Студопедия — Такова грамота послана х королю. Бога в Троице славимаго милостию и во едином существе поклоняема и славима, сего вседержавные десницы хотением
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Такова грамота послана х королю. Бога в Троице славимаго милостию и во едином существе поклоняема и славима, сего вседержавные десницы хотением






Бога в Троице славимаго милостию и во едином существе поклоняема и славима, сего вседержавные десницы хотением, скифетродержателя благочестию подражателя великого государя государем самодержьца великого царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии [следует полный титул], от его царьского величества совету боярина и воеводы и намесника Казанского и державцы Новосилского, князя Михаила Ивановича Воротынского, Жигимонту-Августу, Божиею милостью, королю Полскому и великому князю Литовскому [следует полный титул].

Прислал еси до нас бывшего нашего хлопца коморнаго, а своего верного слугу Ивашка Петрова сына Козлова, з листом своим, а в нем к нам писал еси, штож тебе тот наш хлопец поведал, какова нужа над нами князи и надо всем народом христьянским, так и людми великими, ако и над меншыми станы деетца за панованье брата вашего, государя нашего. И вы то слышавши, жалуете о том, занеже вашему государству и христьянству то негодно чинити над людом Божьим, вашему пастырству звероным, коли же сам Бог-сотворитель, человека сотворившы, зневоленья ему не вчинил и всякою почестию его посетил. Наш пак род великий з давных предков наших великих князей Новосилских вам есть в доброй ведомости, каковое чти годен быти ровное о предками государей наших великих князей Московских; про то еще больше и жалуете, иж ся то нам, княжате зацному, и всякой чти годному деетца от вашего брата. Да и то вам сказывал Ивашко Козлов, какову верность свою к вам и к вашим государьством отец наш князь Иван Михайлович указал: и з уделом своим отчизным, в панства ваши податись хотел, для чего немало лет в заточеньи был на Белеозере и смерть принял. И вы, воспомянувшы на верность отца нашего и на смерть его за панованья славное памяти великого государя отца вашего Жигимонта, Божиею милостию, короля Полского и великого князя Литовского, и на нашу нужу от брата вашего за панованьем вашим государьским, хотите то все нам ласкою вашею государьскою нагорожати. И коли вашему государьству поддаными станемг и вы нам обецуете заховати нас при всем том, што держым и што перво сего отчизны нашие отошло от нас, а вам, государю, и во панованье ваше за помочью Божиею и службами нашими придет; хотите нам подати и ваших замков подошлых уделу нашему поступити нам в вотчизну и людей ваших военных прислати к нам на мочь не замешкаете, а нас самих хотите-мети, яко одного княжат уделных голдовников вашых, государей землям своим подручных - вашему государьству княжате Прусскому и княжате Ледницкому и княжате Мишенскому и под боком вашим государьским в вашем панстве великом княжстве Литовском княжате Слутцкому и княжате Курлянскому во всем нас ровных з ними мети и нам еще наболей всякой чти и достойности причиняти, а не вменшивати, яко годно роду нашему великому чинити, што здавна ведетца и на тот час межи вашими государи христьянскими - ничим ся не зменшивает, але еще от часу всякие добродетели примно-жати повинни есте, а отлучати не хотите каждому з народу християнского, а особливе крови княжачой от Бога-сотворителя повышоной. И иншие, которых бы яз разумел годных быти к службам вашим, таковые вси нехай едут до вас на имя ваше государьское, а вы для меня и им ласку вашу государьскую вдячне показовати хотите (Прислал еси до нас...ласку вашу государьскую вдячне показовати хотите. - В начале послания М. И. Воротынского подробно пересказывается грамота к нему Сигизмунда II Августа. Воротынские - ветвь князей Новосильских, одной из «верховских» (княживших на верховьях р. Оки) княжеских семей, перешедших под московскую власть в 80-х годах XV в. Как и другие потомки князей Новосильских (Одоевские, Оболенские и др.), Воротынские вели свое происхождение от князя Михаила Черниговского, а через него от черниговских Ольговичей - Святославичей (потомков среднего сына Ярослава). С этим связано замечание Сигизмунда II Августа, что род Воротынских «годен быть ровное с предками» Ивана IV. Чтобы не допустить мысли о «ровности» Воротынских «таким государем великим», послание, написанное от имени М. И. Воротынского, сознательно преуменьшает его родовитость: если в посланиях обоих Гедиминовичей (Бельского и Мстиславского) всячески подчеркивалось их равенство с их «братом» Сигизмундом II Августом, то в послании Воротынского ничего не говорится о его происхождении, и Сигизмунд II Август не именуется «братом» (автор послания обращается к Сигизмунду II с местоимением «вы», хотя часто сбивается на более обычное «ты»). Отец М. И. Воротынского, Иван Михайлович, упоминаемый в грамоте Сигизмунда II Августа, попал в опалу в 1534 г., в связи; изменой С. Бельского и Ив. Ляцкого (ПСРЛ, XIII, 83; см. комментарий к первому посланию Курбскому, прим. 21).). Як же о всем том велели есте словом нам говорити и з нами постановити тому верному слузе вашему Ивашку Козлову; а для лепные верности ваш лист до нас послали есте под печатью вашею таемною и с подписаньем руки вашые государьские.

И мы тот твой лист вычли и уразумели гораздо. Ино годитца ли тебе, великому государю, так писати, как делают прокураторы, и фалшеры и лотрове, как ты, великий государь, в государя нашего царьского величества землю с такими безлепицами на ссору присылаешь и, не могучи недругу своему храбростью одолети, и таким тацким обычаем и бесоподобною кознью хочешь одолети. Но тричисленого Божества воля и благость и десница самодержство царя нашего утвержает и нас, достойных советников его, благодатию осияет, и никая же сия малая и худая пена, но и велие треволненье не может потопити, якоже реченно есть: «да ся пенит море и збесит, но Иисусова карабля не может потопити, на камени бо церковнем стоит, юже Христос утверди, ей же врата адова не удолеют». Сего ради самодержство царя нашего и навернейший совет не боимся погрязновенья, как государь наш и его царьское величество нас жалует, верных своих советников, и в достойной чести держит, так же и наш совет его волному самодержству верность и работу крепчайшу держым. А что еси писал нашего худого холопца своим верным слугою, ино то уже у тебя у великого государя опроче тех наших молодых паробков и людей нет! Ано и нам такой паробок мало у лошадей пригодитца, не токма которая верность на него положити; ино то твое государьство худо, што такие у тебя страдники в верности. А что он тадцким обычаем твоя изуменная слуха свистаньем ужасил и свел в пропасть безчестия, ино великим государем не подобает того делати и таких безлепиц слушати. А что ты так негораздо учинил, и мы тому удивляемся; а что жалуешь неподобно о християнстве, - ино наших великих государей волное царское самодержство, не как ваше убогое королевство, а нашим великим государем не указывает никто, а тебе твои панове как хотят, так укажут, занже наши государи от великого Владимера, просветившего всю землю Русскую святым крещением, и до нынешняго государя нашего их волное царьское самодерьжство николи непременно на государьстве, и никем не посажены и не обдержимы, но от всемогущие Божия десницы на своих государьствах государи самодержствуют, а вы потому своих панов рад слушаете, што прародителей твоих гетманы литовские Рогволодовичев Давила да Морколда на Литовское княжество взяли. И которым обычаем князь велики смоленской Мстислав Володимерович Манамаш тех Рогволодовичев сведши с Полотцка, заточил во Царь-город и как они великому князю Мстиславу до заточенья повинны были, а в чем преслушалися, и они за то и наказанье приняли, и то ведомо всему народу християнскому, которым то обычаем делалося. Ино потому ты своим паном и послушен, что есте не коренные государи, а будет потому, што вы от Сенкушковичев и как безлепичники врут, что Витенец служебник был тверских великих князей, а при нем был конюшец Гегимник. И толко вы от тех пошли, ино вам и болши того подобает панов своих послушывати, занже есте государи не коренные; а наши великие государи, почен от Августа кесаря, обладающего всею вселенною, и брата его Пруса и даже до великого государя Рюрика и от Рюрика до нынешнего государя его царьского самодержьства, все государи самодержьцы, и нихто же им ничем не может указу учинити и волны добрых зкаловати, а лихих казнити; а ты по делу не волен еси, что еси посаженой государь, а не вотчинной, как тебя захотели паны твои, так тебе в жалованье государьство и дали (ино наших великих государей волное царское самодержство не как ваше убогое королевство...тебе в жалованье государьство и дали. - Автор послания противопоставляет самодержавие русских государей, происходящих от «Августа-кесаря» (см. об этом выше, комментарий ко второму посланию Иоганну III, прим. 21, и комментарий к посланию Полубенскому, прим. 2), польскому «убогому королевству». При этом он излагает две версии относительно происхождения литовско-польской династии Ягеллонов, существовавшие в родословиях XVI в. Согласно одной из этих версий, Ягеллоны (Гедиминовичи) происходят от полоцких Рогволодовичей (которые, в свою очередь, были потомками Владимира Святославича Киевского, т. е. Рюриковичами); Рогволодовичи были изгнаны Мстиславом Владимировичем (сыном Мономаха) из Полоцка и бежали в Царьград, а затем «Вильняне взяша собе» их «ис Царяграда» (ПСРЛ, XVII, 573 и 593). Согласно другой версии (которую зам автор послания считает «враньем безлепичников»), предок литовских чнязей Гедимин («Гегиминик») был не потомком княжеского рода, а рабом - конюшим «князьца» Витеня, женившимся на вдове «князьца» ПСРЛ, XVII, 589, 602 - 603). Почему автор послания считает, что, в случае верности второй версии, Ягеллонов следует считать потомками Зангушковичей (польские князья Сангушки - потомки Гедимина), - Не понятно.). А пастырство твое, которое не токма что вверенных тебе людей не волен еси, но и в себе не волен еси; как ты оставаешься без потомства, и який тобе поминок будет? Занже 14сестра твоя Анна несть замужем и несть подобна по тебе седяща государя, и кому твоя память творити? Также сестра твоя Катерина (сестра твоя Анна...также сестра твоя Катерина. - Сестра Сигизмунда II Августа Анна не была выдана при его жизни замуж (она вышла замуж значительно позже, за Стефана Батория). Относительно брака между второй сестрой короля Екатериной Ягеллон и Иваном IV велись переговоры в 1560 - 1561 гг. (Сб. РИО, т. 71, №№ 1, 2, 3), но они не привели к успеху (с 1562 - 1563 гг. начинается русско-польская война из-за Ливонии), и Екатерина была выдана замуж за шведского принца Иоганна Финляндского (будущего Иоганна III; о дальнейшей судьбе Екатерины см. в тексте обоих посланий Иоганну III и в комментарии к первому посланию, прим. 8, ко второму посланию, прим. 23). Иван Грозный в течение многих лет интересовался судьбой Екатерины, считая, что она была выдана за представителя «мужичьего рода» Ваз поневоле. В 1570 г. русские послы в Польше доносили царю о Екатерине: «королева свейского [Иоганна III] не любит, что он с курвами блядует, а приказывает к брату своему к Жигимонту-Августу королева: хотя б, деи, яз у московского избу имела, ино б мне лутче Шветцкого королевства» (Сб. РИО, т. 71, стр. 801).) по думе панов рад твоих за каким ныне мужем, есть ли подобно то в ровности? А твое хотенье было и сестры твоей Катерины за нашего великого государя! И мог ли ты малую волю свою мимо панов рад твоих волю сотворити? И коли ты сам в себе не волен, как же тебе волну бытп в своем государьстве? А то прокрасу собе притворяешь, што будто ты милостию волю даешь, а ты сам не волен ни в чем. А что писал еси, что Бог сотворил человека и волность ему даровал и честь, ино твое писанье много отстоит от истинны, понеже перваго человека Адама Бог сотворил самовласна и высока и заповедь положи, иже от единого древа не ясти, и егда заповедь преступи и каким осуженьем осужен бысть. Се есть первая неволя и безчестье, от света бо во тму, от славы в кожаны ризы, от покоя в трудех снести хлеб, от нетления во нетление, от живота в смерть. И паки на нечестивых потоп, и паки по потопе заповедь иже не снести душа в крови, и паки во столпотворении разсеяние и Авраму веры ради обрезание и Исаку за повеление и Иякову закон и паки Моисеом закон и оправдание и оцыщенье и преступником клятва даж во Второзаконии и до убийства, та же благодать и истинна Иисус Христом бысть и заповеди и законоуставление и преступающим наказание.

Видиши ли, яко везде убо несвободно есть; и то твое писмо далече от истинны отстоит? И то ли самоволство добро, як твои панове доспели тебя фалшером, х таковым безлепицам тебе прирадили руку приложпти? А што о нас писал еси неподобное дело, младенческим разумом изумевся, а нам таким государем великим самодержьпом пригоже ли быти в ровности? У волного царьского самодержьства во чти есмя: в советникех есмя не меншые, также и в воеводстве обладуем многими людми, п которые прироженцы государьские изо многих царьств царьского величества по ругу приходят, и от тех не безчестны есмя и отчину свою по своему достоинству держу (У волного царьского самодержьства во чти есмя...отчину свою по своему достоинству держу. - М. И. Воротынский был одним из наиболее выдающихся полководцев Ивана Грозного. Уступая Бельскому и Мстиславскому в «совете» (думе), он играл особенно видную роль в военных походах Ивана IV. Вместе с И. Ф. Мстиславским он командовал русскими войсками уже при взятии Казани (ПСРЛ, XIII, 482), в последующие годы был одним из руководителей обороны южной (крымской) границы. В 1572 г., уже после написания комментируемых посланий, он одержал блестящую победу над крымским ханом Девлет-Гиреем (см. выше, комментарий к первому посланию Иоганну III, прим. 10). В 1573 г. Воротынский был казнен (вместе с Морозовым и Одоевским) за какую-то служебную оплошность в войне с Крымом (Синбирский сб., стр. 39).). А что еще от прародителей наших незгодами запустело город Новосиль, ино царьского величества милостию и казною и тот есмя город поставили и по его милосердному самодержь-ству тем городом обладуем. А тое ли нам чести хотети, как предкове нашы незгодами своими предков вашых с своими отчинами в руки пришли и якую неволю и безчестье терпели от предков вашых, як же и паны радными безчествованы? А панове рада твои все згожы быти нашими подданными, ино тое чести Боже уховай, што подданным нашим с нами ровным быти! А што ж нас пишешь зацными, ино зацному годитца ли зрадцою быти? А мы из давных предков своих своим государем и их волному царьскому самодержьству в службе своей верность показуем. А што хлопец наш Ивашко Козлов подобно змие яд тебе изблевав, што будто отец наш князь Иван Михайлович и с отчиною своею хотел податися в отца твоего панство, и тое неподобное зрадное слово х которому делу пристоптца? Как он, собака, злодей, подобно бешеной собаке отца нашего небожщика укарает? А мы не есть от роду зрадцы, но от прародителей своих верные слуги его царьскому волному самодержьству, а от государя от своего его царьского волного самодержьства кроме жалованья и чти ничего не видим. А что на отца нашего опалы были, и то по его проступкам было, а смерть ему учинилась по Божью веленью, а государьское наказати и жаловати.

А што нам обецуешь свое жалованье нагорожати, и ты б нам нагородил так: первое бы еси учинился с нами в братстве, а нам бы еси дал в вотчизну Новгородок Литовской, да Витепск, да Менеск, Шклов, Могилев и иные городы по Днепру, кроме Киевского повету, да Волынскую землю и Подолскую всю сполна; ты будешь на Полском королевстве, а брат наш князь Иван Дмитреевич Белской будет на великом княжстве Литовском и на Русской земле, а брат наш князь Иван Федорович Мстиславской будет на Трокех и на Берестп и на иных городех и на Прусех и на Жемоти, а мы на тех городех, которых мы нынеча просим у тебя, и так меж себя будем в братстве и в любви, и все совокупився с тобою вместе з братом своим будем под голдом великого государя его царьского волного самодержьства, бо его царьское величество есть милостив для християнства и для поданых своих не щадит персоны своей против недругов своих, мощен есть обороняти тебя и нас от турок, и от Перекопского, и от цысаря, и от иных многих земель и во всем нас в (Испр.; в ркп. в нет.) покое заховывати будет. А инако же нам учнешь нагорожати, брат наш, и нам менши того незгоже быти.

А што ж ты, брат наш, хошь нам подати великого государя нашего его волного самодержьства вотчину и на помочь людей послати, и мы зрадцею своему великому государю не хотим быти. Як же ты, брат наш, нам радишь по звычею рад твоих зрадному, а тая сотонинская гордость, что ты, брат наш, чюжое даешь, чему подобна есть?! Якоже есть писано: аще взграеши яко орел и свиеши гнездо свое посреди звезд небесных, и оттуду тя свергу; рече Господь: Бог Господь гордым сопротивник есть, смиренным же даёт благодать. А что еси писал, брат наш, што хошь нас держати подобно с иншими князми, ино ж мы царьского величества милостию и так тех князей выше есмя; а Прусская княжата што говорити, занже и ныне тебе не послушен есть, нам то гораздо ведомо. А что противно Божью веленью писал еси, што от Бога-сотворителя повышоной княжачой крови, ино тое слово кроме ко антихристу приложити, а к иному ни к чему не подобно есть; Господу Богу нашему Исусу Христу, везде о смирении поучающу и глаголющу: «Царие язык господствуют ими (Испр.; в ркп. ми.) и велицы облагодатели нарицаютца, вы же не тако, но аще хто хощет вящшый быти, да будет всем раб и всем слуга. Сын бо человеческий не приде, да послужат ему, но да послужити и дати душу свою избавленье за многих»; и паки инде рече: «Еже есть высоко в человецех, мерзость есть пред Богом»; апостолу же вопиющу: «яко крыющеся в вертепах, и в горах, и в пропастех земных, им же не бе достоин весь мир; где же положиши Бога того оного веселящеся во вся дни светло и в муках возвепша очи свои, како же убо Лазаря нищего, иже крупицы падающи не могущи ясти и псом лижущи гной его, и лежаща пред враты того же богатого и несену быти ангелом на лоно Авраамле; богатому же оному мучитися в огни бесконечном, ниже языка прохладити могуща». Как же не противно твое, брата нашего, писание Христову повеленью? Везде убо Господу гласящу и смирение заповелевающу, а ты, брат наш, гордость хвалишь и последствуя антихристову повеленью. А што еси, брат наш, писал, штоб нам на твое имя перезывати людей, ино же подобает тебе к такому лотру писати, якиж бы достоин был такому твоему лотровскому писму, а мы ж фалшером не хотим быти, як же твои, брата нашего, панове тебе прирадили, а у нас же таких карают. А иное есми всказал тебе, брату своему, словом молвити твоему верному слуге Ивашку Козлову, и што он учнет тебе от нас говорите, и ты б ему верил, бо то суть наши речи.

Писана царьского величества в граде Москве, лета 7075» июля 15 день.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия