Создание образа с помощью секвентного развития темы.Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада» часть 1
Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) – русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз». Участник балакиревского кружка. Римский-Корсаков – величайший мастер оркестра (особенность - «Цветной слух» композитора). Симфоническая сюита «Шехерезада», соч. 35 (по сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь») написана Римским-Корсаковым 1888 г. К партитуре сюиты приложена следующая программа: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Первая часть Largo maestoso. Allegro non troppo («Море и Синдбадов корабль»). Здесь звучат три темы: тема шаха Шахриара, тема Шехеразады, тема моря. Опишите их. 1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание: напишите сочинение «Образ моря» по ч.1 сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 8-9 Развитие темы. Вариантность. Создание образа с помощью вариационного развития темы. Принципы развития музыкального материала: 1. Повторение а) простое (применяется однократно) б) измененное-варьирование
Слово “вариация”-латинского происхождения и означает “изменение”. Мы используемся этим словом и близкими ему “вариант”, “варьировать”.
2. Секвенция - последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. Полное проведение секвенцируемого оборота именуется «звеном». 3. Имитация – повторение мелодии в другом голосе. Способы варьирования: · Мелодия (фигурации) · Ритм · Гармония · Динамика · Лад · Фактура · Тембр · Форма
Глинка М.И. Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.). Представляет собой вариации на две русские народные песни, разработанные поочередно. Первая из них – свадебная «Из-за гор, гор высоких», вторая – плясовая «Камаринская». Свадебная_________________________________________________________________________________________________________________________________________ Плясовая__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Меняется ли образ в зависимости от изменения лада, динамики, регистра?
Чайковский П.И. Симфония №4, финал (фрагмент) (1877г.). Какая русская народная песня звучит в финале четвертой симфонии? ___________________________________________________________
Изменяется ли первоначальный характер темы? ___________________________________________________________
При помощи каких выразительных средств достигается изменение характера темы? _________________________________________________________________________
Шостакович Д.Д. Симфония №7 «Ленинградская»(1941г.), Эпизод нашествия. Эпизод нашествия построен в форме вариаций на мелодически неизменную тему (тема +11 вариаций). Это пример тембровых вариаций.
Какой музыкальный образ рисует эта тема? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание: проанализируйте пьесу из репертуара по специальному инструменту (музыкальный образ, характер, развитие тем, элементы музыкальной речи) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Урок 10
|