Студопедия — Три эпизода из его жизни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Три эпизода из его жизни






 

'Умар ион 'Абд-аль-'Азиз был человеком приятной наружности и благонравным, обладал большими знаниями, понимающей религию душой, богобоязненным и кающимся.

Аз-Захаби

О халифе — последователе сподвижников 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе можно говорить бесконечно. Стоит вам увлечься каким-нибудь одним эпизодом из его жизни, как он незаметно переносит вас в следующий, ещё более увлекательный и примечательный и производящий на вас еще более сильное впечатление.

Ранее мы уже приводили три эпизода из жизни пятого праведного халифа. Давайте же приведём ещё три, не менее прекрасных.

 

Первую историю рассказывает поэт Дукайн ибн Са'ид ад-Дарими.

«Как-то раз я похвалил в своих стихах 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, когда тот был правителем Медины, и он велел дать мне пятнадцать породистых верблюдиц. Когда они оказались передо мной, я принялся осматривать их. Вид их был столь прекрасен, что я побоялся вести их в одиночку по ущельям, опасаясь за них. Но и продавать их мне тоже не хотелось. И пока я так стоял в раздумьях, к нам подошли люди, которые как раз собирались отправиться в нашу область — в Неджд. Я попросил у них разрешения сопровождать их, и они сказали:

— Добро пожаловать. Мы отправляемся в дорогу ночью, так что готовься ехать вместе с нами.

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 247

 

 


Я зашёл к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу, чтобы попрощаться с ним, и заметил сидящих у него двух шейхов, которых я не знал. Уже когда я собирался уходить, 'Умар посмотрел на меня и сказал:

— О Дукайн, поистине, у меня требовательная душа, и если узнаешь, что моё положение стало выше, чем сейчас, приди ко мне, и тебя ждёт добро и благодеяние от меня.

Я сказал:

— Пусть кто-нибудь засвидетельствует это, о предводитель.

Он сказал:

— Пусть Всевышний Аллах будет свидетелем.

Я спросил:

— А из Его творений?

Он ответил:

— Вот эти два шейха.

Я повернулся к одному из них и попросил:

— Да станут мои отец и мать выкупом за тебя, назови мне своё имя, чтобы я знал, кто ты?

Он ответил:

— Я Салим, сын 'Абдаллаха ибн 'Умара ибн аль-Хаттаба.

Я повернулся к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу и сказал:

— Вот какой свидетель попался мне!

Потом я посмотрел на другого шейха и спросил:

— А ты кто, да стану я выкупом за тебя?

— Абу Яхья, слуга наместника, — ответил он.

Я сказал:

— Что ж, свидетель из числа его близких.

Потом я попрощался и, забрав верблюдиц, отправился домой в Неджд.

Аллах сделал их благодатными для меня, и благодаря потомству этих верблюдиц я со временем обзавёлся верблюдами и купил рабов.

 

 

248 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Шли дни. И однажды, когда я был в пустыне в области Ямама в Неджде, приехал гонец, сообщивший о кончине повелителя верующих Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика.

Я спросил его:

—А кто стал халифом после него?

Тот ответил:

—'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз.

Едва услышав это, я собрался и поехал в Шам. Добравшись до Дамаска, я встретил поэта Джарира, который возвращался от халифа. Я поприветствовал его и спросил:

— Откуда едешь, о Абу Хазра?

Он ответил:

— От халифа, который даёт беднякам и не даёт поэтам... Возвращайся откуда пришёл, это будет лучше для тебя.

Я сказал:

— Моё положение отличается от вашего.

Он сказал:

— Что ж, делай как знаешь.

И я отправился к дому халифа и увидел его самого в окружении сирот, вдов и подателей жалоб. Я не нашёл иного способа подойти к нему, кроме как заставить этих людей расступиться. Я возвысил голос, говоря:

 

О 'Умар благ, щедрот и достоинств!

О 'Умар, владелец блюд больших!

Поистине, я — человек из Катана, из Дарима,

Прошу я достойного брата мне долг уплатить...

 

Его слуга Абу Яхья внимательно посмотрел на меня и сказал:

— О повелитель верующих, в своё время я засвидетельствовал право этого бедуина.

'Умар сказал:

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 249

 

 


— Мне известно об этом.

Потом он повернулся ко мне и сказал:

— Подойди сюда, Дукайн.

Когда я подошёл к нему, он наклонился ко мне и сказал:

— Помнишь, как я сказал тебе в Медине, что душа моя такова, что, обретя что-то, она непременно начинает стремиться к тому, что ещё выше обретённого?

Я ответил:

— Да, о повелитель верующих.

Он сказал:

— Теперь я обрёл предел того, что есть в этом мире, став правителем. И теперь душа моя стремится к пределу того, что есть в мире вечном, — к Раю. Она стремится преуспеть, обретя довольство Всевышнего Аллаха. И если некоторые правители используют свою власть для достижения величия в этом мире, то я непременно буду использовать её, чтобы снискать величие в мире вечном.

Затем он сказал:

— О Дукайн, поистине, я, клянусь Аллахом, никогда не брал из имущества мусульман ни дирхема, ни динара с тех пор, как стал халифом. И поистине, у меня есть из личного имущества только тысяча дирхемов. Возьми половину, а другую половину оставь мне.

И я взял у него деньги, которые он отдал мне и, клянусь Аллахом, никогда не случалось мне видеть столь благодатное имущество».

 

 


Вторую историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза передал судья Мосула Яхья ибн Яхья аль-Гассани.

«Однажды 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз ходил по рынкам Хомса, чтобы понаблюдать за продавцами и узнать цены. К нему подошёл человек, одетый в две красные одежды, и сказал:

 

250 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— О повелитель верующих, я слышал, как ты велел тем, кого притеснили, приходить к тебе.

'Умар ответил:

— Да, это так.

Он сказал:

— Вот, к тебе подошёл притеснённый и к тому же живущий далеко отсюда.

'Умар спросил:

— А где твоя семья?

— В Адене, — ответил он.

'Умар сказал:

— Клянусь Аллахом, поистине, место, в котором ты живёшь, далеко от места, в котором живёт 'Умар.

Спешившись, 'Умар встал перед ним и спросил:

— Какому же притеснению ты подвергся?

Тот человек ответил:

— Один из тех, кто прикрывается тобой, прибрал к рукам принадлежащую мне землю, отняв её у меня.

'Умар написал 'Урве ибн Мухаммеду, своему наместнику в Адене, письмо следующего содержания: «Когда получишь это моё письмо, выслушай доводы и доказательства того, кто принесёт тебе это письмо, и если выяснится, что правда на его стороне, то отдай ему то, что принадлежит ему по праву».

Он запечатал письмо и отдал тому человеку.

Когда тот собрался уйти, 'Умар сказал ему:

— Постой... Ты ведь прибыл к нам издалека. И ты, несомненно, потратил немало средств, чтобы добраться сюда. Ты, верно, износил новую одежду и изнурил своё верховое животное.

Он подсчитал убытки, понесённые этим человеком. Получилось одиннадцать динаров. 'Умар отдал ему эти деньги и сказал:

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 251

 

 


— Расскажи об этом людям*, чтобы ничто не мешало им приезжать ко мне для подачи жалобы из самых отдалённых мест».

 

 


Третью историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза рассказал много поклонявшийся Аллаху и равнодушный к мирским благам человек по имени Зияд ибн Майсара, относившийся к племени Махэум, но не бывший махзумитом по крови.

«Мой хозяин 'Абдаллах ибн Айяш как-то раз послал меня из Медины в Дамаск, потому что у него было некое дело к повелителю верующих 'Умару ибн Абд-аль-Азизу.

Между мной и 'Умаром существовала давняя связь — ещё с тех времён, когда он был правителем Медины. Я вошёл к нему и увидел, что у него сидит писец, который пишет для него что-то.

Остановившись на пороге комнаты, я сказал:

— Мир вам.

Он ответил:

— И тебе мир и милость Аллаха, Зияд.

Потом я подошёл к нему. При этом мне было стыдно, что я, обращаясь к нему с приветствием, не назвал его повелителем верующих. Приблизившись, я сказал:

— Мир тебе, о повелитель верующих, милость Аллаха и Его благословения.

Он сказал:

— Зияд, мы ведь не порицали тебя за первое приветствие. Так зачем нужно было второе?

 


* То есть сообщи им о том, что я покрою дорожные расходы тем, кто будет приезжать ко мне со своими жалобами, чтобы они смело пускались в путь, не опасаясь остаться без средств.

 

 

252 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


А в это время его писец зачитывал ему жалобы, которые гонец привёз из Басры. 'Умар сказал мне:

— Зияд, посиди, пока я не освобожусь,

Я уселся на деревянный порог. Писец читал. А 'Умар горестно вздыхал.

Когда писец закончил зачитывать письма и отправился восвояси, 'Умар поднялся со своего места, подошёл ко мне, сел напротив меня у двери и, положив руки мне на колени, сказал:

— Добро пожаловать, Зияд... Я согрелся о твою шерстяную одежду и сейчас отдыхаю от того, что у нас тут происходит...

А на мне была шерстяная одежда.

Потом он стал расспрашивать меня о праведных жителях Медины, мужчинах и женщинах, называя их имена одно за другим. Он спросил о каждом, никого не забыв.

Потом он спросил меня о том, исполнены ли веления, которые он отдавал, ещё будучи правителем Медины.

Я ответил на все его вопросы.

Потом он тяжело вздохнул и сказал:

— Видишь, Зияд, в каком положении оказался 'Умар...

Я сказал:

— Поистине, я надеюсь, что в этом благо для тебя и на града...

Он сказал:

— Увы...

Потом он заплакал так, что мне даже стало жаль его, и я сказал:

— Побереги себя, о повелитель верующих. Поистине, я надеюсь на благо для тебя.

Он сказал:

— Как далеко то, на что ты надеешься, Зияд... Теперь я обрёл такую власть, что могу ругать кого угодно, но никто не осмелится ругать меня. И я могу ударить кого угодно, но никто

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 253

 

 


не осмелится ударить меня, и я могу обижать людей, но никто не осмелится обидеть меня.

Сказав это, он снова заплакал так, что я почувствовал острую жалость к нему.

Я пробыл у него три дня, пока он выполнял просьбу моего хозяина, которую я передал ему. Когда я собрался в обратный путь, он вручил мне письмо для моего хозяина, в котором просил его продать меня ему. Потом он вытащил из-под своей постели двадцать динаров и сказал:

— Возьми эти деньги, потрать их на свои мирские нужды. Если бы ты имел право на поступающее в казну имущество, я дал бы тебе то, что тебе причитается.

Я отказался брать у него эти деньги, но он сказал:

— Возьми их. Они не из имущества мусульман, а из моих личных средств.

Я отказывался. Но он просил так настойчиво, что в конце концов я взял эти деньги и отправился в обратный путь.

Приехав в Медину, я отдал письмо повелителя верующих своему хозяину. Он сломал печать и прочитал письмо, после чего сказал:

— Поистине, он просит меня продать тебя ему для того, чтобы освободить тебя... А почему бы мне самому не отпустить тебя на волю?

И он освободил меня».

 

'АЛИ ИБН АЛЬ-ХУСЕЙН ИБН 'АЛИ

(ЗЕЙН-АЛЬ-'АБИДИН)

 

Мне никогда не случалось видеть курайшита лучшего, чем 'Али ибн аль-Хусейн.

Аз-Зухри

 

В этот особенный год была перевёрнута последняя страница в истории персидских царей. Йездигерд, последний персидский царь, погиб бездомным и гонимым. Его полководцы, стража и члены его семьи попали в плен к мусульманам. Их отвезли в пресветлую Медину. Пленников было много, и ценность их была велика. Медина никогда не видела такое огромное количество пленных, причём столь важных. Среди пленных были и три дочери Йездигерда.

 

 


Люди подошли к пленникам и за несколько часов раскупили всех. Вырученные деньги были отправлены в казну мусульман. Остались только дочери царя Йездигерда. Они отличались красотой и свежестью и были юными девушками. Когда их выставили на продажу, они стояли, потупив взоры — такое это было унижение для них. Опечаленные, они тихо плакали. 'Али ибн Абу Талиб почувствовал жалость к ним и пожелал, чтобы их купил тот, кто относился бы к ним хорошо и заботился бы о них.

И это неудивительно. Ведь Посланник Аллаха . говорил: «Проявляйте милосердие к знатному представителю народа, когда тот унижен».

Он подошёл к 'Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:

— О повелитель верующих... Поистине, к дочерям царей требуется особое отношение — не такое, как к остальным.

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 255

 

 


'Умар сказал:

— Ты прав... Но что же с ними делать?

'Али сказал:

— Нужно назначить высокую цену за них, а потом предоставить им самим выбрать одного из тех, кто готов заплатить за них такую цену.

'Умар согласился с предложением 'Али.

Одна из царских дочерей выбрала 'Абдаллаха, сына 'Умара ибн аль-Хаттаба. Вторая выбрала Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика. А третья, по имени Шах-Зинан, выбрала аль-Хусейна, сына 'Али ибн Абу Талиба, внука Посланника Аллаха .

 

 


Шах-Зинан приняла ислам, став искренней мусульманкой. Она обрела религию истины, освободилась из рабства. Она стала женой после того, как была невольницей, и обрела свободу.

Она решила порвать все связи со своим языческим прошлым. Она отказалась от своего прежнего имени Шах-Зинан, и её стали называть Газаля. Девушке достался прекрасный муж, человек, достойный царской дочери. Только одна мечта оставалась неисполненной — мечта о ребёнке.

И Аллах почтил её, и она родила аль-Хусейну красивого мальчика. Она назвала его 'Али в честь 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным).

Однако радость Газали продлилась недолго. У нее началась послеродовая горячка, и она покинула этот мир, не успев насладиться общением со своим ребёнком...

 

 


Заботы о младенце взяла на себя невольница аль-Хусейна, которая полюбила мальчика больше, чем любит мать собственного

 

256 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


ребёнка, и заботилась о нём больше, чем заботится мать о единственном сыне. Мальчик рос, не зная иной матери, кроме неё.

 

 


Стоило 'Али ибн аль-Хусейну достигнуть того возраста, с которого человек уже способен приобретать полезное знание, как он прикипел душой к этому достойному занятию. Первой его школой стал его дом. Ах, что это был за дом!..

Его первым учителем стал его отец — аль-Хусейн ибн 'Али. Ах, какой это был учитель!..

Второй школой 'Али ибн аль-Хусейна стала мечеть Посланника Аллаха . в Медине. В те дни в мечети Посланника Аллаха ещё можно было встретить немало доживших до того времени сподвижников. Также она была наполнена старейшими последователями сподвижников.

И те, и другие открывали свои сердца для множества сыновей благородных сподвижников и учили их правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, пересказывали им хадисы Посланника Аллаха и разъясняли им их смысл, а также рассказывали им о жизни Посланника Аллаха и его военных походах. Кроме того, они читали им стихи арабов и учили их понимать красоту этой поэзии. Они наполняли юные сердца своих учеников любовью к Всевышнему Аллаху, страхом перед Ним и богобоязненностью. И они становились деятельными учёными и людьми, которые следовали прямым путём сами и указывали этот путь другим.

 

 


Но сердце 'Али ибн аль-Хусейна ни к чему не было привязано так, как привязалось оно к Книге Всевышнего Аллаха, и ничто так не потрясало его чувства, как благие обещания и угрозы, содержащиеся в Коране. Когда он читал аят,

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 257

 

 


в котором упоминался Рай, сердце его готово было выскочить из груди — так оно стремилось в Рай. А когда ему доводилось слышать аят, в котором упоминался Адский огонь, он вздыхал так тяжко, словно пламя Геенны полыхало у него внутри.

 

 


Когда 'Али достиг расцвета молодости и приобрёл много знания, праведное мединское общество обрело а его лице одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху и богобоязненных представителей бану Хашим. Он был одним из самых достойных н благонравных, добродетельным и благочестивым и обладал глубокими знаниями.

Он с таким усердием поклонялся Всевышнему и был настолько богобоязненным, что в период между омовением и началом молитвы его нередко охватывала дрожь. Он дрожал так, что окружающие замечали это. Когда с ним заговорили об этом, он сказал:

— Горе вам! Как будто вы не знаете, перед кем мне предстоит сейчас стоять, и как будто вам неведомо, с кем я собираюсь вести тайную беседу.

 

 


Юноша-хашимит так поклонялся Аллаху и столь тщательно совершал каждое предписанное Им действие, что люди даже прозвали его Зейн-аль-'Абидин — «украшение поклоняющихся». Они забыли или почти забыли его настоящее имя и заменили его этим прозвищем.

Он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, так что жители Медины стали называть его Саджжад — «совершающий много земных поклонов». И его душа и сердце были так чисты, что его прозвали также Закий — «чистый».

 

 

258 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Зейн-аль-'Абидин был убеждён в том, что духом поклонения и величайшим его видом является мольба. И он любил обращаться к Аллаху с мольбами, взявшись за покров Каабы. Он часто приходил к древнему Дому и говорил:

— Господи, Ты дал мне вкусить милость Твою и пролил на меня блага Твои, и я стал взывать к Тебе, чувствуя себя в безопасности и не испытывая страха, и просить Тебя, ощущая близость Твою и не опасаясь... Господи, поистине, я прошу Тебя так, как просит тот, кто бесконечно нуждается в милости Твоей и чьих сил не хватит, чтобы соблюдать права Твои в полной мере... Прими же от меня мольбу утопающего странника, который не может найти иного спасителя, кроме Тебя, о Щедрейший!

 

 


Однажды Тавус ибн Кейсан увидел, как Зейн-аль-'Абидин стоял в тени Каабы, бормотал что-то, словно погибающий, и плакал, как плачет тяжело больной, и обращался к Аллаху с такой мольбой, с которой обычно обращается попавший в беду. Тавус подождал, пока он перестанет плакать и завершит свою мольбу, после чего подошёл к нему и сказал:

— О потомок Посланника Аллаха , я видел твоё состояние сейчас. Ты обладаешь тремя достоинствами, которые, как я надеюсь, спасут тебя от страха (в Судный день).

Зейн-аль-'Абидин спросил:

— Какие же, о Тавус?

Тот ответил:

— Одно из них заключается в том, что ты — потомок Посланника Аллаха . Второе — заступничество твоего прадеда за тебя. А третье — милость Аллаха.

Зейн - аль-' Абидин сказал:

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 259

 

 


— О Тавус, поистине, моё родство с Посланником М не может гарантировать мне спасение, после того как я слышал слова Всевышнего Аллаха: «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей» (23:101). Что же до заступничества моего прадеда за меня, то ведь Аллах — возвышенны слова Его! — говорит: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (21:28). Что же до милости Аллаха, то Всевышний Аллах сказал: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).

 

 


Богобоязненность воспитала в Зейн-аль-'Абидине многие достойные качества, благородство и кротость.

Сборники жизнеописаний полны историй о его благородных поступках и достойном поведении.

Аль-Хасан ибн аль-Хасан рассказывает такую историю: «Как-то раз мы с моим двоюродным братом Зейн-аль-'Абидином поссорились и я пришёл к нему разъярённый. А он в это время сидел в мечети вместе со своими товарищами. Я высказал ему всё, что у меня накопилось. Он сидел молча, ничего не говоря. Потом я ушёл.

Когда настала ночь, кто-то постучал в дверь. Я встал, чтобы посмотреть, кто пришёл.

Оказалось, что это Зейн-аль-'Абилин. Я не сомневался, что он пришёл для того, чтобы отплатить мне за обиду, которую я нанёс ему. Однако он сказал: «Брат мой, если то, что ты сказал мне, правда, то да простит Аллах меня. А если ты сказал неправду, то да простит Аллах тебя».

Сказав это, он попрощался и ушёл. Тогда я догнал его и сказал: «Клянусь, я никогда больше не сделаю ничего из того, что неприятно тебе!» Он смягчился и сказал: «Можешь забыть о том, что ты сказал мне».

 

260 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Один из жителей Медины рассказывает: «Когда Зейн-аль-'Абидин вышел из мечети, я последовал за ним и стал поносить его, не имея никаких причин для этого. Люди бросились ко мне, желая проучить меня, и если бы им удалось схватить меня, они бы непременно переломали мне кости, прежде чем отпустить. Зейн-аль-'Абидин повернулся к людям и сказал: "Оставьте человека в покое". И они оставили меня в покое. Увидев, как я испуган, он повернулся ко мне с приветливым выражением лица и успокоил меня, после чего сказал: "Ты поносил нас, упоминая о том, что тебе известно, а то, чего ты о нас не знаешь, ещё хуже". Потом он спросил меня: "Есть ли у тебя какая-нибудь потребность, в удовлетворении которой мы могли бы помочь тебе?" Мне стало стыдно перед ним, и я ничего не ответил. Увидев, что мне стыдно, он набросил на меня плащ, который был на нём, и велел дать мне тысячу дирхемов. И после этого каждый раз, встречая его, я непременно говорил: "Я свидетельствую, что ты один из потомков Посланника Аллаха !"»

Один из слуг Зейн-аль-'Абидина рассказывает: «Я был рабом 'Али ибн аль-Хусейна и как-то раз он отправил меня куда-то с поручением. Я задержался, а когда я вернулся, он ударил меня кнутом. Я заплакал и сильно разозлился на него, потому что до этого он никогда никого не бил. И я сказал ему: "Побойся Аллаха, о 'Али ибн аль-Хусейн. Ты отправляешь меня с поручением, а когда я выполняю его для тебя, ты бьешь меня?!" Он заплакал и сказал: "Иди в мечеть Посланника , соверши молитву в два рак'ата, а потом скажи: <О Аллах, прости 'Али ибн аль-Хусейну >. А когда сходишь и сделаешь это, ты свободен ради Лика Аллаха". И я пошёл в мечеть, совершил молитву и обратился к Аллаху с мольбой... Домой я вернулся уже свободным».

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 261

 


Всевышний Аллах дал Зейн-аль-'Абидину щедрый удел. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большие доходы, однако богатство не сделало его высокомерным, и от обилия благ он не стал надменным и горделивым. Он использовал имущество в мире этом, чтобы преуспеть в мире вечном, и его богатство было прекрасным богатством праведного человека. Больше всего из дел благочестия он любил подаваемую тайно милостыню. Когда на землю опускалась ночная мгла, он взваливал на свою слабую и худую спину мешки с мукой и выходил из дома, пока другие люди спали. И он ходил по кварталам Медины, подавая милостыню тем нуждающимся, которые стыдились досаждать людям своими просьбами.

В Медине было немало людей, которые жили, не зная, откуда и каким путём приходит к ним их обильный удел. И только когда 'Али ибн аль-Хусейн Зейн-аль-'Абидин скончался и удел этот перестал появляться у них, они поняли, кто приносил им его.

Когда тело покойного Зейн-аль-'Абидина положили на стол для омывания покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили:

— Что это?

Люди ответили им:

— Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.

 

 


Также известно множество случаев освобождения рабов Зейн-аль-'Абидином — так много, что в это даже трудно поверить.

 

 

262 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он отпускал раба на свободу, если тот совершал какой-нибудь хороший поступок, — в награду за это благое дело. И он освобождал раба, если тот совершал какой-нибудь скверный поступок, а потом раскаивался, — в награду за его покаяние. Утверждали даже, что он отпустил на свободу тысячу рабов и что он не держал у себя в услужении рабов и рабынь больше одного года. Больше всего рабов Зейн-аль-'Абидин освобождал в ночь на праздник разговения ('ид аль-фитр). В эту благословенную ночь он старался освободить так много рабов, как только мог. Он просил их повернуться в сторону киблы и сказать: «О Аллах! Прости 'Али ибн аль-Хусейну». А потом он щедро одаривал — так щедро, что праздник получался радостным вдвойне.

 

 


Зейн-аль-'Абидин занимал в сердцах людей такое место, какого не удостоился никто из его современников. Люди искренне любили и почитали его. Они были очень привязаны к нему и постоянно искали встречи с ним, стремясь увидеть его, когда он выходил из дома или входил в него, шёл в мечеть или возвращался оттуда.

 

 


Рассказывают, что однажды Хишам ибн 'Абд-аль-Малик прибыл в Мекку для совершения хаджа. В то время он был наследником халифа. Он отправился совершать обход вокруг Каабы, собираясь прикоснуться к Чёрному камню. Окружавшая его стража принялась окрикивать людей, чтобы они разошлись и освободили Хишаму путь. Но никто не подвинулся и не отреагировал на крики солдат, потому что это был Дом Аллаха, и все люди — Его рабы. В это время послышались слова «Нет божества, кроме Аллаха» и такбиры, доносящиеся изда-

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 263

 

 


лека. И люди повернулись в ту сторону, откуда слышался голос. Появился человек в окружении небольшой группы людей. Он был красивым и худым. На нём был изар и накидка. Между глаз у него виднелся след от земных поклонов.

И люди разом расступились перед ним, выстроившись в два ряда. Исполненные искренней симпатии и любви взоры встретили его и проводили до самого Чёрного камня, к которому он подошёл и припал.

Один из приближённых Хишама ибн 'Абд-аль-Малика спросил Хишама:

— Что это за человек, к которому люди отнеслись с таким почтением и которому выказали такое уважение?

Хишам сказал:

— Я не знаю его.

А поэт аль-Фараздак присутствовал при этом. Он сказал:

— Если Хишам его не знает, то я-то точно его знаю... И весь мир его знает. Это 'Али ибн аль-Хусейн, да будет доволен Всевышний Аллах им, его отцом и его дедом.

Потом он продекламировал:

 

Он тот, чьи шаги знает Батха,

И Дом, и простая, и святая земля...

Потомок лучшего из всех рабов Аллаха,

Он сердцем чист и пред Аллахом преисполнен страха.

Потомок Фатымы, коль ты его не знаешь,

И дед его сделан Всевышним печатью пророков.

Вопрос твой: «Кто он?» не вредит ему. Не знаешь?

И пусть... Арабам, неарабам — всем известен он.

Руки его благодатны, щедры и всем пользу приносят.

Люди идут к нему, и руки его не бывают пустыми.

Открыт и радушен, бояться его нет причины.

Украшают его благой нрав и благие деяния.

 

 

264 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он «нет» не сказал никому — разве что в ташаххуде*,

И если б не это, он всем только «да» говорил бы...

Добром окружил он людей, им помог, и рассеялся

Мрак вокруг них, и бедность ушла и лишения.

И завидев его, курайшиты уверенно скажут:

Великодушия предел — его великодушие.

Стыдливо он взор опускает, и люди тоже — почтение!

С ним говорят, только если ои улыбается.

И палка в руках его такой аромат источает,

Благоухает, и нос его столь благороден

Он от Посланника Аллаха род ведёт свой.

Прекрасны корни, качества, деянья...

 

 


Да будет доволен Аллах правнуком Посланника Аллаха и да сделает Он его довольным!

Это был уникальный образец человека, который боится Аллаха тайно и явно и до самозабвения страшится Его наказания и стремится к Его награде.

 


* Подразумеваются слова свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, произносимые во время ташаххуда.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия