Классификация социального взаимодействия1. Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные), 2. по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами, 3. Разнонациональные, 4. Между людьми разного достатка, и т. д.
Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений. Общепринятыми признаками социального взаимодействия являются: предметность, доступность для наблюдения со стороны и регистрации, ситуативность, рефлексивная многозначность. Видами взаимодействия могут являться: консенсус (компромисс, соглашение, сделка), конфронтация (борьба, конфликт, антагонизм, соревнование), сотрудничество (сотворчество - творческий союз). Таким образом, социальное взаимодействие состоит из следующих элементов: - индивид или социальные группы, совершающие определенные действия; - изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий; - влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; - обратная реакция этих индивидов. Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные.
6.Что такое социальное мифотворчество? Какие мифы вы знаете? Термин «социальное мифотворчество» двузначен. Он указывает на два взаимосвязанных явления – во-первых, на творчество социальных мифов, целенаправленное создание элементов мифосимволической системы, затрагивающей политические, социально-исторические и иные аспекты человеческой жизни; а также, во- вторых, на социальное творчество мифов, которое социально в том смысле, что, осуществляясь в коллективном сознании, лишено черт преднамеренности и индивидуальной целенаправленности. Можно сказать, что первое – это искусственное взращивание мифического, а второе – процесс его самопроизрастания. различая два типа мифогенеза, мы используем деление социальных мифов на «искусственные», или позитивные, и «естественные», или нативные. Миф позитивный целенаправленно творится; хотя и не каждый продукт подобного творчества при этом становится действительно мифом – как и не каждый позитивный закон становится правовым явлением. Источник позитивного мифа – индивидуальное или индивидуально-коллективное действие: мы видим его в художественно-артистических опытах, религиозном новаторстве, политических технологиях, научных и философских доктринах – и, прежде всего, разумеется, в работе их творцов. За всем этим стоит более или менее осознанная и целенаправленная активность мифотворцев, которые стремятся сделать свой миф-сказ былью, привив черенок личного творения и усилий к мощному древу коллективного сознания. Иногда это удается, иногда нет: мы становимся свидетелями либо взрастания нового мифа, либо образования псевдо-мифического, ложно-мифического нароста, эфемерного и бесплодного. Миф нативный – это миф, образующий социокультурную основу коллективного сознания. Он безыскусен, «наивен», «примитивен» в смысле лишенности какого-либо целенаправленного вмешательства в его формирование и развитие, его можно назвать «естественным», «прирожденным, природным, родным» (англ. native, фр. natif, naïf, лат. natio, natālis). Натив познается по тому конгломерату позитивно-мифического, который устойчиво существует в коллективном сознании и его манифестациях. Так же, как по богатству флоры можно судить о свойствах почвы, по живущим, возникающим и погибающим позитивно-мифическим конструкциям можно судить о нативной мифосимволической основе социального бытия. Гипотеза нативного мифа существенно необходима для изучения современных мифов. Современный социальный миф не является эфемерным и безосновным образованием, ежедневной корыстной забавой политиков и политтехнологов или продуктом невежества масс – это важно иметь в виду, приступая к исследованию различных проявлений мифического в неархаической культуре. Путь отождествления современного мифа и выдумки, лжи, манипуляционного измышления ведет в никуда. Позитивный миф всегда подразумевает нативно-мифическую основу. Таково универсальное свойство позитивно-мифической конструкции: она всегда указует на нечто более глубокое, чем она сама. Это справедливо для каждой нативно-достоверной системы позитивных мифов. Не случайно стремление многих исследователей истолковать их метафорическим, аллегорическим, историко-аналитическим или «археологическим» (в терминологии М.Фуко) способом. Попытка найти глубину мифических сказаний, убежденность в существовании такой глубины смысла часто эксплуатируется создателями творений совершенно разного рода – от житийных сказов до псевдо-мифических россыпей газетных колонок. Настоящий миф нераспознаваем субъектом мифического сознания – будь то отдельный человек или народ. Как только возникает убеждение в «мифическом» происхождении того или иного высказывания, миф – если он действительно существовал, а не был изначально псевдо-мифической конструкцией – переходит в завершающую стадию мифогонического процесса. Известный пример – мифы Древней Греции, бывшие когда-то проявлениями нативных убеждений греческих полисных сообществ: став олитературенными рассказами о «пантеоне богов», популярными как занимательный рассказ уже в период заката древнегреческой полисной культуры, и потом – на протяжении всего развития западноевропейской цивилизации начиная с эпохи Ренессанса, они утратили свою сакральность и свою наивность. Миф перестал быть позитивно-мифическим сказом, подкрепленным нативными переживаниями, как только его поименовали «мифом», «сказкой» в самом обыденном значении этого слова
|