Студопедия — Н. К. Гарбовский 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н. К. Гарбовский 5 страница






345. Поскольку время в некоторых аспектах входит в Структуру как определитель (координата), а в других – как элемент Структуры (представление), причина и следствие могут быть значительно разделены во времени. Но расплата неизбежна.

346. Эта взаимосвязь явлений не может быть подтверждена на уровне интеллекта, так как последнему недоступны все аспекты Структуры, – его описания (как любые описания) всегда неполны. Этот принцип “карма”) может быть для нас лишь верой, но верой необходимой, так как это – вера в Единство, высшую Гармонию, проявляющуюся как высшая Справедливость в этическом аспекте.

В противном случае мы выбираем тьму вместо Света, хаос вместо Гармонии, обман вместо Истины, но при этом всегда знаем, что истинно – другое, что наш выбор обусловлен слабостью, неспособностью “смотреть правде в глаза”, видеть себя в истинном свете.

347. Иногда нам выгодно кое-что списывать на счет случайности. Если бы не внутренние неудобства, происходящие от трогательной привязанности к своей персоне, мы могли бы увидеть закономерность везде, где пожелали.

348. Мы сами боимся некоторых откровений, поскольку они ставят нас перед весьма серьезным выбором. Откровение и постижение определяются силой духа, мерой ответственности, которую человек может принять на свои плечи.

Откровение дается лишь тому, кто способен честно вынести связанную с ним боль саморазоблачения и новое чувство ответственности, более серьезное чем прежде.

Чувство самосохранения блокирует прозрение для неподготовленных. Они сами не допускают себя недостойных к святыне.

349. Насколько ты отрыт миру, настолько мир открыт тебе. Сумеешь читать в душах, если не будешь бояться, что кто-то заглянет внутрь тебя.

350. Приближение к Гармонии можно охарактеризовать степенью самотождественности (адекватности), – это соответствие себя себе, себя миру, мира – себе и мне.

351. Повышение адекватности проявляется в усилении чувства закономерности, высшей Справедливости, правильности всего происходящего и благодарности судьбе. Формальное проявление: сокращение периода задержки реакции “внешнего” мира. Ответ (искупление “кармы”) приходит достаточно быстро; мир предостерегает от накопления деформации (“грехов”) и на всякую дурную мысль отвечает незамедлительным наказанием.

Для того, кто близок к полной адекватности, исчезает временная разорванность. Он достигает цельности, живя не будущим, а настоящим моментом, – даже тогда, когда в этот момент включена забота о будущем.

352. Не всякая гипотеза становится живой концепцией, действующим мировоззрением, веримой реальностью. Но всякое Мировоззрение, сознательно или нет, стремится к расширению, к обобщению, к предельной полноте, охватывающей все возможности.

353. Единая Структура бесконечных возможностей (Мир-Концепция) является пределом саморазвития всех возможных мировоззрений. Бытие этой высшей Концепции как предела возможностей – абсолютно, как субъективного мировоззрения – более или менее конкретно (очевидно).

354. По мере развития концепции (или все большего охвата Структуры) акцент очевидности смещается в “абстрактные” области (в нашем понимании). Тогда такие “нумены”, как абсолютная Гармония, Единство бесконечных возможностей, высшая Справедливость, вечность – более очевидны (ясны для сознания), чем бытие конкретных преходящих вещей (трансментальное видение). Подобно этому для обычного зрения бытие вещей (что тоже можно рассматривать как некоторую степень абстракций) более очевидно, чем бытие непосредственно воспринимаемых ощущений (свойств), из которых сознание (как принято с читать) синтезирует вещи.

355. Видение высших метафизических абстракций можно рассматривать как дальнейший продукт сенсорного синтеза, хотя это мало похоже на обычное восприятие феноменального мира. Точнее было бы назвать это не “видением” (феномена), а “пребыванием в нумене”, насколько ТАМ уместна такая классификация. Это можно сравнить с известными(“очевидными”), но формальными (нефеноменальными) восприятиями: например, восприятие времени, эмоциональных состояний, еще не оформившихся в слова мыслей.

356. Очевидность движения сменяется очевидностью времени, затем приходит очевидность вечности – не абстрактной бесконечности и безначальности времени, не бессмертия данного субъекта: скорее – это бессмертие субъекта-вообще, непрерывность сознания субъекта-вообще, абсолютного субъекта, самопроявляющегося в конкретных. Для ума это удобно выразить в отрицательной форме, – как “невозможность небытия”. Но небытия – субъективного (принцип субъективного бессмертия).

357. Абсолютное Единство нетрудно сделать интеллектуальной очевидностью: ведь множество существует как множество именно потому, что оно – Единство. Туднее увидеть (пребывать в ней) связанность этой структуры, её абсолютную Гармонию, – так мы её назовем хотя бы потому, что все возможное и вообразимое – только части этого Единства, но когда мы берем Целое (хотя бы потенциальное), мы не можем судить его по критериям частностей, наоборот, оно высший критерий, предел совершенства.

358. При осмыслении и рассматривании интеллектуальной очевидности (ментальная медитация) можно заметить, как она плавно, без резкой границы переходит в очевидность интуитивную (трансментальное видение, пребываение в нумене) которая всегда присутствует в некоторой степени, но осознание её присутствия может происходить скачкообразно.

359. То, что субъект считает собой, есть постоянно меняющаяся, пульсирующая область Структуры возможностей, объединенная возможностью самозацикливания (“я есмь”) и противопоставленная остальной – несамозацикленной части Структуры – “не я”. Все вместе образует сознание абсолютного субъекта – то, где всё происходит.

360. Граница этих двух областей, – посредник, принадлежащий им обеим есть организм (точнее представление об организме), через который осуществляется их взаимодействие.

361. Путем переосмыслевания соотношений этих частей Структуры можно найти (создать) другие посредники, например, “астральное тело”, “энергия мысли” и т.п.

С другой стороны, растворение границы (дереализация субъекта) отменяет необходимость посредника.

362. В пределе – творение мыслью, полное отождествление познания и творчества. Здесь желание (воля), как нечто противопоставленное реальности, полностью дереализовано (не длится). Скорее, желание – это и есть реальность, воля тождественна вере (“Божья воля”), но эти понятия, естественно, дереализованы, как в любом самопроизвольном процессе. С внесубъектной “точки зрения” они оказываются чисто человеческими условностями.

363. Абсолютная вера – это уже не вера, абсолютная воля – это уже не воля. Это – все, что происходит.

364. Какая разница, владеть большим или малым, если всегда по обе стороны – бесконечность. Но тот, кто ничего не имеет, владеет всем.

365. Человек, стремящийся к могуществу, (в пределе) хочет быть всем, оставаясь в то же время собой. Это стремление абсурдно в самой идее: быть собой можно только в противопоставлению “не себе” – тому, над чем ты не властен.

366. Бог-Абсолют не скажет “Я – абсолютен, а они – относительны. Я – Могуществен, а они – слабы. Я могу сделать с ними все, что захочу”. Это гипертофтрованный монарх (бахар), модель антидуховности, полная противоположность Богу-Абсолюту, высшей Истине.

367. Расширение эго – втягивание все новых частей Структуры в самозациклившуюся область (циклон) действия принципа “я есмь”. Создается иллюзия, что этот временной процесс захвата может привести отождествлению со всей бесконечной Структурой (“я есть Всё”). Ошибочность такой позиции ясна: “я” – это принцип противопоставления, “я” возможно только тогда, когда есть не “я”. Поэтому формула “я есть Всё” – абсурден.

Хотя в высшем аспекте она приемлема, но, скорее в обратном выражении: “Всё есть Я”. То есть нет и невозможно ничего, кроме того, что составляет “мой” мир, “мою” концепцию мира во всей бесконечности своих возможностей.

368. Расширение сознания в определенных аспектах ведет к дереализации принципа “я есмь”. Это – расширение в сторону безусловного (“широта взглядов”), но не накопление условностей (конкретных знаний), хотя последнее может способствовать повороту к абстрагированию.

369. Дереализация полисубъектного мира как бы ставит меня в центр мироздания, превращая мир в содержание “моего” сознания, а всех “других” – в допустимых субъектов, в мои отражения с предполагаемыми, но не фактическими (как “мое”) сознаниями. Однако не следует забывать, что моносубъект в принципе (в своей сути) не может быть отждествлен ни с организмом, ни с разумом конкретной личности; такие поверхностные отождествления – следствия некоторой непоследовательности мономубъективизма: это умозрительный монос, рассматриваемый с позиции полиса (то, абсолютизировано солипсизмом).

370. Субъектом чистого моноса может быть только Единый Абсолютный Субъект (“каждый” – для полисубъективизма).

Абсолютный Субъект – это то, что принципиально не может быть объектом. Это то, что в каждый момент наблюдатель, но не наблюдаемое. Он не может быть фиксирован или отождествлен с чем-либо фиксированным. Для ума это – “ничто”, гипотеза, не предполагающая даже возможности подтверждения, поскольку для этого Абсолютный Субъект должен был бы стать объектом наблюдения. Он и для себя – только догадка, но без него некому было бы видеть мир. Очевидно, он обладает бытием совсем иного рода – необъективируемым (“Атман”, “Пуруша”, все термины других систем (культур) могут быть только аналогиями, но не синонимами).

371. Дереализация субъекта как такового выравнивает все возможности, – лишая центра поле сознания.

372. Это высшая истинная внесубъектность (тотус) противопоставлена другой, мнимой – механистической картине мира (псевдо тотус) – одной их подконцепций полиса, в которой “субъект” – почти произвольно отграниченная часть мирового механизма.

Такой мир кажется внесубъектным, поскольку из его описания мы условно устраняем описывающего и воспринимающего этого субъекта.

373. Истинно внесубъеткный мир (“нирвана”, “сатори”) есть непосредственное состояние (сознания, – того, что так называлось), когда дереализована мысль “я существую”. Из определяюбщей, она стала одним из рядовых составляющих сознания (звуком).

374. Но то, что называлось сознанием, теперь уже так не называется, поскольку мысль о том, что “все это – сознание”, из определяющей стала одним из рядовых элементов Структуры.

Но и Структура теперь уже вряд ли может так называться, поскольку мысль о том, что все это – Структура, из определяющей стала одним из рядовых компонентов … чего-то.

Но и эта последняя мысль уже ничего не выражает (не определяет), поскольку стала одним из рядовых элементов, – бессмысленной формой или чем-то другим, а скорее всего – ничем, как т эта самая последняя мысль, которая тоже ничего не выражает.

Здесь показана некоторая интеллектуальная беспомощность в описании внесубъектного бытия, которая, однако, помогает уяснить интуитивное представление о нем.

375. “Хитрость” божественного творения в том, что принцип дается не как единичная причина, а как замкнутый циклон причин. Потому невозможны логические пути коррекции мира на уровне принципов, что логике подвластны только однонаправленные, но не замкнутые цепи причин.

376. Я ОБЪЯСНЮ ВСЕ ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО СКАЖИ, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ДОСТОВЕРНО.

377. Комплекс Мир-Сознание есть замкнутое, зацикленное образование с циклическим взаимодействием элементов. Можно построить бесконечное множество описывающих его систем, какие угодно элементы полагая первичными: что угодно можно объяснить через что угодно. Но к Истине может приблизить лишь то описание, которое сумеет замкнуть кольцо причинности.

378. Обычные однонаправленнные связи ограниченных моделей в запредельности замыкаются на себя. То, что кажется отрезком прямой, оказывается частью окружности.

Самозацикленные связи – циклоны (“дианомы” – в описании) являются элементами Мира-Концепции, которая в этом аспекте может быть представлена как циклон всех цинлонов.

379. Любая связь дианомична: всегда можно найти точку зрения (область мира), в которой данное отношение меняет знак на противоположный. Например, если А есть причина В, то где-то непременно В есть причина А. Всегда возможна область Мира-Концепции, откуда видна дианомичность любой данной направленности.

380. Парадокс – вестник запредельности. Это проекция циклона на разграничивающую поверхность.

381. Образование (обнаружение) циклона при абстрагировании прекрасно иллюстрируется классическим соотношением курица-яйцо: однонаправленное и однозначное в конкретных значениях (данная курица и данное яйцо) оно превращается в замкнутый круг при абстрагированиии (циклон причинности).

382. При совмещении полиса и моноса легко обнаруживается циклон места (местонахождения): организм находится в мире, сознание заключено в организме, а весь мир является содержанием сознания.

383. В плане эволюции возникновение человека – новый способ повышения прочности. Развитие в человеке духовности – обретение абсолютной прочности – вечности.

Человек сотворил себе вечность (вечное пристанище) и Бога как высшее и вечное в себе. Он действительно сотворил это, так как нет иной реальности, кроме той, в которую веришь. Если Бог сотворен как первооснова и творец человека, то таковым он и является. Охватывающая два разных аспекта, мы видим циклон причинности (взаимотворчества) человек-Бог.

384. Найти в себе вечное или сотворить в себе вечное – одно и тоже, видимое с разных позиций. Здесь тождество воли и веры – творчества и познания.

385. Открытие (реализация) циклонов “субъект-мир-субъект” делает возможным влияние на случайные события посредством внутреннего действия.

На горизонте сознания, где эта реальность – лишь сон, управляй случаем. Управляй мягко, не злоупотребляя, более прося, чем приказывая. Буди нежен с тем, что еще не ты, но суров с собой.

386. Три высших аспекта Мир-Концепции, или три великих концепции (полис, монос, тотус) не исключают, но дополняют друг друга (как любые “противоположности”). Их нельзя сопоставлять по принципу “или-или”.

При попытке их совместить (сопоставить) мы приходим к парадоксальной, неумопостигаемой картине мира, как множества взаимоподчиненных циклонов, взаимоотражающих (-ся) субъектов и т.п.

387. Я существую лишь в той мере, в которой обо сне знают другие, способные удостоверить мое бытие.

Я существую для себя лишь в той мере, в коей знаю о восприятии меня другими.

Отсюда понятно стремление к известности. Наоборот, отшельничество может способствовать дереализации эго.

388. Я способен подменить реальное отражение меня (и отражающих) – потенциальным, возможным. То есть необходимым условием моего самобытия является не реальность, а возможность.

389. Мое исчезновение из этого мира есть разминовение с другими – моими отражателями-отражениями.

390. Если в моем сознании произойдут изменения, делающие невозможным (в соответствии с моей концепцией мира) отражение меня другими как живого существа, мне придется создавать новый мир (-концепцию) с новыми существами и новым “мною” среди них. Это называют “перевополощением”.

391. Понятно, что новая концепция будет строиться как продолжение старой, на её основе, но с некоторыми довольно существенными коррективами – настолько существенными, что их невозможно было внести в старый мир, не нарушая там важных для субъекта свойств этого мира (привязанностей).

392. Разминовение со старым миром происходит тогда, когда данный вариант Концепции исчерпывает свои возможности (в плане полиса – индивид исчерпывает свои возможности). Это – завершение построения некоторой части Структуры.

393. ЕСЛИ ТЫ УСТАЛ СЛУЖИТЬ ПРОВОДНИКОМ ИДЕЙ, СМЕНИ ПРОВОДНИК.

394. Твой Бог есть тот, кто идет за тобой и исправляет твои ошибки.

395. Новую подструктуру можно рассматривать как попытку исправить “ошибки” старой, отделяющие её от совершенства, делающие неполной, не всей Единой Структурой, а только её частью. Новое воплощение – попытка еще более приблизиться к идеалу, к Богу.

396. При правильном развитии (правильный выбор) любая подструктура в конце концов становится всей Структурой, каждая концепция становится полной Концепцией, “каждый” (и, как оказывается, единственный) субъект становится Богом, Абсолютом, которым он и является в своей высшей потенции, в истинном, безусловном мире возможностей, – в отличие от мнимых, условных действительностей.

397. Полисубъектная концепция показывает разные пути разных людей, моносубъектная – Путь Человека., внесубъектная – Единство мировой Гармонии как вневременного процесса.

398. Непрерывность субъекта-сознания постигается (существует) только изнутри субъекта, но не извне. Можно сказать “я бессмертен”, но нельзя сказать “он бессмертен”, так, как в плане вечности нет понятия “он” (он – это я). Процесс перевоплощения принципиально не может быть “объективным” (внешним) фактом. В чистом полисе это – миф или предмет надежды, в моносе это – очевидность.

399. Когда-нибудь тебе станет ясно, что вопрос о том, реален ли мир, не имеет смысла. Реальность, объективность внешнего мира – это только твое отношение к нему. Он таков, каким ты хочешь его видеть, потому что на самом дел нет никакого “на самом деле”. Тогда перед тобой встает более серьезная проблема: определить свое желание в этом отношении. Чего бы ты хотел: чтобы все оказалось только иллюзией и исчезло вместе с тобой? Или чтобы оно длилось после тебя? А может быть ты найдешь третий вариант?

400. Нельзя сказать, что бытие – это то, а не это. Оно и то, и другое, но в разных аспектах Мироздание – это физическая вселенная в одних аспектах, мир сознания – в других, мир ощущений, ситуация – в третьих, мир метаабстракций – в четвертых, мир снов – в пятых, мир эмоциональных напряженностей – в шестых, Мир-Концепция – в седьмых и т.п. И каждый из этих миров в себе весь мир, но (как видно извне) взятый не во всех аспектах. И каждая из этих концепций мира претендует на описание всего мира. Но под определенным углом зрения (как становится видно, если посмотреть под другим углом).

401. Полный синтез всех возможностей в пределе дает полное Единство, абсолютную Гармонию, что нам представляется как завершенная, совершенно развитая, предельная Концепция о мире тождественная самому миру – Мир-Концепция, но не как концепция о Мире-Концепции, не попытка её описать или представить, не гипотеза или мечта о ней, а сам (сама) Мир-Концепция, как мировоззрение и самомиропребывание в своей самосущной и самоценной непосредственной данности себе.

402. НА ЛЮБОЙ ВЕРШИНЕ СОХРАНИ ДОСТАТОЧНО МУДРОСТИ, ЧТОБЫ БЫТЬ НА ДРУГОЙ ВЕРШИНЕ И НА ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ.

403. Исследуя мир, человек торит мир в том аспекте, где познание тождественно творчеству.

404. Человек хочет узнать, как устроен мир. Но мир никак не устроен, он еще не сотворен. В каждый момент он таков, каким я себе его представляю. В каждый момент я творю мир каждым актом своего восприятия, мышления, представления.

405. Потому что мир – это Концепция, не имеющая за собой никакой иной реальности, хотя всякая концепция содержит в себе представление об отражаемой ею реальности – как средство самоутверждения.

406. МИР – ЭТО ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ХВАТАЮЩАЯ САМОЕ СЕБЯ, А ТОЧКА ЗРЕНИЯ – ЭТО САМОЗАЦИКЛЕННОСТЬ МИРА.

407. И вместе с тем в представлении предельной Концепции мироздание – это само совершенство, сама Гармония, идеальная Структура, в которой все абсолютно (божественно) правильно. Это не значит, что таково оно и “на самом деле”. Это значит, что я вижу его таким в пределе, в идеале, потому что любой другой (несовершенный) мир меня не устроит, любую другую концепцию о мире я сочту неправильной, неполной.

408. Потому концепция развивается, стремясь к полноте, завершенности. И я буду совершенствовать свою концепцию, свое видение, свой мир в стремлении к абсолютному Совершенству, когда с полным удовлетворением можно будет сказать: “Да, это – прекрасно. И только это – истинно”.

Такова правда о мире.

409. СКАЗАННОГО ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЛЮБЫЕ ВЫВОДЫ.

 

1. Субъект Мир-Концепции.

 

1. САМООСОЗНАНИЕ – МНЕНИЕ СОЗНАНИЯ О СЕБЕ. МНОЖЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ – РАЗНЫЕ МНЕНИЯ О СЕБЕ ЕДИНОГО СОЗНАНИЯ.

2. Состояние рефлексии в единой внесубъектной Структуре (тотус) создает моносубъекта и объективируемый им полисубъектный мир.

3. Каждый есть моносубъект в той степени, в которой он может осознать себя моносубъектом, – в той степени одиночества, на которую он способен.

4. В том аспекте, в котором он мыслит себя человеком, он неспособен на абсолютное одиночество, потому, что одухотворяет созданные формы и приравнивает их к себе.

5. Моносубъект творит вокруг себя “подобных” и наделяет их сознанием. Он создает полисубъектный уровень (полис) как продукт рефлексии. Этот уровень настолько реален для него, насколько он привязан к его формам.

6. Его осознание в себе Единого соответствует его непривязанности, независимости, – той степени одиночества, на которую он способен.

7. Его осознание в себе внесубъектной Истины, Гармонии, Света соответствует его непривязанности к себе, – доступной ему степени самоотречения.

8. Как внесубъектная Структура (тотус) он пребывает в Истине, Свете и Гармонии с собой. Как моносубъект он созерцает эту Гармонию в Свете Истины.

9. Как человек полисубъектного мира он стремится осмыслить это состояние (именуемое жизнью) и поделиться им с себе подобными. Одним их элементов Гармонии является представление о возможном диссонансе.

10. Если я скажу, что мир есть множество концепций, учитывая множество окружающих меня субъектов, то я тем самым допущу существование некоторой внешней универсальной точки зрения, допущу существование “мира на самом деле”, который уже не концепция, а нечто раз и навсегда заданное и независимое от всех концепций.

Такое допущение не имело бы смысла, поскольку всякое знание о таком “мире на самом деле” могло бы быть только чьей-нибудь точкой зрения. Потому неверно говорить о множестве концепций, тем более, что для меня (“каждого”) в данный момент реальна только одна концепция, а все остальные, так же как и их носители – субъекты для меня реально являются только допустимыми, предполагаемыми или возможными.

Как никто никогда не может ощутить более одного субъекта, так же никто не может иметь более одной веримой концепции мира.

11. Мир, как и субъект, един. Это мир одного субъекта, его концепция, точка зрения, его представление о себе и мире. Эта концепция является единственным предметом его веры, для него это – реальность. Но для того, чтобы видеть в ней реальность, а не “всего лишь” продукт своего воображения, он должен подкрепить свою веру допущением “мира на самом деле” и множества живущих в нем субъектов, имеющих более или менее “правильные” концепции этого мира. Все это возникает как средство самоутверждения концепции единого субъекта – “меня”. Потому всех прочих субъектов и другие концепции следует рассматривать как нечто вторичное по отношению к “моей” концепции – это некоторые её натяжки, алогизмы, гипотезы, не допускающие экспериментального подтверждения.

12. Алогизмы – несоответствия между концепцией и бытующей в её пределах логикой – необходимое условие развития концепции, то есть мира, – его жизненный фактор. Мир по необходимости алогичен, внутренне противоречив в любых своих описаниях. Непротиворечивая внутри себя концепция представляла бы замкнутую, законченную систему, не имеющую возможности развития. Наталкиваясь на противоречия внутри себя, концепция вынуждена изменяться и изменять свою логику, временно отодвигая противоречия на другой план и повышая в своих глазах свою устойчивость.

13. На каком-то этапе своего развития концепция может включить в себя существование множества субъектов и множества их концепций, из чего должно следовать существование “мира на самом деле”. Обнаруживая некоторую алогичность таких допущений, концепция пересматривает себя и приходит к выводу, что идея множества субъектов и “мира на самом деле” была принята ею для повышения веры в себя, что было вполне действенно до тех пор, пока не вскрылась (возникла) алогичность этой идеи. Теперь концепция утверждает себя путем разрешения этой алогичности, то есть принимая множество субъектов и “мир на самом деле” не как реальность, а как допущение, необходимое для определенных целей. Полисубъектный мир стал нереальным, но обрел реальность мир моносубъектный, а концепция утвердила себя, разрешив противоречие и отождествив себя с миром.

14. Мировоззрение – это самосозерцание мира. Это – мир без интерпретации. Если в этом мире что-то есть, то никто не может сказать, что это такое и кто это воспринимает. Когда возникает интерпретация, мировоззрение порождает бытие.

15. Простейшей формой интерпретации можно назвать реакцию на элементарное воздействие – уровень ощущения. Синтез элементарных ощущений (в плане некоторых принятых моделей) порождает ситуацию – уровень образа. Дальнейший синтез порождает концепцию – уровень понятия. Развитие концепции в конечном счете приводит к уровню внесубъектной интуиции.

Если допустить некоторую неточность и подменить самопребывающий мир – объектом, то можно сказать, что первому уровню соответствует физическое бытие неодушевленных тел, реагирующих на каждый элементарный акт воздействия; второй уровень – живых существ, реагирующих на совокупности элементарных ощущений – образы (не обязательно зрительные). Здесь происходит развитие дифференциации образов, достигающее того уровня, который мы называем “человеческой ситуацией”, являющейся непосредственно воспринимаемым миром человека. Синтез образов (в основном на зрительной основе) позволяет абстрагировать предмет как совокупность множества подобных образов. Теперь существо реагирует не на образ (форма, цвет, звук), а на то, что за ним кроется – предмет. Реакция на предмет – это уже обозначение предмета как целого, потому этот уровень есть уровень развития понятия, которое в элементарном виде присуще уже тем существам, которые способны узнавать предметы независимо от угла зрения.

Не следует забывать, что это – только иллюстрация, и чтобы понять смысл развития самопребывающего мира, нужно представить себе бытие для себя (изнутри) молекулы, камня, растения, молюска, млекопитающего, человека. Если же вспомнить, что все подобные фазы проходит в своем развитии человеческий эмбрион, станет понятна тождественность всего самобытующего мира и отдельного человеческого сознания.

16. Только на уровне понятия становится возможным самосознание – выделение себя из мира, которое есть не что иное, как самоосознание мира: осознать себя можно только в противопоставлении “не себе”.

Самосознание приводит к появлению внешнего мира, который, будучи единственной веримой реальностью, истолковывается как “мир на самом деле” и для подкрепления такого мнения населяется подобными субъектами. Продолжая самоутверждаться, мир, мир обретает жесткую реальность “объективного” бытия и вырастает до бесконечности. Так же как воспринимаемый мир-ситуация, представляемый мир-концепция в этой фазе является для себя веримой реальностью: я не умозаключаю о существовании пространства за пределами видимого объема моей комнаты, я как бы ощущаю себя в нем. Даже когда я знаю, что это “только” концепция, это ощущение себя в бесконечном пространстве не исчезает, пока иная концепция мира не станет для меня непреложной достоверностью.

17. Развитие метафизического видения мира направлено в запредельность. Как всякое движение и развитие, оно стремится выйти за пределы сегодняшней данности. Разрыв пределов концепции назревает в пределах самой концепции, используя самые прогрессивные из наличествующих средств.

18. Интеллект из инструмента совершенствования полисубъектного мира превращается в его разрушителя. В какой-то момент он начинает понимать, что не исследует мир, а строит концепцию мира, затем обнаруживает, что кроме этой концепции нет никакой другой доступной наблюдению реальности. Все, что полагалось за пределами концепции, оказалась необязательным. Но если мир – это концепция, то почему такая, а не другая? Экспериментируя, интеллект создает множество миров – моделей, сопоставляет их, находит противоречия, отбирает лучшие. Если мир – концепция, то любая концепция может быть миром, но для этого она должна стать верой.

19. Сказать, что мир –концепция, значит уже перейти к моносубъективизму, а здесь легко уверовать в любую концепцию мира, потому что единственным критерием достоверности является мнение одного субъекта. Но для этого монос должен обрести неуклонную достоверность, – из интеллектуальной антитезы полиса он должен стать естественным руководством к действию, он должен стать мировоззрением, то есть миром. Чем более моносубъектным становится мир, тем легче сменяются концепции. В пределе мир становится всяким, то есть никаким. Так можно представить себе возврат к внесубъектному бытию.

20. Различие досубъектного и постсубъектного мира установить невозможно, поскольку различающим для себя является только уровень понятий, то есто тот, где есть понятие “различение”.Мы можем только надеяться, что весь этот путь пройден не зря, но ограниченность такой позиции очевидна. Для разума имеет смысл только движение по спирали, – движение по кругу бессмысленно. Но какое отношение к мнению разума и его требованию смысла имеет то, что включает разум в себя как частность?

21. Основным препятствием для моносубъектного видения мира является симпатия к себе подобным (этим словом “сим-патия” мы объединим все формы положительных отношений – любовь, уважение, привязанномть, сострадание и т.п.). Однако это препятствие мнимое, оно является следствием полисубъектной логики. С полисубъектной точки зрения моносубъектное видение, естественно, должно выглядеть несколько нелогичным: в нем представление о мире как о поле сознания единого субъекта сосуществует с признанием множества одушевленных существ. Попытка совмещения этих представлений в пределах полисубъектной логики приводит к различным моделям, вроде Всепроникающего Святого Духа или Единой Жизни.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия