единой и всемирной христианской империи. После принятия христианства влияние Византии превратилось в главный фактор развития русской культуры. Размеры и характер этого влияния следует оценивать в свете трех элементов, которые определяли жизнь византийского общества: римской политической традиции, греческого литературного наследия и православной христианской веры.

Византийская теория об отношениях Церкви и государства нашла свое совершеннейшее воплощение в концепции «симфонии властей», созданной императором VI в. Юстинианом. Император обязан был охранять и укреплять Православную Церковь, так как только Церковь обеспечивала законность имперских притязаний и только через нее император мог осуществлять свою функцию распространителя апостольской веры и охранителя христианской истины в жизни общества. Важным обстоятельством было и то, что в границах империи Византия поддерживала необходимый культурный плюрализм, что служило целям всемирной христианской миссии. В X в., когда Русь приняла византийское христианство, на славянский язык уже были переведены многочисленные библейские, литургические, богословские и исторические тексты.Это облегчило распространение новой веры в стране.

Приняв религию от Византии, Русь получила возможность приобщиться к огромному опыту христианской культуры в ремеслах, архитектуре,живописи и т. д. Достаточно быстро высокого уровня достигли образование и грамотность (о чем свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв.) В страну приехали греческие священники и учителя. В конце X — первой трети XIII в. глава Киевской епархии — митрополит, как правило, тоже был греком (в домонгольскую эпоху из 23 киевских митрополитов 17 человек были греками, 2 — русскими, а у 4 национальность неизвестна). Иларион был автором«Слова о Законе и Благодати», произведения, в котором соединена церковная проповедь и политическая речь. В «Слове» митрополит пытался указать место Руси во всемирно-историческом процессе распространения христианства на все страны мира.

Стоит также заметить, что быстро и успешно укоренившись в славянских землях, христианство никогда не становилось там орудием светского познания: культурное приобщение к древней греческой цивилизации ограничивалось языковым барьером. И все-таки в течение Средних веков православная вера служила связующим звеном между Русью и Византией, несмотря на огромную историческую и культурную дистанцию. На Руси всегда была подсознательная убежденность в том,что христианство «импортировано» от греков. Любое отклонение мыслью и словом от полученного сокровища расценивалось как потенциальная ересь. Контакты между Русью и Западом развивались тогда параллельно таким же контактам с Константинополем.

Династические союзы первой половины — середины XI в. с европейскими правящими домами лишь в небольшой мере раскрывают направления русской внешней политики того периода. Так, внуки князя Владимира были женаты: Изяслав Ярославич — на дочери польского короля Мешко II Гертруде, Святослав — на Оде, дочери саксонского графа Леопольда Штаденского, Всеволод — на дочери византийского императора Константина Мономаха. Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Харальда, а после его гибели — за датского короля Свена. Анна Ярославна была замужем за французским королем Генрихом I, а после его смерти — за графом Крепи и Валуа Раулем II. Традиция активных политических и династических союзов была продолжена правнуками Владимира: Владимир Всеволодович Мономах женился на Гите,дочери последнего англосаксонского короля Харальда II. Сестра Владимира Мономаха была замужем за штаденским графом Генрихом Длинным, а после его смерти— за германским императором Генрихом IV. Такую же династическую политику вели и другие Рюриковичи. Их органичное включение в систему династических связей правящих домов христианских государств Европы XI — начала XII в. свидетельствует о том, что Русь рассматривалась ими как равный в социальном и политическом отношении партнер, а сама она оставалась в едином культурном и политическом европейском пространстве.

Это значило также и то, что общественный строй Руси определялся такими же, как и в других странах средневековой Европы, феодальными отношениями. Княжеская служилая система была феодальной, поскольку раздачи денег, должности, кормы-кормления являлись феодами, натурально-денежным обеспечением за службу князю. Они представляли собой ренту — доход, не требующий«предпринимательской» деятельности.

В господских хозяйствах использовался труд смердов. Этим словом в XI— XIII вв. называлось все свободное сельское население (неслучайно, что в Новгородской и Псковской землях вплоть до XV в.свободное сельское население, имевшее центры административно-судебного управления в погостах, называлось смердами). В северо-восточных княжествах это древнее название было заменено в XIV в.новым социальным термином «крестьяне», ставшим следствием религиозной самоидентификации — «христиане» в противоположность поработившим в конце 1230-х — начале 1240-х гг. русские земли нехристианам-ордынцам. Понятие «челядь» продолжало обозначать широкую по составу группу зависимых людей. В состав челяди входили и холопы. Холопами были пленные, их дети, русские люди, продавшие себя в холопство или женившиеся на«робе» — холопке. Холоп находился в полной личной зависимости от господина,который владел его жизнью и имуществом. В конце XI — начале XII в. в качестве особой общественной категории появляются закупы — люди, попавшие в зависимость через денежную ссуду, долг под проценты — купу. Закупы должны были отработать ее в хозяйстве господина и были заняты только в сельских работах.

Труд зависимых людей, равно как учеников и подмастерьев,использовали городские купеческие и ремесленные хозяйства. Крупные и мелкие служилые люди, владельцы господских хозяйств имели свои дворы-хозяйства в городах, управляла которыми княжеская администрация. Города платили князю денежно-натуральную подать, торговые пошлины, проездные и судебные пошлины,часть которых становилась кормом служилых людей — феодом-рентой.

Развитие общественных отношений на Руси вело к постепенному изменению всех структур государства. С XIII в. стало формироваться и военно-служилое сословие дворян,состав которого был образован преимущественно из профессиональных слуг княжеского двора. В XII в. быстро растут города как торгово-ремесленные,политические, военные, идеологические и религиозные центры. В первой трети XIIIв. существовало уже до 150 городовс укрепленной территорией от 2,5 до 300 га.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) формируются местные княжеские династии в Черниговской, Смоленской, Ростово-Суздальской земле, на Волыни и в Галиции. Киевские князья Всеволод Ярославич (правил в 1078–1093),Святополк Изяславич (правил в 1078–1113), Владимир Всеволодович Мономах (правил в 1113–1125) и Мстислав Всеволодович Великий (правил в 1125–1132) предпринимали усилия для сохранения политического единства страны и системы киевского княжения как высшей политической власти. Но в последней четверти XI — первой половине XII в. образовались наследственные княжеские владения со столами в Чернигове, Переяславле, Смоленске, Ростове,Суздале, на Волыни и в Галиции, а представители разных ветвей княжеского дома Рюриковичей начали борьбу за раздел и передел своих владений. В то время наследие передавалось не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. После смерти (или устранения) последнего из братьев наследие переходило к сыну старшего брата, далее от него — к старшему сыну второго брата и т. д. В 1097 г.в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором был сформулирован новый принцип взаимоотношения между князьями: «каждый да держит вотчину свою». Это было признание самостоятельности и автономии местных центров и падение единовластия киевских князей.

XI–XII века были временем частых н




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модернизация региональных систем образования | Отрывной календарь

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия