Оценка реформыНикон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. — Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г. Церковный историк и головщик (регент) Спасского собора Андроникова монастыря в Москве Борис Кутузов полагает, что главный политический аспект реформы заключался в «византийской прелести», то есть завоевании Константинополя и возрождении Византийской империи с помощью и за счёт России. В этой связи, царь Алексей хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом[23]. Кутузов считает, что большая заинтересованность в реформе была у Ватикана, который хотел, используя Россию как орудие против Турции, усилить влияние католичества на Востоке. Священник Иоанн Миролюбов, оценивая «книжную справу» отмечает, что «книги не исправлялись, а заново редактировались не по греческим, а по малороссийским источникам. Внушалось, что церковнославянский язык в его великороссийском изводе маловразумителен и малопонятен современному человеку. Надо бы его приспособить к лексике и фразеологической витиеватости новой светской культуры — культуры барокко. <…> Если мы возьмём дораскольные редакции, они более понятны и более лаконичны»[24]. Вопрос №13 Староверы в современной России и за рубежом. Староверы как целевая группа общественности. Возможности использования данной целевой группы для продвижения российских интересов и культуры за рубежом Митрополит Корнилий: реалии России возвращают староверов за рубеж 12:49 17.09.201344320 Некоторые общины, не приспособленные к русской действительности, сталкиваются с неорганизованностью и коррупцией и уезжают.
© РИА Новости. Геннадий Шишкин ВЛАДИВОСТОК, 17 сен — РИА Новости. Проблемы, существующие в российском законодательстве, и суровые трудности российской жизни заставляют общины староверов, приехавшие на родину из иммиграции, вновь возвращаться за границу, сообщил журналистам во вторник на открытии во Владивостоке выставки о жизни староверов митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий. "Некоторые общины, которые не приспособлены к нашей российской действительности, приезжая из Бразилии, Боливии и Канады, понимают, что там создаются условия для людей, чтобы они могли жить, зарабатывать своим трудом, есть субсидии. Здесь пока у нас этого нет. Они встречаются с нашей неорганизованностью российской, коррупцией, просто разворачиваются и уезжают", — сказал Корнилий. По его словам, положительные примеры все-таки есть и один из них — Калужская область, где живут несколько общин староверов, которые приехали из иммиграции. Областные власти создали им условия для земледелия, стараются поддерживать и ждут, что к ним приедут еще семьи староверов. Как сообщил РИА Новости представитель музея имени Арсеньева, выставка проходит в рамках программы пребывания митрополита Корнилия во Владивостоке. В экспозиции представлены редкие фотографии из жизни старообрядчества современной России и авторских фоторабот с видами уникальной природы Алтая. "Зрители увидят серию фотографий "Из жизни Агафьи Лыковой" Сергея Усика и детские работы из серии "Русские погосты". На выставке представлена коллекция одежды алтайских старообрядцев, переселившихся в Южно-Уссурийский край с 70-80-х годов XIX века, и редкие рукописные старопечатные книги, принадлежавшие старообрядческим семьям Приморья", — сказал собеседник. Американские староверы хотят жить в России 16 июля 2012, 12:16 Старообрядцы заново создают на Алтае собственное село Анамас. Прошлой осенью сюда переехала семья Александра Попова из Алтайского края. У него и его супруги Дарьи пятеро детей. Старшему 15 лет, младшему - несколько месяцев. Посмотреть на возрождающееся село старообрядцев на Алтае приезжал старовер из США Владимир Селезнёв. Старообрядцы заново создают на Алтае собственное село Анамас. Прошлой осенью сюда переехала семья Александра Попова из Алтайского края. У него и его супруги Дарьи пятеро детей. Старшему 15 лет, младшему - несколько месяцев. Посмотреть на возрождающееся село старообрядцев на Алтае приезжал старовер из США Владимир Селезнёв. В штате Орегон, где он живет, есть коммуна из 10 тысяч русских переселенцев-староверов, сообщает портал Russkie.org. "В общине все до сих пор ходят в наших платьях и косоворотках. И молодые, и пожилые, ничего не стесняются. Дети ходят в американскую школу, молодежь - в колледж. И все в нашей старообрядческой одежде", - рассказал Селезнев. По его словам, многие из них хотели бы вернуться в Россию, поэтому в Анамас он приезжал "на разведку". Село Анамас появилось на Алтае еще в 1886 году. В начале 1990-х оно полностью опустело, однако сохранило официальный статус.
|