Студопедия — Боги Древнего Египта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Боги Древнего Египта






 

 

Из растений египтяне наиболее почитали лотос. Они считали, что из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Среди неорганической природы больше всего почитались заострённые камни, по аналогии с которыми стали строиться обелиски.

Многобожие египтян не способствовало укреплению централизованного государства. Один из фараонов XIV века до н.э. Аменхотеп IV попытался упразднить всех богов, оставив только бога Солнца Атона. Для этого он сделал столицей государства город Ахетанон (нынешнее городище Эль-Амара), сам принял имя Эхнатон (угодный богу Атону), отменил культы других богов, закрыл их храмы, конфисковал храмовое имущество. Но сопротивление могущественного старого жречества и знати было настолько велико, что после Эхнатона, его преемники не сумели сохранить его реформы. Культы старых богов были восстановлены.

Главная доктрина египетской религии – бессмертие души. На основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конец жизни. Умерший непременно должен воскреснуть и продолжить прекрасную жизнь. Согласно их вероучению, человек состоит из тела – Сах, его тени – Шунт, его имени – Рен, его привидения – Ах, проявления сущности – Ба и души человека – Ка, которая является его бессмертным двойником. Со смертью погибает материальная основа человека. Его душа живёт вечно, и если созданы необходимые условия, одно из которых сохранение тела умершего, то душа непременно соединиться со своим телом и умерший воскреснет. Для сохранения тела в Египте возникло искусство изготовления мумий.

Сведения о пути на тот свет, насыщенном препятствиями, подробно описаны в нескольких книгах, где даются советы, как их преодолеть: «Книга мёртвых», «Книга о вратах», «Книга о подземных пещерах», «Книга о том, что есть в другом мире». В них рассказывается также о том, как проходит суд над умершими перед троном Осириса. На одну чашу весов клали сердце усопшего, на другую страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из сорока богов, окружавших Осириса, задавал вопрос умершему, а весы контролировали правильность его ответа. Ответ должен быть всегда отрицательным: «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убивал», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист». Взвесив все «за» и «против» Осирис выносил приговор. При неблагоприятном решении умерший попадал в утробу чудовища с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила по имени Амелит – Пожирательницы. После этой второй смерти человек умирал окончательно. В случае положительного решения умерший попадал в царство Осириса, которое не являлось раем и было заселено страшными львами, змеями, скорпионами и крокодилами. Кроме того, там нужно было работать. Если умерший при жизни имел рабов и слуг. Они могли работать за него. Их олицетворяли статуэтки у него в могиле. Заупокойный культ был настолько силён у египтян, что вся их жизнь была посвящена приготовлениям к долгой, безопасной и счастливой жизни после смерти через заботу о погребальной утвари, жертвоприношения, через строительство гробниц, пирамид и обелисков.

Религия египтян отразилась на всей их культуре. Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, представляли собой молитвы богам и хозяйственные записи. Занимаясь посевами и жатвой зерна, они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. По этому календарю весь год состоял из 365 дней и делился на три сезона, каждый из которых состоял из четырёх месяцев. Древние египтяне примерно тогда же, а именно во II тысячелетии до н.э., первыми в истории человечества изобрели часы – водяные, а также маленькие карманные и солнечные нашейные часики. Обычай мумификации трупов дал толчок развитию медицинской науки в Египте. Было сформулировано учение о кровообращении и сердце как его главном органе, установлена связь между повреждением мозга и расстройством функций частей тела и прочее. Искусство также развивалось на основе египетской религии. Ставился высокий, сужающийся кверху, обелиск в честь бога Ра, верхушка которого покрывалась медью, а сами обелиски – иероглифами. Перед заупокойными храмами возвышались сфинксы, олицетворявшие мудрость, загадочность и силу правителя. Сфинкс представлял собой существо с головой египетского фараона и телом льва. Шедеврами египетского искусства также были статуи фараонов, образцы декоративно-прикладного искусства. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» – удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила. Поэтому для звучания музыки подбирались инструменты не по тембру, а по их мистическим свойствам.

Иначе говоря, египетская культура отразила желание древних египтян воспеть их жажду бессмертия и собственное осознание силы. Второе желание воплотилось в монументальном искусстве.

Культы, обряды и праздники Месопотамии. Многообразие богов Месопотамии объясняет обилие культов, обрядов, праздников. Раннешумерские божества IV – III тысячелетия до н.э. выступали, прежде всего, как податели жизненных благ и изобилия. За эти качества их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. По значимости раннешумерских богов можно объединить в три группы. Большую часть группы составляли местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу составили боги - покровители крупных городов. Наконец, были боги, которым поклонялись все шумерские города. Самыми могущественными из всех богов были: Ан – бог неба и отец других богов; Энлиль – бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба, изобрёл мотыгу, подарил её людям и почитался как покровитель земли и плодородия; Энки – бог океана и пресных подземных вод. Эти и другие могущественные боги пренебрежительно относились к людям. Поэтому, чтобы смягчить их, обратить их внимание на нужды людей, им посвящались пышные и красивые праздники. История богов Месопотамии стала основой шумеро-аккадской литературы. Она представлена гимнами богам, молитвами, обращёнными к ним, религиозными мифами и легендами.

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации и культуры стала Вавилония с главным городом Вавилон[26]. Цари этой страны во II тысячелетии до н.э. сумели объединить области Шумера и Аккада и создать большое Вавилонское царство, расцвет которого пришёлся на время правления шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи.

С укреплением централизованной власти многие боги постепенно стали упраздняться. Из всех прежних городских богов стал выдвигаться Мардука, который повсеместно почитался как царь богов. В честь этого бога весной совершался праздник нового года, который назывался Хагмук. Праздник посвящался победе Мардука и воцарению его над богами, сотворению им мира и людей и основанию небесного Вавилона. Новый вавилонский год сопровождался драматическими мистериями, которые совершались под чтение «Поэмы семи таблиц» и изображали главнейшие события этой поэмы. На этом празднике в храме, названном «палатой судеб», перед статуями великих богов, то есть как будто на их собрании, жрецы совершали гадания о предстоящем годе. С результатами этих гаданий царь должен был сообразовывать свою внешнюю и внутреннюю деятельность. Праздники заканчивались обрядами, заимствованными из культа шумеро-аккадского бога воды и растительности, ежегодно умиравшего и воскресавшего Таммуза, а также культа его супруги богини плодородия и плотской любви, природы жизни и рождения, изображаемой в виде женщины – дерева, Иштар. Один обряд посвящался смерти и воскресению Бэла-Мардука, при котором читался текст об обстоятельствах смерти и воскресения Бэла. Он напоминает библейскую историю смерти и воскресения Иисуса Христа. Другой обряд изображал брачное сочетание Мардука и его супруги Царпаниту. Этот обряд имел магическое значение обеспечения плодородия.

Вавилоняне верили также в бесчисленных добрых и злых духов и посвящали им свои обряды. Особое место в религиозной культуре вавилонян занимали культы духов рек и каналов. Существовало представление о духах хранителях дома. Им у входа в жилище ставили их изображения. Вавилоняне поклонялись духам умерших, и в определённые сроки







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия