ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕГИПТА Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
Древний Египет вошел в историю как ПРЕКРАСНАЯ и утонченная цивилизация. Египетская экономика характеризовалась • командно- управляемым производством и распределением, • процветающей торговлей с другими народами В Египте было три основных ведомства управления: • финансовое, • военное, • общественных работ Раннее развитие иероглифического письма и познание астрономии и математики обусловили интерес египтян к экономическим вопросам. В Древнем Египте был создан письменный памятник самый ранний в истории экономической мысли: “ Поучения гераклеопольского царя своему сыну ” В трактате III тысячелетии до н.э. “ Поучение гераклеопольского определялись основы экономики правовые и собственнические отношения
В «Поучении» рекомендовалось: • это было важно для: • ирригационного строительства • передела земель после ежегодного разлива Нила, • Ведения культового строительства Экономическая мысль в Среднем и Новом царствах представлена сочинением «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» В Поучении Ахтоя записано: • грамотные люди играют важную роль в управлении • занятие писца превосходит занятия медника и плотника • нет писца, не обеспеченного пропитанием “Поучение Ахтоя” обращено к молодежи с призывом учиться, повышать свое образование Экономическая мысль Нового царства (2 тыс. до н.э.) представлена работами Анналы Тутмоса III и Папирус Вильбура В Древнем Египте ведущей была государственнаясобственность Частная собственность вельмож выступала как должностное владение и передавалась сыну, только при условии, что сын получал должность отца Чтобы предмет стал частной собственностью надо доказать: • 1) что ОН сделан своими руками в свободное время; • 2) что ОН из собственного материала; • 3)что (постройка, гробница) находится на собственной, а не государственной земле. Экономическая мысль царства Позднего периода • архивные документы: • дарения земли храмам, • договоры об аренде и найме В Древнем Египте XXIII - XXI вв. до н.э. возникла Гражданская война • в результате чрезмерного усиления государственной эксплуатации • и ростовщичества Эти события нашли отражение в “ Речении Ипусера ” Речение Ипусера бы написано спустя несколько веков после Гражданской войны. Очевидно потому, что экономическая ситуация прежних лет вновь стала актуальной “Речение” было написано с позиций интересов господствующей части чиновничьего аппарата Ипусер писал: Земля перевернулась подобно гончарному кругу: • Простолюдины стали богатыми. • Собственники богатства стали неимущими • Система централизованного управления была восстановлена • Она сделала возможным • создание сложнейшей системы ирригации • построении пирамид и храмов - величайших чудес света.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Китайская цивилизация сложилась во втором тысячелетии до н.э В своей эволюции она прошла два периода ШАНЬ - 1600 по1300 г. до н.э. ИНЬ - 1300 - 1027 г. до н.э Экономическая мысль Китая сложилась в первом тысячелетии до н.э. Основная задача экономической мысли Китая создание учения • о совершенствовании управления на огромных территориях, • о регламентация налогов и повинностей Большее влияние на экономическую мысль в Китае оказал Конфуций Кон-фу-цзы (551 — 479 до н.э.) Перед рождением Конфуция к его матери пришел сказочный зверь, встал на колени и из его пасти выпал алмаз с надписью гласившей что её сын будет властителем, но без трона Конфуций стал властителем идей на многие века, но никогда не был богачом и политической власти не имел. Конфуций получил место надзирателя государственных земель и амбаров в своем городе Бескорыстие, честность и справедливость позволили ему стать учителем в 22 года С учеников он брал низкую плату, Но учил только способных и старательных Социально-экономические взгляды Конфуция основывались на концепции: “для того, чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно жить в согласии с самим собой” Конфуций был сторонником сильной государственной власти и богатого общества Для достижения “великого процветания” в обществе должны установиться отношения почтительности и человеколюбия, соблюдения сыновнего долга и отцовской любви Конфуций признавал деление общества на два сословия: высшее и низшее Высшее - благородное должно соблюдать этикет и управлять обществом Удел низшего - заниматься физическим трудом Учение Конфуция изложено его учениками в трактатах в которых признавалось, что высший долг гуманного управителя состоит в заботе о народе и предупреждении бунтов. Правитель, если он “совершенномудрый”, должен установить умеренные налоги В трактатах большое внимание было уделено активной роли государства в регулировании хозяйственных отношений Конфуцианство стремилось совместить государственность и человечность. Конфуцианство было многие века основой общественной жизни Китая В IV – III вв. до н.э. был создан коллективный экономический трактат ГУАНЬЦЗЫ Над трактатом трудилось несколько тысяч учёных Древнего Китая - членов Академии «ДВОРЦА НАУК У ЗАПАДНЫХ ВОРОТ»
|