Список терминов к заданию 24 на ЕГЭ по русскому языку
Список терминов к заданию 24 на ЕГЭ по русскому языку
№
Термин
Значение термина
Анафора
повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. / Есенин С. А. Не напрасно дули ветры
Антитеза
фигура стилистики, заключающаяся в намеренном противопоставлении понятий: Кто был никем, тот станет всем! /Интернационал
Антонимы
слова одной части речи с прямо противоположными лексическими значениями, контрастные явления: добрый — злой, правда — ложь, говорить — молчать, много – мало,вверх — вниз, появиться – исчезнуть. Это пары слов, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток,
пространство), но значения противоположны.
Вводные слова
эти слова формально не связаны с другими членами предложения. Они выражают отношение автора к тому, о чем он говорит.
Также вводные слова указывают на источник сообщения, на способ оформления мысли рассказчика и на различные отношения мыслей
в пределах одного предложения или абзаца. /Конечно, возможно, по-моему, во-первых/
Вопросительные предложения
это предложение, выражающее вопрос: «Что ищет он в стране далёкой?» /Лермонтов М.Ю.
Вопросно-ответная форма изложения
изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? – От верблюда. (К.И. Чуковский)
Восклицательное предложение
предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего.
На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак: Сколько яблок! Яблок!
Гипербола
преувеличение, например: Сто лет не виделись!
Градация
расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п.,
усиливающего эффект от перечисления: В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Диалектизм
слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. /Бурак(свёкла)
Диалог
1. Разговор между двумя или несколькими лицами. || Часть литературного произведения, состоящая из разговоров.
Артисты хорошо провели заключительный диалог. 2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). «Диалоги» Платона.
Инверсия
изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:
На, кажется, надрезанном канате Я маленький плясун. (М. Цветаева)
Ирония
использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).
Книжная лексика
это лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях,
официально-деловых документах и т. п. Воззрение, конъюнктура, прерогатива, фактор, эрудиция (имена существительные). Гипотетический, декларативный, идентичный,
рационалистический, аффективный (имена прилагательные). Апробировать, исчислять, констатировать, низложить, утратить (глаголы).
Контекстные
/ контекстуальные / антонимы или синонимы
слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Лексический повтор
повтор слова: Ветер, ветер - На всём божьем свете (А. Блок)
Литота
преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Метафора
перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.
Метонимия
перенос по смежности: выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.
Назывные предложения
предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.
Научная лексика
Слова нау́чного стиля /функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания,
монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется их содержанием и
целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности
исторического развития и так далее.Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат);
учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)[
Неполные предложения
- частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.
Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным.
Но подлежащее легко восстановить из контекста: Она пришла ко мне вчера. Пришла и говорит...
Номинативные предложения
односоставное предложение, главный член которого, обозначающий наличие, существование предмета или явления в настоящем или вне времени,
выражен именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими формуименительного падежа, а также
количественно-именным сочетанием, господствующее слово, в котором стоитв именительном падеже. Вот и лес. Тень и тишина (Тургенев). Вот она. Отчизна! (Щипачёв).
Обособленные члены предложения
члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией, употребляются во всех стилях; в качестве обособленных членов предложения выступают
деепричастные и причастные обороты, которые обладают большей смысловой емкостью. В публицистической и художественной речи
они связаны с такой стилевой чертой, как выразительность: Улыбнувшись широко, добродушно, тот протянул руку... (Из "Детской энциклопедии).
Однородные члены предложения
Отвечают на один и тот же вопрос. Зависят от одного и того же слова. Произносятся с перечислительной интонацией.
Это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении,
то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены
сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также
связываются соединительными паузами: Осеннею свежестью, листвой и плодами благоухает сад.
Оксю́морон
/окси́морон
(др.-греч. οξύμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов
с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для
создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации:
И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой.
контрастное сочетание противоположных по значению слов с целью создания поэтического эффекта: живой труп (Л. Толстой); не каждый умеет красноречиво молчать.
Олицетворение
наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.
Оценочная лексика
слова, в значении которых есть оценка, положительная или отрицательная характеристика предмета, признака или действия:
приятный, ответственный, подарок, манерный, негодяй, намазюкать; разновидность окрашенной лексики
Параллелизм
(= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:
То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)
Парцелляция
деление фразы на части, возможно, и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания
эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизм: Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Перифраз(а)
замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.
Противопостав-ление
сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п.
Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.
Профессиональная лексика
это лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией.
Балда (тяжелый молот для раздробления камней и горных пород)— в речи горняков. Камбуз (кухня на судне), кок (повар) — в речи моряков.
Шпон (тонкая металлическая пластинка, вставляемая между строками набора для увеличения расстояния между ними),полоса (набранная или уже напечатанная страница), шапка (общий заголовок для нескольких заметок) — в речи полиграфистов.В речи охотников встречаются такие названия зайцев в зависимости от времени помета: яровик (заяц весеннего помета), листняк, травник (летнего),листо-падник (осеннего), наставник (раннего зимнего). Любители певчих птиц употребляют такие названия колен соловьиного пения; гусачок, дробь,
клыканье, кукушкин перелет, лешева дудка,оттолчка, пленканье, почин, пульканье, раскат, свист, стукотня, трель, юлиная стукотня.
Публицистическая лексика
Слова публицисти́ческого стиля / функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет,ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется
наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется,
помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений,
рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается
широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится
в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует
выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы
Разговорные конструкции
конструкции разгово́рной речи / функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится
с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке.
В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Разговорная лексика
разговорные слова- стилистически окрашенные слова, употребляемые в разговорной речи: электричка, растрёпа,нуднятина.
Многие подобные слова экспрессивно окрашены.
Разговорная и просторечная лексика
Разговорная лексика (фразеология) -делится на литературно-разговорную, разговорно-бытовую и просторечие.
Литературно-разговорная лексика объединяет слова разговорно-бытового характера, не нарушающие норм литературного употребления
(поющий, вещица, молодчина и т.п.).
Разговорно-бытовая лексика употребляется в непринужденной беседе. Употребление ее в письменной речи ограничено стилями художественной
литературы и публицистики, где она используется с определенными художественно-выразительными целями. Употребление ее в научном и
официально-деловом стилях наблюдается очень редко и затрагивает лишь отдельные факты.
Просторечная лексика характерна для непринужденной речи, не связанной строгими нормами. Слова, входящие в нее, частью стоят на грани
литературного употребления, частью представляют собой нелитературные слова (ухмылка, танцулька, хапать, кажись, ишь, цыц).
Разница между межстилевой и разговорно-литературной и просторечной лексикой состоит в специфике экспрессивно-стилистической окраски
(фамильярности, иронии, бранности, шутки, ласки, презрения и т.д.).
Разграничивая разговорно-литературную и просторечную лексику, следует иметь в виду, что границы между этими разрядами подвижны.
Ряд слов, входящих ранее в просторечную лексику, являются сейчас принадлежностью литературно-разговорной (копаться, учеба, гурьба).
С другой стороны, некоторые слова, напротив, из состава разговорно-литературной перешли в просторечную (брюхо, честить (ругать).
В просторечной лексике выделяют вульгаризмы, которые представляют опасность для нормального функционирования литературного языка.
Они нарушают конкретные нормы словоупотребления и речевой этикет структуры. Вульгаризмы несут функцию огрубления текста. Они оскорбляют
самого говорящего и того, к кому обращена речь. Например: балда, дрыхнуть, жрать, буркала, ручищи, стервец и др.
Среди слов, входящих в разговорную лексику (литературно-разговорную и просторечную), наблюдаются слова различного характера:
1)Специфические разговорно-бытовые слова, которые отсутствуют в межстилевой лексике: наяривать, вздрючка, лупцевать, огорошить, вволю,газировка, затеять и т.п.;
2)общеупотребительные слова с особыми разговорно-литературными и просторечными значениями: накатать (в значении написать),
хлестать (пить воду), свистнуть (украсть), плести (говорить вздор);
3)слова, имеющие в межстилевой лексике соотносительные им слова того же корня, но иного словообразовательного строения: читалка (читальня),
немедля (немедленно), картошка (картофель), большущий (большой), неважнецкий (неважный), силком (насильно);
4) общеупотребительные слова, отличающиеся лишь своей фонетикой и акцентологией: сурьезный, портфель, инструмент, магазин.
Риторический вопрос
высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии;
Когда же это всё кончится? Где брать терпение?
Риторическое восклицание
(эпекфонесис, экскламация) — приёмпередачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение,радость и т. п.
На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания
выделяются интонационно.
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство / Фёдор Тютчев
Риторическое обращение
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию: Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)
Синекдоха
вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому: «Все флаги в гости будут к нам» /А.Пушкин/
Синтаксический параллелизм
(от греческого слова «parallelos» – идущий рядом) – это совершенно однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково
выраженные члены располагаются в одной последовательности: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Сравнение
сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства:
витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).
Сравнительный оборот
развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.
Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)
Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)
Термин
слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление:
эпитет, перифраза, анафора, эпифора.
Тропы
(греч. Tropos – «поворот», «оборот») – обороты речи (образы), основанные на употреблении слов в переносном значении и используемые
для усиления изобразительности и выразительности речи.
это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.
К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями
и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является
единственным инструментом писателя или поэта: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Фразеологизмы
(от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорога,
анютины глазкиили выражения оценки:не лыком шит,спустя рукава. Иначе – фразеологические обороты. По смысловому объёму они равны слову, а по структуре –
словосочетанию или предложения. Обладают набором характерных признаков:
1) воспроизводятся по памяти как целостные и в основном постоянные по составу: хоть пруд пруди, но не большой пруд;
2) обладают единым значением: втирать очки – «обманывать»; мухи не обидит – «тихий»;
3) в предложении являются одним членом (подлежащим, сказуемым, определением и т.д.), вследствие подобия по грамматической
отнесённости какой-либо части речи:не от мира сего (прил.);прокрустово ложе (сущ.); на всю катушку (нареч.); батюшки святы!(межд.);
4)могут иметь одно или несколько значений: волк в овечьей шкуре – «лицемер»; до седьмого пота– «1) до крайнего изнеможения, усталости работать,
трудиться и т.п.; 2) [с противопост. оттенком] до полного удовлетворения, вдоволь»;
Цитирование
/ Цитация
использование чужого текста в качестве цитаты: «Робби, да у тебя вселенская скорбь! Это прекрасное чувство, береги его».(Э. М. Ремарк "Три товарища")
Эмоционально-оценочная лексика
Эмоционально-оценочную лексику можно разделить на две тематические группы: лексика с положительной оценкой и лексика с отрицательной оценкой.
Эти группы по количественному составу резко отличаются друг от друга, так как лексика с отрицательной оценкой включает единиц 79, а с
положительной оценкой лишь 18 единиц.
Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной
окраской могут включать разнообразные оттенки:иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др.
Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержитэлемент оценки: название предмета или
явления, действия, признака осложняется оценочностью,отношением говорящего к называемому явлению (губошлеп, разгильдяй, пустомеля).
Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орел). Оценочностьможет достигаться
при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек. Существуют лексические единицы,за которыми оценочность закрепилась по традиции:
вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться) и т.д.
Эпитеты
меткое определение, используемое в интересах изобразительности, присоединяемое к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак;
качественный признак предмета, кот. прибавляется к названию предмета для большей образности: красно солнышко, мать сыра земля, море синее, леса темные.
Эпифора
(общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ
Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...
Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ
Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...
ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...