Студопедия — Религиоведение – особая область гуманитарного знания, представляющая собой триединый анализ феномена религии: философский, культурологический и исторический.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиоведение – особая область гуманитарного знания, представляющая собой триединый анализ феномена религии: философский, культурологический и исторический.

ТЕМА: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА

План:

1. Предмет религиоведения. Религиоведение как наука.

2. Религия как особый духовный феномен.

3. Происхождение и типология религии.

1

Религиоведение – особая область гуманитарного знания, представляющая собой триединый анализ феномена религии: философский, культурологический и исторический.

Философский анализ, однажды возникнув, постепенно развился до философии религии, т.е. учения о сущности религии. Но это было бы невозможно без выяснения места и роли религии в культуре, без понимания культурного смысла религии. В свою очередь, культурология религии была бы не возможна без истории религии.

Таким образом, религиоведение состоит из трех взаимосвязанных частей: философии религии, культурологии религии и истории религии.

Истоки религиоведения восходят к началу философии. Так, философия религии возникает в VI в. до н. э. и долго развивается как критика религии. Это и учение Ксенофонта о том, что люди создали своих богов по своему образу и подобию, это и идея Демокрита о возникновении веры и богов из страха перед грозными силами природы, это и взгляд Крития на религию как на изобретение политиков для управления людьми. В эпоху Возрождения критика религии воплощается в идее пантеизма, т.е. в учение о тождестве Бога и Природы (Универсума). Чрезвычайно популярна среди учёных и философов XVII-XVIII веков была концепция деизма, согласно которой Бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерный ход событий (Вольтер, Руссо и др.).

Наконец, критика религии завершается созданием атеизма, философской основой которого была материалистическая философия и в особенности диалектический материализм.

Однако, философия религии, начиная с первых веков нашей эры, также получает развитие и в качестве апологии, т.е. защиты, обоснования религии.

Уже в XIII в. Фома Аквинский философию религии трансформировал в ТЕОЛОГИЮ – философское обоснование основных догматов христианства.

Т.о. критическая ветвь философии религии завершилась атеизмом, апологетическая же – теологией. Получается, что атеизм и теология – полярные точки в развитии философии религии и пересекаются с религиоведением только через философию религии.

Подводя итог вышесказанному, можно представить религиоведение как сумму философии религии, культурологии религии и истории религии, которая существует в пространстве между двумя точками «атеизм» и «теология». С содержательной стороны религиоведение должно быть объективным обобщением одновременно критического и апологетического анализа религии.

 

 

 
 
Религиоведение


 

           
   
 
А Т Е И З М
   
Т Е О Л О Г И Я
 
 

 


Деизм Пантеизм Религиозная

философия

 

 

Критика Объективный Апология

религии анализ религии

религии

 

2

Существует давнее мнение о том, что рационально, а значит, научно определить сущность религии невозможно, т.к. религия для науки и философии область неизведанная и недоступная; религия начинается там, где кончается философия религии и наоборот. И всё же, научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было не является неразрешимой задачей.

Просветительское определение религии. Вольтер, Дидро, Гольбах определяли религию, как следствие обмана, с одной стороны, и невежества с другой.

Философское определение религии. И. Кант в «Критике чистого разума» определяет религию как явление, основанное на вере в Бога, в существование души и её бессмертие. Как считают философы-материалисты, религиозное мировоззрение основывается на:

- на вере человека в два мира (этот свет и тот свет);

- на вере и поклонении неким высшим силам, господствующим над людьми и способным творить чудеса (икона, молитва, св. мощи).

Марксистское определение представляло религию как «превратное мировоззрение превратного мира» и как «опиум народа».

Религия в понимании русских и украинских мыслителей. Сковорода, Юркевич, Достоевский, Бердяев и др. понимали религию как стержень культуры, как основу нравственности. Они указывали на тот факт, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу.

Как видно, ни одно из приведенных определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии. В лучшем случае, все эти определения нужно рассматривать как взаимодополняющие.

Феномен религии сложен и многообразен.

Религия – это, во-первых, учение, некоторая система идей, объединённых вокруг центрального мировоззренческого отношения «Я – Вечность». Как правило, религиозное учение состоит из двух частей: основополагающей (свод священных книг) и комментаторской (интерпретация и толкование священных текстов).

Во-вторых, религия – это так называемая вера, это мир внутренних, интимных переживаний и чувств, которые сами по себе составляют часть духовного богатства человека и уже поэтому заслуживают уважения и толерантного отношения к ним.

В-третьих, понятие религии включает в себя церковь как сообщество верующих, исповедующих одну религию. Причастность к единому, коллективному религиозному чувству охватывает человека во время общей молитвы и коллективного священнодействия.

В-четвёртых, религия как церковь – это дом молитвы, или согласно христианству, дом Бога, куда люди приходят со своими бедами и несчастьями, а уходят просветлёнными и с надеждой в сердце. Храм – это эпицентр религиозных чувств.

В-пятых, религия как церковь – это особый синтез искусства (музыка, пение, живопись, скульптура, театральное действие, ораторское искусство), осуществляющийся в храме.

Наконец, религия как церковь – это иерархия священнослужителей, клир. Это организация, построенная по принципу жесткой субординации, подчинения низшего высшему.

Итак, понятие религии как целостного феномена многомерно и многозначно. И хотя в лекции приведены лишь главные измерения этого феномена, однако, этого достаточно для того, чтобы воздержаться от неуважительных, поверхностных высказываний в адрес религии.

3

Первые следы духовной деятельности относятся, как правило, ко времени 30-40 тысяч лет тому назад. Логично предположить, что первые религиозные верования возникли в этот же период, вместе с возникновением культуры. Архаическая культура для нас «немая», т.к. не сохранилось ни имён, ни идей, ни описания ритуалов. Она была синкретична, т.е. в ней сочетались различные воззрения, а мир осознавался с помощью образов.

Несмотря на многообразие сохранившихся ранних верований можно, выделив нечто общее, говорить о единых типах верований для всех архаических культур.

Фетишизм (от португ. feitico) – «амулет», предмет, обладающий защитными свойствами. Это одна из самых ранних форм религии. Фетишем мог стать любой предмет поразивший воображение человека. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов – оберегов, которые должны оберегать своего владельца. Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или сильное дерево. Особая группа фетишей связана с распространением культа предков. Их изображения становятся предметом поколения. Часто ими были человекоподобные фигурки из дерева или камня.

Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований и в первую очередь с тотемизмом. Это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Тотем не обожествлялся, его не наделяли свойствами и качествами Бога. К нему многие народы обращались как к старшему брату или отцу. Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии – культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Он проявляется в запрете убивать определённых животных и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклинании зверя и его поедании во время обряда задабривания духа животного. С тотемизмом связаны промысловый культ – почитания тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени и культ растений – фитолатрия, вера в то, что из растений появляются семена жизни.

К наиболее ранним формам религии относится анимизм (от лат. animus – душа). Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества. Анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы – аниматизм. Представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у всех древних народов. Такие верования живы и сейчас. А поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований. Одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов является сохранившийся до наших дней культ предков (почитание душ умерших родственников). Духам предков оказывают определённые почести и внимание, при этом существует вера в их постоянное покровительство.

Проявления культа предков очень разнообразны. Прежде всего он находит отражение в погребальных обрядах, которые у каждого народа имеют свои особенности и характерные черты. Тела умерших зарывают в землю, кремируют, покойников оставляют на специальных помостах. Существуют воздушные погребения, эндоканнибализм (поедание умерших), ношение трупа с собой. Почитание «родителей» - это настоящий семейный культ предков. У славян родителей поминают в «родительскую субботу» (перед Масленицей и Троицей), дни послепасхальной недели.

Ещё одной из основных и древнейших форм религии является магия. Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных сверхъестественных сил. В ведении магов находились общение с духами – предками племени, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов и противоядий. Магические обряды часто представляли собой настоящее театральное действо с пением заклинаний, танцами. Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивающие удачную охоту и плодородие. Для этого использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, дерева. С течением времени появились новые посредники между миром людей и миром божеств – жрецы, священнослужители в устах которых заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения, а сами магические обряды стали носить не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла, она существует и ныне...

Ещё одной из самых древних форм религиозной практики является шаманство. Шаман – это посредник между миром людей и миром духов. Он отличается от жрецов и священников тем, что священнодействует с помощью духов, более того, его избирают сами духи. Будучи избранным духами, шаман проходит пересотворение, которое происходит жестокими способами, после чего он становится особым человеком, наделённым необычными свойствами.

Общение шамана с духами – это ритуал. Он носит название камлание. Но камланием принято называть не каждый ритуал общения, а только тот, в ходе которого шаман впадает в транс, или экстаз. При этом состояние его сознания разительно отличается от состояния сознания тех, кто присутствует.

Шаман должен ограждать своих соплеменников от бед и болезней, поддерживать хозяйственную жизнь племени, лечить людей. Часто он доставляет души умерших в загробный мир, т.к. без этого душа могла заблудиться и вечно блуждать без пристанища.

С течением времени и появлением развитых религий фигура шамана отодвигается на периферию религиозной жизни. Но шаманство наложило заметный отпечаток на более поздние верования. Чуть не всем религиям мира известнее фигура пророка. Первыми пророками были, конечно, шаманы. Они же первые мистики. Мистицизм – это форма религиозной практики, при которой человек сливается с божеством. Шаман действительно служит людям не зависимо от погоды или времени суток. Его труд бескорыстен. Поэтому шаманы живут обычно бедно.

Нельзя утверждать, что шаманство как форма религиозной деятельности подходит к своему концу. Оно нашло своё место в современном мире фактически в любом уголке земного шара.

При всей наивности архаических верований их не следует считать ни примитивными, ни дикими. Во-первых, потому, что все современные религии содержат в себе в том или ином виде многие идеи этих верований. Во-вторых, потому, что приобретя много знаний, мы утратили многие присущие нашим предкам способности – проницательность, мистическое постижение и др. Наконец, в-третьих, такое отношение неуместно и из соображений толерантности.

Если говорить о типологии религии, то их следует различать по следующим признакам:

- хронологическому; все религии делятся на два типа: архаические и религии цивилизованных обществ;

- теистичности, т.е. по наличию или отсутствию в них идеи Бога – на дотеистические и теистические;

- по составу пантеона – на политеистические, т.е. религии многобожия и монотеистические, т.е. религии единобожия (иудаизм, христианство и ислам);

- по этническому основанию – на национальные и так называемые мировые, или вселенские.

Национальные религии более или менее герметичны и связаны с определенной нацией – иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.

Мировые религии наднациональны, т.е. получили широкое распространение среди разных народов и заключают в себе общечеловеческие идеи и ценности, обращены ко всему человечеству. Их всего три: буддизм, включающий два направления – хинаяна и махаяна; христианство, включающее три основных направления – католицизм, православие и протестантизм; ислам – имеющий два главных направления – суннизм и шиизм.

Корни религии:

Онтологические: причины и основания религии коренятся в отношении смертного человека к Вечности. Человек телесный смертен и это очевидно, однако смертность человека духовного далеко не очевидна, хотя и доказать его бессмертие невозможно. Т.о. противоречивая природа человека неизбежно порождает веру в личное бессмертие, являющуюся одним из самых существенных признаков религии.

Социальные. Бессилие перед природой, а точнее, осознание этого бессилия – одна из причин религии. Религия способна помочь человеку в трудные моменты его жизни. Со временем добавилось бессилие человека перед законами общества.

Гносеологические. Они коренятся в познавательном отношении человека к Бесконечному, которое выражается в противоречии между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания. Только религия объясняет мир как целое от его начала и до «конца времен». Она дает ответы на вопросы: откуда мы?, кто мы?, куда идем? и т.д.

Психологические. Эти корни есть ни что иное как наличие у человека обыденного сознания. Именно оно формирует у человека религиозное мировоззрение. С определенной долей достоверности можно утверждать, что «религия живет эмоциями, живет не небом, а землёй».

Компоненты религии:

«Религия есть совокупность представлений, настроений, действий» – утверждал Г.В. Плеханов.

- Представления, т.е. совокупность взглядов на человека и окружающий мир;

- Настроения, т.е. чувства людей, а точнее чувственное восприятие церковных обрядов;

- Действий, т.е. религиозных культов;

- Организаций, т.к. нет религий без организаций

Функции религии:

- мировоззренческая, т.к. религия включает определенное миропонимание, объяснение мира, природы человека, смысла его существования;

- компенсаторская, т.к. социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общине;

- коммуникативная, т.к. религия осуществляет общение людей, которое происходит, прежде всего, в культовой деятельности. Богослужение в храме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом;

- регулятивная, т.к. религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей;

- интеграционная, т.к. религия выступает фактором интеграции общества. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
править]Тхеравада | Религиоведение: предмет и структура

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия